Ситуация в Турции: ноябрь 2010 г.

Ключевым событием ноября на внешнеполитическом треке деятельности высшего турецкого политического и военного руководства стал саммит НАТО в Лиссабоне. Ряд турецких экспертов даже назвали данный форум поворотным моментом в отношениях Турции с Западом. Безусловно, это преувеличение, так как существующая стратегическая линия Анкары на данном направлении с учетом внутренних и внешних обстоятельств не может быть нарушена на данном этапе каким бы то ни было, пусть и очень важным, саммитом. Однако, учитывая важность вопросов объемной повестки дня саммита, следует констатировать его значимость с точки зрения решения ряда глобальных и региональных проблем и участия в данном процессе Турции.

Среди этих вопросов необходимо выделить новую Стратегическую концепцию альянса, проект создания территориальной системы противоракетной обороны для европейского региона, сотрудничество в формате НАТО-ЕС, организацию в рамках альянса борьбы с терроризмом и его разновидностью кибертерроризмом, условия передачи полномочий по обеспечению безопасности в Афганистане национальным силам, отношения в формате НАТО — Россия.

Турция в целом удовлетворена итогами лиссабонского саммита. В новой стратегической концепции НАТО, которая определит план действий североатлантического альянса на последующие 10 лет, были учтены и ее предложения. Удовлетворение Анкары выражено в заявлениях турецких руководителей на самом высоком уровне о том, что «именно позиция Турции по основным вопросам помогла сохранить имидж НАТО», « …если бы не принципиальная позиция Турции, то сам саммит продолжался бы не более 10 минут». Эйфорию руководства страны по этому вопросу не разделила оппозиция, в частности, Партия националистического движения /ПНД/.

Следует согласиться, что Анкара еще в ходе подготовки к саммиту озвучила, что является рядовой практикой в рамках НАТО, именно свои предложения, а не требования как предпочитают говорить многие эксперты, касающиеся ряда вопросов повестки дня. В частности, речь шла о том, что система ПРО должна быть не американским проектом, а проектом альянса, в котором решения принимаются, как и в НАТО в целом, консенсусом, что позволяет Турции использовать право вето. Кроме этого, данная система, по мнению Анкары, должна распространяться на всю территорию Турции, все государства-члены альянса должны принять участие в усилиях, в т.ч. финансовых, по созданию данной системы, а при ее создании и использовании следует исключить указание на конкретное государство как на источник угрозы. Речь шла об Иране и Сирии.

При этом, необходимо отметить и то, что по всем этим вопросам взаимоприемлемые договоренности были достигнуты еще до саммита в Лиссабоне, в т.ч. и по проблеме владения и распоряжения так называемой «красной кнопкой» ПРО. При этом, эти договоренности не сопровождались бурными дебатами, так как турецкие предложения являлись для НАТО вполне приемлемыми, а зачастую само собой разумеющимися. Другими словами, здесь присутствует некое желание «нарисовать» сложные препятствия с целью публично озвучить затем свое незаурядное умение их успешно «преодолевать или же обходить».

Показательным в этом плане является ситуация с «красной кнопкой». Турецкие СМИ накануне саммита, ссылаясь на руководство страны, активно сообщали, что так и не достигнуто соглашение между Анкарой и Брюсселем на предмет того, в чьем распоряжении будет находиться управление натовской системой противоракетной обороны, которую планируется разместить на территории Турции. Анкара якобы настаивает на том, чтобы пусковая кнопка находилась в ее руках, НАТО же отвергает такой вариант.

Более того, премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил, что считает передачу управления противоракетной системой Турции непременным условием ее согласия на размещение ракет. По его словам, если на ближайшей встрече государств-членов НАТО в Лиссабоне консенсус достигнут не будет, Турция не станет участвовать в этом проекте. В то же время в интервью турецким СМИ официальный представитель Североатлантического альянса Джеймс Аппатурай напомнил, что согласно уставным документам блока право распоряжаться ракетами остается за его командованием, которое не может делегировать свои полномочия какой-либо одной стране. Примечательно, что буквально через день после завершения саммита официальная Анкара согласилась с этим заявлением представителя НАТО, сняв свои претензии на единоличное распоряжение «красной кнопкой».

В связи с этим, думается, что ключевым тезисом при положительной оценке итогов саммита НАТО в Лиссабоне, включая турецкий и российский аспекты, все же является умелый вынос руководством альянса всех принципиально важных конкретных и в то же время спорных вопросов за рамки принятых и удовлетворяющих всех членов блока общих решений. То есть, в ближайшем будущем предстоит торг, трудное обсуждение целого ряда спорных деталей, в т.ч. и по ПРО, для того, чтобы иметь возможность успешно решать принятые в Лиссабоне консенсусом общие обтекаемые решения. Есть ряд таких вопросов и у Турции. В частности, речь пойдет о месте расположения командования элементами ПРО. Анкара намерена отстаивать Измир, где уже имеются для этого многие составляющие необходимой инфраструктуры. С этим не торопится соглашаться НАТО, прежде всего, США, которые рассматривают для этой цели Германию. Немаловажную роль сыграет и сложное развитие отношений в треугольнике НАТО-ЕС-Турция, а также отказ Турции сотрудничать с Израилем в сфере обмена конфиденциальной информацией, которая будет получена с помощью элементов ПРО.

Все эти спорные вопросы, вынесенные за рамки лиссабонской встречи в верхах, будут решаться в марте и июне 2011 года в ходе совещания экспертов и министров оборон стран-членов НАТО. Совету НАТО уже поручено работать над подготовительной программой для данных совещаний. Немаловажную роль сыграют и двусторонние переговоры стран-участниц. В частности, консультациям по этим вопросам посвящен начавшийся 27 ноября четырехдневный визит в США министра иностранных дел Турции А. Давутоглу, а также предстоящие до конца этого года в Вашингтоне переговоры главы правительства Р. Эрдогана.

Произошли в ноябре важные события и на израильском треке внешней политики Турции. На состоявшемся заседании Совета национальной безопасности /СНБ/ Турции были одобрены изменения в так называемой Красной книге — «Политическом документе о национальной безопасности». Они коснулись и списка стран, которые представляют угрозу для Турции. В список был внесен Израиль, чьи действия, по мнению СНБ Турции, «могут спровоцировать гонку вооружений между ближневосточными странами». Эксперты отмечают, что в последний раз Турция открыто рассматривала Израиль как угрозу своей внешней безопасности в 1949 году. Вместе с тем, из перечня стран, представляющих для Турции внешнюю угрозу, были исключены Россия, Сирия, Болгария, Грузия, Армения и Иран.

Израильское издание Haaretz опубликовало статью под названием «Турция — не враг Израиля», в которой особо подчеркивает, что решение, принятое СНБ Турции в отношении Израиля, может иметь серьезные последствия. «Для Израиля не будет трагедией, если он выразит свое сожаление по поводу гибели граждан Турции и выплатит символическую компенсацию их семьям. Сложилась очень серьезная и тревожная ситуация, поскольку бывший в свое время соратником и стратегическим партнером Анкары Израиль впервые оказывается в списке стран, представляющих угрозу для Турции», — говорится в статье. Издание призывает руководство страны сделать все возможное для восстановления турецко-израильских отношений.

Наряду с этим, в связи с кризисом в двусторонних отношениях министерство обороны Турции приняло решение отказаться от совместных военно-морских учений с ВМФ Израиля в Средиземном море. Учения должны были проходить под эгидой НАТО, но Турция заявила, что откажется от этих учений, если там будут принимать участие израильские ВМС.

Первоначально планировалось, что Израиль на этих учениях будет представлен боевым кораблем Saar. Однако Североатлантический альянс перед критическим лиссабонским саммитом решил не портить отношения с Турцией, и просто отложил проведение этих учений. Ожидается, что данный вопрос генсек НАТО А. Расмуссен решит после саммита. Учения в Средиземном море были запланированы на август 2011 года при участии ВМС Израиля, Турции и США. В Турции считают, что отказ Турции от участия в учениях связан с атакой в конце мая израильского спецназа на гуманитарную «Флотилию свободы», направлявшуюся в блокированный сектор Газа.

Турецкие издания цитируют газету «Маарив», которая сообщила, что руководство МИД Израиля, в свою очередь, отменило конкурс на должность посла в Турции, который должен занять место завершившего свою миссию в этой стране Габриэля Леви. Он должен вернуться в Израиль в ближайшее время. Стало известно, что в израильском МИДе приняли решение уравнять по статусу израильскую дипломатическую миссию в Анкаре с турецкой миссией в Тель-Авиве.

Напомним, что в июне этого года Турция отозвала своего посла из Израиля из-за инцидента с кораблем «Мави Мармара». Вместо него был назначен новый дипломат, однако он так и не появился в Израиле. Между тем, информированная турецкая газета Today Zaman утверждает, что турецкие власти не намеревались принимать преемника Леви в случае, если бы он и был назначен.

Кроме этого, Турция демонстрирует стремление отказаться от некоторых направлений военно-технического сотрудничества с Израилем. Так, в ходе визита турецкого министра обороны Веджди Генюля в Азербайджан было озвучено предложение Анкары расширить сотрудничество оборонных предприятий двух стран. На нынешнем этапе идут интенсивные переговоры между турецкими и азербайджанскими предприятиями относительно модернизации тяжелой техники, выпуска оружия, современных систем связи и др. Анкара также намерена предложить азербайджанским партнерам совместное производство беспилотных летательных аппаратов /БПЛА/. Принципиальная договоренность об этом уже достигнута. Турция планирует наладить у себя серийное производство БПЛА, которые ничем, полагают турецкие специалисты, не уступают знаменитым израильским БПЛА Heron..

Несмотря на такую негативную подборку событий, имевших место в ноябре в турецко-израильских отношениях, ряд турецких экспертов продолжают все же отстаивать позицию, в соответствии с которой острые разногласия между Турцией и Израилем на нынешнем этапе носят временный характер.

События ноября в сфере отношений Турция-ЕС показали, что они остались на прежнем уровне, который не устраивает Анкару. Так, в заявлении министерства иностранных дел Турции, в котором дана оценка докладу ЕС о продвижении Турции в 2010 году по пути вступления страны в эту организацию, отмечено: «Мы ожидаем от ЕС выполнения обязательств в отношении Турции, мы не согласны с содержащимися в докладе выражениями относительно ожиданий от турецкой стороны, включая сферу активной поддержки в решении кипрского вопроса».

В заявлении указано, что, несмотря на усилия турецкой стороны, все еще не достигнут желаемый прогресс в решении кипрской проблемы. «Это происходит не по вине турок-киприотов или Турции. Если ЕС стремится к разрешению этого вопроса, он должен выполнять сначала свои обязательства в плане отмены изоляции турок-киприотов», — констатируется в документе МИД Турции. Государственный министр и глава турецкой делегации на переговорах с ЕС Эгемен Багыш следующим образом оценил доклад ЕС: «Судя по этому документу, нам предстоит ждать членства в ЕС приблизительно ещё 13 лет».

Президент Турции А. Гюль, в свою очередь, также обвинил членов Евросоюза в попытке помешать процессу вступления его страны в ЕС. Он заявил, что на пути Турции ставятся «несправедливые и искусственные преграды». А бывший министр иностранных дел Великобритании Джек Стро, поддержав президента Турции, заявил, что наступило время для того, чтобы Европейский союз обсудил варианты решения кипрской проблемы в контексте двух государств.

В интервью газете The Times бывший глава МИД Великобритании жестко раскритиковал позицию ЕС по вступлению Турции в его ряды и кипрскому вопросу. По мнению дипломата, ЕС использует проблему Кипра в качестве предлога, создавая препоны на пути вступления Турции в Евросоюз. Стро подчеркнул, что необходимо избавиться от стереотипов: «Если единое государство не обеспечит равенство политических прав, то следует признать независимость обоих государств — как Южного, так и Северного Кипра», — заявил он, отметив, что это будет способствовать решению проблемы. В заключении он подчеркнул, что ЕС больше нуждается в Турции, нежели Турция в нем.

Не обошел тему отношений с Евросоюзом и глава турецкого правительства. «Турция ждет уже 50 лет. Мы стали вполне европейской страной, но в Европе нас не хотят. Я не знаю, почему. Турция — единственная страна, в отношении которой Европа проявляет дискриминацию по совершенно непонятному признаку. Я знаю страны, которые блокируют вступление Турции в Евросоюз, но не хочу их сейчас называть. Наш народ очень разочарован долгим ожиданием. Я хочу прямо заявить: турецкий народ обижен на Европу, и Европе не следует долго испытывать наше терпение. И если Турция перестанет ждать и отвернется от Европы, это будет иметь самые непредсказуемые последствия»,- отметил премьер-министр Турции.

Наряду с этим, государственный министр и глава турецкой делегации на переговорах с ЕС Э. Багыш в интервью телеканалу Euronews заявил, что рано или поздно Турция станет членом Европейского союза. Более половины статей вступительного досье Турции, по его мнению, заморожены по политическим причинам.

В ноябре имело место определенное потепление в турецко-китайских отношениях. Этому способствовал визит в КНР главы дипломатического ведомства Турции А. Давутоглу. Турецкий министр, давая оценку своим переговорам в Пекине, подчеркнул, что кризис годичной давности в отношениях, последовавший за жестким подавлением Пекином волнений в уйгурских районах Китая, преодолен. А. Давутоглу призвал не рассматривать нормализацию отношений с Пекином в качестве вызова Вашингтону.

Кроме этого, отвечая на вопросы журналистов, глава внешнеполитического ведомства Турции изложил свое видение внешней политики страны. При этом, он в очередной раз опроверг предположения о смещении основного внешнеполитического вектора Анкары на Восток и подчеркнул, что «ослабления связей с Западом нет». По его словам, Турция в проведении внешней политики ориентируется прежде всего на своих союзников США и страны ЕС. Ко второй категории он отнес соседей Сирию, Ирак, Иран и Грецию. И в третью категорию стран, с которыми Турция «наращивает отношения», А. Давутоглу зачислил Бразилию, Китай, Индию, Японию, Россию и Южную Корею.

МИД Турции подтвердил сообщения о намерении Ирана возобновить переговоры с «шестеркой» международных посредников по атомной проблематике на турецкой территории. «Турция изначально прилагает активные усилия по решению дипломатическим путем иранской ядерной проблемы, и в этих рамках она готова сделать все от нее зависящее По вопросу проведения в Турции переговоров достигнута принципиальная договоренность, но их место и время пока не определены», — сообщили источники в турецком МИД.

О готовности возобновить переговоры ранее объявил и министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки. «Мы сообщили нашим турецким коллегам, что пришли к согласию относительно проведения этих переговоров в Турции», — сказал глава МИД Ирана в Тегеране, подтвердив, что место, дата и повестка предстоящей встречи находятся в стадии обсуждения.

Эксперты обратили внимание на заявление директора-распорядителя МВФ Доминика Стросс-Кана, в котором он предложил предоставить Турции право участия в работе Совета директоров МВФ. Вместе с тем он подчеркнул, что окончательное решение в этом вопросе должны будут принять страны «Большой семерки», составляющие ядро G-20. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган, давая оценку этому заявлению, заявил, что в 2023 году Турция войдет в число десяти крупнейших экономик мира. Премьер, выступая на открытии технопарка в стамбульском университете Богазичи, отметил, что Турция может достичь этой цели путем инвестирования в образование, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Р. Эрдоган подчеркнул, что по темпам роста экономики Турция находится сегодня на третьем месте в мире и первом в Европе.

Из событий внутренней политики следует выделить очередной виток обострения разногласий между правительством и военными. Впервые в современной истории Турции трое генералов уволены со своих постов решением гражданских властей. Приказы подписаны министром внутренних дел и министром обороны. Сообщается, что формально всё сделано в рамках закона: все трое не прошли переаттестацию в августе этого года. В то же время раньше подобные решения принимались исключительно в Генеральном штабе ВС. Они уже подали жалобу в высший военный судебный орган. Эти генералы входят в число двухсот офицеров, которые проходят по делу о планировании подготовке военного переворота в 2003 году.

Суд над ними начнётся в середине декабря. Прокуратура Стамбула возбудила уголовное дело факту о подготовке к перевороту после публикации в январе 2010 года газетой «Тараф» серии скандальных материалов. В них, в частности, утверждалось, что высшие военные чины подготовили план организации взрывов в мечетях Стамбула и введения чрезвычайного положения. Расследование дела о заговоре, существование которого военные отвергли, обострило отношения между правительством и армией. Действия правительства в отношении военных были подвергнуты резкой критике со стороны руководства основных оппозиционных партий — Народно-республиканской партии /НРП/ и Партии националистического движения /ПНД/. Прозвучали их жесткие заявления о том, что эти действия «являются гражданским переворотом», «попыткой унизить и ослабить армию».

Так, лидер ПНД Девлет Бахчели начал кампанию по объединению турецких националистов. Он обратился ко всем националистам страны, членам всех националистических обществ «Бозкурт» с призывом объединиться под единым началом для совместной борьбы с нынешними властями. «Я твердо решил бороться до полного искоренения правящей Партии справедливости и развития», — сказал генеральный председатель ПНД. В рамках данной кампании лидер ПНД намерен провести ряд встреч с тем, чтобы добиться до всеобщих парламентских объединения националистического лагеря. Он лично встречается с бывшими членами партии, покинувшими ее ряды из-за различных разногласий.

Еще одной реализованной попыткой правительства сократить функции армии ряд экспертов считают создание в Турции нового ведомства для осуществления охраны государственной границы. В Генштаб ВС Турции направлен закон «О Главном управлении по охране границы и должностях». В соответствии с законом запланированы упразднение подчинявшегося Генштабу командования береговой охраны, передача личного состава, командования, инвентаря и техники Главному управлению по охране границ, которое структурно будет входить уже в министерство внутренних дел. Более того, это позволит вновь созданному ведомству использовать тяжелое оружие для управления операциями в рамках границ и прослушивать телефоны без решения суда.

Согласно закону, жандармерия передаст охрану границ Главному управлению в определенные сроки, поэтапно. Так, Управление займется охраной границ с Грецией и Болгарией с 2015, с Грузией, Арменией и Азербайджаном — с 2017-го, с Сирией — с 2018 года. После этого правительство обозначит сроки передачи Главному управлению охраны границ с Ираном и Ираком.

Определенный ущерб имиджу армии наносит и разразившийся в Турции шпионский скандал. Арестованы двенадцать офицеров и сотрудников Турецкого исследовательского совета по науке и технологии (ТЮБИТАК), которых обвиняют в передаче секретной информации Греции. В частности, речь идет о планах обороны против возможной агрессии со стороны западного соседа и союзника по НАТО, а также о стратегии организации ответного удара против Греции. Среди подозреваемых два адмирала турецкого ВМФ. Арестованных обвиняют в передаче Греции секретной информации из архивов военно-морской базы Акзас близ города Мармарис и Центрального командования ВМФ. Обвинение утверждает, что секретные документы, а также турецкие военно-морские и военно-воздушные базы снимались на миниатюрную видеокамеру. Пресса связывает с этим скандалом ряд недавних самоубийств среди турецких офицеров.

Определенный резонанс в сфере внутренней политики получила отставка главы управления по делам религии при аппарате премьер-министра Турции Али Бардакоглу. Это очень влиятельное в стране ведомство. Достаточно сказать, что его бюджет в разы превосходит бюджеты министерств иностранных дел, культуры и образования, промышленности и торговли. А. Бардакоглу, по мнению газеты «Хюрриет», не оказал нужной поддержки правительству в вопросах решения курдского вопроса и проблемы алевитов, что и стало основной причиной его отставки. Преемником А. Бардакоглу на этом посту стал его заместитель Мехмет Гормез. А. Бардакоглу являлся одним из самых влиятельных религиозных деятелей Турции и занимал этот пост около 8 лет. СМИ отмечают, что его разногласия с премьер-министром Турции Р. Эрдоганом возникли давно, что и спровоцировало его отставку.

 

Газета «Бугюн» привела результаты опроса населения во всех провинциях страны, организованного агентством «Консенсус», которые дают представление о политических предпочтениях турецких избирателей на нынешнем этапе. Респондентам был задан вопрос: «Если парламентские выборы будут завтра, за кого Вы проголосуете?». Сторонники правящей Партии справедливости и развития (ПСР) составили 44,8%, сторонников основной оппозиционной социал-демократической Народно-республиканской партии (НРП) набралось 25,1%, Партия националистического движения (ПНД) получила бы 12,9%, а прокурдская Партия мира и демократии (ПМД) — всего 6,7%. Напомним, что в соответствии с турецким законодательством минимальный процент голосов, который необходим партии для того, чтобы провести своих представителей в парламент составляет 10%.

10 ноября Турция в очередной раз отметила День памяти основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. Была проведена целая серия различных торжественных мероприятий. Вместе с тем, отмечено некоторое падение интереса к личности первого президента страны. Так, газета «Хабертюрк» привела данные о посещаемости мавзолея К. Ататюрка в последние годы. В 2007 году число посетителей величественного погребального комплекса в центре Анкары в этот день составило 546 тысяч человек, на следующий год отдать дань уважения вождю пришло 232 тысячи, в прошлом — 259 тысяч и в нынешнем — всего 198 тысяч человек.

Обычно в прессе поток посетителей расценивался в как свидетельство верности народа идеалам вождя и протеста против угрозы фундаментализма. Таким образом, пишет газета, получается, что идеалы основателя современной Турции разделяет уже значительно меньшее число людей и все большую популярность получают взгляды религиозных фундаменталистов, «поднявших голову» в годы правления Партии справедливости и развития.

Однако, мнения опрошенных изданием общественных деятелей и социологов говорят о другом. Падение числа посетителей связывается с плохими погодными условиями, с прекращением практики обязательных посещений могилы вождя школьниками и т.п., но не с отказом от его заветов. Существует и такая точка зрения, приверженцы которой объясняют снижение числа посетителей тем, что во времена, когда реально существовала угроза фундаментализма, люди шли сюда как на демонстрацию протеста против этой тенденции. Сейчас ситуация нормализовалась, и необходимость демонстрировать таким образом свои убеждения отпала.

Из событий ноября в сфере российско-турецких отношений следует выделить в первую очередь те, которые имеют отношение к сотрудничеству двух стран в сфере атомной энергетики. Прежде всего, турецкие эксперты обратили внимание на ратификацию Государственной Думой РФ Соглашения, согласно которому строительством АЭС в Турции будет заниматься российская компания «Атомстройэкспорт».

В ходе голосования, проведенного по окончанию заседания, 315 депутатов проголосовали за строительство и эксплуатацию АЭС Аккую. Глава комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов в своем выступлении перед голосованием отметил, что строительство АЭС в Турции будет осуществляться за счет инвестиций Российской Федерации. «Мы будем производить электроэнергию на территории Турции и в течение 60 лет эксплуатации будем продавать эту энергию», — сказал он.

Заместитель министра иностранных дел Владимир Титов, обращая внимание на развитие в последнее время российско-турецких отношений, отметил, что именно атомная энергетика на протяжении последних лет выступает в качестве локомотива сотрудничества двух стран и в других сферах. «МИД России не усматривает каких-либо угроз режиму нераспространения ядерного оружия в связи со строительством в Турции АЭС российскими организациями», — заявил заместитель главы МИД РФ.

19 ноября, выступая в Государственной Думе РФ в ходе обсуждения ратификации российско-турецкого соглашения, депутат от фракции «Справедливая Россия» Семен Багдасаров констатировал обеспокоенность мирового сообщества тем, что в случае дальнейшего развития ядерной программы ряд стран региона тоже могут создать такую же ядерную программу». Исходя из этого, депутат выразил обеспокоенность, что Россия в связи со строительством АЭС может оказаться у истоков ядерной программы Турции.

Отвечая на данный вопрос, В. Титов отметил, что «в самом Соглашении обозначены те лимиты и те обязательства, которые не позволят использовать этот проект для создания ядерного оружия». «Там четко регламентируются вопросы и интеллектуальной собственности, и все остальные, поэтому мы этой опасности не усматриваем», — подтвердил он. Следует добавить, что ряд договоренностей в этом плане зафиксированы не только в самом Соглашении, но и в сопутствующих ему двусторонних документах, предусмотренных в подобных случаях международным правом. Напомним, что Соглашение о строительстве данной АЭС в составе четырех энергоблоков по российскому дизайну на условиях «строй — владей – эксплуатируй» было подписано 12 мая 2010 года в Анкаре в ходе официального визита в Турцию президента РФ Д. Медведева. Для реализации проекта будет создана проектная компания в форме акционерного общества. На первом этапе 100% акций этой компании будут владеть организации, уполномоченные российской стороной.

Наряду с этим, согласно заявлению, сделанному пресс-центром аппарата президента Турции, А. Гюль, в свою очередь, практически синхронно с решением Госдумы РФ утвердил закон за номером 6058 «Об одобрении Соглашения о сотрудничестве между правительствами Республики Турция и Российской Федерации в вопросе использования ядерной энергии в мирных целях». Эти события говорят о том, что процесс реализации стержневого проекта российско-турецкого сотрудничества, а именно строительства российскими компаниями АЭС в Турции, идет, несмотря на имеющиеся трудности, в соответствии с договоренностями, достигнутыми на высшем уровне.

Об этом свидетельствует и утверждение в ноябре правительством РФ пула российских компаний, уполномоченных на строительство первой в Турции атомной станции. Проект будут реализовывать ЗАО «Атомстройэкспорт» специализирующееся на строительстве АЭС за рубежом, ОАО «Интер РАО ЕЭС», отвечающее за экспорт-импорт электроэнергии, «Росэнергоатом», эксплуатирующий АЭС в России, ОАО «Атомэнергоремонт» и ОАО «Атомтехэнерго» /наладка, совершенствование эксплуатации и организация управления атомных станций/. В соответствии с этим распоряжением, Росатому поручено уведомить турецкую сторону о назначении уполномоченных компаний.

Все компании, кроме «Интер РАО», входят в структуру Госкорпорации Росатом, а «Интер РАО ЕЭС» контролируется государством через Росатом и «Внешэкономбанк». На Интер РАО возложена задача по сбыту электроэнергии будущей АЭС. Российская компании предстоят переговоры по ряду вопросов с турецкой Tetas по долгосрочному контракту на поставку электроэнергии.

Российская тема именно с «турецкого угла» звучала и на саммите НАТО в Лиссабоне. Наряду с обсуждением принятой в Лиссабоне новой стратегической концепции, которая определила план действий Североатлантического альянса на ближайшие десять лет, турецкие эксперты и средства массовой информации обращают особое внимание и на тот факт, что в этом плане достойное, по их мнению, место как партнер НАТО занимает и Россия.

Крупнейшие в Турции газеты «Хюрриет» и «Заман», ведущие в стране телеканалы CNN Turk, TRT, NTV отмечают, что период охлаждения и претензий в отношениях между НАТО и Москвой завершился. Россия согласилась участвовать на равноправной основе в создании европейской системы ПРО. И это, подчеркивают турецкие СМИ, позволяет констатировать, что НАТО и Россия больше не угрожают друг другу.

В связи с этим, здесь выделяют слова главы турецкой делегации на саммите НАТО, президента страны А. Гюля. В своем выступлении в Лиссабоне он отметил, что «Россия очень важная страна и наш сосед. С этой точки зрения Турция, как давний член НАТО, приветствует сотрудничество России и Североатлантического альянса. В связи с этим, Турция выражает глубокое удовлетворение и приложит все свои усилия для укрепления и расширения сотрудничества между Россией и НАТО». «Обсуждение всех вопросов данного процесса будет продолжено и мы надеемся, что стороны найдут взаимоприемлемое решение и по ПРО, и по всем другим проблемам», — подчеркнул в заключение глава Турецкой республики.

Старейшина турецкого журналистского корпуса, известный в Турции политолог, член Руководящего совета Турецкого атлантического совета /ТАС/ Камуран Озбир в эксклюзивном интервью радио «Голос России» отметил, что занимается натовской проблематикой более двадцати лет. «Могу поэтому с уверенностью сказать, что лиссабонские договоренности о сотрудничестве России и НАТО по проблеме ПРО, по вопросам борьбы с терроризмом, наркоторговлей, кибертерроризмом, а также на афганском направлении имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения европейской и глобальной безопасности. Уверен, будущее НАТО невозможно без его равноправного партнерства с Россией», — констатировал турецкий политолог.

В Турции обратили внимание на встречу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с Чрезвычайным и Полномочным Послом Турецкой Республики в РФ Айдыном Сезгином, которая произошла в Москве 25 ноября. В турецких политических кругах полагают, что связи по религиозной линии становятся важным направлением в структуре многопланового партнерства двух стран.

«Я сохраняю в сердце добрые чувства от посещения Турции, пребывания в Анкаре, встреч с Премьер-министром, а также с религиозным руководством Вашей страны», — сказал Святейший Патриарх Кирилл, подчеркнув, что многие договоренности, которые были достигнуты на этих встречах, уже осуществляются. Святейший Владыка с благодарностью отметил, что сегодня многие православные паломники из России беспрепятственно посещают святые места на территории Турции. «Уверен, что поток религиозного туризма и паломничества в вашу страну будет возрастать, и это, несомненно, будет содействовать углублению отношений между нашими народами», — подчеркнул он.

«Мы положительно оцениваем развитие отношений между Россией и Турцией — и политический диалог, и экономическое сотрудничество, и культурные связи. Важно, что теперь в этих отношениях есть и религиозное измерение», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви, выразив надежду на продолжение данной положительной тенденции.

Поблагодарив за встречу и теплые слова, А. Сезгин сказал: «Я привез Вам приветствие из Турции. Ваш визит в нашу страну произвел большое впечатление и оставил очень теплые воспоминания». «У нас всегда открыты двери для всех россиян, в том числе и тех, кто совершает поездки религиозного характера Конечно, для нас важен туризм, но еще ценнее — личностные отношения. Мы видим перспективы дальнейшего улучшения этих отношений, стремимся к их дальнейшему развитию», — отметил посол Турецкой Республики в РФ.

52.36MB | MySQL:103 | 0,498sec