Ситуация в Судане: ноябрь 2010 г.

В ноябре большинство событий в Судане было так или иначе связано с намеченными на 9 января будущего года референдумом о самоопределении Южного Судана и референдумом о будущей принадлежности пограничного региона Абьей. 15 ноября в Южном Судане стартовала кампания по составлению списков избирателей. Она должна была завершиться 1 декабря.

16 ноября генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что его организация рассчитывает на направление в состав двух миротворческих миссий в Судане дополнительных контингентов, призванных не допустить нового конфликта между Севером и Югом в преддверии и после референдума. Он сообщил, что с этой целью ведутся переговоры с Хартумом и Джубой. Тем не менее он признал вслух очевидное — миссии ООН в Судане не в состоянии помешать возобновлению боевых действий в случае, если они будут носить масштабный характер. По его оценке, существующая ситуация в Судане может «трансформироваться в конфликт, причем в более масштабный», нежели конфликты между Севером и Югом, а также в Дарфуре. Он полагал, что наибольшее число рисков связано с нерешенностью вопросов, касающихся богатого нефтью региона Абьей.

В тот же день Совет Безопасности ООН выразил свою «глубокую озабоченность» в связи с задержками в организации референдума в Южном Судане. Он призвал страны-участницы Совбеза обеспечить проведение референдумов в ранее назначенные сроки, хотя многие дипломаты, работающие в ООН, считают это невозможным, поскольку ряд операций по подготовке референдума в Южном Судане не выполнен, а переговоры между властями Абьей и Хартумом зашли в тупик — стороны никак не могут договориться о разделе нефтяных богатств региона, а также составе избирательного корпуса в условиях, когда через Абьей мигрируют многочисленные кочевые племена.

Со своей стороны на том же заседании СБ ООН не скрывала своей озабоченности госсекретарь США Хилари Клинтон. «Имеется много работы, которую предстоит сделать до 9 января, — заметила она. — Голосование должно пройти в намеченные сроки в спокойной атмосфере. Необходимо с уважением отнестись к воле народа».

24 ноября армия Южного Судана обвинила суданских военных в преднамеренной бомбардировке позиций южан. По мнению Джубы, эта акция была направлена на срыв предстоящего референдума. Как утверждалось в коммюнике Суданской народно-освободительной армии /СНОА/ «суданский военный вертолет атаковал позиции СНОА в районе Киирабем в штате Северный Бахр аль-Газаль. В результате налета ранения получили 6 человек, в том числе 4 военных.

Относящийся к Южному Судану штат Северный Бахр аль-Газаль граничит с Дарфуром, где уже 7 лет идет война между повстанческими движениями и центральными властями. Недавно Хартум обвинил Джубу в том, что та оказывает помощь отдельным дарфурским повстанческим движениям.

По многозначительному совпадению также 24 ноября с мрачным прогнозом выступили неправительственная организация «Иджис траст» и три исследовательских центра. По оценке авторов исследования, возвращение к гражданской войне после референдума о самоопределении Южного Судана будет стоить свыше 100 млрд долларов для самих суданских властей, соседних стран и международного сообщества. По их мнению, ситуация в Судане после референдума будет развиваться по одному из четырех сценариев, полярными из которых являются мирный «развод» Севера с Югом и широкомасштабная война между ними.

По выкладкам аналитиков, в случае одного из промежуточных вариантов — войны средней интенсивности продолжительностью в 10 лет — потери Судана составят по меньшей мере 52 млрд долларов, потери стран, граничащих с Южным Суданом /Эфиопия, Кения и Уганда/ — около 29 млрд долларов, международное сообщество израсходует свыше 30 млрд долларов на содержание миротворческих миссий и поставки гуманитарной помощи. Они призвали все заинтересованные стороны сделать все возможное, чтобы избежать таких огромных материальных потерь, а также связанной с конфликтными сценариями гибели людей.

По данным авторов доклада, указанные потери будут еще больше, если события будут развиваться по самому худшему сценарию, связанному с широкомасштабной войной, которая парализует нефтедобычу в Судане.

В настоящее время Судан является третьей нефтедобывающей страной среди африканских государств южнее Сахары. Разведанные запасы нефти оцениваются в 6 млрд баррелей, объем добычи — 510 тысяч баррелей в день. Основные районы нефтедобычи находятся в Южном Судане и в пограничных районах между Севером и Югом. Экспортный трубопровод проходит через территорию Северного Судана до Порт-Судана на Красном море. Доходы от нефти являются основным источником валютных поступлений для Хартума и составляют 98 проц. бюджета Южного Судана. Именно это обстоятельство — взаимозависимость Северного и Южного Судана — считают некоторые аналитики, может вынудить Хартум и Джубу найти взаимоприемлемое решение, иначе они могут потерять свой главный источник доходов.

Аналитики отмечают, что если война несет с собой огромные затраты, мир будет очень выгодным для обеих сторон. В случае, если Хартум примет результаты референдума, если Север и Юг будут поддерживать нормальные деловые отношения, если улучшится ситуация в Дарфуре, в ближайшие пять лет показатель экономического роста Судана будет находиться на уровне 6,2 проц., а к 2016г. достигнет показателя в 9 проц.

26 ноября избирательная комиссия, призванная организовать референдум о самоопределении Южного Судана, продлила на одну неделю, то есть до 8 декабря, продолжительность кампании по составлению списков избирателей. При этом подчеркивалось, что дата проведения голосования — 9 января — остается неизменной. Как заявил в этой связи участник избиркома Ачиер Денг, продление срока процедуры записи связано с «техническими причинами». Как известно, принять участие в референдуме имеют право южане, проживающие в Южном и Северном Судане, а также за границей. Именно от их решения зависит, расколется ли самое большое по площади государство Африки и будет ли создано богатое нефтью анклавное государство в центральной части континента.

По данным избиркома, по состоянию на 22 ноября в 10 штатах Южного Судана в списки избирателей записались свыше 1,3 млн южан, в Северном Судане — менее 10 тысяч человек. В этой связи американские наблюдатели из Фонда Картера заявили 25 ноября, что избиркому необходимо принять срочные меры для того, чтобы облегчить запись южан в избирательные списки. По данным наблюдателей, бланки участников референдума, которые необходимо заполнить южанам для того, чтобы их имена внесли в списки избирателей, дошли не до всех центров записи. В некоторых центрах записи образовался дефицит бланков. Эти заполненные бланки в центрах записи теоретически должны меняться на удостоверения избирателей.

Тем временем руководство правящей в Северном Судане партии Национальный конгресс /ПНК/ обвинило власти Южного Судана в том, что они не допускают к записи в списки избирателей южан, имеющих арабские имена, то есть тех, кто потенциально может проголосовать против независимости Южного Судана. Подобные обвинения могут послужить предлогом для Хартума в дальнейшем не признать итоги референдума.

По оценкам ООН, в референдуме о самоопределении Южного Судана могут принять участие около 5 млн избирателей, из них примерно 0,5 млн проживает в Северном Судане.

По данным ООН, к 24 ноября в Южный Судан въехали свыше 25 тысяч южан, ранее обосновавшихся в Севером Судане. Этот процесс начался в преддверии референдума еще осенью с.г. Из 25 тысяч «возвращенцев» 20 тысяч, по оценке ООН, являются «организованными», остальные — «спонтанными». При этом ООН признает, что не в состоянии контролировать возвращение «спонтанных» южан, поэтому их число может быть значительно больше.

Согласно данным Международной организации по миграции, со времени прекращения в 2005г. гражданской войны между Севером и Югом в Южный Судан вернулись до 2 млн южан, ранее бежавших от войны в соседние страны, а также в Северный Судан. Наблюдаемое в последние месяцы массовое возвращение южан вынудило власти города Бенту /столица штата Единство/ закрыть школы для того, чтобы принять в них вновь прибывших.

Тем временем ООН готовится к любым неожиданностям, которые могут случиться после референдума в Южном Судане. С этой целью структуры ООН складировали на своих базах в Судане продукты питания, медикаменты, палатки на сумму в 63 млн долларов.

28 ноября в Триполи состоялся саммит Европа — Африка. Прибывший в столицу Ливии президент Судана Омар аль-Башир был вынужден отказаться от участия в нем, поскольку на этом настояли европейские государства. Как заявил в этой связи глава МИД Судана Али Карти, президент О.аль-Башир принял такое решение для того, чтобы «не компрометировать Триполи». Как известно, в отношении Аль-Башира с марта 2009г. действует мандат на арест, выписанный Международным уголовным судом /МУС/. МУС обвиняет президента в военных преступлениях в Дарфуре, преступлениях против человечности, а также в геноциде.

В целом, ситуация в Судане в преддверии референдума на юге страны будет неминуемо накаляться. Конфликтный потенциал в стране имеет тенденцию к быстрому росту. Ближайшие дни покажут, сумеет ли международное сообщество предотвратить новую войну в Судане.

52.21MB | MySQL:103 | 0,483sec