Визит министра иностранных дел Турции А.Давутоглу в США

В последнее время отношения Турции и США характеризуются взаимным неудовольствием сторон, признаки которого позволяют наблюдателям в различных странах даже называть их «бывшими союзниками». В этой связи рабочий визит министра иностранных дел Турции А.Давутоглу в США (27-30 ноября 2010 года) был использован турецкой стороной для того, чтобы озвучить позицию Анкары по ряду международных вопросов, актуальных для турецко-американских отношений. Отвечая на вопросы журналистов в самолете по пути в Вашингтон, А.Давутоглу сказал, что среди общественности сложилось ошибочное восприятие турецко-американских отношений как переживающих период напряженности, вместе с тем, существует серьезное расхождение мнений относительно Ирана и Израиля.

Программа визита А.Давутоглу включала в себя встречи с госсекретарем США Хилари Клинтон, сенаторами, конгрессменами, представителями научно-исследовательских организаций и журналистами.

Во время пребывания А.Давутоглу в Вашингтоне разразился скандал, связанный с публикацией интернет-сайтом Wikileaks дипломатической переписки США, затрагивающей отношения Соединенных Штатов с другими странами. В ходе контактов с А.Давутоглу госсекретарь США выразила сожаление и извинилась за утечку секретной дипломатической информации, касающейся Турции. В свою очередь министр иностранных дел Турции сказал, что внутреннюю и внешнюю политику страны определяет не служебная переписка дипломатов.

Турецкие комментаторы назвали совпадение визита со скандалом удачной для Анкары ситуацией, поставившей Вашингтон в положение стороны, публично приносящей свои извинения.

На совместной пресс-конференции главы внешнеполитических ведомств Турции и США, обсудившие развитие двусторонних отношений, а также вопросы глобального и регионального характера, подчеркнули решимость сохранять стратегическое партнерство двух стран. Х.Клинтон заявила, что американо-турецкие отношения входят в число важнейших межгосударственных связей в современном мире. А.Давутоглу напомнил, что отношения двух стран представляют собой «модель партнерства», в то время как госсекретарь США уклонилась от употребления термина, которым Анкара и Вашингтон обозначили свои отношения на волне воодушевления после прихода к власти президента Обамы.

На встрече с американскими конгрессменами министр иностранных дел Турции, заявил, что резолюция о признании геноцида армян может иметь негативные последствия для турецко-американских отношений.

В Вашингтоне глава МИД Турции выступил в Джорджтаунском университете с речью, посвященной внешней политике Турции, и ответил на вопросы слушателей, обозначив позицию Анкары по актуальным вопросам, влияющим на турецко-американские отношения.

Так, А.Давутоглу подробно коснулся проблемы турецко-израильских отношений, обострившихся вследствие ряда международных событий последних двух лет. Министр подчеркнул, что позиция Турции, не принимающей жесткую политику Израиля по отношению к Палестине, не имеет ничего общего с антисемитизмом, который рассматривается в Турции в качестве преступления так же, как исламофобия. История отношений турецкого и еврейского народов свидетельствует о гуманности турецкого государства. Евреи, подвергавшиеся гонениям в Европе, всегда могли найти надежное убежище на территории сначала Османской империи, а затем и Турецкой Республики. Однако руководство Турции имеет полное право выступать с критикой ошибочных действий израильского руководства, подобных атакам в Газе, ставшим причиной многочисленных жертв среди мирного населения, включая детей, а также подобных нападению на гуманитарный конвой в международных водах восточного Средиземноморья. При этом А.Давутоглу напомнил, что военный действия Израиля в секторе Газа привели к срыву переговорного процесса между Сирией и Израилем, посредником в котором выступала Турция. Израильская атака началась за два дня до встречи, которая должна была состояться в Турции.

А.Давутоглу отметил, что Турция, готовая поддержать любую мирную инициативу в регионе, равным образом будет выступать резко против любой агрессии и насилия, особенно, направленного против мирного населения.

Отвечая на вопрос о подходе Турции к иранской ядерной программе, А.Давутоглу сказал, что в основе турецкой позиции лежат три принципа:

— Все страны обладают равным правом на развитие мирного атома. Ядерные технологии не могут принадлежать отдельной стране или группе стран, но всему человечеству.

— Турция в принципе против ядерного оружия, независимо от того, какая страна им обладает. Турция за безъядерный мир, исключающий распространение ядерного оружия в любой части земного шара.

— Турция против распространения ядерного оружия на Ближнем Востоке, единственным способом решения многочисленных проблем которого должна стать дипломатия.

Анкара продолжает дипломатические усилия, направленные на возобновление переговоров между шестеркой стран и Ираном.

Вступление в Евросоюз по-прежнему остается стратегическим приоритетом Турции; реформы, необходимые для достижения данной цели, продолжатся и в дальнейшем. По словам министра, членство Турции в ЕС будет способствовать снижению напряженности между цивилизациями. Сам по себе факт присутствия в ЕС мусульманской страны сыграет важную роль в построении будущего Европы и будущего всего мирового сообщества.

Министр иностранных дел Турции также принял участие в торжественной церемонии, организованной авторитетным американским журналом «Форин Полиси», включившим А.Давутоглу в свой список «100 ведущих интеллектуалов мира». В мае этого года журнал опубликовал на своих страницах статью главы турецкого МИДа, посвященную концептуальным основам внешнеполитического курса Турции, идеологом которого является проф. А.Давутоглу.

В статье А.Давутоглу отметил, что за последние семь лет (период пребывания у власти в Турции Партии справедливости и развития) Турция выработала систематизированный методологический подход к международным отношениям. В основе внешней политики современной Турции лежат три методологических и пять операционных принципов.

Методологические принципы:

1. Подход к международным вопросам, основанный на «видении», в отличие от кризисно-ориентированного подхода, свойственного Турции в годы Холодной войны.

В частности, видение Ближнего Востока охватывает всю совокупность региональных явлений и не может быть сведено к отдельно взятой проблеме, например, борьбе с РПК. Все направления ближневосточной политики Турции, включая отношения с Ираном, Израилем, Сирией, являются составными элементами данного видения.

2. Внешняя политика Турции вырабатывается на базе системы взаимосвязанных и последовательных взглядов и представлений. Ближневосточное видение не противоречит подходу к балканскому или среднеазиатскому регионам.

3. Использование новых дискурсов и методов дипломатии, позволивших Турции распространить свое «мягкое влияние» в регионе.

Операционные принципы:

1. Баланс между безопасностью и демократией.

Легитимность политического режима определяется его способностью к одновременному обеспечению безопасности и свободы граждан государства. В этой связи Турция прилагает усилия к тому, чтобы борьба с международным терроризмом не приводила к сужению сферы гражданских свобод.

2. Принцип «ноль проблем с соседями», определяет ориентацию на максимальное сотрудничество в подходе к отношениям с соседними государствами.

3. Проактивная, упреждающая мирная дипломатия, нацеленная на меры, предваряющие возникновение или эскалацию кризиса.

Региональная политика Турции основана на таких постулатах, как «безопасность для всех», политический диалог на высоком уровне, экономическая интеграция и взаимозависимость, сосуществование различных культур.

4. Приверженность многовекторной внешней политике.

Отношения Турции с другими странами мира должны носить взаимодополняющий, а не конкурирующий характер. Стратегические отношения Турции с США, ключевыми механизмами которых являются двусторонние стратегические связи и сотрудничество в рамках НАТО, рассматриваются с учетом процесса переговоров о вступлении Турции в Евросоюз и добрососедских отношений с Россией. При этом обозначенные направления не являются конкурирующими или альтернативными.

5. Активное участие во всех международных организациях и активная позиция по всем вопросам глобального и межгосударственного значения с целью укрепления позиций Турции на мировой арене.

Аргументированные и четко структурированные выступления министра иностранных дел А.Давутоглу, так же как его статьи, не в первый раз публикуемые зарубежными изданиями, можно считать частью новой внешнеполитической стратегии Турции, позиционирующей себя в качестве влиятельной региональной державы, способной участвовать и в решении глобальных проблем. Растущий экономический потенциал и приносящая свои плоды стратегия развития добрососедских отношений с государствами самого напряженного региона мира позволяют Турции проводить более энергичную и независимую политику, чем в прошлом. Очевидно, что такие, на первый взгляд негативные явления, как линия Европейского cоюза на затягивание переговоров с Турцией и недостаточное внимание к интересам Анкары со стороны США были успешно использованы руководством Турции для становления многовекторности во внешней политике.

52.37MB | MySQL:103 | 0,600sec