Визит премьер-министра Пакистана Ю.Р. Гилани в Афганистан

Меняется время, меняются и приоритеты Целью визита премьер-министра Пакистана Юсуфа Раза Гилани в Кабул 4-5 декабря были переговоры о развитии торговых и экономических связей с Афганистаном. Именно это направление стало приоритетным в отношениях двух стран после объявления на ноябрьском саммите НАТО в Брюсселе о выводе войск коалиции из ИРА к 2014 г.

Расширение транзитных коридоров, энергетические, инфраструктурные проекты, строительство и ремонт шоссейных дорог и железнодорожного полотна как с ИРА, так и с республиками Центральной Азии и Россией — в этом направлении следует рассматривать надежды на оживление экономической жизни в регионе.

Подлинным прорывом во время визита Ю.Р. Гилани стали официальные договоренности о введении режима беспошлинной торговли на все пакистанские товары. Начиная с января 2011 г. они не будут облагаться налогом. Исламабад долгое время добивался этого, считая, что афганская сторона ущемляет пакистанский бизнес в угоду Дели: индийские товары уже долгое время ввозятся в Афганистан беспошлинно.

Местный бизнес немедленно отреагировал — в декабре с.г. поток пакистанских товаров в Афганистан заметно «ослаб» в ожидании взлета в январе 2011 г. Free charge cargo — своеобразный вексель для Пакистана на будущую конкуренцию с индийскими товарами, также поставляющимися в Афганистан.

Обе стороны оптимистично настроены и планируют значительно увеличить товарооборот, к 2015 г доведя его объем до 5 млрд долл. США. На сегодняшний день Исламабад является крупнейшим торговым партнером Кабула, взаимный товарооборот составляет около 1,5 млрд долл. США Но уже поставлена стратегическая цель — добиваться десятимиллиардного оборота.

Динамика экономического сотрудничества между двумя странами была задана подписанным ранее в 2010 г. новым Афгано-пакистанским транзитным торговым соглашением/ APTTA. Во время декабрьского визита стороны отказались от взаимных обвинений в контрабандном провозе через границу мрамора, полудрагоценных камней, продуктов питания, автомашин и т.д.

Пакистан согласился оказывать содействие развитию афганской транзитной торговли через его порты, в первую очередь порт Карачи и новый порт Гвадар. Через последний и происходит перевалка грузов и дальнейшая их транспортировка на север, к границе с Афганистаном.

Урегулированию проблем торгового сотрудничества, и это в условиях «нормализации отношений», как признали Асиф Али Зардари и Хамид Карзай, предшествовали семь раундов торговых переговоров делегаций обеих стран, встречи на международном уровне и официальные визиты президентов Афганистана и Пакистана. Каждая сторона дипломатично и настойчиво «вырывала» если не льготу, то равные с другими условия торговли.

Составной частью любого раунда переговоров между двумя странами являлось обсуждение темы образования афганских студентов в колледжах и университетах Пакистана, причем последние обучаются за счет госбюджета приглашающей стороны. Не стал исключением и визит Ю.Р. Гилани. В настоящее время 28 тыс. молодых афганцев, получивших образование в Пакистане за последние три десятилетия, работают в государственном и частном секторах Афганистана. Около 500 тыс. афганских детей-беженцев посещают школы в Пакистане, и воспитание молодого поколения Исламабад рассматривает как одну из основных в рамках развития двустороннего сотрудничества.

Еще в июле с.г. правительство Пакистана утвердило квоту для 2 тыс. афганских студентов для обучения в учебных заведениях страны всех уровней (школах, колледжах, университетах). В основном молодые афганцы будут жить и учиться в пограничной провинции Хайбер-Пахтунхва, а с 2011 г. будет увеличена квота для их обучения в других регионах Пакистана.

Федеральное правительство совместно с правительством провинции еще до начала учебного года разработало квоту из расчета 2% общего количества учащихся, которая будет предоставлена студентам-спортсменам. Эта мера рассматривается как профилактическая не только с точки зрения укрепления здоровья подрастающего поколения, но и в первую очередь как отвлекающая его от «идей терроризма», распространенных на пограничных с Афганистаном территориях.

Приглашение на обучение, социальное обеспечение молодых афганцев — довольно прагматичная мера со стороны Исламабада. Фактически это «задел» на будущее. Любое национальное комьюнити, прожившее молодые годы и получившее образование за рубежом, в дальнейшем с нежностью и теплотой не только вспоминает приютившую их страну, но и стремится сохранить с ней добрые отношения. Основы формирования в Афганистане будущего пропакистанского лобби закладываются именно сегодня.

Тема терроризма, борьба с антиправительственными военными группировками также остается проблемной для обеих стран. «Мир и процесс примирения являются внутренним делом Афганистана, — заявил премьер-министр Ю.Р. Гилани, — и Пакистан будет продолжать играть свою роль в содействии региональной безопасности и стабильности». И в этой теме была сглажена недавняя острота обсуждений и взаимных обвинений. Но, тем не менее, она затрагивалась. Взаимные претензии Пакистана и Афганистана касаются одного вопроса — освобождения арестованных граждан.

В феврале с.г. на территории Пакистана, в ходе совместной операции, которую проводили пакистанские и американские спецслужбы, по приказу военных властей был арестован один из лидеров афганских талибов, мулла Абдул Гани Барадар. США квалифицировали его как второго по значимости командира афганских талибов. Кабул несколько раз обращался с просьбой об экстрадиции муллы Барадара на родину, но Исламабад всякий раз отказывал, ссылаясь на то, что дело находится в производстве в суде.

Со своей стороны, Исламабад на переговорах поднял вопрос о поимке и экстрадиции в Пакистан лидера белуджских националистов Б. Бугти, скрывающегося в Афганистане. Его имя включено в список наиболее разыскиваемых в Пакистане преступников. Но так как между Афганистаном и Пакистаном не существует никакого соглашения о передаче «разыскиваемых лиц», то каждой стороне оставалось лишь озвучить претензии.

По мере приближения даты начала вывода американского военного контингента (июль 2011 г.) и окончания миссии Международных сил содействию безопасности в Афганистане в 2014 г. в мировой прессе все чаще стали появляться статьи о разведанных и оценочных запасах природных ископаемых как в Афганистане, так и Пакистане, в первую очередь в его северных районах. Регион обладает мощным потенциалом для инвестиций — объемы углеводородного сырья, золота и меди были оценены в 3 трлн долларов. Например, запасы нефти на севере Афганистана, по оценкам афганских и международных экспертов, составляют 1,8 млрд баррелей. Как показали последние исследования, районы Кабула и Салмана богаты ураном. Разработка урановых месторождений хотя и требует больших вложений, но приносит значительную прибыль. Здесь кроются блестящие перспективы как для развития афганской и пакистанской экономики, так и для нового этапа борьбы за их природные ресурсы.

52.22MB | MySQL:103 | 0,465sec