Ситуация в Ливии: ноябрь 2010 г.

Наиболее громким событием месяца вокруг Ливии стала перепечатка 28 ноября в американской газете «Нью-Йорк таймс» сообщения от скандально известного сайта «Викиликс» о том, что ливийский лидер Муамар Каддафи, будучи недовольным тем приемом, который ему оказали в Нью-Йорке в 2009 году, принял решение отказаться от заявленного ранее намерения избавиться от имевшегося в распоряжении Триполи урана, который он должен был передать России.

Согласно секретным телеграммам американских дипломатов, содержание которых раскрыл «Викиликс», недовольство Каддафи было связано с тем, что во время пребывания в Нью-Йорке ему было отказано в развертывании его любимой палатки в одном из скверов города. Он также не был допущен к мемориальному комплексу, построенному на месте башен Всемирного торгового центра, разрушенных в результате терактов 11 сентября 2001г.

Опять-таки согласно донесениям американских дипломатов, в ходе поездки в США 67-летнего Каддафи постоянно сопровождала «украинская медсестра» 38-летняя Галина Колотницкая, охарактеризованная ими как «пышная блондинка». Другие особенности перемещений ливийского лидера в изложении американских дипломатов — он избегает, чтобы маршруты полетов его самолета проходили над морем, а также никогда не останавливается в высотных гостиницах. Первое обстоятельство создает немало проблем команде, которая сопровождает Каддафи при его перемещениях. В одной из телеграмм американских дипломатов утверждалось, что факт присутствия при ливийском лидере группы медработников из Украины подтвердил некий «украинский политик». По его данным, украинские врачи «везде сопровождают» Каддафи.

Ранее сообщалось, что к 2007г. Ливия двумя партиями вернула в Россию 20 кг высокообогащенного урана. При этом тогда не было известно, сколько всего имелось у Триполи высокообогащенного урана.

В любом случае информация «Викиликс» заслуживает самой тщательной проверки.

Самым заметным внешнеполитическим событием месяца стало проведение в Триполи 29 — 30 ноября саммита Европа — Африка. Интригу этому событию придало возможное участие в нем находящегося под двойным мандатом Международного уголовного суда /МУС/ на арест президента Судана Омара аль-Башира. Как заявил 27 ноября в Хартуме после переговоров с главой Судана бывший президент ЮАР Табо Мбеки, Аль-Башир отправится на европейско-африканский саммит в Триполи. «Президент Аль-Башир отправится на этот саммит, после завершения которого состоится заседание Совета по вопросам мира и безопасности Африканского союза», — утверждал он.

В официальную повестку дня 3-го по счету саммита Европа — Африка входили главным образом вопросы экономического развития, основанные на принципе «равный с равным», а также борьбы с незаконной иммиграцией, обеспечения мира и безопасности. Участники встречи должны были принять Программу партнерства Африка — Евросоюз, рассчитанную на ближайшие 3 года.

Предыдущие саммиты Европа — Африка состоялись в 2000г. в Каире и в 2007 году в Лиссабоне.

Уже 28 ноября глава МИД Судана Али Карти заявил в Триполи, что его страна отказалась от участия в саммите из-за проблем, возникших вокруг фигуры Аль-Башира. «Аль-Башир не будет участвовать в этом саммите. Мы отказываемся от участия в этой встрече. Судан не будет представлен на ней ни на каком уровне», — сказал он. Министр подчеркнул, что такое решение принято с тем, чтобы «не ставить Триполи в затруднительное положение». При этом он сослался на некое «европейское давление». Выполняя это решение, Карти покинул подготовительное заседание саммита на уровне глав МИД африканских стран. Как пояснили европейские дипломаты, накануне саммита Евросоюз потребовал от Ливии гарантий того, что Аль-Башир не будет участвовать в этой встрече. Судя по всему, хозяйка саммита была вынуждена обратиться с соответствующим предложением к Хартуму с тем, чтобы не сорвать саммит, хотя ранее именно Каддафи пригласил Аль-Башира на саммит.

В тот же день, 28 ноября, в Триполи было распространено полное демагогии письменное заявление Аль-Башира. В нем он предупредил, что «решения этого саммита не будут являться обязательными для Судана, который оставляет за собой право принять необходимые шаги и меры с тем, чтобы заставить уважать свой суверенитет». Аль-Башир как обычно осудил «лицемерие» и «колониальное мышление» европейских стран, которые, по его мнению, препятствуют реализации положений Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ от 2005 года, «подрывая его законность». По его оценке, занятая Европой позиция «является одновременной атакой как против Африканского союза, так и против Судана». «Она подрывает идею диалога и подлинного сотрудничества между Африкой и Европой», — утверждал он.

Что касается собственно саммита, то в нем приняли участие руководители 48 европейских и африканских стран. Показательно, что главы трех наиболее влиятельных европейских держав — Франции, Великобритании и Германии — предпочли не появляться в Триполи. Последнее обстоятельство может предвещать, что в отношениях между ведущими западными странами и Ливией назревают определенные проблемы.

Достаточно непонятное событие произошло в начале ноября в Ливии, когда власти Джамахирии арестовали 20 журналистов, работавших на различные издания компании «Аль-Гад», принадлежащей сыну ливийского лидера Сейф аль-Исламу Каддафи. Некоторые усмотрели в этом событии отражение нарастающего конфликта между т.н. реформаторами и консерваторами /читай — между сыном и отцом?/. Входящее в структуру компании «Аль-Гад» ливийское информационное агентство «Либияпресс» тут же осудило эти аресты, назвав их «постыдными и скандальными». Оно потребовало от ливийских властей немедленно освободить журналистов, не уточнив при этом причин их ареста.

Согласно СМИ, принадлежащим компании «Аль-Гад», поводом для арестов послужила редакционная статья, опубликованная в еженедельнике «Ойа». В ней содержался призыв вернуть в состав правительства страны бывших «соратников» полковника Каддафи, членов Совета ливийской революции 1969 года, которые привели его к власти. Главной целью подобного возвращения называлось налаживание активной борьбы с коррупцией, которая препятствует нормальному развитию страны. При этом называлось имя бывшего соратника Каддафи — Абдессаляма Джеллуда, который уже давно не занимает никаких официальных постов. За эту публикацию выпуск еженедельника был приостановлен ливийскими властями.

Согласно другой версии происшедшего, кампания арестов журналистов была связана с публикацией агентством «Либияпресс» заметки, согласно которой некий высокопоставленный руководитель революционных комитетов призвал ливийские власти не допустить того, чтобы бывшие оппозиционеры режиму Каддафи, долгое время проживавшие вне Ливии, по их возвращении на родину занимали ключевые государственные посты. Этот призыв противоречил инициированному Сейф аль-Исламом проекту, согласно которому представители исламистской оппозиции могут вернуться в Ливию и занимать на родине ответственные посты, в том числе в компании «Аль-Гад».

Согласно «Либияпрес», такую кампанию против проекта Сейф аль-Ислама развернул Ахмед Ибрагим — один из первых лиц режима в 80-е годы прошлого столетия. Сообщается, что Ибрагим уже провел ряд встреч с целью мобилизации своих сторонников и создания «политической ассоциации», которая будет добиваться отказа от проекта Сейф аль-Ислама и курса экономической открытости, по которому в настоящее время следует Ливия.

Уже 8 ноября стало известно, что лидер ливийской революции Муамар Каддафи распорядился освободить арестованных журналистов. Как сообщило ливийское государственное телевидение, Каддафи «отдал распоряжение об освобождении журналистов агентства «Либияпресс» и потребовал начать расследование по поводу их ареста».

19 ноября в Женеве три правозащитных организации, в том числе хорошо известная «Хьюман Райтс Уотч», осудили использующуюся в Ливии практику пыток в отношении заключенных. Поводом для их выступления послужил случай, происшедший еще в 2006г. Тогда 30-летний инженер Исмаил аль-Хазми скончался несколько дней спустя после того, как он попал за решетку.

Как заявил представитель организации «Триал» Филипп Грант, «этот случай в очередной раз показывает, что в Ливии используются пытки до смерти, что в этой стране существует институциональный механизм безнаказанности тех, кто прибегает к пыткам». Он утверждал, что располагает несколькими официальными документами, в том числе протоколом вскрытия, которые неоспоримо доказывают, что Аль-Хазми умер под пытками, и что политические власти отказались организовать расследование по факту его смерти.

«В Ливии судебная власть находится под полным контролем исполнительной власти», — констатировал Грант. По его данным, Аль-Хазми относился к категории политических заключенных.

«Триал» специализируется в слежении за лицами, несущими ответственность за совершение военных преступлений и преступлений против человечности.

В 2008г. история этого инженера была представлена правозащитными организациями от имени его родственников в базирующийся в Женеве Комитет ООН по правам человека. По данным Гранта, этот Комитет должен опубликовать свои выводы и рекомендации относительно данного случая в 2011г.

62.84MB | MySQL:102 | 0,469sec