Положение христиан-коптов в Египте в свете прошедших парламентских выборов

Общая напряженность в египетском социуме, связанная с парламентскими выборами, сказалась также и на отношениях между мусульманским большинством и коптским меньшинством в стране.

В частности, в конце ноября мусульмане совершили поджог жилых помещений, принадлежавих коптской семье, мотивируя это тем, что христианин флиртовал с мусульманской девушкой.

В начале декабря в одном из крупнейших районов египетской столицы – Гизе, произошли столкновения коптов с полицией. По данным египетской полиции, около четырех тысяч человек, вооруженных палками и бутылками с зажигательной смесью, атаковали центр местной власти в Гизе и попытались штурмом взять одно из зданий.

Причиной беспорядков послужили разногласия вокруг нового общинного центра, который местные христиане хотели использовать в качестве церкви, не получив на то соответствующих разрешений.

По сообщениям египетских СМИ, в результате столкновений погибло два христианина-копта, более пятидесяти получили ранения различной степени тяжести, а еще более полутора сотен коптских демонстрантов было арестовано.

Показательно, что мусульманские жители во время этого конфликта выкрикивали антикоптские лозунги, а также бросали камни в протестующих представителей коптской общины.

Официальные власти объясняют упомянутые конфликты частными случаями, происходящими, преимущественно, на бытовой почве. Также подчеркивается, что в целом межконфессиональная обстановка в стране остается спокойной, а массовые стычки на религиозной почве в Египте отошли в прошлое.

Надо отметить, что действительно, на поверхности межконфессиональные отношения в Египте не выглядят так уж катастрофически. Официальный Каир постоянно демонстрирует толерантность к представителям различных конфессиональных групп страны, которые проживают в АРЕ, а также любым способом стремится снизить межконфессиональное напряжение. Несмотря на то, что официальной религией Египта согласно конституции является ислам, власть носит подчеркнуто светский характер.

В официальных СМИ постоянно акцентируется внимание, что христианское население страны пользуется такими же правами, что и мусульманское большинство.

В ноябре 2005 года (впервые после того, как Анвар Садат назначил копта Фуада Азиза Гали губернатором провинции Южный Синай) губернатором провинции Кена был назначен копт Магди Айуб Искандер.

Кроме того, начиная с 2003 года, праздник Рождества Христова, которое отмечается 7 января (хрстиане-копты пользуются юлианским календарем), было провозглашено властью АРЕ общенациональным праздником и, соответственно, выходным днем.

На протяжении последних лет показательным было то обстоятельство, что бывший главный шейх исламского университета „Аль-Азхар” (один из мощнейших образовательных центров в мусульманском мире) Саед Мухаммед Тантауи и коптский Папа Шенуда III постоянно публично демонстрировали взаимопонимание и взаимоуважение.

Оба часто выступали с заявлениями по наиболее актуальным проблемам внутренней и внешней политики. Так, в частности, Тантауи и Шенуда III неоднократно выражали поддержку палестинскому народу и признавали «право палестинцев на отпор израильской оккупации» (правда, власть используя такие заявления представителей христианских общин стремится продемонстрировать, что протест против американского влияния в регионе и израильской оккупации арабских земель носит не исключительно мусульманский характер).

Однако, тот, кто регулярно следит за социально-политической жизнью в АРЕ, прекрасно знает, что власть сильно идеализирует межконфиссиональную ситуацию в стране. Стычки на религиозной почве случаються в стране регулярно, о чем автору уже доводилось писать.

Как ни странно, то обстоятельство, что во время прошедших недавно парламентских выборов исламистская оппозиция официально потерпела сокрушительное поражение, не прибавляет оптимизма представителям коптского меньшинства.

Христиане-копты высказывают опасения ползучей исламизации внутри правящей Народно-демократической партии (НДП), указывая, в частности, на деятельность антикоптской фракции внутри НДП – течения ваххабитов и салафитов, исповедующих строгую версию ислама, по образцу Саудовской Аравии.

На данную тенденцию указывают также эксперты ведущего египетского аналитического центра политических и стратегических исследований «Аль-Ахрам», мотивируя это тем, как радикально очищалось во время прошедших парламентских выборов исламистское электоральное поле от организации «Братья-мусульмане».

 

В этой связи, многие коптские активисты указывают на «непропорционально агрессивный» ответ со стороны представителей власти во время упомянутых столкновений коптов с полицией в Гизе.

Ими обращается внимание на то, что полиция во время разгона демонстрации использовала боевые патроны, что, собственно, и стало причинно гибели двух человек.

Кроме того, в качестве аргумента христиане-копты приводят ноябрьский отчет госдепартамента США о состоянии религиозных свобод, где, в частности, обращается внимание на то обстоятельство, что в Египте на протяжении 2010 года уровень обеспечения права на свободу вероисповедания «оставался низким».

В документе подчеркивается, что хотя согласно египетской Конституции, государство гарантирует свободу вероисповедания и отправления религиозных обрядов, на практике власть в АРЕ «накладывает определенные ограничения» на эти права. Сюда авторы отчета относят аресты мусульман, которые переходят из ислама в христианство, дискриминацию при приеме на работу в правительственные структуры, а также проволочки с арестами тех, кто совершил акты насилия в отношении коптов (правда, справедливости ради, следует отметить, что в отчете упоминаются и позитивные тенденции: арест и начало судебного разбирательства по делу четырех человек, которые обвиняются в нападении на христиан-коптов в г.Наг-Хамади во время празднования Рождества в январе с.г., а также пожизненное заключение пятерых человек, убивших двоих коптов в г.Кена).

В связи с этим, копты все чаще начали высказывать свое возмущение и требуют большего привлечения христиан в органы государственной власти АРЕ.

В частности, ряд влиятельных в стране коптских семейных кланов выступили за введение фиксированной квоты для христиан-коптов в правящей Народно-демократической партии, подобно введенной в партии «гендерной квоты» (показательно, что в первом туре, состоявшемся 28 ноября, в египетский парламент прошло всего трое коптов из 217 мест, которые получила в первом туре правящая НДП).

Кроме этого, по мнению представителей коптской элиты назрели серьезные реформы законодательства в вопросе права на строительство церквей, а также системе образования, которая, убеждены коптские активисты, «полностю исламская, без упоминаний о коптской культуре».

Очевидно, в ближайшее время можно ожидать дальнейшее обострение межконфессиональной ситуации в АРЕ по линии „мусульманское большинство-коптское меньшинство”.

Главной причиной этого является социально-экономическая ситуация в стране. Ежегодный прирост населения составляет 1,2-1,3 млн человек. Более того, около 97% населения АРЕ проживает в плодородной прибрежной части Нила, т.е. всего лишь на 4% территории страны. Таким образом, наблюдается концентрация большого количества населения на крайне незначительной территории.

Быстрый прирост населения наибольшей арабской страны превышает темпы экономического роста и не позволяет добиться улучшения жизненного уровня, истощает ресурсную базу Египта, создаёт заметные трудности со снабжением населения продуктами продовольствия.

Проблема бурного демографического роста приводит также к увеличению уровня безработицы, который, по оценкам официальной статистики, составляет около 14% трудоспособного населения АРЕ (по неофициальным источникам, эта цифра вдвое больше). Кроме того, ситуация усложняется ужесточением иммиграционного законодательства со стороны ЕС.

При условии высокого процента бедности, перенаселение страны создаёт условия для увеличения социального напряжения, которое, в свою очередь, будет вести к распространению радикальных настроений в египетском обществе.

52.37MB | MySQL:103 | 0,649sec