ООН о перспективах развития ситуации в Южном Судане

Аналитики ООН дали свои прогнозы развивающейся в Судане ситуации. Причем упор был сделан на рассмотрении самого худшего сценария развития событий в связи с проведением референдума о независимости Южного Судана в январе 2011 года.

По их оценке, дальнейшие взаимоотношения между двумя основными участниками Всеобъемлющего мирного соглашения (ВМС) будут напрямую зависеть от условий проведения волеизъявления. Само по себе это событие (результаты которого вызывают мало сомнений) окажет основное влияние на развитие обстановки на территории самого большого государства Африки на среднесрочную перспективу. Основную озабоченность южносуданского руководства вызывает факт возможного непризнания со стороны Хартума итогов референдума. В этой связи Джуба начала активную деятельность по поддержке в той или иной степени политической и военной оппозиции суданского руководства. Тем самым предпринимается попытка нивелировать возможные военные провокации северян, как во время проведения голосования, так и в процессе консультаций в период так называемого «переходного периода». Последний должен закончиться в июле 2011 года и , в теории, только после этого Южный Судан становится независимым государством «де юре». Существует также риск аннулирования подписи Джубы под текстом ВМС, выполнение которого считается международным сообществом основным условием установления полномасштабного мира в этой стране. Угроза выхода из ВМС, по оценке аналитиков, является маловероятной, но, тем не менее, реальна как последнее средство давления на Хартум в случае непризнания им итогов референдума.

Основные опасения Партии национального конгресса (ПНК) в связи с проведением референдума связаны с тем негативным воздействием, которое он может оказать на общеполитическую ситуацию в Судане. В центре внимания Хартума в этой связи находятся перспективы развития ситуации после референдума, особенно в рамках резкого изменения экономической коньюктуры. Ожидаются очень серьезные «битвы» в процессе переговоров об условиях дальнейшего устройства страны. Одновременно в ПНК сильны настроения и опасения того, что референдум откроет парад суверенитетов на территории всей страны. Этот процесс может стать необратимым.

В качестве основной реперной точки, которая в состоянии развернуть динамику процесса ВМС в любую сторону, называется проблема Абъея. Мало кто скрывает, что в качестве основного камня преткновения является вопрос раздела нефтяных полей, который тесно связан с темой соблюдения прав коренного населения этого штата: миссерия и динка. Поляризация позиций вооруженных групп динка и миссерия обострилась по мере вовлечения в указанный конфликт ПНК и Суданского народно-освободительного движения (СНОД). Совершенно очевидно, что политика СНОД по мобилизационному возвращению динка в Абъей на период референдума, грозит взорвать ситуацию и перерасти в открытое вооруженное противостояние. Причем в случае возникновения такого противостояния оно имеет все перспективы перекинуться на Восточный Кордофан и другие приграничные районы.

В этом же контексте необходимо рассматривать и недавние вооруженные столкновения между суданскими вооруженными силами и непримиримыми дарфурскими повстанцами из Движения за справедливость и равенство (ДСР). На сегодняшний день можно говорить о серьезном осложнении ситуации как минимум в трех приграничных районах (Киир, Бахр Аль-Араб рива, Кафиа). Эта тенденция имеет явную динамику к нарастанию. Указанная ситуация самым негативным образом влияет на налаженные торговые связи между Севером и Югом, а также вызывает массовые миграции мирного населения. Последнее обстоятельство резко ухудшает гуманитарную ситуацию в регионе, что также осложняется недостаточно развитой системой миссии ООН в регионе. Указанная ситуация дополнительно обостряется ввиду продолжения использования кочевыми арабскими племенами миссерия своих традиционных кочевых маршрутов, которые проходят по территории Юга.

В качестве еще одного из сценариев аналитики называют возможную попытку Хартума перенести сроки проведения референдума под предлогом технической неготовности Джубы и нарастания напряженности в приграничных районах. С этой целью там идет концентрация подконтрольных северянам иррегулярных племенных образований. Все это происходит на фоне усиливающейся риторики партнеров, которые обвиняют друг друга в нарушении ВМС. Северосуданские войска в этой связи предпринимают попытки установить контроль над важными стратегическим участками на границе будущих государств, с целью минимизировать возможное негативное влияние Джубы на внутрисуданские процессы. Одновременно арабские племена миссерия в Восточном Кордофане усилили процесс своей политической и военной консолидации, что косвенно свидетельствует о подготовке этого племенного образования к возникновению скорого вооруженного противостояния. Параллельно отмечается интенсификация вооруженных стычек между южносуданскими вооруженными силами и т.н. «нефтяной полицией», основу которой составляют представители суданской армии.

В этой связи вероятна возможность ужесточения действий как со стороны ПНК, так и со стороны СНОД в отношении внутренней оппозиции с учетом опасений местных элит по поводу возможной фрагментации и ослабления их партий. Опасность ослабления режимов в Хартуме и Джубе прямо пропорциональна наращиванию негативной динамики в формате выполнения ВМС.

С учетом сказанного аналитики ООН приходят к неутешительным выводам о том, что возможности миссии активно и позитивно влиять на процессы в Судане после референдума будут серьезно осложнены. Это может быть связано, прежде всего, с негативной позицией и действиями со стороны официального Хартума. Одновременно миссия может столкнуться с трудностями по мониторингу кризисных участков на границе с учетом нынешнего формата ЮНАМИС и недостатка военной составляющей. Предсказуема и вероятность ослабления международной и дипломатической поддержки усилий миссии в случае спорных результатов предстоящего референдума. В этой связи не исключен отказ Хартума по пролонгации мандата миссии. Исходя из этого, основным моментом станет невозможность эффективной деятельности миссии исключительно с территории будущего государственного образования на Юге.

52.19MB | MySQL:103 | 0,609sec