К заявлению президента Судана о введении шариата

Заявление президента Судана О.аль-Башира о намерении ввести в случае отделения Южного Судана страны в качестве единой судебной системы законов шариата вызвало новый всплеск эмоций у совершенно «выпавшей из политического процесса» внутренней оппозиции. Недавний соперник суданского лидера в период всеобщих выборов в апреле с.г., лидер партии «УММА: реформы и обновление» Мубарак аль-Фадиль обвинил О.аль-Башира «в исламизации страны и превращении ее в новый «Талибастан». Напомним, что в своем недавнем выступлении суданский президент заявил буквально следующее: «В случае отделения Юга потребуются внесение серьезных поправок в конституцию страны. В данном случае необходимо будет учесть мнение нашего народа, который в качестве основного источника права называет законы шариата, а в качестве единственного официального языка – арабский. В этом случае я не знаю, что такое «мультинациональный» и мультирасовый».

Собственно ничего страшного О.аль-Башир не заявил, и не совсем понятно, причем здесь «талибанизация». По законам шариата живет значительное количество мусульманских стран. В других шариат присутствует в качестве значительной составляющей в общем законодательстве, что, в общем-то, не превращает их в аналог талибского Афганистана. То же самое относится и к арабскому языку.

Оппозиция, конечно, всполошилась не по этому поводу. Что касается М.аль-Фадиля, то для него это лишний повод попиариться, чтобы окончательно не впасть в политическое небытие. Другое дело Я.Арман. который возглавляет северное крыло Суданского народно-освободительного движения (СНОД). Он тоже подверг резкой критике заявление О.аль-Башира на прошедшей недавно специально созванной по этому поводу конференции. Присутствующий на ней заместитель губернатора Южного Кордофана и высокопоставленный эмиссар СНОД Аль-Хилу отреагировал болезненно, заявив, что «изменения в конституцию должны учитывать мнения народов штатов Южного Кордофана и Голубого Нила». Я.Арман пошел еще дальше и пригрозил, что в случае введения шариата СНОД будет призывать население вышеназванных штатов «пойти по пути самоопределения». Он добавил, что «сохранение стабильности в стране возможно только при сохранении диверсификации в законодательстве, социальной справедливости и равенстве».

Последнее в данном случае принципиально важно, так как дает ответ на вопрос истоков данной истерики. Истоки и причины, как всегда, прозаичны. В случае отделения Юга на территории Судана будут спокойно продолжать проживать и пользоваться всеми «благами цивилизации» (применительно, конечно, к суданским реалиям) порядка 2-х миллионов выходцев из южной части страны. Они никуда не собираются уезжать и воссоединяться с исторической родиной категорически не желают. Это впрочем, не мешает им яростно отстаивать принцип «независимости Юга». Сразу же напрашиваются аналогии с Россией и рядом стран СНГ, что, впрочем, только лишь подтверждает тезис об общих законах в политике, независимо от цвета кожи и национальности.

Еще ранее с позиции ряда депутатов-«северян» уже пробрасывались идеи о лишении в случае отделения Юга ряда прав выходцев из этого региона. Тогда речь шла о лишении гражданства, права торговать на рынке, занимать руководящие посты в госструктурах и т.п. Это вызвало адекватную реакцию южан, которые стали обвинять правящую Партию народного конгресса (ПНК) в «ущемлении основных прав и свобод значительной части населения». Суданский президент поступил как всегда «изящней», выдержав хорошую «театральную паузу». Он ни словом не обмолвился о «покушении на основные права и свободы», заменив все это одним словом шариат. Система сводов последнего и так в значительной мере эти права и свободы ограничит у христианского населения и сделает их жизнь на Севере во многом затруднительной. Грубо говоря, речь идет «о цивилизованном выдавливании» «ненужного», а часто и враждебного к режиму населения к себе домой. Угроза вполне реальная и чреватая большими катаклизмами для Джубы, которая просто не в состоянии экономически и социально «переварить» такое количество перемещенных лиц. При этом О.аль-Башир сразу же «выбивает» все козыри у правозащитников, так как в противном случае им придется сразу же «объявлять войну» еще ряду стран. Например, КСА и всем «заливникам». Ну и поддержка такого решения Судана по линии ЛАГ и ОИК тоже сомнений не вызывает.

Вторым моментом такого шага, из-за которого так нервничает Я.Арман, является тот очевидный факт, что в случае такой миграции резко падает база поддержки возглавляемого им филиала, а на Юге ему места нет. Несмотря на свои откровенно «антихартумские» действия, он продолжает оставаться там «чужаком».

Еще одна задача, которую старается решить Хартум – это, безусловно, «прививка от сепаратизма», который расценивается сейчас суданским руководством как «угроза номер один». В ПНК явно опасаются «эффекта домино» после самоопределения Южного Судана. На очереди действительно очень неспокойные штаты Южный Кордофан и Голубой Нил, которые в случае неправильной тактики суданского режима могут превратиться в очаги нестабильности и сепаратизма. В этой ситуации совершенно неоднозначными представляются возможные последствия введения шариата как нормы конституции, а вернее — подмена последней.

Указанные шаги суданского руководства совершенно спокойно могут послужить эскалацией начала вооруженного противостояния с правительственными войсками именно в тех самых «проблемных штатах», о которых шла речь выше. Собственно нынешняя ситуация с отделением Южного Судана по большому счету является финальным продуктом аналогичных действий суданского режима двадцать лет назад. И здесь многое будет зависеть от того, как «удачно смогут договориться» Хартум и Джуба по вопросу своего «мирного развода».

Рискнем предположить тем не менее, что нынешнее заявление О.аль-Башира мотивируется более «участием в торге», нежели реальными желаниями такое положение дел (шариат) установить. Это некий нажим на Джубу именно в контексте их неспособности принять своих соотечественников после отделения. Если хотите – публичное озвучивание предполагаемых шагов в случае неуступчивости южан. Такой торг идет (прежде всего, по вопросам нефти Абъея), и идет он, судя по всему, в очень жесткой форме. Также понятно, что договориться пока не удается, но достигнуть какого-либо консенсуса при этом смогут только Джуба и Хартум, и никакие посредники здесь решающей роли в настоящий момент не играют.

52.23MB | MySQL:103 | 0,528sec