Ирак в роли нового регионального союзника Тегерана?

Установление иранского влияния в Ираке в противовес США — сегодняшняя реальность и показатель эффективности внешнеполитического курса президента М.Ахмадинежада. Тегеран за несколько лет смог не только застолбить позиции в подконтрольной ему шиитской общине Ирака (прежде всего, используя каналы влияния через великого аятоллу Али Систани), но и найти точки соприкосновения с многонациональным иракским руководством, включая суннитов и курдов.

Такой прагматичный курс всецело корреспондируется с иранской официальной линией – содействовать равноправному участию всех этнических и национальных групп Ирака в политической жизни страны. И хотя баланс сил в новом иракском правительстве по итогам невнятных парламентских выборов марта 2010 г. весьма и весьма хрупок, Тегеран приложил все свои старания и влияние, чтобы такой баланс сложился, и новое коалиционное правительство было бы сформировано. Этот важный, в понимании высшего иранского руководства, шаг – формирование все-таки, пусть и с полугодовой задержкой, к концу 2010 г. нового кабинета министров – был весьма положительно встречен в Тегеране. Там продолжают исходить из того, что любое коалиционное правительство, сформированное по итогам пусть и не очень прозрачных, но свободных и общенациональных выборах – лучше любого нового хаоса и анархии. И тем более лучше любого марионеточного, насаждаемого американцами правительства.

Эту главную, пожалуй, мысль иранское руководство попыталось донести до Багдада через прибывшего в начале января в Тегеран премьер-министра Иракского Курдистана Б.Салиха, которому было оказано беспрецедентное внимание – аудиенция с президентом М.Ахмадинежадом, переговоры со спикером парламента (меджлиса) А.Лариджани, секретарем Высшего совета национальной безопасности С.Джалили, и.о. главы МИД А.Салехи. Иранское руководство посылает Багдаду четкий сигнал – Тегеран продолжит свой курс по укреплению национального единства и стабилизации политической ситуации в соседней стране, не будет «раскачивать лодку» и добиваться усиления влияния шиитской общины. Здесь иракское правительство может полностью рассчитывать на поддержку Тегерана как влиятельного регионального игрока. Об этом Б.Салиху недвусмысленно заявили спикер парламента и секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана. В ответ иранцы рассчитывают на лояльность Багдада, прежде всего в политической области. О том, что ответные жесты иракского руководства не заставят себя ждать, красноречиво свидетельствует решение Багдада об освобождении 50 иранских граждан, содержащихся в иракских тюрьмах. Новость, случайным образом «совпавшая» с визитом Б.Салиха в Иран.

Нормализация политического диалога должна стать прочной платформой для активизации торгово-экономических связей, где Иран видит огромный нереализованный потенциал. В основу торгово-экономического взаимодействия изначально закладывается прагматичный подход – совместные энергетические, инфраструктурные, транспортные и промышленные проекты. На протяжении 2010 г. из уст официальных представителей двух стран уже неоднократно высказывались различные предложения на этот счет. То относительно транзитных газопроводов в Турцию и Европу, то касательно совместного лицензионного производства иранских автомобилей для иракского рынка. Тегеран наращивает экспорт нефтепродуктов в соседнюю страну и стремится участвовать в иракских тендерах по прокладке нефтепроводов. Пока до конкретных решений дело не дошло. В то же время стороны отчетливо осознают, что выгода может быть взаимной. Ирак нуждается в иранских инвестициях и технологиях, а Тегеран не только ищет новые рынки сбыта, но и намерен использовать нереализованный пока транзитный потенциал соседней страны для выхода на европейские рынки.

Другим символичным итогом визита курдского влиятельного политика в Иран в начале 2011 г. стало снятие последних штрихов недоверия между иракскими курдами и Тегераном после многих лет напряженной идеологического и военного противостояния. Сегодня можно констатировать, что восстановлено доверие и налажен политический диалог с курдской политической элитой Ирака. Иранский спикер парламента А.Лариджани предложил конкретные идеи по укреплению торгово-экономических связей Ирана с курдскими регионами Ирака.

В целом, думается, что наметившееся в прошлом году активное ирано-иракское сближение по всем фронтам продолжится. Наибольших успехов оно способно достичь именно в политической сфере, где сиюминутные, конъюнктурные интересы сторон сегодня совпадают. В обеих столицах прекрасно осознают неоспоримую выгоду от такого сближения. Поэтому можно считать, что главное предусловие – политическая воля – имеется. Тегеран активно стремится занять нишу покидающих страну американцев, рассчитывая, что политическое влияние в Ираке в перспективе позволит привести к завоеванию прочных экономических позиций в соседней стране. Ради этой цели Тегеран проявляет завидную толерантность и поддерживает курс на баланс всех этнических сил в Ираке, не отдавая явного предпочтения шиитской общине. Такая сбалансированная позиция, по мнению руководителей Ирана, сможет гарантировать внутреннюю политическую стабильность в Ираке и застраховать страну от новых межэтнических потрясений и войн.

В то же время, период «романтических отношений» между Тегераном и Багдадом рано или поздно закончится. Поэтому дальнейшие сценарии будут напрямую зависеть от того, в какой мере Ирану удастся воспользоваться положением «привилегированного партнера», чтобы материализовать свое политическое влияние в реальные экономические дивиденды. Предстоящий год в этом отношении будет во многом поворотным. Администрация М.Ахмадинежада понимает, что важно заложить хорошую основу для запуска новых, масштабных экономических проектов и одновременно обеспечить приток иранских инвестиций в иракскую экономику. На таком фундаменте Тегеран и Багдад смогут построить прочное и долговременное сотрудничество, которое обретет реальные перспективы. В противном случае, при отсутствии практических результатов, достижения ирано-иракских отношений последних месяцев по итогам участившихся обменов визитами на различных уровнях, могут быть вновь сведены к нулю.

43.99MB | MySQL:92 | 0,964sec