Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (1-16 января 2011 года)

Наиболее важные события в регионе в первые недели 2011 г. происхо-дили в Тунисе, Судане и Ливане. В Тунисе в результате массовых народных выступлений 14 января был отстранен от власти президент страны З. бен Али. В Судане в период с 9 по 15 января прошел референдум по независимости южной части страны. Отставка 11 из 30 министров правительства Ливана привела к распаду коалиционного кабинета министров и обострению поли-тического кризиса в республике.

Госсекретарь США Х. Клинтон в первой половине января посетила страны Аравийского полуострова: ОАЭ, Йемен, Оман и Катар. Глава амери-канской дипломатии призвала арабские государства выступить единым фронтом против Ирана, отметив, что хотя введенные против ИРИ санкции замедлили развитие иранской ядерной программы, однако опасения насчет возможности получения Тегераном ядерного оружия остаются. Х. Клинтон призвала арабских руководителей работать над проведением эффективных политических и экономических реформ в своих странах, т. к. в противном случае государства региона «будут сталкиваться с все возрастающими угро-зами радикализма и экстремизма, беспорядков, напряженности и даже бун-тов».

Начавшиеся в декабре 2010 г. в центральной части Туниса народные волнения в январе 2011 г. распространились практически на всю территорию страны, приняв отчетливо выраженный антиправительственный и антипрези-дентский характер. Главной причиной волнений стало обострение социальных проблем, особенно высокий уровень безработицы среди выпускников вузов и рост цен на продукты питания, а также масштабная коррупция на всех уровнях власти, включая ближайшее окружение президента. Попытки правящего режима подавить выступления силовыми методами, урегулировать ситуацию обещаниями политических уступок и проведения мер социально-экономического характера успеха не имели. Неуверенно действовало армейское командование. В итоге обстановка в стране вышла из-под контро-ля. 14 января президент З. бен Али был вынужден уйти со своего поста и по-кинуть страну, получив убежище в Саудовской Аравии. 15 января Конститу-ционный совет Туниса официально отстранил З. бен Али от власти и в соот-ветствии с основным законом государства объявил временным главой рес-публики спикера парламента Ф. Мебаза – близкого соратника бывшего пре-зидента. Ф. Мебаза поручил бывшему премьер-министру М. Ганнуши сфор-мировать новое коалиционное правительство национального единства с при-влечением всех оппозиционных политических сил. В настоящее время идут переговоры по созданию такого правительства. О своем намерении вернуться в Тунис и принять участие в формировании кабинета министров заявил Р. Ганнуши — лидер запрещенной крупнейшей исламистской партии «Ан-Нахда». Тем временем обстановка в Тунисе в целом остается неустойчивой и напряженной. В столице страны и ряде других мест продолжаются беспоряд-ки, отмечаются многочисленные случаи мародерства. Улицы крупных горо-дов патрулируют военные. Население создает отряды самообороны для за-щиты от преступных элементов. Сообщается об аресте ряда приближенных бывшего президента.

События в Тунисе нашли широкий отклик в других арабских странах, где политическая и социально-экономическая ситуация имеет схожий харак-тер. Аналитики не исключают вероятности возникновения «эффекта домино», что может привести к дестабилизации обстановки во многих странах региона. Так, в начале января массовые выступления и беспорядки, главным образом с участием молодежи произошли в Алжире. Они были вызваны ростом безработицей и цен на жилье и продовольствие. Оппозиция также требовала проведения коренных политических и экономических реформ. Власти, используя силу и обещав снизить цены на некоторые продукты питания, смогли удержать ситуацию под контролем. В настоящее время в стране осу-ществляются меры по снижению цен на продовольствие. В частности, объяв-лено о выделении 300 млн евро на субсидирование сахара и растительного масла. Тем не менее, напряженность в стране сохраняется.

Массовые демонстрации с требованиями отставки правительства про-шли в Аммане и других городах Иордании. Король Абдалла II потребовал от премьер-министра С. Рифаи принять «неотложные и эффективные меры» для приостановки роста цен и защиты интересов малоимущих слоев населения и среднего класса. США выделили 100 млн долларов в качестве дополнитель-ной экономической помощи Хашимитскому королевству.

Власти Ливии принимают срочные меры по недопущению роста цен на продукты питания и предметы первой необходимости.

В столице Йемена Сане 16 января прошла демонстрация студентов и правозащитников с призывами к революции в арабских странах против «трусливых и лживых лидеров».

Массовые протестные выступления против повышения цен, в которых в основном участвовала молодежь, прошли 12-13 января в Хартуме и некото-рых других городах Судана.

Однако главным событием в стране стал референдум по независимости Южного Судана, который завершился 15 января и в целом прошел в спокой-ной обстановке. Вооруженные столкновения, приведшие к человеческим жертвам, имели место в спорном регионе Абьей, где ввиду сохраняющихся разногласий между Хартумом и южанами по разделу этой территории прове-дение плебисцита было отложено. По предварительным данным, в южных провинциях в голосовании приняли участие свыше 83 проц из 3,7 млн заре-гистрированных избирателей, а на севере страны – 53 проц из 116,85 тыс. че-ловек. Комиссия по проведению референдума признала его состоявшимся. Ожидается, что предварительные итоги плебисцита по южным провинциям будут обнародованы 31 января, а по стране в целом и зарубежным избира-тельным участкам – 2 февраля. Первые результаты референдума показывают, что подавляющее большинство южан высказались за отделение от Севера и создание собственного независимого государства. Власти в Хартуме ранее неоднократно официально заявляли, что признают любой итог референдума.

12 января министры, представляющие оппозиционные партии, объявили о своем выходе из правительства Ливана, что привело к распаду коали-ционного кабинета и резкому обострению политической ситуации в стране. Причиной отставки министров от оппозиции, инициированной радикальным шиитским движением «Хизбалла», стало нежелание правящего большинства отказаться от сотрудничества со Специальным трибуналом ООН по Ливану (СТЛ), который расследует убийство бывшего премьер-министра страны Р. Харири. При этом оппозиция заранее отвергает вердикт СТЛ, в котором, по имеющейся информации, ответственность за преступление возлагается на членов «Хизбаллы». 13 января президент Ливана М. Сулейман официально принял отставку правительства С. Харири, поручив последнему временно исполнять обязанности главы кабинета министров. 17 января должны начать-ся консультации по формированию новой правительственной коалиции. На минувшей неделе С. Харири имел встречи с президентами США и Франции Б. Обамой и Н. Саркози, а также премьер-министром Турции Р. Т. Эрдоганом. Вашингтон и Париж выразили свою поддержку ливанскому руководителю, а в Анкаре заявили о готовности выступить со срочной посреднической миссией. Саудовская Аравия расценила отставку министров оппозиции «как шаг, ведущий к еще большему расколу страны». Президент Сирии Б. Асад в телефонном разговоре с М. Сулейманом подчеркнул, что выход из внутрипо-литического кризиса «должны найти сами ливанцы», которых он призвал к возобновлению диалога. После встречи в Дамаске с Б. Асадом влиятельный лидер ливанских друзов В. Джумблат заявил, что поддержит кандидатуру С. Харири в качестве главы нового правительства. Ожидается, что 17 января будет опубликован обвинительный акт прокурора по делу Р. Харири, что может усилить напряженность в Ливане. В то же время ливанские и зарубеж-ные эксперты полагают, что «Хизбалла» и ее союзники вряд ли прибегнут к силовым действиям для достижения своих политических целей.

11 января МИД Ирана подтвердил, что очередной раунд переговоров ИРИ с международными посредниками состоится 21-22 января в Стамбуле. При этом было подчеркнуто, что данная встреча может стать для Запада «по-следним шансом» наладить диалог с Тегераном, т. к. в случае ее провала «Иран может больше не вернуться за стол переговоров». На минувшей неде-ле по инициативе Ирана специалисты МАГАТЭ в присутствии дипломатов из Алжира, Венесуэлы, Египта, Кубы, Омана, Сирии и ЛАГ провели инспекцию ядерных объектов ИРИ. Китай, Россия и Евросоюз от участия в этом ме-роприятии отказались. США 14 января ввели односторонние санкции против еще 26 контролируемых Ираном фирм и институтов.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. 4 января в Исламабаде в результате покушения был убит губернатор провинции Пенджаб С. Тасир. Это стало крупнейшим политическим убийством в стране после гибели в 2007 г. от рук террористов бывшего премьер-министра Б. Бхутто. 12 января террорист-смертник подорвал мечеть на северо-западе страны. Погибли 18 человек. 15 января в результате нападения боевиков в провинции Белуджи-стан было уничтожено около 20 бензовозов, доставлявших горючее для войск НАТО в Афганистане. Массовые беспорядки происходят в последние дни в Карачи. Президент США Б. Обама 14 января на встрече в Вашингтоне заявил своему пакистанскому коллеге А. А. Зардари, что Америка продолжит поддерживать Пакистан в борьбе с терроризмом.

В начале января в Ирак из Ирана, где он находился с 2008 г., вернулся влиятельный радикальный шиитский политик имам М. ас-Садр. 8 января, вы-ступая перед своими сторонниками, М. ас-Садр призвал «добиться любым путем», но не обязательно насильственным, полного вывода из страны аме-риканских войск, назвав США, Израиль и Великобританию «врагами Ирака». Отметим, что движение М. ас-Садра целенаправленно и активно реализует курс на исламизацию общественной жизни Ирака.

13 января впервые после 1990 г. Ирак с визитом посетил премьер-министр Кувейта шейх Н. аль-Муахаммад. На переговорах с иракскими ру-ководителями были достигнуты договоренности об активизации сотрудниче-ства в сфере безопасности и создании комиссии для завершения выполнения резолюций ООН по пограничным вопросам. Визит главы кувейтского прави-тельства был назван «историческим, разрушившим ледяную стену между двумя странами».

По инициативе радикального палестинского движения ХАМАС экс-тремистские группировки, действующие в секторе Газа («Исламский джихад», Народный и Демократический фронты освобождения Палестины), со-гласились прекратить ракетные и минометные обстрелы израильской терри-тории, если Израиль прекратит наносить удары по палестинскому анклаву. Руководство ХАМАСа заявило, что обеспечит соблюдение другими группи-ровками договоренности о прекращении огня. С этой целью на границе с Из-раилем были размещены дополнительные боевые отряды ХАМАСа.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявил 15 января о готовности возобновить переговоры с Израилем при условии, если США признают границы 1967 г. в качестве границ будущего палестинского государства.

Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил 13 января, что нынеш-нее израильское правительство во главе с Б. Нетаньяху «является худшим за всю историю Израиля, или, по крайней мере, самым неудачным». Р. Т. Эрдо-ган также подчеркнул, что члены его правительства не будут встречаться с израильскими коллегами до тех пор, пока Израиль не изменит свою политику в регионе, а отношения между двумя странами вернутся в нормальное русло лишь после того, как Израиль извинится перед Турцией за инцидент с судном, направлявшимся в сектор Газа и перехваченным израильскими ВМС. Глава турецкого правительства считает, что движение ХАМАС должно быть признано стороной конфликта, т. к. является одним из ключевых факторов в достижении прогресса в палестино-израильском урегулировании.

Приложение

 

 

О военно-техническом сотрудничестве стран Магриба

 

 

В последние годы страны Магриба, главным образом Алжир, Марокко и Ливия значительно увеличили импорт вооружения и военной техники (В и ВТ), а также активизировали военные связи с зарубежными государствами. Так, если в 1998-2005 гг. страны региона получили из-за рубежа В и ВТ на сумму 3,0 млрд долларов, то в 2006-2009 гг. – на 4,0 млрд долларов. Еще бо-лее внушительным является рост стоимости сделок с иностранными партне-рами на приобретение военной продукции: в 1998-2005 гг. – 3,1 млрд долла-ров, а в 2006-2009 гг. – 13,1 млрд долларов. Основными экспортерами В и ВТ в североафриканские страны являются Россия, государства Западной Европы и США. В 2006-2009 гг. Россия заключила и уже частично поставила магри-бинским партнерам военной продукции на 5,9 млрд долларов, страны Запад-ной Европы – на 2,8 млрд долларов и США – на 2,5 млрд долларов.

С середины 1990-х гг. получает развитие сотрудничество в военной сфере между государствами Магриба и НАТО. Регулярно происходит обмен военными делегациями, проводятся совместные двусторонние и многосто-ронние учения ВС стран Магриба и Североатлантического альянса. НАТО оказывает содействие в подготовке военных кадров для североафриканских государств. При этом особое внимание уделяется подготовке сил для борьбы с терроризмом. С 2008 г. ВМС Алжира, Мавритании, Марокко и Туниса уча-ствуют в натовских военно-морских учениях «Феникс экспресс». На них от-рабатываются задачи обеспечения безопасности морского судоходства в вос-точной части Средиземного моря. Общим для стран Магриба, за исключением Ливии, стало их участие в программе Средиземноморского диалога НАТО, антитеррористической операции альянса в Средиземном море «Активные усилия» и американской «Транссахарской контртеррористической ини-циативы» (вместе со странами Сахеля). Все государства региона участвуют в военных мероприятиях, проводимых в рамках группы «5 + 5» (государства Магриба + Испания, Италия, Франция, Португалия и Мальта).

Крупнейшим импортером военной продукции среди стран Магриба яв-ляется Алжир, подписавший в 2006-2009 гг. соглашения на приобретение за рубежом В и ВТ на сумму 6,8 млрд долларов. В 2010 г. импорт В и ВТ соста-вил 2,16 млрд долларов. Масштабные закупки современных вооружений по-зволяют руководству АНДР поступательно осуществлять программу техни-ческого перевооружения и реорганизации национальных ВС, поддерживать военное превосходство над главным региональным соперником – Марокко.

Руководство Алжира провозгласило намерение диверсифицировать ис-точники поступления оружия, преимущественно за счет стран Западной Ев-ропы, но США не числятся пока среди военных поставщиков АНДР, за ис-ключением спецтехники для борьбы с терроризмом. Вместе с тем, на бли-жайшую перспективу главным партнером Алжира в сфере ВТС останется Россия. По итогам 2002-2009 гг. АНДР занимает третье место в военном экс-порте РФ – 10,4 проц, в т. ч. в 2002 г. – 3,4 проц, а в 2009 г. – 25,8 проц. В 2006-2009 гг. Алжир и Россия подписали военные контракты на общую сум-му 5,7 млрд долларов (со странами Западной Европы – на 600 млн долларов, с КНР – на 500 млн долларов). Крупнейшими из них стали: поставка в 2008-2009 гг. 28 истребителей Су-30МКА (1,5 млрд долл.), 300 танков Т-90С (1,0 млрд долл., до конца 2009 г. поставлено 180), 8 ЗРС С-300ПМУ-2 (1,0 млрд долл.). Кроме того, наша страна уже поставила или поставит Алжиру две не-атомные подводные лодки пр. 636, 400 БМП-2, 24 ЗРПК «Тунгуска М1», 38 ЗРПК «Панцирь-1С», 216 ПТРК «Корнет-Э» (3000 ракет), ПТРК «Метис-М», 16 учебно-тренировочных самолетов (УТС) Як-130. В 2010 г. с Алжиром подписан новый контракт на поставку ВВС этой страны дополнительной партии из 16 истребителей Су-30МКА (опцион, предусмотренный соглаше-нием 2006 г.). На российских предприятиях осуществляется ремонт и модер-низация подводных лодок и надводных кораблей ВМС АНДР. Россия модер-низирует ранее поставленные Алжиру танки Т-72.

Из стран Западной Европы наибольшее развитие получили военные связи с Великобританией, Италией и Францией. С Великобританией в 2009 г. подписано соглашение о техническом и военном сотрудничестве, предусмат-ривающее проведение совместных учений ВС двух стран, оказание помощи АНДР в подготовке военных кадров, регулярные встречи высших военных руководителей. В этом же году с британской фирмой «Аугуста/Уэстленд» со-гласован контракт на 5 млрд евро на постройку для алжирских силовых структур примерно 100 вертолетов различных типов. Сборку этих машин предполагается осуществлять на совместном предприятии, которое будет создано в АНДР. Италия передала Алжиру в 2009-2010 гг. 10 многоцелевых вертолетов. В Италии предполагается построить для алжирских ВМС четыре ракетных фрегата типа FRЕMM. С Францией подписан контракт и уже нача-лась поставка 21 быстроходного патрульного катера. С французской помощи в АНДР будет построен завод по изготовлению военной радиоэлектроники, в т. ч. РЛС. Проводятся совместные учения алжирских и французских ВМС.

Марокко по мере возможностей пытается поддерживать баланс сил с Алжиром. К тому же королевство вынуждено держать значительную часть своих ВС в Западной Сахаре. В 1998-2005 гг. королевство подписало согла-шения на закупку за рубежом В и ВТ на сумму 900 млн долларов, а в 2006-2009 гг. – на 4,7 млрд долларов, в т. ч. на 2,5 млрд долларов с США. В 2009 г. король Мохаммед VI одобрил подписание в ближайшие два года соглашений о поставках ВВТ за рубежом на сумму 2,5 млрд долларов. Ранее, в 2007 г. Марокко подписало с США контракт на сумму 2,4 млрд долларов на закупку 24 истребителей F-16C/D Блок 52, а затем были подписаны соглашения на приобретение для них вооружения и различного вспомогательного оборудования. В США также заказаны 24 УТС Т-6В «Тексан». Для сухопутных войск приобретены 60 американских самоходных гаубиц М109А5. Рассматривается вопрос о закупке 140 танков М60А3. Франция модернизирует поставленные ранее истребители «Мираж F.1». Здесь же заказаны три патрульных корабля типа OPV-70. Изучается вопрос о приобретении французской бронетехники. В Нидерландах будут построены три фрегата типа «Сигма-90». Испания поставляет королевским ВС бронированные внедорожники и военные грузовики, а Бельгия – бронемашины. В Италии приобретены пять военно-транспортных самолетов С-27J. Россия в 2008 г. завершила поставку 12 ЗРПК «Тунгуска-М1». Ведутся переговоры о приобретении в РФ танков Т-90, БМП-3, боевых вертолетов Ми-35 и многоцелевых Ми-17. Отметим, что Алжир неодобрительно относится к расширению российско-марокканских ВТС.

В последние годы растет военный импорт Ливии. Так, если в 2002-2005 гг. Джамахирия подписала соглашения на приобретение В и ВТ на 900 млн долларов, то в 2006-2009 гг. – на 1,6 млрд долларов, из которых 1,2 млрд долларов приходится на Россию. В 2010 г. Россия и Ливия подписали круп-нейший пакетный контракт, оцениваемый в 1,8 млрд долларов, по которому Джамахирия должна получить 16 истребителей Су-30 и Су-35, 6 УТС Як-130, бронетанковую технику, запчасти и боеприпасы для сухопутных войск. Рос-сия модернизирует 140 ранее поставленных танков Т-72. С российской по-мощью будет восстановлен и модернизирован завод по изготовлению авто-матов Калашникова. В 2008 г. в Рыбинске начали постройку для ливийских ВМС трех ракетных катеров пр. 12418 «Молния». В этом же году Россия по-ставила партию ПТРК «Корнет-Э».

В 2010 году Ливия подписала с Украиной соглашение о ВТС, предпо-лагающее поставки Джамахирии вооружения, его ремонт на украинских предприятиях и обучение ливийских военных. С Украиной в 2008 г. подпи-сано соглашение о создании совместного предприятия по ремонту вертолетов Ми-8. Президент Франции Н. Саркози в 2009 г. направил послание ливий-скому лидеру М. Каддафи с предложением активизировать «стратегическое партнерство двух стран в области обороны». Франция предлагает Ливии 15 истребителей «Рафаль» и 35 вертолетов. Ведутся переговоры о поставках ар-тиллерийского вооружения, РЛС и 150 бронемашин VAB. Италия построила для Ливии шесть патрульных катеров и поставит средства наблюдения. В 2008 г. в Великобритании закуплены системы связи и обработки информации для механизированной бригады Джамахирийской гвардии.

Тунис приобретает вооружение и технику для своей армии в ограни-ченных количествах. В 2010 г. было подписаны соглашения с США о постав-ках двух военно-транспортных самолетов С-130J «Супер Геркулес» и 12 многоцелевых вертолетов SH-60. Франция модернизирует пять ранее постав-ленных легких боевых вертолетов SA-342 «Газель». Тунис и НАТО в 2009 г. подписали соглашение о сотрудничестве в военной сфере, которое преду-сматривает совместную подготовку военнослужащих и участие в операциях по поддержанию мира.

В 2009 г. возобновилось сотрудничество Мавритании с НАТО, пре-рванное после военного переворота в 2008 г. Испания передаст этой стране морской патрульный самолет С-212-200, а ранее передала вертолеты и четыре патрульных катера.

62.93MB | MySQL:102 | 0,443sec