Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (17-23 января 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с ядерной программой Ирана и событиями в Ливане. Безрезультатно за-вершились проходившие 21-22 января в Стамбуле переговоры между Ираном и «шестеркой» международных посредников по ядерной программе ИРИ. В Ливане продолжает обостряться внутриполитический кризис.

18-19 января президент России Д. Медведев совершил поездку на Ближний Восток, посетив территории, контролируемые Палестинской на-циональной администрацией (ПНА), и Иорданию. На переговорах с главой ПНА М. Аббасом и королем Иордании Абдаллой II обсуждались вопросы арабо-израильского урегулирования и развития отношений России с пале-стинцами и Хашимитским королевством. Д. Медведев подтвердил позицию России о праве палестинцев на создание собственного государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, заявил, что Израиль должен прекратить поселенческую деятельность на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), одновременно отметив, что Москва будет консультироваться с Израилем по вопросам намерений палестинцев провозгласить свою незави-симость в одностороннем порядке. По итогам визита президента России в Иорданию была подтверждена обоюдная заинтересованность Москвы и Ам-мана в развитии многопланового сотрудничества и подписан ряд экономиче-ских, технических, торговых и инвестиционных соглашений.

На прошедшей неделе в египетском Шарм-эш-Шейхе состоялся второй арабский саммит по вопросам экономического и социального развития, уча-стники которого заявили о необходимости извлечь уроки из тунисских собы-тий, «изучить экономические проблемы, которые в конечном итоге привели к политическому перевороту в Тунисе». По инициативе Кувейта принято ре-шение о создании Фонда поддержки малого и среднего бизнеса с уставным капиталом в 2 млрд долларов.

Прошедшие 21-22 января в Стамбуле переговоры делегаций Ирана и шести мировых держав по ядерной программе ИРИ завершились без дости-жения каких-либо конкретных результатов. Дата и место нового раунда пере-говоров пока не определены, хотя обе стороны высказались за продолжение диалога. Представитель Евросоюза по вопросам внешней политики и безо-пасности К. Эштон назвала «неприемлемыми» условия, выдвинутые иранской стороной. Сообщается, что главным препятствием для достижения консенсуса в Стамбуле стало требование Ирана об отмене санкций, введенных Советом Безопасности ООН, на что «шестерка» не согласилась. По мнению К. Эштон, переговорный процесс может продвинуться вперед, если ИРИ начнет позитивно реагировать на требования международного сообщества. По оценке госдепартамента США, еще есть время для политического урегу-лирования иранской ядерной проблемы, т. к. развитие атомной программы ИРИ, по американским оценкам, замедлилось, и в Вашингтоне надеются, что «иранцы пересмотрят свои подходы и создадут благоприятную возможность для дипломатии». Со своей стороны, Иран вновь настаивал на том, что обла-дает правом развивать и использовать ядерные технологии, включая само-стоятельное обогащение урана. В Стамбуле иранцы отказались от проведения двустороннего диалога с США по ядерной проблематике, назвав его «бесполезным».

19 января в Иране прошли испытания новой зенитной ракеты «Хаг», предназначенной, прежде всего, для защиты национальных ядерных объектов.

На минувшей неделе внутриполитическая ситуация в Ливане заметно обострилась. 17 января президент республики М. Сулейман, учитывая острые противоречия между ведущими политическими силами страны, перенес на неделю до 24 января начало консультаций по кандидатуре нового главы ли-ванского правительства. Безрезультатно закончилась посредническая миссия Катара и Турции по достижению компромисса между ливанскими политика-ми. Министр иностранных дел Саудовской Аравии принц С. аль-Фейсал зая-вил, что Эр-Рияд также прекращает участие в переговорах по преодолению кризиса в Ливане. Тем временем радикальное шиитское движение «Хизбалла» и его союзники всячески стремятся не допустить повторного назначения на пост главы правительства С. Харири и выдвинули в качестве своего кандидата для занятия должности премьер-министра просирийского политика О. Караме. На помощь оппозиции пришел влиятельный лидер ливанских друзов В. Джумблат, заявивший о поддержке «Хизбаллы» и недопустимости перена-значения С. Харири. Что касается С. Харири, то он, опираясь на поддержку США, Запада и Саудовской Аравии, заявляет о своем твердом намерении вновь возглавить ливанское правительство. Таким образом, возможность компромисса и урегулирования кризиса в Ливане пока не просматривается. В условиях усиливающейся напряженности с целью предотвращения столкно-вений между противоборствующими сторонами в Бейрут и его пригороды введены дополнительные силы армии.

17 сентября прокурор Специального трибунала ООН по Ливану (СТЛ) Д. Бельмар представил судье СТЛ Д. Франсену обвинительное заключение по делу об убийстве в 2005 г. бывшего премьер-министра Ливана Р. Харири, содержание которого пока не разглашается. Сообщается, что 7 февраля в Гааге в аппеляционной палате СТЛ должно пройти публичное слушание по делу об убийстве Р. Харири.

Сложная обстановка сохраняется в Тунисе. 17 января глава временного коалиционного правительства М. Ганнуши объявил персональный состав своего кабинета, ключевые посты в котором (министров обороны, МВД, МИД, финансов) сохранили представители «старой гвардии» бывшего пре-зидента Бен Али. В знак протеста против этого на следующий день из прави-тельства вышли 5 министров, представлявших некоторые оппозиционные ор-ганизации. За отставку правительства выступил крупнейший профсоюз Ту-ниса – Общественный союз рабочих. С целью спасения коалиции от полного краха 19 января исполняющий обязанности президента страны Ф. Мебаза, М. Ганнуши и еще 8 министров заявили о своем выходе из бывшей правящей партии Демократическое конституционное объединение. Власти освободили из тюрем политических заключенных, заявили о регистрации всех без ис-ключения политических партий и движений, упразднении политической по-лиции. Проводятся аресты членов семейного клана Бен Али. Созданы комис-сии по расследованию коррупционных дел свергнутого режима и недавних событий в стране, проведению политических реформ. В своем обращении к нации 19 января Ф. Мебаза пообещал «полностью покончить с прошлым», обеспечить независимую систему правосудия и гарантировал свободу СМИ.

На минувшей неделе в столице страны и ряде других городов продол-жались многочисленные демонстрации, участники которых требовали от-странения от власти всех сторонников Бен Али, отставки временного прави-тельства, создания кабинета «национального спасения» и принятия новой конституции Туниса. В официальных политических процессах не принимают участие запрещенные в 1990-е гг. исламистское движение «Ан-Нахда» и Коммунистическая партия рабочих Туниса. Тем не менее, левые радикалы, а особенно исламисты все активнее действуют в стране. Причем сторонники «Ан-Нахды» на первый план все больше выдвигают чисто религиозные ло-зунги. Отметим, что власти не разрешают лидеру исламистов Р. Ганнуши возвращаться в Тунис до официального объявления о его амнистии.

Антиправительственные выступления под политическими и экономи-ческими лозунгами прошли на минувшей неделе и в некоторых других араб-ских странах. Так, в соседнем Алжире 22 января демонстранты требовали отменить закон, запрещающий публичные собрания. Демонстрация была ра-зогнана полицией. В стране продолжаются самосожжения людей, протес-тующих против политики режима. В столице Иордании Аммане и других городах королевства 21 января в рамках «Дня гнева», организованного исла-мистским «Фронтом исламского действии», левыми партиями и профсоюзами прошли манифестации под лозунгами «хлеба и свободы», отставки прави-тельства С. ар-Рифаи. Власти уже объявили о повышении зарплат работникам государственных предприятий и учреждений, денежного довольствия военнослужащим. В столице Йемена Сане состоялись демонстрации студен-тов местного университета и различных оппозиционных групп, включая ис-ламистов. Демонстранты требовали отставки президента республики А. А. Салеха, демократизации политической жизни страны, борьбы с коррупцией. Произошли столкновения с полицией, произведены аресты. В ответ свою де-монстрацию провели сторонники правящей в Йемене партии Всеобщий на-родный конгресс. В столицу и ее окрестности введены дополнительные силы армии и полиции. На юге страны произошли столкновения сторонников вос-становления независимости Южного Йемена с силами безопасности.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас заявил 22 января, что «на данном этапе нет возможности провозглашения палестин-ского государства без сотрудничества с Израилем» и оно «будет создано только с согласия с Израилем». Одновременно М. Аббас предупредил, что «если не будет никакого прогресса на мирных переговорах до сентября, ре-зультаты такого промедления могут быть катастрофическими» и привести к новой «интифаде» (палестинскому восстанию). Глава ПНА подверг критике президента США Б. Обаму за его неспособность положить конец строитель-ству еврейских поселений на ЗБРИ и урегулировать конфликт в регионе. Тем временем госсекретарь США Х. Клинтон выступила против проекта резолю-ции Совета Безопасности ООН, в котором осуждается поселенческая дея-тельность Израиля на ЗБРИ, однако не пригрозила, что американцы наложат вето на резолюцию, если она будет поставлена на голосование. По мнению Х. Клинтон, единственным реальным способом решить палестино-израильский конфликт – это прямые переговоры между палестинцами и Израилем, на ко-торых США выступили бы в роли посредника. 23 января ПНА категорически отвергла любые варианты по созданию палестинского государства во временных границах.

17 января министр обороны Израиля Э. Барак и его сторонники заяви-ли о своем выходе из левой партии «Авода» и создании новой центристской партии «Ацамут» («Независимость») с сионистским уклоном. Прежние од-нопартийцы Э. Барака приветствовали это шаг, заявив, что он открыл путь к обновлению «Аводы». 18 января новая партия вошла в состав правящей коа-лиции. Э. Барак сохранил пост главы военного ведомства, а его сторонники получили высокие посты в правительстве и парламенте. По мнению премьер-министра Израиля Б. Нетаньяху, раскол в «Аводе» будет способствовать ус-пешному развитию мирных переговоров с палестинцами, т. к. последние по-стоянно следили за угрозами левых покинуть коалицию и рассчитывали на падение возглавляемого им правительства.

По предварительным официальным данным, практически все население Южного Судана (98,81 проц) проголосовало на референдуме (9-15.01.2011) за отделение от Хартума и создание независимого государства.

18 января суданские власти в очередной раз арестовали лидера ислами-стской оппозиции Х. ат-Тураби, призвавшего к массовым выступлениям про-тив правительства в связи с решением о повышении цен на ряд товаров на-родного потребления.

21 января в России с визитом находился президент Афганистана Х. Карзай. По итогам переговоров с президентом РФ Д. Медведевым, Афгани-стану обещана помощь в восстановлении инфраструктуры, в т. ч. нескольких электростанций. Стороны также договорились о сотрудничестве в борьбе с наркоторговлей. Х. Карзай заявил, что Россия сможет возобновить в Афгани-стане проекты, начатые еще в советский период.

На минувшей неделе Иран возобновил поставки топлива в Афганистан, приостановленные в декабре 2010 г.

На будущей неделе ожидается начало работы нового состава афганско-го парламента, избранного в сентябре 2010 г. Ранее Х. Карзай решил отло-жить этот шаг на месяц в связи с тем, что суд должен расследовать подтасов-ки, зарегистрированные в ходе выборов. Однако 22 января глава государства изменил свое решение, чтобы ситуация не переросла в затяжной кризис.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях внешней политики Ирака

 

 

Создание в декабре 2010 г. нового правительства Ирака позволило ру-ководству страны вновь активизировать внешнеполитическую деятельность. По заявлениям иракских лидеров, суть национальной внешней политики «за-ключается в том, чтобы Ирак был фактором стабильности, а не источником угроз». Важным элементом является активное использование нынешней вла-стью внешней политики для упрочения своих внутриполитических позиций. В то же время самостоятельную внешнеполитическую активность проявляют Иракский Курдистан, а также многие видные иракские политики, в т. ч. оп-позиционные.

Со времени свержения в 2003 г. власти С. Хусейна Ирак первостепенно внимание уделяет отношениям с США и соседними государствами.

После 2003 г. иракско-американские отношения проделали сложный и трудный путь, характеризовавшийся постепенным изменением положения Ирака от полной зависимости от США к все большей самостоятельности. Соединенные Штаты приложили много усилий для создания новой власти в Ираке. При решающей роли американских войск в стране удалось сущест-венно снизить уровень вооруженного насилия. США оказали значительное содействие в создании иракской армии и полиции, в восстановлении эконо-мики и др. В то же время американское вмешательство не привело к стабили-зации положения в Ираке, урегулированию многочисленных и сложных иракских конфликтов. В ноябре 2008 г. Ирак и США подписали соглашение о выводе из страны американских войск до конца 2011 г., которое в целом выполняется. Одновременно было подписано рамочное соглашение об отно-шениях дружбы и сотрудничества между двумя странами, предполагающее развитие связей в политической, экономической, энергетической, военной, культурной и других сферах. Соединенные Штаты обязались не использовать территорию Ирака для нападений на другие страны. С 1 сентября 2010 г. ВС США официально прекратили участие в боевых действий в Ираке.

В последнее время эксперты говорят об устойчивой тенденции на ос-лабление американского влияния в Ираке, которая будет усиливаться по мере приближения срока вывода из страны ВС США. Действительно, Вашингтону становится все труднее воздействовать на внешнюю, а особенно на внутрен-нюю политику багдадского правительства. Тем не менее, Ирак продолжает находиться в сильной зависимости от США, которые не намерены сдавать свои позиции в этой стране – слишком много средств и усилий вложили аме-риканцы в «иракский проект». Как неоднократно заявлял президент Б. Обама, США продолжат оказывать Ираку разностороннюю помощь и содействие. Вашингтон сохраняет сильные рычаги воздействия на Багдад, прежде всего в вопросах военного строительства и обеспечения безопасности, где собственные возможности Ирака все еще явно недостаточны. Важной для Ирака остается американская экономическая и финансовая помощь. К тому же часть иракской политической элиты ориентирована на развитие тесного сотрудничества с США. Таким образом, на данном этапе Багдад вряд ли пой-дет на серьезные осложнения отношений с Вашингтоном, хотя и будет всяче-ски подчеркивать независимость своего политического курса.

В Багдаде неоднократно заявляли о намерении строить отношения с соседними государствами на основе «уважения, взаимных интересах и кон-структивном диалоге», отказе от вмешательства во внутренние дела других стран. При этом Ирак не позволит вмешиваться в свои дела, т. к. «иракцы в состоянии решать свои проблемы сами». Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики отрицает, что его страна «создает какие-то альянсы в регионе», т. к. в них нет необходимости. Иракцы всячески подчеркивают, что не позволят ис-пользовать свою территорию для нападений на соседние государства. Вместе с тем, в отношениях Ирака с соседями сохраняется взаимное недоверие, по-степенно вновь проявляются старые и трудноразрешимые противоречия. В частности, с Турцией, Ираном и Сирией периодически обостряется вопрос о распределении вод рек Евфрат и Тигр. Сложной остается проблема иракских беженцев в Иордании (до 500 тыс. чел.) и Сирии (по различным оценкам, от 700 тыс. до 1 млн человек).

Из стран-соседей наиболее интенсивно развиваются отношения с Ира-ном, который настойчиво проводит линию на упрочение своих позиций в Ираке, действуя через местные шиитские силы и рассчитывая на лояльность Багдада, прежде всего в политической области. Официально Ирак и Иран объявили о стремлении развивать взаимовыгодное сотрудничество, особенно в экономике и торговле. В декабре 2010 г. Н. аль-Малики заявил, что «не по-зволит втянуть страну в какой-либо альянс с Ираном», отметив при этом, что установление хороших отношений с ИРИ «удовлетворит интересы обеих стран». Между двумя государствами сохраняются противоречия по погра-ничным проблемам, что периодически приводит к инцидентам на границе, причем их инициатором является Иран.

В целом успешно развиваются отношения с Турцией. Между двумя странами подписано соглашение о «стратегическом сотрудничестве», пред-полагающее развитие связей в сферах политики, безопасности, экономики, энергетики и др. Одним из наиболее сложных и острых вопросов в иракско-турецких отношениях остается проблема противодействия боевикам сепара-тистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей борьбу с правительст-вом Турции. Как известно, многое базы РПК расположены в Иракском Кур-дистане и Анкара требует их ликвидации. В то же время правительство Ирака и власти курдской автономии не идут на это, опасаясь дестабилизации об-становки на севере страны.

Сложно складываются отношения Ирака с большинством арабских го-сударств. В Багдаде неоднократно выражали недовольство пассивностью арабского мира в вопросах восстановления Ирака, а иранское влияние объяс-няли «отсутствием решительного арабского вовлечения» в иракские дела. Со своей стороны, многие арабские страны рассматривают шиитское большин-ство иракского руководства как проводника влияния ИРИ, настаивают на усилении местного «суннитского элемента» во властных структурах. Прави-тельство Ирака придает «особый смысл и значение» предстоящему в марте 2011 г. арабскому саммиту, который должен пройти в Багдаде, рассчитывая на то, что это будет способствовать укреплению связей с арабским миром.

Из арабских стран Ирак наиболее активно контактирует с Иорданией, в т. ч. в сфере политики, экономики и борьбы с терроризмом. Король Абдалла II в 2008 г. стал первым арабским лидером, посетившим Багдад после свер-жения режима С. Хусейна.

Отношения новой иракской власти с Сирией складывались сложно. Ба-гдад обвинял Дамаск в попустительстве силам иракского сопротивления и террористам. Однако постепенно отношения между двумя странами стали налаживаться. Необходимость этого отчетливо понимали как в Багдаде, так и в Дамаске. Создан и действует Высший сирийско-иракский совет по сотруд-ничеству, подписан ряд соглашений о взаимодействии в сферах экономики, энергетики, финансов, культуры и др. САР сыграла важную роль в урегули-ровании послевыборного политического кризиса в Ираке в 2010 г. Налажива-ется сотрудничество в сфере безопасности и борьбы с терроризмом.

В последнее время Ирак и Кувейт проявляют все большую заинтересо-ванность в улучшении двусторонних отношений и урегулировании имею-щихся между ними проблем. Власти Ирака неоднократно заявляли о призна-нии ими сухопутной и морской границы с Кувейтом. Стороны «в принципе» договорились урегулировать вопросы, связанные с добычей нефти в пригра-ничных районах. Багдад заявил о готовности решить проблему пропавших без вести в ходе событий 1990-1991 гг. подданных эмирата. Ирак добивается уменьшения или аннулирования выплат Кувейту компенсаций за ущерб, на-несенный оккупацией и войной 1990-1991 гг. и других долгов (всего до 57 млрд долл.), но Кувейт настаивает на их полной выплате. В январе 2011 г. Багдад впервые после 1990 г. посетил с визитом премьер-министр Кувейта шейх Н. Мохаммед ас-Сабах.

Взаимное недоверие и недоброжелательность сохраняются в отноше-ниях Ирака с Саудовской Аравией. Выступая за развитие «хороших связей» с КСА, Багдад обвиняет Эр-Рияд в оказании содействия иракской оппозиции. Саудовцы же опасаются усиления иранского влияния на иракской политиче-ской арене и не торопятся открывать свое посольство в Багдаде. КСА не идет на списание многомиллиардного иракского долга. В ноябре 2010 г. Н. аль-Малики отклонил инициативу саудовского короля Абдаллы о проведении в Эр-Рияде примирительной встречи иракских политиков, что также негативно сказалось на отношениях между двумя странами.

Получают развитие отношения Ирака с Египтом в политической и эко-номической сферах. Каир поддерживает проведение в 2011 г. общеарабского саммита в Багдаде. До настоящего времени не урегулирован вопрос об ирак-ских долгах АРЕ: в Каире называют цифру 1,56 млрд долларов, а Багдад на-стаивает на 800 млн долларов.

62.9MB | MySQL:102 | 0,632sec