Руководство ИРИ и экономические санкции 2010 г.

1. Действия правительства ИРИ накануне принятия санкций

Президентские выборы в Иране в 2009 г. и последовавшие за ними волнения сыграли важную роль в подготовке правительства ИРИ к другому не менее тяжелому испытанию – принятию санкций 2010 г. Выступления оппозиции после победы М.Ахмадинежада в первом туре голосования наглядно продемонстрировали руководству страны все слабые стороны созданной системы государственного управления. В итоге, власти Ирана извлекли из событий второй половины 2009 г. урок и постарались укрепить свои внутриполитические позиции в преддверии принятия санкций.

В первую очередь, в стране была развернута скрытая борьба с инакомыслящими и сторонниками «зеленого движения», выражающаяся в проведении мало афишируемых чисток среди госслужащих, сотрудников высших образовательных учреждений (по имеющимся данным, в значительной степени пострадал преподавательский состав Тегеранского государственного университета) и студентов. На момент принятия санкций 2010 г. властям удалось добиться главного – заставить «зеленых» и сочувствующих им в значительной массе уйти с улиц и быть более осторожными.[i]

После президентских выборов 2009 г. был значительно укреплен карательный аппарат. Так, в октябре 2009 г. руководство ИРИ объявило о начале второго этапа структурного реформирования КСИР и «Басидж», направленного на расширение возможностей данных структур по борьбе с внутренними оппонентами. События, последовавшие за президентскими выборами в ИРИ 12 июня 2009 г., усилили опасения правящей элиты относительно того, что главную угрозу для существующего в ИРИ режима представляет не открытая военная агрессия, а инспирированный извне внутренний заговор. В результате, дополнительную поддержку со стороны аппарата Верховного руководителя и президента получил реализуемый с 2008 г. план реструктуризации КСИР. Его выполнение, по замыслу руководства ИРИ, должно было помочь сместить акценты в военной доктрине Корпуса с противостояния открытому внешнему вторжению на борьбу с возможными «цветными революциями» (или, как они официально называются здесь «мягкими угрозами»). Главными элементами этой программы являются: (1) децентрализация управления Корпусом с большим фокусированием внимания руководства КСИР на ситуации в провинциях, (2) слияние паравоенной организации «Басидж» с КСИР.

В рамках первого этапа реализации данного плана летом 2008 г. в иранских провинциях на базе расположенных там бригад Корпуса было сформировано 29 областных командований КСИР, несущих полную ответственность за развитие ситуации в курируемых ими районах. Еще две группировки КСИР (Сейед аш-Шохада и Мохаммад Росул Алла) руководство ИРИ развернуло в провинции Тегеран. Одновременно в ведение вновь созданных управленческих единиц был передан контроль за расположенными в их районах подразделениями «Басидж», которые в случае необходимости должны были первыми начать подавление «цветных» выступлений. Для более слаженного взаимодействия, командующие провинциальными силами «Басидж» оказались назначены на должности заместителей командующих подразделениями КСИР в провинциях.

Однако, как показали события июня 2009 г., данная реформа оказалась недостаточной для повышения эффективности применения как сил Корпуса, так и «Басидж». Последняя структура, будучи весьма громоздкой и выполняя кроме военной еще ряд идеологических, политических и культурных задач, не смогла оперативно среагировать в условиях начавшихся выступлений. В результате, еще в июле 2009 г. глава тегеранской полиции А.Раджабзаде сообщил СМИ о планах по созданию в столице пятидесятитысячного резервного подразделения «младших полицейских чинов» из числа добровольцев, которые будут в случае необходимости оказывать поддержку основным силам СОП. В будущем такие подразделения численностью до 300 тысяч человек планируется создать и в других крупных городах страны. Фактически в недрах полиции был запущен процесс формирования новой вспомогательной силовой структуры, призванной заменить отряды народного ополчения «Басидж», которое не всегда профессионально и с соблюдением заданных рамок действовало при подавлении июньских выступлений 2009 г. В октябре 2009 г. руководство ИРИ и вовсе приняло решение, в результате которого силы «Басидж» в своем нынешнем виде оказались де-факто упразднены. На их базе должны быть созданы две отдельные структуры: «Организация обездоленных басиджей», выполняющая культурно-просветительские и идеологические функции, а также Сухопутные силы сопротивления, наследующие военные обязанности «Басидж» по борьбе с контрреволюцией, но находящиеся под управлением КСИР.

По имеющейся информации, руководители ИРИ остались недовольны и действиями самого Корпуса, не сумевшего-де вовремя спрогнозировать и остановить массовые выступления «зеленого» движения. По этой причине, по некоторым данным, в отдельную и независимую структуру под командованием бывшего главы контрразведывательного управления Министерства информации Х.Тайеба была выделена разведка КСИР, которая особый акцент в свое работе должна  сделать на борьбу с «мягкими угрозами» и инспирацией «цветных революций».

В целом, структурные перестановки в Корпусе, по оценкам экспертов, были закономерны. Режим, ощущая сохраняющийся в обществе взрывной потенциал, извлек уроки из прошедших в июне 2009 г. выступлений и приложил все усилия по улучшению эффективности применения карательного аппарата. В то же время опасения вызывает идущий процесс смещения акцентов в оборонной доктрине с готовности отразить открытое военное вторжение на подавление внутренних мятежей и инакомыслия: итогом превращения КСИР из военной в полицейскую организацию стало общее усиление влияния его руководства на ситуацию в стране, что дополнительно подстегнуло и без того активно идущий процесс слияния властных и военных кругов в стране.

Последовавший после выборов 2009 г. всплеск политической активности также позволил М.Ахмадинежаду выявить инакомыслящих в рядах госслужащих высшего эшелона, ответственного за принятие решений в экономической сфере, и провести чистку в министерствах. В первую очередь это коснулось министерства нефти. В частности, руками главы Национальной Иранской Нефтяной Компании (НИНК) С.Джашнсаза в 2009 г. были отправлены в отставку замминистра по вопросам планирования А.Торкан, глава пенсионного фонда нефтяннков Карбасиян, директор специальной энергетической зоны «Южный Парс» А.Разави, директор Национальной бурильной компании Рафии, финансовый директор НИНК Х.Аллахдад, директор по вопросам геологоразведки НИНК С.М.Мохдат. Большинство из указанных лиц не только принадлежали к числу оппонентов политического курса М.Ахмадинежада, но и относились к ориентированной на большее сотрудничество с Западом политической группировке, неоднократно обвинявшейся в создании препятствий на пути реализации невыгодных им проектов. Именно эти люди, в условиях введения в 2010 г. Западом новых экономических санкций могли бы постараться повлиять на позиции режима в вопросе ИЯП.

С другой стороны, имевшие место волнения побудили руководство ИРИ активнее принимать меры по улучшению социально-экономической ситуации. Во-первых, был сделан ряд шагов по защите внутреннего производителя. 17 июня 2009 г. правительство обязало все государственные предприятия использовать для обеспечения своих нужд только продукты отечественного производства, запретило им ввозить в Иран товары, эквиваленты которых производятся внутри страны, а также значительно ограничило возможности по рекламе импортной продукции. Ранее кабинет министров принял свод таможенных пошлин на 1388 г., значительно увеличивший (в ряде случаев до 21 – 31%) налоги на ввозимые продукты питания, в том числе рис. В стране была проведена реструктуризация существующих долгов, в первую очередь, с предоставлением отсрочек производственному сектору. С 15 до 20 лет увеличен срок освобождения от налогов для предприятий, расположенных в свободных торгово-экономических зонах Киш, Кешм, Чахбахар, Арванд, Аракс и Энезели.

Во-вторых, проводилась осторожная политика либерализации экономики и поощрения развития финансовых институтов. 28 июня 2009 г. парламентом Ирана был принят закон «О развитии новых финансовых институтов для поощрения реализации 44 статьи Конституции ИРИ», упорядочивающий деятельность ПИФов, предусматривающий 5% — 20% вычеты из налога на прибыль компаний, занимающихся торговлей на товарной бирже или выставивших свои акции на торги, облегчающий налоговое бремя иранских физических и юридических лиц играющих на иностранных биржах.

В-третьих, правительство провело изменения в системе принятия решений в социально-экономической сфере. Первым шагом стала отмена непопулярного решения об упразднении совета по кредитно-финансовому контролю. Был принят план о реструктуризации министерств.

2. Реакция руководства ИРИ на санкции 2010 г.

В конечном итоге, весь выше указанный комплекс мер привел к тому, что позиции иранского руководства внутри страны накануне принятия санкций оказались значительно укреплены: голос оппозиции был приглушен, а все ветви власти продемонстрировали максимальную сплоченность и единодушие в своем видении ситуации вокруг ИЯП, а также последствий принятых США, ЕС и их союзниками мер. Как и ранее тональность высказываний иранских политических кругов задавали заявления представителей исполнительной власти. Практически во всех своих выступления, в которых затрагивался указанный вопрос, М.Ахмадинежад активно подчеркивал, что, во-первых, принятие санкций стало еще одним «проявлением глупости» со стороны Запада, за которую европейцам и американцам еще придется заплатить, во-вторых, сами санкции не оказывают никакого влияния на экономику ИРИ, и, в-третьих, под умелым управлением правительства Иран в скором времени сможет достичь значительных успехов в ее развитии (подразумевается улучшение ситуации с обеспечением топливом внутреннего потребителя и снятие с бюджета бремени косвенных субсидий за счет их монетизации).[ii] Эти позиции рефреном повторяются в выступлении ближайших соратников главы иранского правительства, включая первого вице-президента М.Р.Рахими и советника президента М.Хашеми-Сомаре.[iii]

Немаловажной для президента была и поддержка аппарата Верховного лидера (рахбара) ИРИ. 24 июня 2010 г. С.А.Хаменеи сделал весьма развернутое заявление относительно принятия резолюции СБ ООН №1929. С его точки зрения, она и наложенные ей санкции явились ничем иным как очередным враждебным действиям в отношении Ирана. Более того, по словам Верховного лидера, санкционное давление является далеко не единственным средством, которое западные страны используют против Тегерана. Как заявил С.А.Хаменеи, в «инструментарии» противников исламской республики присутствуют такие меры как пропаганда, действия, направленные на разжигание противоречий, военные угрозы. О средствах военного запугивания Верховный лидер упомянул особо, подчеркнув, что, несмотря на введение новых санкций, оппоненты ИРИ не отказались от них и «держат их про запас».[iv]

Полностью на стороне президента в вопросе санкций оказался и парламент, далеко не всегда поддерживающий М.Ахмадинежада по остальным вопросам. Особенно активно высказывались спикер меджлиса А.Лариджани и глава комитета по вопросам национальной безопасности и внешней политики А.Боруджерди, чьи речи были наполнены патетическими высказываниями и явными выпадами в адрес Запада.[v] Так, А.Боруджерди назвал «неприемлемым» поведение представителей ЕС, когда они, по словам парламентария, «с одной стороны, принимают санкции против Ирана а, с другой, призывают [его] вести диалог».[vi] Депутаты оказались одними из первых, кто предложил принимать в отношении стран, поддерживающих санкции (в том числе, и в вопросе досмотра иранских воздушных и морских судов) ответные меры.[vii]

Весьма предсказуемой была реакция военных кругов. В конце сентября командующий силами «Басидж» бригадный генерал М.-Р.Нагди подверг критике двухтрековый подход европейцев к проблеме ИЯП, заявив, что подобное поведение является двуличием, свидетельствующим о «безумии и глупости» оппонентов.[viii]В свою очередь, по мнению министра обороны, А.Вахиди, решимость и высокая мотивация иранцев позволят справится с любыми негативными последствиями санкций.[ix] Последние, с точки зрения одного из высокопоставленных офицеров КСИР Х.Мазлюми, несомненно подтолкнут страну к дальнейшему научно-технологическому развитию, заставив ее опираться только на свои возможности.[x]

Единодушны в оценках влияния санкций и дальнейших перспектив иранского развития оказалась и представители министерств ИРИ.[xi] Так, официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Р.Мехманпараст выступил в конце октября 2010 г. с заявлением, в котором в очередной раз подчеркнул, что принятые ЕС, США и их сторонниками меры никак не смогут остановить развитие страны.[xii] Некоторые официальные лица идут в своих выступлениях еще дальше, считая санкции именно тем катализатором, который придаст дополнительное ускорение иранскому научно-техническому и экономическому прогрессу. Например, министр здравоохранения ИРИ М.Вахид-Дастджерди (Marzieh Vahid-Dastjerdi) в конце сентября 2010 г. заявила, что вынужденная опора на собственные ресурсы значительно подтолкнет развитие иранской фармацевтики, в сфере которой благодаря западным санкциям ее государство уже достигло определенных успехов.[xiii]

В результате проведенных в 2008 – 2009 гг. кадровых перестановок М.Ахмадинежаду удалось добиться подчинения от экономического блока, в котором изначально позиции оппонентов действующего президента были достаточно сильны. Реакция на введение санкций и оценки их влияние на экономику ИРИ, озвученные представителями министерств экономики и нефти, в целом, укладывались в заданные М.Ахмадинежадом рамки. Министр нефти М.Мир-Каземи и его заместители с лета 2010 г. периодически заявляли,[xiv] что усилия США, ЕС и их оппонентов безрезультатны, так как Иран продолжает активно развивать свой энергетический сектор несмотря на принятые санкции, а также в кратко и среднесрочной перспективе поразит мир своими успехами в этой области (такими как начало массового экспорта топлива к 2013 г.).[xv] В схожем ключе выдерживались выступления представителей ЦБ ИРИ, минэкономики, минтранспорта и таможни.[xvi] Даже руководство ТПП Ирана, традиционно отличавшееся достаточной независимостью, строило свои заявления на том, что «санкции, все же ощущаются, но их влияние не критично».[xvii]

Доказать непреклонность правительства в вопросе реализации ИЯП, а также продемонстрировать бессмысленность принятых против ИРИ мер должен был ряд демонстративных акций. Прежде всего, в середине августа 2010 г. М.Ахмадинежад одобрил закон о продолжении деятельности по обогащению урана на уровне 20%.[xviii] По имеющимся данным, указанный документ оговаривал необходимость выработки на правительственном уровне мер по противодействию попыткам досмотра иранских воздушных и морских транспортных судов.[xix] Ранее, в начале июля 2010 г., меджлис принял закон предусматривающий возможность применения ряда ответных мер в отношении стран подчиняющихся режиму санкций.[xx]Правительством ИРИ, в качестве меры борьбы с негативными последствиями, был задекларирован якобы скорый переход при расчетах по нефтяных поставкам с доллара и евро на иранский риал и валюты стран-импортеров.[xxi] В достаточно агрессивно-демонстративной манере были выдержаны и предложения представителей экономического блока ИРИ. В частности, зам. главы иранского Центробанка, Х.Борхани, в конце июля 2010 г., выступил с обещанием прекратить ведение торговых операций со странами, поддерживающими санкции в финансовом секторе, а также провести деинвестирование иранских средств из экономики этих государств.[xxii]

3. К вопросу о возможных разногласиях внутри иранского руководства вызванных принятием санкций 2010 г.

Вышеприведенные высказывания и меры, однако, вовсе не свидетельствуют о том, что руководство ИРИ не понимает всей сложности складывающейся ситуации. Даже М.Ахмадинежад был вынужден признать в одном из своих выступлений, что принятые летом 2010 г. санкции являются ничем иным как вполне серьезной новой попыткой изолировать Иран от мира, подвергнуть его блокаде.[xxiii] До конца не могут скрыть своего беспокойства в отношении введения санкций и представители «экономического блока». Несмотря на необходимость поддерживать официальную версию о бессмысленности санкций и отсутствии их негативного влияния на экономику страны, высокопоставленные чиновники и официальные лица не могут не признать обратного. Так, в первой половине октября 2010 г. Министр экономики ИРИ Ш.Хоссейни несколько раз заявлял, что «санкции бесспорно создают трудности в некоторых областях».[xxiv] В частности, по его мнению, они влияют и на решения Мирового банка, который с 2005 г. отказывается предоставлять ИРИ кредиты даже на проекты в гуманитарной сфере и сфере развития.[xxv] Находит подтверждение на официальном уровне и информация о существующих проблемах в финансовом секторе и внешней торговле. В конце августа 2010 г. глава ЦБ ИРИ М.Бахмани сообщил о вынужденном выводе государственными структурами средств со счетов открытых в европейских банках.[xxvi] В свою очередь глава ТПП Ирана М.Нахавандиян в начале ноября 2010 г. заявил о 15 – 30% росте стоимости импортных товаров, который был вызван новыми санкциями.[xxvii] Кроме того, еще в конце сентября 2010 г. в прессу стала просачиваться информация об открытии при ТПП специальных курсов для иранских бизнесменов, где тех специально обучали, как обходить наложенные ограничения.[xxviii] Факт наличия подобных «учебных программ» то же косвенно свидетельствует о наличии у иранцев определенных проблем во внешней торговле.

Вышеприведенные факты и высказывания позволяют говорить о том, что не все представители иранских властей разделяют уверенность М.Ахмадинежада и его сторонников относительно того, что Иран сможет выбраться из ситуации без потерь. Об этом свидетельствует и заявление советника С.А.Хаменеи по внешней политике А.А.Велаяти, в котором он порекомендовал не считать санкции полностью бессмысленными и не имеющими негативного влияния.[xxix] Указанный совет явно был обращен к аппарату президента. Весьма характерно, что вслед за принятием резолюции СБ ООН №1929 в иранских экспертных и околополитических кругах даже появилась информация относительно серьезных разногласий между президентом и Верховным лидером ИРИ: С.А.Хаменеи-де обвинил М.Ахмадинежада в излишнем фрондировании перед Западом (по другой версии, в непосредственном провоцировании европейцев и американцев), приведшем вначале к новым международным, а, вслед за тем, и к односторонним санкциям.[xxx] Поводом к подобным измышлениям стало то, что после оглашения решения Совбеза по резолюции №1929 С.А.Хаменеи не столь активно (как ранее в подобных случаях) отреагировал на ее введение и не сразу озвучил свою поддержку действиям М.Ахмадинежада.

Указанные слухи были весьма болезненно восприняты самими иранскими властями и оказались активно подхваченными иностранными СМИ, попав, в том числе, в доклад министра оброны США Р.Гейтса. М.Хашеми-Самаре в своем интервью изданию the Washington Post в ноябре 2010 г. даже был вынужден уделить особое внимание этому вопросу, назвав любую информацию о расколе между президентом и Верховным лидером ИРИ необоснованной, а также порекомендовав американцам не выдавать желаемое за действительное.[xxxi]

Вопрос о наличии или отсутствии разногласий между президентом ИРИ и Верховным лидером по проблемам развития ИЯП и санкционного давления уже в течение долгого времени остается одним из самых горячо обсуждаемых среди экспертного сообщества. Сторонники точки зрения относительно общности позиций М.Ахмадинежада и С.А.Хаменеи указывают на то, что политика президента по ядерному досье всецело поддерживается рахбаром, который настолько доверяет главе правительства, что дозволяет последнему проявлять инициативу при принятии решений на внешнеполитическом треке.[xxxii] Также отмечается, что С.А.Хаменеи намного чаще озвучивает свою поддержку в отношении действий М.Ахмадинежада, чем это происходило в случае с М.Хатами.[xxxiii] Противники этой точки зрения тем не менее продолжают настаивать, что разговоры о разногласиях между М.Ахмадинежадом и С.А.Хаменеи все же могут иметь определенную почву. Во-первых, об этом свидетельствуют действия иранского президента по фактическому выводу части функций, связанных с управлением и контролем внешней политики из-под юрисдикции Верховного лидера (пока что за счет косвенного дублирования функций). Во-вторых, по имеющимся данным, рахбар весьма болезненно воспринимает усиление роли КСИР в экономике и политике страны. Именно руководители Корпуса считаются одними из главных сторонников и промоутеров ИЯП. В связи с этим неизвестно, насколько бы сам С.А.Хаменеи поощрял столь агрессивное упорство правительства в вопросе развития ядерных разработок, без их поддержки со стороны Корпуса.[xxxiv] В-третьих, обращают на себя внимания и некоторые различия в предлагаемых сторонниками президента и сторонниками рахбара сценариях решения проблемы санкций. Если М.Ахмадинежад и его соратники активно развивают идею о необходимости проведения реформ и компенсирования возникших трудностей в отношениях с государствами Европы за счет укрепление сотрудничества со странами других регионов, то представители Верховного лидера предпочитают напирать на более традиционные методы времен Р.Хомейни, связанные с укреплением самодостаточности и опорой исключительно на внутренние ресурсы.[xxxv]

Действительно ли существуют разногласия между Верховным лидером ИРИ и президентом и насколько они серьезны сказать трудно. Не исключено, что определенные расхождения все же имеются (что вполне логично), однако они вовсе не так велики как того бы хотелось видеть противникам режима. Обе личности выступают за сильный и независимый Иран, способный играть роль регионального лидера: ядерная программа (даже исключительно в мирном варианте) выступает важным средством по обеспечению такого статуса.[xxxvi] В этом ключе, споры между М.Ахмадинежадом и С.А.Хаменеи, скорее всего, связаны с деталями реализации ИЯП (в том числе, ее внешнеполитического обеспечения), но они никак не ставят под вопрос саму ядерную программу Тегерана. Кроме всего прочего, поддержка ИЯП и президента со стороны КСИР, усилившего  как и остальные силовые структуры после лета 2009 г. свои позиции в стране, служит дополнительным средством по укреплению понимания и единства между Верховным лидером и М.Ахмадинежада.

В целом, в складывающейся ситуации иранские власти чувствуют себя весьма уверенно и не намерены менять своей позиции по вопросу ИЯП. До определенной степени им удалось убрать оппозицию с улиц и ограничить ее возможности влиять на ситуацию в стране. Социальное напряжение, при этом, не исчезло, но было загнано глубоко внутрь. В западную прессу периодически просачиваются сведения относительно того, что ряд предприятий в Иране (называлось даже нефтехимическое производство в Ассалуйе) в результате санкций испытывает ряд финансовых проблем, а также трудности с закупками сырья, оборудования и запчастей. Все это приводит к простою производства, невыплатам заработных плат и провоцирует забастовки.[xxxvii] Впрочем, найти официального подтверждения подобной информации в последнее время не удается. Предпринимаемые правительством меры по поддержке производства позволяют предположить, что если подобные явления и имеют место быть, то носят спорадический характер, а их описание сильно утрировано западными СМИ. То, что руководство страны вполне уверено в своих возможностях в условиях санкций контролировать социальную и политическую ситуацию в стране подтверждает решение М.Ахмадинежада начать с 19 декабря 2010 г. реализацию крайне спорного и весьма опасного с точки зрения возможных последствий плана по монетизации льгот.

 


[i]              Cohen R., Pothier F., Sadjadpour K. Iran: After the Sanctions, What Next?http://www.carnegieendowment.org/events/index.cfm?fa=eventDetail&id=3027

[ii]             Iranian economy booming despite sanctions: Ahmadinejad // Tehran Times, November 24, 2010.http://www.tehrantimes.com/Index_view.asp?code=230867; Sanctions most ridiculous act against Iran: Ahmadinejad // AFP, October 31, 2010.

[iii]             Erdbrink T, Transcript of interview with Ahmadinejad adviser Mojtaba Samareh Hashemi //  Washington Post, November 23, 2010. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/11/23/AR2010112305058.html; Iran VP: Sanctions done away with // Press TV, October 22, 2010. http://www.presstv.ir/detail/147775.html

[iv]             Iranian Supreme Leader Urges Unity Among Basiji Forces. Vision of the Islamic Republic of Iran Network 1. Tehran, 24 June 2010. http://www.irantracker.org/us-policy/sanctions-iran-reactions-and-impact

[v]             Speaker dismisses US ban on Iranian officials as “childish game // Fars News Agency, October 3, 2010. http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8907111201; Top legislator calls new sanctions on Iran ‘childish // Tehran Times, December 25th, 2010. http://www.tehrantimes.com/Index_view.asp?code=232793

[vi]             Iran slams West carrot, stick policy // Press TV, July 27, 2010, http://www.presstv.ir/detail.aspx?id=136408&sectionid=351020101.

[vii]            MP: Punishment Waiting For Supporters Of US Sanctions Against Iran // Fars News Agency, August 10, 2010.

[viii]           Basij Commander: Colonialists Collapsing // Fars News Agency, September 27, 2010.http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8907051599

[ix]             Defense Minister says US sanctions cannot hurt Iran // News.Az, December 9, 2010.http://www.news.az/articles/iran/28061

[x]             IRGC official: Sanctions caused technological growth blossoming // Zawya, December 9, 2010.http://www.zawya.com/story.cfm/sidZAWYA20101209060417

[xi]             Daragahi B., Iranian officials call latest US sanctions desperate // Los Angeles Times, October 1, 2010. http://articles.latimes.com/2010/oct/01/world/la-fg-iran-sanctions-20101002

[xii]            Iran: Sanctions will not stop insertion of fuel rods into “peaceful” Bushehr // World Tribune, October 28, 2010. http://www.worldtribune.com/worldtribune/WTARC/2010/me_iran1066_10_28.asp

[xiii]           Iran’s medicine production growing // Press TV, September 26, 2010.http://www.presstv.ir/detail/144089.html

[xiv]           Iran produces own petrol to counter sanctions // Today, November 29, 2010.http://www.todayonline.com/World/Worldinbrief/EDC101129-0000078/Iran-produces-own-petrol-to-counter-sanctions; Iran produces 1bn liters of gasoline // Press TV, November 27, 2010.http://www.presstv.ir/detail/152844.html; Iran won’t wait for foreigners to develop oilfield // Reuters, November 13, 2010. http://af.reuters.com/article/metalsNews/idAFMOS34481720101113

[xv]            Oil Minister: Iran to Export Gasoline in 3 Years // Fars News Agency, July 28, 2010.

[xvi]           Ahmadinejad: Forex reserves exceed 100 bln USD // Xinhua, October 31, 2010.http://news.xinhuanet.com/english2010/world/2010-10/31/c_13584236.htm; Official: Iran exports gasoline to Iraq, Afghanistan, Armenia // Fars News Agency, October 27, 2010. http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8908050905; Iran adds 108 passenger aircraft to fleet // Press TV, October 24, 2010.http://www.presstv.ir/detail/147965.html; Official: Implementation of Iran Sanctions Hard for West // Fars News Agency, August 23, 2010. http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8906011587

[xvii]          Chamber chief: sanctions add 15-30% to import cost // Iran Times International, November 5, 2010

[xviii]          Ahmadinejad Obliges Government To Continue 20 Percent Enrichment // Iranian Student News Agency, August 16, 2010.

[xix]           Ahmadinejad Obliges Government To Continue 20 Percent Enrichment // Iranian Student News Agency, August 16, 2010.

[xx]            Iran warns of retaliation if fuel banned // Press TV, 8 July 2010, http://www.presstv.ir/detail.aspx?id=133919&sectionid=351020101.

[xxi]           Iran says to drop trade in ‘filthy’ dollar, euro // AFP, August 10, 2010,http://www.google.com/hostednews/afp/article/ALeqM5iJ0elHd-dKl2XcrDwbx2KZPTMBtQ.

[xxii]          Iran To Draw Out Assets From Countries Imposing Sanction // Mehr News Agency, July 24, 2010.

[xxiii]          Iran “always ready” for nuclear talks: Ahmadinejad // Al Arabiya, November 18, 2010.http://www.alarabiya.net/articles/2010/11/18/126484.html

[xxiv]          Sanctions not affecting Iran relations // Press TV, October 18, 2010.http://www.presstv.ir/detail/147218.html; Labott E. Iran has grown stronger from sanctions, finance minister says // CNN International, October 9, 2010. http://articles.cnn.com/2010-10-09/world/iran.sanctions_1_iranian-interests-sanctions-shamseddin-hosseini?_s=PM:WORLD

[xxv]          Wroughton L. Iran blasts World Bank for refusing loans // Reuters, October 8, 2010. http://af.reuters.com/article/worldNews/idAFTRE6975L420101008?sp=true

[xxvi]          Iran pulls assets from European banks // TradeArabia, August 29, 2010.http://www.tradearabia.com/news/newsdetails.asp?Sn=BANK&artid=185080.

[xxvii]         Chamber chief: sanctions add 15-30% to import cost // Iran Times International, November 5, 2010.

[xxviii]        Donya-ye Eqtesad September 29, 2010.

[xxix]          Sanctions sped Iran’s self-sufficiency // Press TV, October 28, 2010.http://www.presstv.ir/detail/148627.html

[xxx]          Key to Talks Is to Show Iran the Cost of Nuclear Ambition // The Wall Street Journal. November 26, 2010. http://online.wsj.com/article/SB10001424052748703678404575636440366896042.html?KEYWORDS=Gates+Iran

[xxxi]          Erdbrink Th., Transcript of interview with Ahmadinejad adviser Mojtaba Samareh Hashemi // Washington Post, November 23, 2010. http://www.washingtonpost.com/wp-dyn/content/article/2010/11/23/AR2010112305058.html

[xxxii]         Thaler D. E., Nader A., Chubin Sh., Green J.D., Lynch Ch., Wehrey F. Mullahs, Guards, and Bonyads. Washington: RAND, 2010. P.  102 – 107.

[xxxiii]        Thaler D. E., Nader A., Chubin Sh., Green J.D., Lynch Ch., Wehrey F. Mullahs, Guards, and Bonyads. Washington: RAND, 2010. P. 104.

[xxxiv]        Clawson P. Much Traction from Measured Steps. The Iranian Opposition, the Nuclear Issue, and the West. Washington: The Washington Institute for Near East Policy, 2010. P. 7.

[xxxv]         Sanctions sped Iran’s self-sufficiency // Press TV, October 28, 2010.http://www.presstv.ir/detail/148627.html; Supreme Leader hails Islamic Republic’s political power // Fars News Agency, October 25, 2010. http://english.farsnews.com/newstext.php?nn=8908031395

[xxxvi]        Thaler D. E., Nader A., Chubin Sh., Green J.D., Lynch Ch., Wehrey F. Mullahs, Guards, and Bonyads. Washington: RAND, 2010. P. 102 – 107.

[xxxvii]       Unpaid workers go on strike in Iran // Radio Free Liberty/Radio Europe, October 10, 2010. http://www.rferl.org/content/Unpaid_Workers_Go_On_Strike_In_Iran/2185911.html

62.96MB | MySQL:102 | 0,626sec