Йемен: ни войны, ни мира

Визит госсекретаря США Х.Клинтон в Йемен в середине января с.г. по своему был знаменательным: с 1989 года никто из американских дипломатов такого ранга эту страну не посещал. При этом очень много разговоров было о том, что эта страна является «колыбелью Аль-Каиды», но посещать ее никто не торопился. Это было связано, прежде всего, с тем, что йеменский президент А.Салех частенько ездил в Вашингтон сам, а также тем, что Йемен, в общем и целом ,был отдан «на откуп» Саудовской Аравии. Предполагалась, что Эр-Рияд лучше и качественнее сможет проводить «нужную» политику в регионе.

Нынешний вояж Х.Клинтон был скорее вынужденной мерой, она должна была как-то отреагировать на демарш А.Салеха, который в декабре прошлого года категорически отказался встречаться с заместителем Клинтон, и более того, даже в жесткой форме попросил его покинуть страну. Данный жест по любым меркам необходимо оценивать, прежде всего, как «последнее китайское предупреждение». Отсюда и спешный визит госсекретаря.

Она три часа беседовала с президентом А.Салехом «тет-а-тет», и, судя по всему, полного единения позиций зафиксировать не удалось. Но Х.Клинтон добилась главного: согласия йеменского лидера на разворачивание сети военных баз войск спецназначения Великобритании и США в ряде ключевых населенных пунктах страны. Это Маариб, Шабуа, Абъен и Хадрамаут. К этому прибавим уже функционирующие базу на о.Сокотра и станцию радиоэлектронной разведки под Саной. Таким образом, получается сеть баз «подскока» и проведения локальных операций по округам. Американские и британские военнослужащие будут также готовить своих йеменских коллег методам «антитеррора». По некоторым данным, британцы уже находятся в этих точках, правда, скорее это больше наблюдательные миссии.

Для чего все это делается? Здесь мнения экспертов расходятся: некоторые говорят о том, что тем самым англосаксы «прикрывают» богатые углеводородами провинции на случай возникновения массовых беспорядков. Другие говорят о борьбе с «Аль-Каидой Аравийского полуострова», которую «парни из Лэнгли» после истории с «посылками» обозначили в качестве одной из приоритетных целей. На самом деле, скорее всего, все вместе, хотя не совсем понятно, как те же американцы будут защищать нефтяные поля, если начнется «второй Тунис». Представляется, что вернее всего Х.Клинтон просто «дожала» йеменского руководителя на предмет выполнения им ранее принятых планов Пентагона по расширению зоны специальных операций на Аравийском полуострове, включая использование БПЛА.

Говоря об «Аль-Каиде Аравийского полуострова», трудно себе представить, что все эти базы сооружаются исключительно «по ее душу». По признанию самих руководителей этой больше фантомной организации, из-за спины которой «торчат уши» саудовских компетентных органов, «в их рядах насчитывается аж целых 200 муджахедов». Это количество, безусловно, обязывает соорудить дополнительно пять баз для спецназа, особенно с учетом того, что после истории с «посылками» боевиков не видно и не слышно. Рискнем предположить, что в следующий раз они объявятся в момент очередного обострения саудовско-йеменских отношений.

Что же касается реальной опасности, то она собственно ни от кого не скрывается. Тот же харизматичный «эмир Абъяна», ветеран-«афганец» Т.Фадли преспокойно проживает в своем удельном княжестве. И не просто проживает, но и получает ежемесячно деньги на содержание своей охраны (100 человек) от сводного брата президента Мохсена Ахмара, а еще 5 млн риалов (250 000 долларов) себе лично. Высокие отношения между родственниками: Мохсен женат на сестре Фадли. Хорошо себя чувствует и шейх Зиндани, выдачи которого так долго и скорее для формальности требуют Соединенные Штаты. Почему из этой «тесной смычки» правительства и радикалов не делается большого секрета? Можно даже сказать больше: эти отношения «выпячиваются». Именно для того, чтобы показать американцам в первую очередь, что ситуация с исламистами находится под его, президента А.Салеха, контролем. И что в случае его ухода этот контроль никто с такой эффективностью осуществлять не сможет. Этим обстоятельством объясняется очень болезненная реакция йеменского руководителя на «историю с посылками» и появление в стране некой новой исламистской группировки в лице «Аль-Каиды Аравийского полуострова». Это главная причина сговорчивости США, в администрации президента Б.Обамы очень сильны опасения выхода ситуации из-под контроля в случае ухода А.Салеха и нарушения вертикали власти, так как йеменский лидер сейчас контролирует не только радикалов, но и армию.

Отсюда политика, которую можно охарактеризовать «ни нашим, ни вашим». Во время своего визита Х.Клинтон встречалась и с оппозицией из «Лика Муштарака» и, в общем и целом, поддержала их «стремление к проведению демократизации страны». Как это понимать, было не разъяснено, в результате лидеры оппозиции решили, что пора начинать кампанию по наращиванию морального давления на президента А.Салеха и его окружение. Как следствие, в Сане в минувший четверг вышли на демонстрацию студенты. Такую демонстрацию сил планируется осуществлять в разных йеменских городах каждый четверг. Но опять же не надо путать это со стихийным протестным движением в том же Тунисе. В случае с Йеменом речь идет скорее о «пробе пера» и испытании на деле собственной степени влияния на массы. На севере страны это влияние велико, на юге — около трети от всего количества протестующих. Можно ли в этих условиях пойти на штурм президентского дворца? Можно, но ожидать именно такого варианта развития событий в Йемене пока не приходится. Существует очень серьезные фигуры вокруг А.Салеха, которые в случае его свержения рискуют многое потерять. Это прежде всего силовики, которые как в случае Туниса не готовы к нейтралитету. Плюс четко структурированная оппозиция со своими программами и тактикой действий, что исключает в принципе какую-либо стихийность. Она, конечно, может присутствовать, но очень локально.

Такая «двойственная» позиция Вашингтона А.Салеха конечно не устраивает. Именно поэтому он сразу же после встречи с Х.Клинтон вызвал к себе посла РФ в Сане и передал ему личное послание Президенту Д.А.Медведеву. Цель такого шага очевидна: А.Салех не удовлетворен итогами переговоров с госсекретарем США и тут же демонстрирует, что он настроен на «многополярный мир». В этом контексте следует расценивать и его распоряжение запретить йеменским гражданам посещать иностранные посольства без соответствующего разрешения со стороны МВД. «Масла в огонь» подлил и перенос времени встречи «Друзей Йемена», которая должна была состоятся в конце января с.г. Причина прозаична – йеменское руководство до сих пор не представило какой-либо вразумительный отчет о расходовании ранее выделенных средств на поддержку экономики Йемена.

52.34MB | MySQL:103 | 0,533sec