Йемен: президент А.Салех идет на уступки?

В прошедший четверг в Йемене прошел очередной «день гнева». СМИ сообщили о 20-титысячной демонстрации в Сане, «забыв» упомянуть о 200 тысячах в Таизе. Кстати, надо отметить, что 20 тыс. для Саны – это очень много. Сразу прокомментируем появившиеся сообщения о неких «проправительственных» демонстрациях в йеменской столице и даже их столкновениях с «антиправительственными». В этой связи заметим, что речь идет просто о попытках президента А.Салеха сорвать ранее заявленную демонстрацию оппозиции на одной из центральных площадей в Сане. В ночь перед событиями там были разбиты какие-то шатры под предлогом некой свадьбы. Естественно, что молодожены и их многочисленные родственники поддерживали правящий режим, за что собственно и получили честно заработанные 10 долларов «на брата». Особых столкновений не было, оппозиция просто ушла на другую площадку. Вообще надо отметить, что «Лика Муштарака» всячески пытается избежать столкновений и избежать повторения худших сторон египетского варианта с его грабежами и мародерством. Основная задача для руководства этого блока – удержать управляемость процессом и структурировать его. Собственно поэтому и отрабатывается модель «управляемого бунта» то в одном, то в другом городе. Например, в той же Сане люди по команде разошлись через три часа. В г. Таиз была проведена большая подготовительная работа: представителей протестующих привозили к месту событий на арендованном транспорте согласно ранее утвержденным квотам участия. Это говорит о стратегии оппозиции, которая делает упор на организацию, но никак ни на спонтанное возмущение народа. Египет показал, что маховик волнений действует, исходя из своих собственных законов, которые очень сложно сформулировать, а тем более, управлять. Более того, в случае развития неконтролируемой цепной реакции ситуацией управлять не сможет никто: ни оппозиция, ни правящий режим. Кардинальным отличием йеменской ситуации от египетской или тунисской является большое количество самого настоящего оружия «на руках» у населения, и, в случае возникновения неорганизованной смуты, все это закончится самой настоящей стрельбой «всех по всем».

Прошедшая неделя принесла долгожданное заявление А.Салеха о том, что он отказывается от планов своего выдвижения на новый президентский срок. Было также заявлено и о том, что никто из членов его семьи на это тоже не претендует. Собственно это уже третья заметная уступка со стороны йеменского лидера за последнее время. Перед этим был отказ от намерения пересмотра конституции в отношении предоставления права А.Салеху выдвигаться на президентский пост еще два раза и пересмотра сроков президентских полномочий в сторону уменьшения на год. Данный законопроект по инициативе самого А.Салеха был из парламента отозван. Еще раньше были отменены запланированные на апрель с.г. парламентские выборы, которые оппозиция пригрозила бойкотировать.

Все эти шаги рассматриваются руководством «Лика Муштарака» как тактический ход для выигрыша времени. Вообще надо понимать психологию Востока: там не рекомендуется идти на уступки в попытках успокоить толпу. Если кто-то начнет это делать, его просто добьют. Как это сейчас происходит к примеру с тем же Х.Мубараком.

«Лика Муштарака», таким образом, будет продолжать прессинг на власть, отказываясь по существу вступать с ней в диалог. Никто не собирается терпеть А.Салеха еще два года, когда официально истекает срок его полномочий. В этой связи весной ожидается собрание представителей различных провинций страны для выработки принципов будущего существования Йемена. Они, по всей видимости, будут предусматривать серьезную автономию на местах, включая пересмотр налоговой системы. Это будет своего рода ультиматумом нынешнему президенту.

Терпеть еще два года оппозиционеры не могут. И дело здесь не в А.Салехе, а в правилах игры. Дело в том, что йеменский лидер очень серьезно нарушил баланс сил в стране, оставив по собственной жадности и недомыслию, большое количество населения без всякого проблеска надежды.

И корень проблемы здесь снова в родоплеменных отношениях. Основными мазхабами в Йемене являются зейдиты и шафииты. На протяжении веков власть принадлежала представителям зейдитов. Собственно и образование НДРЙ на юге было во многом обусловлено стремлением шафиитов получить самостоятельность. После объединения страны в экономике и политике господствующие позиции вновь в основном заняли зейдиты во главе с А.Салехом. При этом абсолютная масса бывшей южнойеменской элиты была буквально вышвырнута из активной экономической жизни, причем очень бесцеремонно. Например, на пенсию (без выплаты таковой) были уволены фактически все военнослужащие южнойеменской армии, которые считались одним из привилегированных слоев в Южном Йемене. Эта «обиженная» элита сейчас составляет основу и движущую силу т.н. «харакат» на юге, которые требуют отделения. Пока А.Салех балансировал, предоставляя привилегии на экономическом пространстве юга тем же зейдитам с севера, все было еще терпимо. Но когда он дистанцировался от партии «Ислах», которая собственно и объединяет значительную часть ключевых фигур этого мазхаба, и отодвинул их от власти, начался «перекос», кульминацию которого мы сейчас и наблюдаем. То же самое относится и к зейдитам-хауси, которые много потеряли после установления в Йемене республиканского режима и свержения эмира, и ничего не получили взамен. Последней «каплей» стала попытка престолонаследия, что было воспринято всеми «в штыки». Для шафиитов ясно почему, а зейдиты стремятся сменить лидера внутри своего махзаба. Кстати, интересно, но одной их характерных черт учения шафиитов является признание приоритетности понятия «логики и целесообразности» над понятием «совести» (в исламском, конечно, трактовании).

Система налогов, установленная А.Салехом, не оставляла ничего на местах, все без остатка выводилось в центр, а затем распределялось по провинциям, исходя из предпочтений президента. Это лишало губернаторов рычагов влияния на подконтрольные им районы. Юг, обладая запасами нефти, ничего не получал от ее продажи. Сфера торговли оружием также была монополизирована президентской семьей. Итог этой жадности мы видим сейчас.

К тому А.Салех успел перессориться с саудовцами, что лишило его сейчас мощного союзника. Вообще нынешний кризис – это еще и фиаско саудовской политики на йеменском направлении, куда было «вкачено» огромное количество финансовых средств. Теперь в Эр-Рияде решили дать возможность оппозиции самой решать, как действовать дальше. Особенно с учетом того, что получили от руководства партии «Ислах» и ЙСП гарантии того, что договор о передачи КСА спорных территорий останется в силе при любом варианте развития событий. А это для Эр-Рияда ключевой вопрос.

52.21MB | MySQL:103 | 0,405sec