Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (31 января – 6 февраля 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе по-прежнему были связаны с антиправительственными выступлениями в некоторых арабских странах, прежде всего в Египте. Акции протеста прошли также в Йемене, Иордании, Ираке, Судане и Тунисе. В то же время попытки оппозиции организовать антирежимные выступления в Сирии закончились безрезультатно. Учитывая опыт событий в Египте и Тунисе, руководство арабских государств предпринимает упреждающие шаги с целью снижения уровня напряженности и предотвращения новых массовых протестных выступлений.

На всем протяжении прошедшей недели в Египте сохранялась напряженная обстановка. В Каире и ряде других городов страны не прекращались массовые акции протеста с требованиями отставки президента АРЕ Х. Мубарака и смены правящего режима. Наиболее массовые протестные выступления прошли в Каире, главным образом на центральной площади «Ат-Тахрир» («Освобождение»). 1 февраля ряд оппозиционных партий и движений, в т. ч. «братья-мусульмане» объявили о создании Национальной коалиции за перемены. В этот же день оппозиция провела крупную акцию протеста, в которой только в Каире участвовало 250 тыс. человек. Командование армии выступило с заявлением, назвав требования участников акций протеста законными. Военные также обещали не применять силу против демонстрантов. 2 и 3 февраля в центре столицы произошли столкновения между противниками и сторонниками Х. Мубарака, в ходе которых пострадали порядка 1500 человек. Армия первоначально не вмешивалась в происходящее, но затем начала разъединять противоборствующие стороны. Массовая акция оппозиции под названием «День проводов Мубарака» прошла 4 февраля. В ней приняли участие сотни тысяч человек, причем крупных столкновений удалось избежать. Участники акции планировали направиться к резиденции президента с целью принудить его к отставке, но в итоге отказались от этого намерения.

Египетские власти принимают различные меры с целью снизить накал противостояния, внести раскол в ряды оппозиции и стабилизировать обстановку в стране. 31 января было сформировано новое правительство во главе с А. Шафиком. Арестованы счета ряда бывших министров (МВД, финансов и др.), которым запрещен выезд из АРЕ. В обращении к нации в ночь на 2 февраля Х. Мубарак заявил, что не намерен более баллотироваться на пост президента, но при этом не уйдет в отставку и продолжит выполнять свои обязанности до истечения своих полномочий осенью 2011 г. На пост президента не будет претендовать и его сын Гамаль. Значительная часть оппозиции («Братья-мусульмане, сторонники М. аль-Барадеи) посчитала заявление Х. Мубарака недостаточным, настаивая на его немедленной отставке. При этом лидеры исламистов и М. аль-Барадеи сообщили, что не намерены бороться за пост главы государства. В то же время ряд партий (либеральные, левые, насеристы) поддержали идею переговоров с властями. Вице-президент АРЕ О. Сулейман заявил 4 февраля о готовности властей вступить в диалог с оппозицией, включая «братьев-мусульман», но при этом назвал неприемлемым требование о немедленной отставке Х. Мубарака. Сам президент не собирается уходить с занимаемого поста, считая, что это приведет к хаосу в стране. 5 февраля сложили свои полномочия руководители правящей Национально-демократической партии (НДП). Ее новым лидером назначен Х. Бадрави, представитель реформаторского крыла НДП. Х. Мубарак остался председателем партии.

6 февраля вице-президент АРЕ О. Сулейман провел переговоры с представителями оппозиции, в т. ч. «братьями-мусульманами», которые согласились участвовать в них в последний момент. Стороны договорились, что все шаги по преодолению кризиса должны приниматься исключительно в рамках действующей конституции. Новый президент вступит в должность после окончания срока полномочий Х. Мубарака. Более того, нынешний глава государства будет гарантировать «мирный переход власти в полном соответствии с конституцией». Кроме того, участники диалога договорились о создании независимой экспертной комиссии, которая займется разработкой конституционных поправок, связанных с выдвижением кандидатов в президенты, с ограничением президентских сроков и условиями проведения выборов. В то же время представители оппозиции заявляют, что власти не удовлетворили все их требования и не верят в искренность обещаний правящего режима. Вместе с тем, 5-6 февраля обстановка в Египте стала ме-нее напряженной.

США и другие страны Запада оказывали давление на Х. Мубарака с целью заставить его принять «безотлагательные меры» для «упорядоченной передачи власти». Вместе с тем, американцы не намерены приостанавливать военную помощь АРЕ, что сделали Германия и Франция. К отставке призвал Х. Мубарака премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. Глава правительства Израиля Б. Нетаньяху заявил, что надеется на соблюдение любым правительством Египта мирного договора 1979 г., предупредив об опасности возможного прихода к власти в АРЕ исламских радикалов. Президент России Д. Медведев в разговоре с Х. Мубараком выразил надежду на скорейшее преодоление кризиса в Египте мирным путем и в правовых рамках. Руководство АРЕ отвергает иностранное вмешательство в дела страны, называет его «неприемлемым».

Общее число пострадавших со времени начала волнений превысило 5000 человек. Акции протеста и беспорядки в АРЕ обходятся национальной экономике в 310 млн долларов в день. Особенно болезненно сказывается на Египте прекращение иностранного туризма в разгар туристического сезона. Из страны продолжается эвакуация иностранных граждан, совершались нападения на журналистов, в т. ч. иностранных.

Президент Йемена А. А. Салех 2 февраля заявил, что не собирается вновь переизбираться на пост главы государства, а также передавать власть своему сыну. В то же время он намерен выполнять свои обязанности до конца действия нынешнего срока (2013 г.). Йеменский лидер обещал заморозить действие конституционной поправки, разрешающей президенту занимать свой пост более двух сроков подряд. Оппозиция положительно оценила заявления А.А. Салеха, но подчеркнула, что ждет от него «конкретных действий». 3 февраля в столице страны Сане состоялась крупнейшая (до 20 тыс. человек) мирная протестная демонстрация, участники которой требовали немедленной отставки А. А. Салеха. Напряженная обстановка сохраняется на юге страны. 3 апреля полиция разогнала демонстрацию оппозиции в Адене, а 4 февраля в Эль-Мукалле – административном центре провинции Хадрамаут — разогнала с применением оружия демонстрацию сепаратистов, выступающих за восстановление независимости Южного Йемена.

2 февраля король Иордании Абдалла II отправил в отставку правительство С. Рифаи, что являлось одним из главных требований участников массовых акций протеста, проходивших в последнее время в стране. Новый кабинет министров поручено сформировать М. Бахиту. Он известен как жесткий политик и противник исламского фундаментализма. Монарх подчеркнул, что новое правительство будет заниматься проведением «подлинных реформ политического устройства», направленных на демокра-тизацию общества и улучшение уровня жизни. 3 февраля Абдалла II провел встречу с лидерами Фронта исламского действия, обещав им провести в жизнь подлинные, а не декларативные преобразования. Со своей стороны, исламисты заявили, что считают законным нахождение у власти в Иордании Хашимитской династии, но будут добиваться создания «подотчетного депутатам правительства и восстановления демократических прав». От главы нового правительства М. Бахита исламисты также потребовали проведения обещанных властями реформ, отметив, что дадут ему шанс провести их в жизнь. 4 февраля в столице страны Аммане состоялась демонстрация протеста, которая, в отличие от предыдущих акций такого рода, не была многочисленной – число ее участников составило всего несколько сотен человек.

В столице Ирака Багдаде 4 февраля прошла демонстрация с требованиями «изменить политику управления страной, улучшить качество жизни народа». Также демонстранты выразили протест против расстрела полицией 3 февраля мирного шествия в г. Дивания, участники которого требовали улучшения снабжения водой и электричеством, обеспечения другими коммунальными услугами. Демонстрации с аналогичными требованиями состоялись 5 и 6 февраля в Багдаде, Мосуле, Басре и Рамади.

Демонстрация протеста против социальной политики властей прошла 4 февраля в Судане. 5 февраля президент О. аль-Башир выступил с обещанием «открыть дверь свободе» в стране, но бороться с теми, кто «хочет хаос».

Ситуация в Тунисе продолжает нормализоваться. На минувшей неделе власти сообщили о раскрытии заговора в высшем руководстве МВД, организованном сторонниками свергнутого президента Бен Али. Эти лица намеревались спровоцировать новые беспорядки с целью ухудшения обстановки в стране. Проведены аресты и чистка в руководстве полиции и Главного управления национальной безопасности МВД. Также проведена замена всех 24 губернаторов провинций, готовятся кадровые перемены в МИДе. 6 февраля власти приостановили деятельность бывшей правящей партии Демократическое конституционное объединение. Запрещенное в Тунисе исламистское движение «Ан-Нахда» («Возрождение») 1 февраля официально обратилось к властям с просьбой о легализации его деятельности. После получения соответствующего разрешения, исламисты намерены провести конгресс своего движения. 5 февраля полиция открыла огонь по демонстрантам в г. Эль-Каф на севере Туниса, имеются жертвы.

Обещанные сирийскими оппозиционерами 3 февраля сидячая забастовка, а 4 и 5 февраля «дни гнева» в Дамаске не состоялись. Более того, 3 февраля в столице прошли «стихийные» акции в поддержку президента страны Б. Асада. По оценке экспертов, ситуация в Сирии существенно отличается от Египта. Уровень бедности в стране не столь высок. К тому же власти приняли в конце января меры по облегчению положения наиболее бедной части населения. Указом Б. Асада на эти цели была выделена сумма, эквивалентная 250 млн долларов США. Большое значение имеет и то, что Дамаск проводит независимую внешнюю политику, не имеет тесных связей с Вашингтоном, что находит поддержку у населения. Сказалась и хорошая превентивная работа сирийских спецслужб. Ранее, 31 января Б. Асад заявил, что, несмотря на стабильное положение в стране, он выступает за проведение политических и экономических реформ, и дал понять, что сделает все для недопущения в Сирии событий, подобных египетским и тунисским. В то же время Б. Асад считает, что эти события возвестили о начале «новой эры» на Ближнем Востоке, однако будет ли это эра «ведущая к большему хаосу или большему порядку», пока не ясно. Президент отметил, что «мирный процесс между Сирией и Израилем жив» и он готов вернуться к переговорам в любое время.

Президент Алжира А. Бутефлика объявил 3 февраля, что в ближайшее время в стране начнутся политические реформы и будет отменен режим чрезвычайного положения, введенный в 1992 г. Глава государства сообщил, что в провинциях разрешат демонстрации, но это не коснется столицы Алжира где «необходимо сохранять общественный порядок». А. Бутефлика также поручил правительству принять неотложные меры по созданию в стране новых рабочих мест, особенно для молодежи и выпускников вузов. Государственное радио и телевидение предоставит эфирное время всем политическим партиям. Напомним, что на 12 февраля в Алжире оппозиция наметила провести марши с требованием смены правящего режима.

Пакистанская армия при поддержке авиации проводят крупную войсковую операцию против боевиков в районе Мохманд недалеко от границы с Афганистаном. Сообщается об уничтожении более 100 боевиков. В то же время 25 тыс. мирных жителей были вынуждены покинуть район боев.

В Турции 3 февраля прошли массовые выступления рабочих и студентов, протестовавших против реформы трудового законодательства, которая, в частности, предусматривает сокращение минимального размера зарплаты.

Президент Афганистана Х. Карзай 6 февраля сообщил, что с 21 марта силы НАТО начнут передачу национальной армии и полиции ответственности за обеспечение безопасности в стране.

Приложение

 

 

О роли военных в Египте

 

 

Вооруженные силы на протяжении многих десятилетий являлись становым хребтом существующего в Египте режима. И хотя в последние десятилетия военные утратили былое безраздельное влияние на судьбы страны и не всегда играли ведущую роль в принятии важнейших внутри- и внешнеполитических решений, система управления в АРЕ по-прежнему во многом основывалась на институте армии, которая наряду со спецслужбами и другими силовыми структурами должна была обеспечить стабильность и безопасность правящего в стране режима. Египетская армия по праву считается одним из столпов национальной государственности, проявляла себя как позитивный и эффективный государственный институт, лояльный власти.

В своих отношениях с военными Х. Мубарак, ставший президентом республики в 1981 г., с самого начала придерживался линии на поддержку армии и опору на нее. Глава государства стал поднимать престиж вооруженных сил, снизившийся при его предшественнике А. Садате. В то же время сразу после убийства А. Садата армия подверглась основательной чистке, прежде всего от исламистски настроенных элементов. И в дальнейшем власти не доверяли полностью офицерскому составу. В вооруженных силах периодически проводились чистки, увольнения политически неблагонадежных офицеров. Постоянный контроль над офицерским корпусом и армией в целом осуществляют органы военной контрразведки, хотя гарантировать то, что в военной среде полностью отсутствуют антирежимные элементы, сторонники исламистов, в т. ч. радикальных, конечно же, нельзя.

Руководством АРЕ последовательно проводился курс на деполитизацию армии, имевший целью создание гарантированных условий по недопущению несанкционированного вмешательства военных в политику, превращения их в силу, полностью зависящую от режима и объективно заинтересованную в продолжении его существования. Суть этой политики заключалась также в размывании своеобразной «надклассовости» военной касты и ослаблении ее самостоятельной роли в государстве.

Х. Мубарак в рамках курса на сохранение лояльности армии правящему режиму и лично главе государства продолжил практику своего предшественника по регулярному тасованию военных кадров высшего звена, не допуская возникновение в этой среде «групп влияния». Президент самым решительным образом пресекал попытки отдельных представителей высшего командования чрезмерно усилить свое влияние в войсках. И если нынешний министр обороны маршал М. Х. Тантауи сохраняет свой пост с 1991 г., постоянно подчеркивая свою лояльность президенту, то генералы на таких должностях как начальник генерального штаба, командующие видов ВС, полевых армий, военных округов и зон, начальники ведущих управлений министерства обороны и генштаба, командиры дивизий, как правило, не задерживаются очень долго на своих постах.

Большое внимание президент Х. Мубарак уделял поддержанию постоянных личных контактов с личным составом армии. Глава государства – верховный главнокомандующий ВС — регулярно посещал воинские части, присутствовал на выпусках военно-учебных заведений, наблюдал за военными учениями и т. п.

Высокопоставленные военные остаются важной составной частью египетской политической элиты, тесно связаны с правящими кругами страны. И вовсе не случайно, что в критические для режима дни Х. Мубарак назначил на пост вице-президента республики (т. е. своего возможного преемника на посту главы государства) руководителя службы Общей разведки бывшего армейского генерала О. Сулеймана, а премьер-министром — бывшего командующего ВВС А. Шафика. Многие губернаторы провинций и другие высокопоставленные чиновники являются бывшими генералами армии и МВД.

В настоящее время офицерский корпус ВС АРЕ – это одна из наиболее организованных сил общества, он отличается высокой степенью корпоративной сплоченности. Немаловажным является и то, что традиционно военная профессия весьма уважаема в Египте. Офицеры считаются в Египте привилегированной прослойкой общества и входят в первую пятерку наиболее престижных профессий в стране. Основанная масса египетского офицерского корпуса, по существу, превратилась в почти полностью автономный анклав современного среднего класса, живущего в значительной степени изолированно от остального общества. Он представляет собой особую касту профессионалов, чьи интересы не всегда совпадают и будут совпадать с чаяниями и надеждами основной массы населения, а собственные корпоративные интересы военных во многом сводятся к защите своего привилегированного положения в государстве и обществе.

Руководство АРЕ регулярно осуществляло меры по улучшению условий жизни и службы личного состава, расширению льгот для военнослужащих, в первую очередь офицерского состава. Так, офицеры имеют возможность приобретения жилья, проведения отдыха и обучения своих детей по льготным расценкам, военнослужащие и члены их семей пользуются бесплатным медицинским обслуживанием, для прибытия на службу и убытия с нее офицерский состав пользуется специальным армейским транспортом, а также имеет возможность приобретения товаров по сниженным ценам в специализированных магазинах. Офицеры получают высокие должностные оклады, которые периодически повышаются, в т. ч. индексируется по мере роста инфляции. В дополнение к основному окладу офицеры имеют различного рода надбавки. На высоком уровне под-держиваются выходные пособия при увольнении со службы и военные пенсии. Бывшие офицеры после ухода из армии имеют все возможности для хорошего и высокооплачиваемого трудоустройства как в государственном, так и в частном секторе. Жилищные условия большинства египетских офицеров по многим показателям сопоставимы со стандартами в армиях США и стран Западной Европы. В целом офицерский корпус ВС АРЕ чувствовал себя более защищенным в социальном отношении, чем значительная часть населения страны.

Отдельно следует сказать о принципах дисциплины в ВС Египта, которые позволяют судить об армии как о хорошо организованной и послушной воле командования структуре. Эти принципы сводятся к следующему: сила армии – в ее организованности, поэтому командир имеет власть над своими подчиненными и отдает им приказы, которые они должны выполнять беспрекословно и в срок. Подчиненным запрещается выражать протест против решений командира. Они должны не только ему повиноваться, но и безгранично верить в него. Кроме того, каждый военнослужащий обязан сообщать в соответствующие органы обо всех замеченных действиях, которые смогут нанести ущерб государству или ослабить моральный дух вооруженных сил.

Действующие в АРЕ законы запрещают военнослужащим заниматься политической деятельностью и принимать участие в работе каких-либо политических партий и организаций. Военные, избранные в Народный совет (парламент) и местные органы власти, обязаны подать в отставку.

Одним из важнейших (и весьма эффективных) элементов в деле упрочения позиций правящего режима в армии являлось постоянное внимание, которое руководство АРЕ уделяло вопросам военного строительства и повышения боевой мощи национальных ВС. Причем военное руководство сохраняло весомое влияние при принятии решений по вопросам национальной безопасности, определении ее приоритетов и размеров инвестиций в оборонный сектор.

Как показывают происходящие в настоящее время в АРЕ события, египетские военные стремятся играть в них стабилизирующую роль, не допустить разрастания конфликта, а тем более неконтролируемого развития ситуации. Командование тщательно взвешивает все «за» и «против» возможной роли армии в конфликте. Военное руководство, осознавая глубину кризиса в стране и силу недовольства широких слоев населения нынешним режимом, стремится избежать прямого втягивания армии в противостояние с оппозицией, а тем более не горит желанием подавить массовые протестные выступления силой оружия, заявив о признании «права народа на мирное выражение его воли». К тому же армия не готовка к подавлению массовых выступлений и не имеет соответствующей техники и снаряжения. Особо отметим, что вооруженные силы АРЕ сохранили в сложных условиях управляемость.

Значительное влияние на позицию армии оказывают американские военные, используя давние и прочные связи с египетскими коллегами. Сказывается и сильная зависимость ВС АРЕ от военной помощи США. Между руководителями ВС двух стран поддерживаются постоянные контакты, в ходе которых американцы настойчиво рекомендуют египтянам не использовать силу для подавления волнений, обеспечить мирный переход власти в АРЕ.

6 февраля по итогам переговоров властей с оппозицией было заявлено, что одним из гарантов соблюдения достигнутых соглашений будет национальная армия. При этом все участники диалога выразили свое полное доверие к военным и приветствовали их роль в урегулировании кризиса.

52.37MB | MySQL:106 | 0,766sec