Ситуация в Марокко: январь 2011г.

Наиболее заметным событием месяца в Марокко стала операция спецслужб по нейтрализации на юге страны террористической группы, которая была связана с «Аль-Каидой в странах исламского Магриба» /АКМ/ и аналогичными группами в Европе.

С заявлением о нейтрализации группы из 27-ми человек выступил 5 января глава МВД королевства Тайеб Шеркауи. По его словам, арестованным предъявлено обвинение в «терроризме». Все они входили в состав «очень опасной сети», которая поддерживала контакты с АКМ и «группами, действующими в Европе». Шеркауи не идентифицировал арестованных, равно как и не назвал дату проведения арестов. Это, по его словам, сделано с для того, чтобы «продолжить расследование, поскольку не исключено, что некоторые сообщники арестованных еще остаются на свободе». Министр отметил, что заговорщики «намеревались осуществить ограбления банковских учреждений в Касабланке и Рабате с тем, чтобы получи ть средства на финансирование других терактов».

Одновременно с арестами марокканским спецслужбам удалось захватить впечатляющий по количеству оружия арсенал — 33 автомата Калашникова, 3 пулемета, 4 гранатомета РПГ-7, 82-мм миномет, большое количество боеприпасов, топографические карты района мароккано-алжирской границы. Показательно, что три тайника с оружием находились в самой охраняемой зоне королевства — близ местечка Амгала в 220 км от г.Эль-Аюн — административного центра сахарских провинций, и в 35 км от т.н.марокканской стены — системы фортификационных сооружений, воздвигнутых в свое время для защиты сахарских провинций от набегов формирований сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО. Как отмечали марокканские эксперты, состояние оружия указывало на то, что оно уже было использованj.

По данным марокканской газеты «Экономист», среди арестованных значится, в частности, «боевик АКМ, которому было поручено создать тыловую базу для этой организации на юге страны, а также подготовить план по проведению терактов на территории королевства». Приоритетными целями для террористов были объекты марокканских спецслужб и иностранцы. В планы группы входила отправка добровольцев в тренировочные лагеря АКМ в Алжире и Мали с последующим их возвращением в Марокко. Четверо участников группы были арестованы близ границы с Алжиром, куда они намеревались перебраться.

Как известно, основные формирования АКМ действуют в Алжире, Нигере, Мали и Мавритании. Действия марокканских спецслужб вскрыли намерение руководства АКМ повысить активность этой организации и на территории Марокко.

По оценке французского эксперта Клода Монике, в настоящее время структурно АКМ состоит из двух крупных подразделений. Первое из них действуют на северо-востоке Алжира, и в частности, в Кабилии. Оно специализируется на нападениях на представителей власти и алжирских силовых структур. Второе подразделение действует на крайнем юге Алжира, в Мали, Нигере и Мавритании. Оно специализируется на обеспечении безопасности маршрутов перевозки наркотиков латиноамериканского происхождения, а также на похищениях иностранцев. Выкупы за освобождение последних направляются на финансовое обеспечение деятельности первого подразделения.

«В настоящее время нет никакой организационной связи между АКМ и Фронтом ПОЛИСАРИО, — полагает Монике. — Их идеологии слишком разные. Фронт ПОЛИСАРИО является организацией, ориентирующейся на марксизм и национализм, в то время как идеологией АКМ является джихадизм. В то же время отдельные элементы двух организаций поддерживают связи между собой. Так, некоторые боевики АКМ используют в своих интересах свои контакты внутри Фронта ПОЛИСАРИО. Одна из главных причин, которая вынуждает сахарцев вступать в ряды АКМ — ее группы пытаются атаковать интересы Марокко. Молодые безработные сахарцы, которые не имеют будущего, могут заинтересоваться идеологией АКМ. Лагеря близ Тиндуфа представляют собой объект пристального внимания АКМ, где исламисты вербуют молодежь».

В свою очередь марокканский политолог Саид Лахаль напоминает, что появление джихадистских групп в Марокко типа нейтрализованной связано с несколькими факторами. Среди них — «почти официальная терпимость Марокко в период с 1979 по 2003гг. к афганскому джихаду», а также то обстоятельство, что в указанный период «70 проц. мечетей в королевстве не контролировались министерством по делам хабусов и ислама». Он напоминает, что бывший глава министерства по делам хабусов и ислама Абделькебир Алауи Мдагри «возложил ответственность за такое положение дел на министерства внутренних дел и финансов, которые терпимо относились к распространению в стране интегристской литературы и получению от иностранных фондов трансфертов, предназначенных для финансирования этих движений.

12 января последовало второе заявление главы МВД Марокко Шеркауи. Он объявил, что марокканские спецслужбы арестовали пятерых военнослужащих по подозрению в «содействии» ввозу при содействии контрабандистов на территорию страны оружия, ранее захваченного в районе Амгала. «Эти пять солдат 59-го пехотного полка, дислоцированного на «марокканской стене» близ Амгалы, способствовали ввозу в Марокко оружия, предназначавшегося для группы, нейтрализованной в начале января, — сообщил Шеркауи. — В ближайшее время эти военнослужащие, получившие за оказанную услугу денежное вознаграждение, предстанут перед военным трибуналом».

Стоит напомнить, что выходы к прессе главы МВД Марокко случаются не часто, и пока что все они были связаны с деятельностью АКМ. Ранее такой выход состоялся в середине октября 2010г., когда Шеркауи объявил об аресте 34-х человек, входивших в группу, занимавшуюся наркотрафиком. Безопасность работы этой группы обеспечивала АКМ.

14 января были предъявлены обвинения 26-ти марокканцам, ранее арестованным как участники террористической группы, близкой к АКМ. Тогда же было объявлено имя главаря этой группы. Им был «40-летний марокканец по имени Хишам эль-Ба.

В январе марокканские власти внимательно следили за тем, как развиваются известные события в Тунисе и Египте, и оперативно реагировали на них.

25 января министр информации Марокко Халид Насири заявил, что представляемое им правительство намерено и впредь поддерживать цены на продукты первой необходимости — хлеб, молоко, сахар и масло, а также на природный газ с тем, чтобы они оставались доступными для всех категорий населения. При этом он подчеркнул, что это намерение никоим образом не связано с событиями в Тунисе.

В 2011 финансовом году власти Марокко намерены израсходовать 17 млрд дирхамов /1,5 млрд евро/ на поддержание относительно низких цен на указанные выше продукты первой необходимости. Однако, как отмечают специалисты, этой суммы может оказаться недостаточно. Так, согласно Марокканскому центру конъюнктуры, правительство планировало в 2010 году израсходовать на аналогичные цели 15 млрд дирхамов, а на деле потратило около 25 млрд.

30 января в МИД Марокко был вызван посол Испании в Рабате. Там ему был заявлен протест в связи с публикациями испанских СМИ, сообщавших об якобы имевших место передислокациях боевых частей марокканской армии из сахарских провинций в районы Рабата и Касабланки с целью парирования угроз, связанных с возможными массовыми манифестациями в стране. По версии Рабата, эти публикации являются «необоснованными измышлениями».

31 января со страниц испанской газеты «Эль Паис» выступил принц Мулай Хишам /двоюродный брат монарха, которого за периодическую критику дворца называют «красный принц». По его оценке, «пока Марокко не достигло того уровня социальной и политической напряженности», который привел к массовым выступлениям в Тунисе и Египте, однако «в будущем королевство может пойти вслед за ними».

В целом, вплоть до настоящего времени АКМ не совершала терактов на территории Марокко. Однако все говорит о том, что к этой констатации приходится добавлять слово «пока». Как считает марокканский политолог Мохаммед Дариф, «пытаясь создать базы в Марокко, АКМ хочет придать себе больший вес, атакуя страну, известную своей стабильностью». По его мнению, АКМ будет активно рекрутировать марокканцев, видя в них наиболее предпочтительный «материал» для практического осуществления терактов, финансирование которых будет осуществляться благодаря средствам, получаемым формированиями АКМ в Нигере и Мали за счет обеспечения наркоторговли и захвата заложников.

Что касается попыток Марокко разыграть карту АКМ с тем, чтобы дискредитировать сепаратистов из Фронта ПОЛИСАРИО, то пока аргументы Рабата выглядят не очень убедительно.

52.3MB | MySQL:103 | 0,583sec