Ситуация в Турции: январь 2011 г.

При всей важности событий, имевших место в январе в сфере турецкой внешней политики, представляется все же целесообразным, прежде всего, обратить внимание на тихо стартовавший в Турции чрезвычайно важный внутриполитический процесс, результаты которого в стратегическом и тактическом плане сыграют решающую роль в развитии страны на длительную перспективу.

Турецкие политические партии развернули подготовку к намеченным на 12 июня текущего года всеобщим парламентским выборам. Идет разработка предвыборных платформ, кадровых перестановок, соответствующих планов и лозунгов. Правящая Партия справедливости и развития (ПСР) заявила, что на выборы пойдет под лозунгом подготовки к столетнему юбилею Турецкой Республики, который будет отмечаться в октябре 2023 года. Текущей своей задачей ПСР назвала подготовку новой Конституции, заявив, что это будет Конституция «не проправительственная, а опирающаяся на народ».

В крупнейшей оппозиционной Народно-республиканской партии /НРП/ Турции подготовка к выборам сопровождается многочисленными отставками с постов руководителей региональных отделений НРП, которые намерены баллотироваться кандидатами в депутаты. В январе главы 125 региональных отделений НРП уже подали в отставку. В центральном аппарате НРП работают над своим вариантом Конституции страны.

Партия националистического движения /ПНД/ свою предвыборную платформу обещает обнародовать в течение текущего месяца. Лозунг партии гласит «Полное и решительное продвижение». Свою предвыборную платформу ПНД будет оглашать «коллективно» — ее лидер Девлет Бахчели поднимется на трибуну вместе со своими соратниками — генерал-лейтенантом в отставке Энгином Аланом, доставившим в свое время в Турцию захваченного Абдуллу Оджалана /лидера Рабочей партии Курдистана/ и бывшим руководителем молодежной организации партии Азми Карамахмутоглу. Лидер турецких националистов резко осудил идею придания курдскому языку статуса государственного.

«Еще не появился на свет тот, кто посмел бы посягнуть на священное достояние нашего народа. Те, кто размышляют об автономии с использованием двух государственных языков, на себе испытают стальной кулак турецкого народа», — такое заявление сделал генеральный председатель ПНД Девлет Бахчели, комментируя дебаты об идее предоставления автономии юго-восточным областям страны с преимущественно курдским населением и использования курдского языка в качестве второго государственного наряду с турецким языком.

«Власти обнадеживают тех, кто давно ждал удобного случая для расчленения нашей страны. Те, кто подписали предательское Мудросское соглашение 92 года назад /документ предусматривал полную капитуляцию Османской империи в годы Первой мировой войны/ теперь заключили перемирие на Имралы /остров в Мраморном море, где в тюрьме отбывает пожизненное заключение лидер Рабочей партии Курдистана Абдулла Оджалан/ и капитулировали перед террором. Террор имеет наглость угрожать нам из-за решеток тюрем. Когда мы разоблачили предательские переговоры, премьер-министр обвинил нас в бесчестии и пытался опровергнуть наши доказательства. Со временем становится очевидным, кто был честен, а кто нет», — заявил Д. Бахчели.

Остроту проблемы подтвердили и результаты опроса общественного мнения, проведенного специалистами стамбульского Университета им. Кадира Хаса. Они свидетельствуют о том, что примерно половина граждан Турции действительно опасается расчленения страны по национальному признаку, не считает действия нынешнего правительства успешными, но и не верит оппозиции.

В 26 провинциях страны была опрошена одна тысяча респондентов. 52% из них верят в то, что «курды хотят создать свое государство. При этом 64,5% выступают против проведения переговоров с сепаратистской Рабочей партией Курдистана. 38,2% не считают, что курдский сепаратизм представляет реальную угрозу для страны. 22,3% респондентов полагают, что «РПК представляет курдов», 54% с ними не согласны. Только 37% опрошенных поддерживают идею организации образования на национальных языках, 63% не являются ее сторонниками.

По мнению большинства участников опроса, главной проблемой страны является безработица. 54% респондентов хотели бы видеть Турцию среди членов Европейского союза, тогда как 43% к этому не стремятся. В то, что это когда-нибудь произойдет, верят 37,3% респондентов. 44,3% респондентов назвали внешнюю политику правительства Партии справедливости и развития «не успешной». Противоположного мнения придерживается 32%. 26,5% опрошенных заявили о своем доверии нынешнему правительству. 54% — о недоверии. Оппозиционным партиям доверяют всего 20% респондентов, не доверяют 53%. Примечательным является высокий уровень антиамериканских настроений в стране. 67,8% ответивших на вопросы анкеты главной внешней опасностью для Турции назвали США. Для сравнения аналогичный показатель для России составил всего 4,7% респондентов.

Остроту ситуации на внутриполитическом поле Турции подтверждают и высказывания заместителя генерального председателя НРП о политической обстановке в Турции. Второй человек в партийной иерархии основной оппозиционной партии Гюрсель Текин рассчитывает, что НРП получит на предстоящих парламентских выборах 37% голосов. 30%, по его словам, будут означать «политическую неудачу». Гюрсель Текин, выступая перед представителями средств массовой информации, обвинив правящую ПСР в ограничении гражданских и политических свобод, пообещал, что в случае успеха его партия искоренит «атмосферу страха, господствующую в стране», а также не исключил возможности создания политической коалиции с Партией националистического действия по итогам предстоящих выборов. Следует отметить, что функционеры ПНД отвергли вероятность такого развития событий.

Примечательным в связи с этим является исследование американского университета о ближайшем будущем Турции. По мнению группы специалистов Нью-Йоркского университета во главе с Майклом Оппенгеймером, в течении ближайших восьми лет Турцию ожидает один из трех вариантов политического развития.

Первый вариант предусматривает превращение страны в «нелиберальное исламское государство», нарушающее права и свободы граждан, под управлением ныне правящей ПСР. Второй вариант — это процесс трансформации Турции в «нелиберальное светское государство», в котором ведущую политическую роль будет играть генералитет. Правительство в этом случае будет состоять из представителей НРП и ПНД. Национальной идеологией в этом случае станет «крайне правый национализм». И, наконец, третий сценарий — это демократический путь развития страны, управляемой «обновленной НРП». Ни один из трех вариантов не допускает полноправного членства Турции в Европейском союзе.

Что касается позиций основных политических партий на старте предвыборной кампании, то интерес представляют результаты январского анкетирования, опубликованные авторитетным исследовательским центром Metropoll. Согласно опросу общественного мнения, проведенному Metropoll, правящую партию ПСР поддерживают 45,3% опрошенных, Народно-республиканскую партию – 30,7%, Партию националистического движения – 13,8%, Партию мира и демократии – 6,5%.

По сравнению с предыдущим исследованием Metropoll, процент голосов за ПСР уменьшился, популярность же НРП возросла. Необходимо отметить, что с Кемалем Кылычдароглу НРП улучшила свои позиции. Уровень доверия его предшественнику Денизу Байкалу составлял 10-15%, К. Кылычдароглу же доверяют 22,5% опрошенных. В то же время, ряд функционеров ПСР утверждают, что уровень доверия к НРП после прихода к ее руководству К. Кылычдароглу падает. Среди нынешних лидеров политических партий, пользующихся наибольшим доверием, продолжает лидировать Р. Эрдоган с 40,6%.

Важной составляющей частью мозаики внутриполитических противоречий в ходе начавшейся предвыборной кампании является продолжающееся расследование обстоятельств подготовки в 2003 году государственного переворота под кодовым названием «Молот». Еще 7 турецких адмиралов были приглашены для дачи показаний в рамках данного расследования. Возможная причастность адмиралов к подготовке переворота была выявлена следователями после изучения 9 мешков документов, изъятых на мраморноморской военно-морской базе Гельджюк в прошлом году. Вызов адмиралов в прокуратуру был согласован с Генеральным штабом турецкой армии. Всего по делу о подготовке военного переворота проходит 196 офицеров и генералов вооруженных сил Турции.

Что касается развития турецкой экономики, то в январе эксперты обратили внимание на прогноз, подготовленный одной из крупнейших в мире банковских групп HSBC. Сотрудники HSBC предсказывают Турции в 2050 году 12 место в числе крупнейших экономик мира. Лидерство перейдет от США к Китаю, на третьем месте окажется Индия, Япония спустится на четвертую строчку. Турция, пережившая в 2001 году один из наиболее тяжелых в истории страны кризис, благодаря проводимым нынешней администрацией политическим, конституционным и экономическим реформам, по прогнозу будет иметь внутреннюю политическую стабильность, что позволит в 2011 году улучшить кредитный рейтинг до «возможного инвестирования».

Кроме того, прогноз предсказывает Турции восьмое место среди стран с наибольшим темпом роста доходов в 2010-2020 годах, 4%-ный рост экономики, уровень инфляции – 8,47%. Турция займет девятое место по численности населения, которое достигнет 97 миллионов человек. Однако уровень образования не будет поспевать за ростом экономики. Среди 40 рассматриваемых в докладе стран по уровню образования Турция окажется с конца на третьем месте. Средняя продолжительность жизни в Турции, по прогнозу, составит 71 год. Это будет 33-ий показатель среди 40 стран.

В свою очередь, представители Всемирного Банка (ВБ) подтвердили прогноз банковской группы HSBC и сообщили, что, в то время как сегодня перспективы восстановления экономики многих стран остаётся неопределёнными, Турция, в свою очередь, продолжит расти. В докладе ВБ, который содержит прогнозы на 2011-й год, отмечается, что рост турецкой экономики в текущем году составит 4,1%, а в 2012-м году — 4,3%.

Благоприятный прогноз развития турецкой экономики сыграл свою роль в активном планировании роста военного бюджета страны, что позволило некоторым экспертам сделать вывод о том, что Турция метит попасть в ближайшем будущем в военные супердержавы. Так, Турция планирует затратить в этом году около 4.5 млрд долларов на приобретение новых вооружений, что на 10% больше, чем в прошлом году. Это в то время, когда большинство европейских стран сокращают военные бюджеты. «И мы ежегодно будем увеличивать эту сумму», — заявил высокопоставленный представитель турецкого ведомства. «Угрозы, стоящие перед Турцией множественны и разнообразны по сравнению с большинством европейских стран. Наше геополитическое и стратегическое положение более чем оправдывает растущие военные расходы», — констатировал он. Напомним, что в декабре в Турции был принят военный бюджет на 2011 год. Он был увеличен с 10,5 млрд долларов до 11,3 млрд долларов. Это 5,4% от всего бюджета страны и 1,4% от ВНП Турции.

Представляют интерес правовые изменения, происходящие на турецком информационном поле. Конституционная комиссия парламента Турции одобрила законопроект, увеличивающий долю иностранного капитала в прессе и в электронных средствах массовой информации с 25 до 50%. При этом иностранные учредители имеют право выступать совладельцами и других как зарубежных, так и турецких средств массовой информации, свободно покупать и продавать свои акции.

Законопроект подвергся критике со стороны Партии националистического движения, выразившей озабоченность тем, что таким образом «иностранные ценности» будут иметь возможность активнее воздействовать на «турецкую культуру, общественное мнение и менталитет».

Из внешнеполитических событий января следует выделить конференцию послов, которая проходила в первую неделю этого года в одной из восточных провинций страны Эрзуруме. Надо отметить, что такие масштабные мероприятия стали уже традиционными для турецкого внешнеполитического ведомства. Послы, возглавляющие турецкие дипмиссии в 152 странах, в ходе двадцати пяти сессий, восьми рабочих групп и семнадцати общих собраний детально обсудили все вопросы и направления активизации многовекторной внешней политики Анкары.

В частности, глава МИД Турции А. Давутоглу, выступая на конференции, заявил, что «уровень общественного недовольства переговорами с ЕС в стране беспрецедентно высок, большинство турецких граждан не поддерживают идею вступления в Евросоюз». «Сейчас в Турции нужно иметь мужество, чтобы защищать стремление страны вступить в ЕС», — подчеркнул он. Вместе с тем, А. Давутоглу сообщил, что Турция продолжит свои усилия в направлении евроинтеграции. «Мы не останавливаемся на полпути и продолжаем свою работу по вступлению в Евросоюз в качестве полноправного члена», — отметил министр.

Привлекли внимание специалистов выступления перед послами министра внутренних дел Бешира Аталая и главы Национальной разведывательной организации /МIТ/ Хакана Фидана. Такие выступления имели место впервые в истории межведомственных отношений. Как отмечается, Б.Аталай и Х.Фидан особо отметили значение сотрудничества между их ведомствами и министерством иностранных дел. Оба подчеркнули, что демократические преобразования в Турции уничтожат террор в стране. Министр внутренних дел рассказал о работе тройственного механизма в плане борьбы против РПК.

На совещании послов прозвучала и тема турецко-израильских отношений. В одном из своих выступлений министр иностранных дел А. Давутоглу, обращаясь к министру иностранных дел Израиля А. Либерману, пригласившего главу турецкого МИД посетить Израиль, сказал: «Требования Турции известно. Пока они не будут исполнены, не может быть и речи о каком-либо визите». «В первую очередь мы ждем от главы МИД Израиля принципиального подхода. Ждем современного дипломатического поведения», — подчеркнул турецкий министр.

Череду резких высказываний в адрес Израиля продолжил в январе и турецкий премьер Р. Эрдоган, который выступил с предупреждениями в адрес израильского руководства. В интервью «Аль-Джазире» он призвал израильтян избавиться от главы МИД Израиля А. Либермана. «Либерман навлекает беду на израильтян. Гражданам Израиля следует избавиться от него. Если Тель-Авив продолжит выступать с подобными заявлениями и проводить подобную политику, то Турция может отказаться от своего намерения провести переговоры с Израилем и аннулирует прежние соглашения», — сказал он. Р. Эрдоган заявил, что Израиль должен попросить прощения за действия в отношении судна «Мави Мармара» и выплатить компенсацию за убийства турецких активистов.

Р. Эрдоган дал также оценку и движению ХАМАС, указав, что «ХАМАС — это не террористическая организация, а движение сопротивления. «До тех пор, пока эта организация будет защищать своё правое дело, Турция всегда будет поддерживать её», — констатировал турецкий премьер. В связи с этим он отметил следующее: «Им /ХАМСу – авт./ не была дана возможность участвовать в политическом процессе. У них были отобраны все возможности. Спикер парламента, министры, депутаты были брошены Израилем в тюрьму. Это что за демократия? Этим действиям нет объяснения». При этом, Р. Эрдоган заметил, что бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр, являющийся послом ближневосточного квартета», разделяет его мнение. Турецкий премьер-министр подчеркнул, что до тех пор, пока ХАМАС не сядет за стол переговоров, процесс мирного ближневосточного урегулирования не увенчается успехом.

Израиль в свою очередь депортировал из страны 800 граждан Турции. Израильское правительство официально уведомило руководство турецкой строительной компании «Йылмазлар» о том, что 800 ее рабочих должны покинуть территорию страны до конца января. Отказ в продлении рабочих виз туркам связан с тем, что правительства двух государств не смогли договориться об условиях продления контрактов с данной турецкой фирмой.

«Йылмазлар», по мнению турецких экспертов, входит в тройку крупнейших строительных компаний, действующих на территории Израиля. Концерн работает в Израиле около двух десятилетий и в настоящий момент вовлечен в осуществление десятков проектов общей стоимостью в несколько сот миллионов долларов. Координатор компании «Йылмазлар» в Израиле Ахмет Арик, заявил, что в случае прекращения участия компании в израильских проектах, правительству страны будет предъявлен многомиллионный иск.

В политической сфере турецкая сторона в решении Израиля и Греции создать общий кабинет министров с целью активизировать двустороннее сотрудничество усмотрела израильскую попытку сформировать антитурецкий блок. Как известно, эта договоренность была достигнута во время телефонного разговора премьер-министров двух стран — Георгиоса Папандреу и Биньямина Нетаньяху. Главы правительств договорились также о более тесном сотрудничестве между своими странами. Достижению этой цели должна способствовать и работа общего кабинета министров. Подготовительная работа по созданию нового межгосударственного органа должна быть завершена в течение двух ближайших месяцев. Правая турецкая газета «Бугюн» напоминает в связи с этим, что ранее Израиль заключил договора о взаимной безопасности с Болгарией и Румынией.

Череда взаимных обвинений Турции и Израиля имела место в январе и в связи с докладом комиссии Тиркеля, расследующей обстоятельства инцидента с судном «Мави Мармара». Содержание доклада вызвало резкую реакцию Турции. Премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил: «Может ли доклад, который подготовлен Израилем по его же заказу, представлять какую-либо ценность? Вы видели доклад, подготовленный Женевой и демонстрирующий всю низость инцидента. ООН пристально следит за расследованием, и мы следим. Для меня этот доклад не представляет никакой ценности». Комиссия Турции по расследованию этого же инцидента, в свою очередь, перечислила все аспекты израильского доклада, противоречащие, по мнению турок, международному праву.

Если в турецко-израильских отношениях в январе ощутимых сдвигов в сторону их урегулирования не произошло, то в сотрудничестве Анкары с арабским миром, в частности с Дамаском, продолжался процесс укрепления взаимодействия сторон по ряду направлений. «Путь к миру на Ближнем Востоке лежит через Сирию», — заявил в интервью сирийскому телевидению министр иностранных дел Турции А. Давутоглу. Cирия, по его мнению, является «ключевым игроком в регионе, и установление стабильности без ее участия невозможно». «Чтобы понять степень влияния Сирии на региональную политику, нужно учитывать ее глубокие исторические корни, ее место и роль в арабской и исламской культуре, а также важность ее геополитического положения. Сирия является центром соприкосновения стран, составляющих ядро ближневосточной проблемы», — констатировал министр иностранных дел Турции. Он также высоко оценил отношения между Анкарой и Дамаском, назвав их «примером, которому должны следовать» не только на региональном, но и на глобальном международном уровне.

Отношения между Турцией и Сирией вышли за последние годы на качественно новый уровень. Обе страны, согласно заявлениям их руководителей, взяли курс на экономическую интеграцию. Между ними отменен визовый режим, значительно вырос объем инвестиций и взаимной торговли, превысивший 2 миллиарда долларов. Дамаск и Анкара вынашивают планы объединения транспортных и энергетических систем, что в перспективе позволит им более продуктивно воспользоваться своим положением на стыке Европы и Азии.

«Абсолютной» назвал А. Давутоглу поддержку турецким народом палестинского дела. Турция, сказал он, «защищает права палестинцев на различных уровнях и намерена продолжить делать это на всех международных форумах». Наряду с этим, он вновь призвал Израиль прекратить «несправедливую» блокаду сектора Газа, в результате которой страдают около полутора миллионов человек.

Специалисты обратили внимание и на высказывания турецкого премьера Р. Эрдогана, касающиеся отношений Турции с исламским, в частности, арабским миром. Глава турецкого правительства в беседе с журналистами во время перелета из Кувейта в Катар прокомментировал информацию агентства Reuters о своем стремлении к лидерству в исламском мире. Р. Эрдоган заявил об отсутствии у него подобного намерения. «Мы служим народу, который привел нас к власти путем выборов», — пояснил он.

Напомним, что читатели известного в Иране информационного Интернет-портала asirian.com выбрали человеком года турецкого премьер-министра. Ранее Р. Эрдоган был избран человеком года также и читателями Интернет-портала CNN-Arabic. Данный Интернет-портал в качестве заслуг Р. Эрдогана указал на заключенное по его инициативе соглашение с Тегераном по обмену ядерного топлива, на усилия Турции, проголосовавшей за Иран в Совете Безопасности ООН, а также на позицию турецкого премьера в инциденте с гуманитарным судном «Мави Мармара».

Р. Эрдоган в беседе отметил также, что сегодня на долю мусульманских стран приходится треть мировой экономики, и подчеркнул, что в экономическом плане «исламский мир является самодостаточным». Глава турецкого правительства отверг предположение о том, что его страна пытается сегодня играть в арабском мире роль, которую взял в свое время на себя Египет. По мнению Р. Эрдогана, экономики арабских стран и Турции дополняют друг друга. Турция может предоставить свои технологии в обмен на арабскую нефть. Главным препятствием на пути дальнейшего экономического развития как Турции, так и арабских стран, турецкий премьер назвал недостаточную веру в собственные силы и выразил надежду на то, что следующие поколения будут свободны от этого предрассудка.

О роли Турции на Среднем Востоке, но уже с точки зрения урегулирования на иранском направлении, высказался американский политолог, основатель и директор частной аналитической организации «Стратфор» Джордж Фридман, мнение которого турецкие эксперты назвали «представляющим интерес». Он считает, что в деле иранского урегулирования основной задачей Анкары является сближение позиций не Вашингтона и Тегерана, а Тегерана и Эр-Рияда.

По мнению Фридмана, с уходом США из Ирака эта страна попадет под влияние Ирана и станет частью антисаудовского союза. С тем, чтобы не допустить такого развития событий, Турции предстоит решить три задачи. Первая — облегчить вывод американских войск из Ирака. Вторая — убедить Иран в том, что он может располагать влиянием в Ираке, не беря это государство под свой плотный контроль. Третья — убедить Саудовскую Аравию в том, что имеющий ограниченное влияние в Ираке Иран не представляет собой для нее угрозы.

Готова ли Турция к такому тонкому балансированию? Судя по прозвучавшим в январе оценкам действий Анкары в сфере внешней и внутренней политики, определенные предпосылки для успешного исполнения такой роли у турок есть. Так, постоянный представитель Турции при ООН Эртугрул Апакан проинформировал руководство министерства иностранных дел о завершившемся в 2010 году двухгодичном временном членстве Турции в Совете Безопасности ООН. «Проводимая нами эффективная внешняя политика в Совете Безопасности ООН повысила внимание мировой общественности к Турции. Нас отличало то, что мы умеем говорить со всеми, имеем свой подход к региональным и глобальным проблемам, а также занимаем при их решении независимую позицию», — сказал Э. Апакан.

А министр иностранных дел Германии Гидо Вестервелле выступил в Берлине перед членами Ассоциации иностранных журналистов. На вопрос относительно членства Турции в Евросоюзе он отметил, что Турции предстоит решить еще много задач. «С другой стороны за последние 10 лет в Турции происходят преобразования, которые можно назвать перехватывающей дух историей успеха», — сказал глава немецкого дипломатического ведомства.

Иранская проблематика была представлена в январе, прежде всего, ядерным саммитом в Стамбуле. На двухдневном стамбульском заседании делегацию «шестерки» возглавляла Верховный представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон, а иранскую сторону — генеральный секретарь Высшего национального совета по безопасности Ирана Саид Джалили. Министр иностранных дел А. Давутоглу подчеркнул, что при каждой возможности Турция выступает в роли хозяина заседаний, а не посредника. «Если поступит запрос сторон о содействии, то мы можем сыграть и такую роль», — заявил А. Давутоглу.

Переговоры в Стамбуле шли трудно и завершились безрезультатно. Комментируя итоги переговоров, Кэтрин Эштон подчеркнула, что они не выдвигали каких-либо предварительных условий, приложили немало усилий к достижению договорённости, и ждут ответа от Ирана. «Мирная направленность иранской ядерной программы до сих пор не была подтверждена. Не было создано условий и для отмены санкций. Однако все еще есть надежда. Право выбора за Ираном, мы будем ждать от Тегерана разумных шагов», — отметила Кэтрин Эштон. Она сообщила также, что они не планируют проведение новой встречи. Генеральный секретарь Высшего национального совета Ирана по безопасности и глава делегации по ядерным переговорам Саид Джалили, в свою очередь, заявил, что в случае отсутствия совместного подхода диалог невозможен и подчеркнул, что стороной, выдвигающей предварительные условия, являются западные страны.

«Ядерная энергия мирной направленности является необходимостью для стран. Права народов должны уважаться. Мы всегда готовы к переговорам на основе этих общих ценностей. Обмен ураном между странами может быть важной областью сотрудничества. Это расширит диалог. В таких международных вопросах все страны должны иметь равное право голоса», — заявил С. Джалили. Кроме того, в Стамбуле Иран отказался от проведения двусторонних переговоров по ядерной проблеме с Вашингтоном. Иранские переговорщики заявили, что не видят в них смысла. Представители иранской делегации уверены, что переговоры зашли в тупик из-за слишком жесткой позиции западных государств.

Турция, представившая «площадку» для переговоров, выразила удовлетворение тем, что по окончании переговоров стороны дали все же понять, что надежда на достижение договоренности не иссякла. Представитель министерства иностранных дел Сельчук Унал заявил, что Турция будет продолжать свои усилия, направленные на мирное разрешение проблемы дипломатическим путем.

Наряду с этим, Турция продолжает наращивать объемы своего экономического сотрудничества с Ираном. Министр энергетики и природных ресурсов Турции Т. Йылдыз побывал с рабочим визитом в Тегеране. В ходе переговоров достигнута договоренность о взаимодействии в вопросе налаживания поставок иранского природного газа в Европу. Первый заместитель президента Ирана Мухаммед Реза Рахими заявил, что использование Турции для транспортировки иранского газа в Европу будет выгодно обеим странам. Анкара и Тегеран рассматривали вопрос о возможном использовании для этого проекта и туркменского газа, о чем в ближайшее время будут проведены переговоры с Ашхабадом.

Такое развитие событий не устраивает Вашингтон, который внимательно следит за деятельностью 54 турецких компаний, в т.ч. специализирующихся на производстве материалов, которые потенциально могут быть использованы в ядерной программе Ирана. Турецкое правительство запретило этим компаниям сотрудничать с Ираном по просьбе администрации США. В свою очередь министр торговли Турции Нихад Эргюн, комментируя эту информацию, заявил, что Турция не экспортирует продукцию, которая необходима для ядерной программы Ирана. «Турция до сих пор выполняла все санкции ООН, введенные в отношении Ирана», — сказал министр. Бывший министр внешней торговли, депутат парламента Турции от правящей Партии справедливости и развития Кюршад Тюзмен считает, что от введенных санкций в отношении Ирана турецкие компании уже потерпели убыток в размере $1 млрд.

Все эти проблемы, а также не снижающийся уровень антиамериканских настроений в Турции придется решать новому послу США в Анкаре. Фрэнсис Рикардоне вручил свои верительные грамоты президенту Турции А. Гюлю. Во время церемонии посол обратился к турецкому лидеру на турецком языке. Посол США представил турецкому президенту свою супругу и помощников. Президент А. Гюль выразил удовлетворение тем, что посол и его помощники прекрасно говорят по-турецки.

Согласно дипломатической практике именно после вручения верительных грамот президенту посол де-юре может приступать к исполнению своих обязанностей. 26 января Белый дом вновь направил кандидатуры послов США в Азербайджане и Турции Мэтью Брайзы и Фрэнсиса Рикардоне на голосование в Сенат. Об этом сообщил официальный сайт Белого дома. Напомним, что в декабре 2010 года во время сенатских каникул президент США Барак Обама, воспользовавшись своим конституционным правом, назначил выдвинутых им же кандидатов на должности американских послов в Азербайджане и Турции, несмотря на то, что данные кандидатуры не были утверждены в Сенате.

Тем не менее, Конституцией страны президенту США дано право во время каникул в Сенате совершать назначения на ключевые посты в стране, чтобы они не оставались вакантными. В то время, когда Сенат 111-го созыва завершил свою работу, а сессия Сената 112-го созыва еще не началась, Б. Обама, воспользовавшись своим правом, утвердил М.Брайзу и Ф.Рикардоне послами в Баку и Анкаре. Согласно законодательству США, назначенное таким способом должностное лицо может работать до завершения следующей сессии Сената 112-го созыва, в данном случае около года, без дополнительного утверждения Сенатом.

В сфере российско-турецких отношений в январе следует выделить состоявшийся 19-20 января рабочий визит в Турцию министра иностранных дел России Сергея Лаврова. В ходе визита глава российского внешнеполитического ведомства обсудил с турецким коллегой весь комплекс многопланового сотрудничества двух стран, направления взаимодействия Москвы и Анкары по основным региональным и глобальным проблемам. Российский посол в Турции Владимир Ивановский накануне визита Сергея Лаврова в эксклюзивном интервью радио «Голос России» отметил, что точки зрения Москвы и Анкары по важнейшим проблемам международной политики сегодня практически полностью совпадают. «Наше сотрудничество не направлено против какой-либо третьей стороны, это партнерство во имя национальных интересов наших стран», — заявил высокопоставленный российский дипломат.

Ведущие турецкие СМИ, в частности, старейшая и влиятельная в стране газета «Джумхуриет», в свою очередь, цитируют российского посла, который заявил, что российско-турецкие отношения будут очень насыщены в нынешнем году. Уже в первом квартале будет проведено заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, а на март запланированы переговоры на высшем уровне в Москве премьер-министра Р. Эрдогана.

В ходе визита Сергея Лаврова состоялось первое заседание российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования, которая была создана в рамках Совета сотрудничества высшего уровня между Россией и Турцией. По его итогам был подписан Протокол, в котором зафиксирована договоренность двух стран о доверительном диалоге и интенсивном развитии российско-турецкого сотрудничества по приоритетным для двух государств направлениям взаимодействия в сфере международной безопасности.

В документе также отмечается, что Группа будет готовить для высшего руководства предложения по конкретным мерам совершенствования двустороннего сотрудничества по проблематике европейской безопасности, контроля над вооружениями и нераспространения ОМУ, борьбы с терроризмом, оргпреступностью и наркоугрозой, а также по другим вопросам, представляющим взаимный интерес, в т.ч. по иранской ядерной программе. К работе Группы при необходимости будут привлекаться представители других ведомств двух стран.

Министры обсудили также вопросы торгово-экономического сотрудничества, включая взаимодействие в области энергетики в контексте реализации крупных совместных проектов /строительство атомной электростанции «Аккую», газопровода «Южный поток» и нефтепровода «Самсун-Джейхан»/.

Турецкие СМИ активно цитировали заявление Генерального директора российской государственной корпорации «Росатом» Сергея Кириенко, который заявил, что благодаря договорённости, достигнутой в вопросе строительства первой АЭС в Турции, Россия впервые станет владеть АЭС в другой стране. По словам С. Кириенко, учитывая сроки строительства и эксплуатации объекта, эта договорённость означает, что Россия останется в Турции на 100 лет. В ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым, С. Кириенко отметил, что данный договор «действительно не имеет аналогов».

В январе между Турцией и Россией подписано соглашение «О реадмиссии». Документ был подписан с турецкой стороны Генеральным директором по консульским делам послом Ш. Факылы, с российской стороны заместителем гендиректора Федеральной миграционной службы России Н. Смородиным. После того как оговариваемое соглашение вступит в силу, граждане обеих стран смогут посещать Россию и Турцию без виз на срок не более 30 суток.

Как известно, документы о введении безвизового режима между Россией и Турцией были подписаны в прошлом году в Анкаре президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Турции Реджепом Эрдоганом. Однако для вступления этих документов в силу двум странам необходимо было согласовать важный момент — вопрос о реадмиссии. Данный вопрос решен подписанием выше указанного соглашения. Как сообщается, безвизовый режим между Россией и Турцией начнет действовать с апреля этого года. Предполагается, что официальное решение по этому вопросу будет принято и объявлено в ходе запланированных на март российско-турецких переговоров на высшем уровне в Москве.

62.5MB | MySQL:101 | 0,483sec