Ситуация в Сомали: январь 2011г.

26 января в Сомали отметили символическую дату — 20-летие смещения генерала Сиада Барре, захватившего власть в стране в результате военного переворота в 1969г. Барре сначала пользовался покровительством СССР, однако в 1977г. он переметнулся к США. Этот диктатор пытался преодолеть клановые различия, освободить женщин, однако он пал под ударами повстанцев с севера страны в условиях жесткого экономического кризиса. Именно с 26 января 1991г. ведет свой отсчет самая продолжительная по времени среди африканских стран гражданская война, которую никак не может прекратить мировое сообщество.

В течение долгих 20 лет в Сомали не прекращалась междоусобица, которую не смогли пресечь безуспешные иностранные вооруженные вмешательства. Одно из них совершили американцы в 1993г., когда они действовали по мандату ООН.

По самым скромным оценкам, за 20 лет гражданской войны погибли 400 тысяч человек, 1,4 млн сомалийцев стали беженцами в родной стране, около 600 тысяч покинули Сомали. По данным Международного Комитета Красного Креста, получателями гуманитарной помощи по линии этой организации в 2010 году стали свыше полумиллиона сомалийцев.

В настоящее время наблюдается новый виток противостояния — в Могадишо почти ежедневно вспыхивают бои между формированиями близкого к «Аль-Каиде» радикального исламистского движения «Аш-Шабаб» — с одной стороны, и африканскими миротворцами из контингента Амисом — с другой. Именно штыки миротворцев пока защищают достаточно виртуальное переходное правительство Сомали, контролирующее несколько кварталов столицы. Большую часть столицы, равно как обширные территории в центральной и южной частях Сомали контролирует движение «Аш-Шабаб». Благодаря деятельности этого движения Сомали превратилось в оплот «Аль-Каиды» в Восточной Африке.

На территории бывшего Сомали образовались две автономии — Сомалиленд и Пунтленд, которые к настоящему времени имеют практически все атрибуты самостоятельных государств, за исключением международного признания. Прибрежная зона бывшего Сомали превратилась в вотчину пиратов, несущих угрозу безопасности морского судоходства в Аденском заливе и Индийском океане.

16 января находящийся на северо-востоке бывшего Сомали самопровозглашенный Пунтленд официально прервал все связи с переходным правительством Сомали. Как объявлено в Гарове, это решение внеочередного заседания «Совета министров» Пунтленда будет действовать до тех пор, пока в Могадишо не начнет действовать «представительное и легитимное федеральное правительство, отражающее интересы всех действующих в Сомали сторон». Подобную фразу можно толковать как то, что при определенных условиях /формирование федерального правительства/ автономный Пунтленд видит себя в составе Сомали.

«Совет министров» Пунтленда «заявляет, что переходное правительство Сомали больше не представляет Пунтленд в международных инстанциях». Он призвал СБ ООН «пересмотреть его позицию и отказаться от поддержки переходного правительства Сомали, которая осуществляется в ущерб другим сомалийским сторонам». В этом коммюнике власти Пунтленда обвинили, в частности, переходное правительство Сомали в том, что оно не смогло восстановить безопасность в стране, установить отношения нормального федерализма, а также в том, что оно пытается дестабилизировать Пунтленд и другие относительно стабильные регионы страны. Еще одно обвинение касается «причастности переходного правительства Сомали к созданию вооруженных антиправительственных формирований, стремящихся дестабилизировать регионы Сомали, живущие в мире» /здесь содержится отчетливый намек на Пунтленд/.

В отличие от соседнего Сомалиленда, полностью порвавшего с Могадишо, основанный в 1998г. Пунтленд до сих пор не заявлял об отделении от Сомали, хотя имеет свои собственные властные институты — правительство и парламент. Коммюнике властей Гарове предлагает как можно скорее организовать национальную конференцию по примирению. В нем объявлено о поддержке «новой» политике США в Сомали, базирующейся на двух принципах — борьбе с распространением влияния движения «Аш-Шабаб» и учете растущего влияния Сомалиленда и Пунтленда.

В январе итоги 2010 года подвело базирующееся в Куала-Лумпуре Международное морское бюро /ММБ/. По его данным, в прошлом году пираты побили все рекорды по части захвата заложников, причем подавляющее большинство случаев захвата заложников было зафиксировано в водах, омывающих Сомали.

По данным ММБ, всего в 2010 году было зафиксировано 445 пиратских атак, что на 10 проц. превышает показатель 2009 года. В результате этих атак были захвачены 53 судна, в заложники попали 1181 моряк. Для сравнения: в 2006 году в заложники к пиратам угодили 188 моряков, в 2009 году — 1050. В 2010 году 8 моряков были убиты. По состоянию на 1 января 2011г. в руках у пиратов находились 28 судов и 638 заложников из числа членов экипажей.

В водах Сомали произошло подавляющее большинство — 92 проц. — случаев захватов заложников, что в абсолютных цифрах составляет 49 судов и 1016 заложников. По оценке главы действующего при ММБ Центра слежения за пиратской активностью капитана Поттенгала Мукундана, показатели 2010 года «вызывают тревогу». Тем не менее, благодаря присутствию в Аденском заливе кораблей ВМС разных стран число пиратских атак в этой зоне сократилось наполовину — до 53 против 117 в 2009 году.

ММБ предупредило о быстром расширении зоны в Индийском океане, в которой действуют сомалийские пираты. Теперь она простирается на юге до Мозамбика. Согласно оценкам, ежегодно потери из-за деятельности пиратов составляют от 7 до 12 млрд долларов.

С учетом очевидной невысокой эффективности мер мирового сообщества по борьбе с пиратами, 26 января представитель ВМС США вице-адмирал Марк Фокс предложил активнее использовать для борьбы с корсарами приемы, наработанные в ходе борьбы с международным терроризмом. Речь идет, в частности, об использовании превентивных ударов, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов. Американец признал, что это предложение пока не получило благоприятных отзывов от командования европейских ВМС в Аденском заливе, действующих там в рамках операции «Аталанта».

25 января бывший французский министр Жак Ленг, которому генсек ООН поручил возглавить миссию по борьбе с пиратством, сообщил, что за действиями сомалийских корсаров стоят до 10 главарей местных племенных кланов. Представляя в Совете Безопасности ООН свой доклад, Ленг указал на необходимость «международной атаки против тех сил, которые стоят за пиратами, которые отдают приказы пиратам». По его оценке, «пока не все сделано для того, чтобы добраться до верхушки пиратской машины, чтобы захватить мозг тех, кто стоит за этими преступлениями». «Есть порядка десяти человек, заправляющих всеми делами. Мы знаем их имена», — подчеркнул Ленг.

Для ведения дел сотен арестованных пиратов Ленг предложил создать специальный сомалийский суд, который будет базироваться в Танзании. Еще одна рекомендация Ленга — приблизить районы патрулирования кораблей ВМС разных стран, обеспечивающих безопасность судоходства в зоне Аденского залива, к местам базирования пиратов на берегу.

Тем временем стало известно, что в начале марта в Вашингтоне пройдет заседание Международной контактной группы по борьбе с пиратством. Как сообщил представитель России при ООН Виталий Чуркин, на этом заседании Москва представит свои предложения по борьбе с этим явлением. «Настал момент для принятия решительных мер, — заявил российский дипломат. — Если эти меры не будут приняты, мы можем потерять контроль над ситуацией в районе Африканского Рога».

В январе сомалийский «след» был обнаружен в далекой от Сомали Финляндии. Как объявил 4 января представитель разведывательного сообщества северного соседа России, спецслужбы Финляндии ведут наблюдение за «несколькими десятками» выходцев из Сомали, проживающими в стране и поддерживающими контакты с движением «Аш-Шабаб». По его данным, в 2009 году численность сомалийской общины в Финляндии составляла 11700 человек.

Ранее спецслужбы Дании и Швеции, где также проживают достаточно значительные по численности общины сомалийцев, сообщили, что внимательно следят за деятельностью вербовщиков «Аш-Шабаб». В декабре двое подданных Швеции сомалийского происхождения были приговорены к четырем годам тюрьмы каждый по обвинению в попытке организации терактов с использованием смертников. Оба «шведа» поддерживали связь с «Аш-Шабаб

62.9MB | MySQL:105 | 0,725sec