Судан: реакция на события в Египте

Хартум отреагировал на египетские события с оптимизмом. В принципе, это не было некой выжидательной позицией. Президент Судана О.аль-Башир несколько раз публично в самый разгар событий на площади «Тахрир», когда еще ничего не было ясно, высказывался с одобрением о возмущении египетского народа. Уход президента АРЕ Х.Мубарака в суданском руководстве встретили спокойно, а демонстрации в поддержку победы в Каире никто не разгонял. Опережая ожидаемые аналогии, суданский лидер выступил сам, завив, что «он не боится повторения египетских событий в Судане, так как в его стране отсутствуют причины, которые этот кризис породили». Догадайтесь, что это за причины? Правильно – это отсутствие политической свободы и коррупция. Эти два момента, по мнению О.аль-Башира, присутствуют исключительно в западных демократиях, и Египет стал жертвой того, что развивался именно по этому пути. Судан же руководствуется исламским правом, а это лучшая гарантия от всех кризисов. Параллельно ему выступили несколько видных сановников в правящей Партии национального конгресса (ПНК), которые пошли еще дальше. Например, советник президента М.Осман прямо обвинил в свержении Х.Мубарака американцев и израильтян, которые «сплели заговор», жертвой которого и стал престарелый египетский президент.

Смешно? Очень, поскольку вот именно США и Израиль эти события напугали больше всего. Поразительно, как в арабском мире умеют анализировать происходящее и во всем видеть сионистский след. Еще более поразительно, как во всех этих аналитических выкладках причудливо переплетаются два абсолютно противоречащих друг другу суждения. Если это сионистский заговор, то это, наверное, плохо. Но движение вперед египетской молодежи и свержение Х.Мубарака в результате этого заговора – это почему-то хорошо. «Мы не боимся, потому что мы не препятствуем людям выражать свое мнение. Мы слышим эти высказывания и хотим слышать эти требования и чаяния. Мы за свободу для всех: кто за нас, кто против нас. Свобода – это единственная движущая сила развития. Мы поздравляем молодежь Египта, молодежь Туниса … и молодежь Судана в резерве», — заявил О.аль-Башир. Примечательно и то, что суданский лидер особенно отметил, что «молодежь сумела создать эффективную сеть сопротивления, используя новейшие технологии типа Фейсбука и Твиттера». В этой связи он дал задание руководству страны подготовить отдельный план развития сельских районов страны с целью «провести Интернет в каждый дом».

Реакция О.аль-Башира, который находится по «дамокловым мечем» обвинительного вердикта Международного уголовного суда (МУС); чье положение не в пример нестабильней (на первый взгляд), чем у двух вполне благополучных арабских режимов кажется парадоксальной. Но это великолепный пример восточной арабской логики, которая сродни женской, и поэтому абсолютно недостижима для среднего европейца.

Восток – эта субкультура, в которой говорят одно и делают другое, и это считается приличным. На Западе делают иногда то же самое, но там это считается неприличным. В Европе этого стесняются, на Востоке – это норма жизни. Спросите любого восточного диктатора или монарха, и он скажет вам, что в его стране существуют все свободы, какие только можно придумать. И что самое интересное, он искренне будет в это верить. Просто понятия «свободы» в Европе и на Востоке разные.

Любое событие на Востоке рассматривается, прежде всего, не в историческом контексте (там, к сожалению, вообще мало кто сможет в силу кругозора сравнить, скажем, события Великой французской революции и последней египетской интифады), а с точки своих внутренних симпатий и антипатий. Если у врага — то все плохо, если у меня – то все хорошо. Никаких полутонов и никакой объективности. При этом в Судане а пятый раз посадили Х.ат-Тураби, просто так «на всякий случай»

Такая реакция на события в Египте носит, как и положено на Востоке, глубоко персонифицированный характер. Вспомним непростые отношения между режимами еще в ближайшем прошлом, когда суданцы организовали на тогда еще мощного лидера АРЕ покушение в Эфиопии. Или совсем недавние события, когда Каир «пригрел» опального лидера дарфурских повстанцев И.Халиля. Все это не является чем-то глубинным в отношениях двух стран, хотя конечно на них, безусловно «давит» традиционное пренебрежение египтян к суданцам. Во главу угла здесь надо ставить, прежде всего, межличностные отношения между Х.Мубараком и О.аль-Баширом. Естественно, что Хартум очень рад движению молодежи, которая свергла давнего недоброжелателя. Впрочем из «прогрессивной» она очень быстро может превратиться в «наймитов», если начнет экспортировать свои настроения южному соседу. Отсюда оговорочка про «сионистский заговор».

Что же касается Интернета и его роли в протестных движениях, то еще большой вопрос куда это приведет, но отметим некую ограниченность западных аналитиков на эту тему. Мол, протест против диктаторов можно организовывать по Интернету, ура! Господа, но исламисты уже давно и активно используют тот же Интернет не только для пропаганды, но и для обозначения целей теракта, востребованных в тот или иной период времени. Чему здесь так сильно радоваться, Интернет – это палка с двумя концами. Роль Интернета в другом: в расширении кругозора арабского населения по всему миру. Оно должно открыть с его помощью очень много интересных вещей, помимо Корана. Интернет должен научить их читать книги, и в этой связи Западу надо тратить свои финансы не на поддержку априори пропащих восточных режимов, а на перевод на арабский язык много какой и разной литературы с бесплатным выбросом ее в Интернет. То же самое касается и кинофильмов. За все время на арабский язык было переведено столько западных книг, сколько в одной Греции выпускается за один год. Вы думаете это случайно? Нет, потому что на Востоке четко понимают, что может подточить их режимы. Это кругозор. Египет и Тунис интересны еще с одной точки зрения: если они, в конце концов, смогут выйти на более или менее цивилизованный путь развития, то для Запада станет очевидным момент того, что смена диктаторских режимов совсем не по определению ведет страну в пучину исламизма. Ибо «заточка» политики под «наших сукиных сынов» прежде всего обусловлено химерой «Аль-Каиды», которую впрочем эти самые «сукины сыны» втихую и лелеют. Насколько Восток сейчас готов к некоему «третьему пути» между диктатурой и исламизмом, вот на какой вопрос должны ответить Египет и Тунис.

На наш взгляд, пока не в полной мере. Ведь не случайно, на Арабском Востоке нет ни одной страны, устроенной по действительно демократическим принципам. Попытка привнести ее в Ирак пока себя не оправдывает. Теперь посмотрим, что получится из чисто «домашних» попыток.

52.22MB | MySQL:103 | 0,486sec