Об отношениях Турции с Австралией

1 февраля 2011 года в ходе визита в Турцию министра иностранных дел Австралии Кевина Рудда главы внешнеполитических ведомств двух стран обсудили стратегию дальнейшего развития двусторонних отношений. В Анкаре был подписан План действий, посвященный сотрудничеству между министерствами иностранных дел Турции и Австралии. Предполагаются три уровня развития сотрудничества стратегического характера: уровень двусторонних отношений; региональный уровень и сотрудничество в Азии; глобальный уровень. Началом практической реализации Плана действий станет организация регулярных политических консультаций (3-4 раза в год) министров иностранных дел Турции и Австралии.

Стороны предварительно наметили следующие первоочередные направления работы по активизации турецко-австралийских отношений:

— Развитие экономических отношений и связей между предпринимателями двух стран.

Турция и Австралия последовательно принимают меры по развитию торгово-экономических отношений. Для Турции Австралия, которая является четвертой по величине экономикой в Азии (после Китая, Японии и Индии), представляет собой перспективного экономического партнера. В 2005 году был подписан Договор о взаимном поощрении и защите инвестиций, в апреле 2010 года — Договор о предотвращении двойного налогообложения. Регулярно проходят заседания Смешанной экономической комиссии. В 2010 году объем торговли между Турцией и Австралией составил около 800 млн долларов. Турция экспортирует в Австралию сухофрукты, промышленные товары, машины, текстиль. Основная доля импорта приходится на уголь (68%), металлы, продукцию химической промышленности.

— Реализация совместных проектов в различных регионах мира.

— Организация прямого авиасообщения между Турцией и Австралией.

В этой связи министр иностранных дел Турции А.Давутоглу выразил надежду на то, что авиакомпания Турецкие авиалинии начнет осуществление прямых рейсов в Австралию уже в 2011 году.

— Развитие культурных связей, осуществляемое при помощи мероприятий, предоставляющих народам Турции и Австралии возможность взаимного ознакомления с культурой друг друга.

В 2015 году будет отмечаться столетняя годовщина знаменитой битвы при Чанаккале (1915 год). В Австралии, сражавшейся в данной битве в составе Британский войск против Османской империи, 2015 год будет объявлен «Годом Турции в Австралии». В свою очередь Турция объявит 2016 год «Годом Австралии в Турции». Стоит отметить, что делегации Австралии принимают участие в ежегодных мероприятиях в Турции, посвященных памяти погибших в битве при Чанаккале.

— Упрощение визового режима между двумя странами и в перспективе введение безвизового режима.

— Диалог по ближневосточным проблемам и проблемам стран, входящих в Ассоциацию государств юго-восточной Азии (АСЕАН).

Обсуждение ближневосточных проблем началось уже на текущей встрече министров иностранных дел. Касаясь последних событий в Египте и Тунисе, К.Рудд заявил, что Турция с ее современным демократическим строем и сильной экономикой может послужить моделью для других государств Ближнего Востока.

— Координация действий в рамках Большой двадцатки (G20) и ООН.

— Взаимодействие в рамках Международной комиссии по ядерному нераспространению и разоружению, созданной Австралией и Японией в 2008 году.

Министры отметили, что объединяющим Турцию и Австралию фактором является активная дипломатия и международный авторитет обеих стран, позволяющий им выступать в роли региональных лидеров. При этом возможен обмен опытом в сфере региональной политики, который позволит каждой из сторон укрепить свои позиции, как в регионах, так и на глобальном уровне. Поводом для развития взаимодействия и координации могут стать, в частности, участие турецких и австралийских военных в операции НАТО в Афганистане и соседство Австралии с крупнейшей по численности мусульманской страной мира — Индонезией, наряду с Турцией входящей в состав Большой мусульманской восьмерки (D8).

В тот же день А.Давутоглу и К.Рудд выступили в Институте международных стратегических исследований (USAK) на тему «Турецко-австралийские отношения: креативная дипломатия в 21 веке».

Проф.А.Давутоглу обосновал необходимость креативной дипломатии для таких государств, как Турция и Австралия. Согласно новой теоретической концепции, выдвинутой турецким министром иностранных дел, ведущие страны мира делятся на такие категории, как глобальные державы, центральные государства и континентальные державы.

Ярким примером «центрального государства» является Турция, расположенная на стыке различных регионов, с которыми она имеет длительные исторические связи. Одновременно Турция сохраняет глубокие культурные связи со многими народами, населяющими соседние с ней регионы. Географические и исторические факторы обусловливают для Турции как «центрального государства» необходимость гибкой или креативной дипломатии, позволяющей снизить неизбежно возникающие риски и расширить возможности, предоставляемые данным положением.

Австралию А.Давутоглу относит к категории «континентальных держав», подобно России, Канаде, Бразилии, Индии. Обладающая огромной территорией и занимающая важное положение среди государств Восточной Азии и Азиатско-тихоокеанского региона, Австралия остается в стороне от многих мировых событий. Без использования креативной дипломатии Австралии будет сложно повысить свою роль в решении глобальных проблем.

По мнению А.Давутоглу, сотрудничество проводящих креативную дипломатию Турции и Австралии позволит им продуктивно участвовать в решении региональных проблем за счет синергетического эффекта от объединения возможностей и опыта, приобретенного в различных условиях. Позитивным фоном сотрудничества является принадлежность Турции и Австралии к разным категориям стран, что исключает повод для геополитической конкуренции между ними. Благодаря стратегическому сотрудничеству с Австралией, Турция сможет расширить связи с государствами Восточной Азии, а Австралия — со странами Ближнего Востока.

По словам К.Рудда, Австралия рассматривает Турцию в качестве страны, в которой существует устойчивый демократический режим, способный послужить образцом для преобразований в других мусульманских странах. Особенности геополитического и геоэкономического положения Турции позволяют ей выступать в качестве «локомотива», содействующего развитию всего ближневосточного региона.

Заявление Турции и Австралии о развитии стратегических отношений и формы данного развития, предполагающие, в том числе, рост внимания к событиям на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, свидетельствуют о намерении наращивать свое присутствие в отдаленных регионах. Очевидно, что данный подход означает наличие долгосрочной стратегии, направленной на постепенное завоевание более весомых позиций в глобальном масштабе.

52.19MB | MySQL:103 | 0,495sec