Ситуация в Ливии: февраль 2011г.

Начавшееся в Ливии в середине февраля массовое протестное движение — что это: следствие влияния извне или следствие комплекса внутренних факторов или сочетание того и другого?

Как представляется, в случае Джамахирии, в отличие от Туниса и Египта, где были налицо признаки реализации американской концепции «управляемого хаоса», первоначально сыграла свою роль именно внутренняя специфика. И только затем известные внешние силы попытались воздействовать на события в Ливии в нужном им направлении, сделав ставку на далеко не мирную /как они представляют в своих заявлениях/ оппозицию.

Какая внутренняя специфика привела к ливийскому взрыву? Во-первых, некогда действовавшие антиливийские санкции на поставки вооружений и целенаправленная маргинализация армии, которой опасался режим, привели к тому, что ливийская армия к моменту начала выступлений имела крайне низкий уровень боевой готовности и не менее низкий боевой дух. После отмены санкций режим после достаточно длительной раскачки вроде начал заниматься техническим оснащением армии, но не успел довести эту работу до конца. Все это привело к фактическому расколу армии, часть которой отказалась выполнять приказы Каддафи.

Во-вторых, постоянные заигрывания режима с исламистами только убедили последних в слабости властей и ввели радикалов в искушение проверить режим на крепость. Этому способствовало и то, что ранее режим сделал ставку на всеобщее вооружение народа как альтернативу малонадежной — с точки зрения властей — армии.

В-третьих, в ходе февральских событий подтвердился региональный характер Ливии, исторически делившейся на три части — Триполитанию /запад/, Киренаику /восток/ и Феззан /юг/. Именно восточная часть страны прежде всего выпала из под контроля центрального правительства.

В-четвертых, в ходе начавшихся 15 февраля бурных событий наглядно проявилась родо-племенная неоднородность ливийского общества, которая никуда не делась за время режима «народовластия».

США первыми поспешили воспользоваться тем, что представлявшийся им чрезвычайно монолитным режим Каддафи на деле оказался стоявшим на глиняных ногах. Ради спасения своих нефтяных интересов они тут же начали контакты с различными группировками оппозиции с очевидной целью выбрать наиболее удобную из них и поддержать ее, в том числе с помощью оружия.

Надо отдать должное Каддафи — дуайену среди арабских и африканских глав государств. Он не пошел по пути президентов Туниса и Египта, послушно, по указке извне, отрекшихся от власти. Он попытался побороться за нее, и исход этой борьбы пока никто не возьмется предрекать. Каддафи регулярно выступает с заявлениями, и это также отличает его в выгодную сторону по сравнению с Бен Али и Мубараком. Он же связал массовые протестные акции в Ливии с деятельностью «Аль-Каиды», и пока нет полной ясности, так это было на самом деле или нет.

Есть данные, что Каддафи не врет, поскольку придумать себе название «исламский эмират в Эль-Байда» /город в 1300 км к востоку от Триполи/ могли только исламисты. Еще одним «эмиратом», учрежденным в г.Дерна, руководит бывший узник Гуантанамо Абделькарим аль-Хасади. Уже 24 февраля «Аль-Каиды» выступила с заявлением, объявив о своей поддержке участников выступлений в Ливии и пообещав «сделать все возможное для оказания им помощи».

На присутствие в Дерне исламистов, ранее прошедших через фронты джихада в Ираке, Афганистане, Ливане и на палестинских территориях, указывалось, в частности, в одной из телеграмм американского посольства в Триполи в 2008г., содержание которой стало известно благодаря сайту «Викиликс». По данным американских дипломатов, в Дерне они занимались пропагандистской работой среди молодежи.

Что дальше? Как представляется, США вместе с Великобританией могут решиться на очередную военную авантюру, на сей раз — в Ливии. Первым шагом в этом направлении должно стать введение над Ливией зоны, запретной для ливийской авиации — технически для этого нет никаких проблем. Без введения подобной зоны силы оппозиции не смогут пойти на решающий штурм Триполи, поскольку они могут быть легко уничтожены с воздуха при выдвижении на исходные позиции.

Сразу после эвакуации из страны последнего американца Вашингтон разразился сверхжесткой риторикой в адрес Триполи, а также начал концентрировать свои ВМС у берегов Ливии. Как сообщил 28 февраля помощник министра финансов США Дэвид Коэн, объем замороженных США ливийских активов составил около 30 млрд долларов. По его словам, эта сумма является крупнейшей, когда-либо блокировавшейся в американских банках.

Тем временем, по имеющимся данным, еще 23 — 24 февраля спецподразделения США, Великобритании и Франции высадились на востоке Ливии и, по данным пакистанской газеты «Пакистан Обсервер», занялись обучением «вооруженных сил оппозиции» /как тут не вспомнить о протестах западных стран в связи с подавлением ливийскими властями участников «мирных» манифестаций/. Кстати, здесь уместно вспомнить и мнение руководителя Венесуэлы Уго Чавеса, согласно которому «большинство стран сегодня осуждает полковника Каддафи, не зная того, что происходит в Ливии».

Ждет ли американцев успех в случае военного вторжения? Сказать трудно. Слишком долго Каддафи делал ставку на вооруженный народ и готовил его к партизанской войне. В любом случае иностранная военная интервенция только усилит позиции радикальных исламистов в стране, которые ради защиты от вмешательства извне могут пойти на союз с Каддафи. Тем более, что последний уже сделал шаг им навстречу.

Даже если американцам удастся устранить Каддафи от власти, ситуация в Ливии вряд ли изменится к лучшему. Как считает ведущий эксперт по ближневосточным и африканским проблемам из нью-йоркского Совета по международным отношениям Роберт Дэнин, «хотя мало кто будет оплакивать уход со сцены Каддафи, это создаст колоссальный вакуум власти». «Абсолютно неясно, что станет тем связующим звеном, которое удержит вместе эту в целом децентрализованную страну, где мало кто отождествляет себя с какой-либо национальностью и где главное значение имеет принадлежность к племени и клану», — полагает он. К тому же в отличие от соседних Египта и Туниса в Ливии не могут сыграть стабилизирующую роль военные.

По мнению многих наблюдателей, наиболее вероятный исход возможного отстранения от власти Каддафи связан с появлением в этой стране гибридного исламистско-националистического режима, который может стать опасным для соседей Ливии. Пока оппозиция создала альтернативный центральным властям Национальный переходный совет. Еще один вывод — из-за слабости вооруженных сил ливийская армия не сможет выступить в качестве фактора стабильности, как это произошло в Тунисе и Египте. Поэтому падение Каддафи неизбежно приведет к хаосу в Ливии.

Что касается России, то ее потери из-за введения нового эмбарго на поставки оружия Ливии могут составить 4 млрд долларов. Такую сумму назвал глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов. В ней 2 млрд относятся к уже заключенным контрактам, 1,8 млрд — к контрактам, по которым шли переговоры до февральских событий.

В частности, ранее были заключены контракты на достройку завода по производству стрелкового оружия и боеприпасов, который начали строить еще в эпоху СССР, ремонт и модернизацию «Уралвагонзаводом» 145 танков Т-72, поставку боеприпасов, запчастей и ремонт техники советского производства. Достаточно далеко продвинулись переговоры по заключению контрактов на поставку 12 истребителей Су-35, 36 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь С-1» и двух дивизионов зенитно-ракетных комплексов С-300 ПМУ-2.

С другой стороны, Россия может выиграть от подъема цен на нефть на мировом рынке, связанного с неопределенной ситуацией в Ливии. В этой связи стоит напомнить, что Ливия обладает самыми большими в Африке разведанными запасами углеводородов /44 млрд баррелей/. 80 проц. добываемой в стране нефти экспортировалось в Европу. Внутреннее потребление составляло 280 тысяч баррелей в день.

В 2010г. ежедневный уровень добычи нефти в Ливии составлял 1,55 млн баррелей, а с учетом конденсата и попутного газа — 1,79 млн. В ОПЕК по объемам добычи Ливия занимала 9 место из 12. основными покупателями ливийской нефти являлись Италия /32 проц. экспорта/, Германия /14 проц./, Китай /10 проц./, Франция /10 проц./, Испания /9 проц./, США /5 проц./. По состоянию на 28 февраля частично или полностью работу в Ливии прекратили французская «Тоталь», китайская CNPC, германская Wintershall, итальянская Eni и испанская Repsol.

52.19MB | MySQL:103 | 0,632sec