Йемен: момент истины для президента А.А. Салеха

Последние события в Йемене сильно напоминают ситуацию в Египте накануне ухода Х.Мубарака. Оппозиция перешла на «круглосуточный» режим работы. В ее штабе решено продолжать протестные акции как минимум до нынешней пятницы, при этом митингующие с площадей уходить не должны. Но все это антураж, основные события происходят, как всегда, за кулисами.

Ситуация за последние десять дней изменилась кардинальным образом, и не в пользу нынешнего президента А.А.Салеха. Мы имеем ввиду официальный отказ фактически всей племенной верхушки страны от его поддержки. Инициатором стал номинальный глава мощнейшего племенного союза Хашид Хуссейн аль-Ахмар. Он является сыном покойного спикера парламента шейха Ахмара и братом одной из ключевых фигур в оппозиционном блоке «Лика Муштарака» Хамида аль-Ахмара. К позиции шейхов Хашид присоединился их вечный оппонент племя Бакиль и ряд более мелких племен (даммар, бейда, маариб, гауф). Такое единение двух клановых антагонистов в прошлом произошло в истории Йемена, пожалуй, в первый раз и свидетельствует о том, что президенту не удалось внести в этот раз между ними раскол. Это очень важный момент, поскольку пал, наверное, последний бастион власти. Салех грубо нарушил существующие договоренности с племенной верхушкой Хашид о престолонаследии, отодвинул ее от власти и теперь пожинает плоды. То есть в случае попыток разгона демонстраций «по ливийскому образцу» режим получит в качестве ответа вооруженное племенное ополчение, противостоять которому сейчас в стране никто не сможет.

Как следствие, лидеров «Лика Муштарака» инициативно посетил глава совета улемов шейх А-М. Зиндани, который также принял сторону «восставшего народа» и приехал «обсуждать правила цивилизованного ухода» Салеха. Здесь можно рассуждать о мотивах А-М.Зиндани, который в общем-то всегда был лоялен к власти и собственно главой советов улемов стал совсем недавно, благодаря тому же Салеху. Представляется, что в нынешней позиции харизматичный лидер исламистов пытается усидеть «на двух стульях»: он явно не хочет упустить нужный момент для перехвата инициативы в «оседлании» протестных настроений, но при этом хочет выступить в качестве посредника между оппозицией и президентом и выторговать для него почетные условия ухода. Именно ухода, поскольку вопрос о том, чтобы Салех сохранил президентский пост до конца конституционного срока уже не стоит. В любом случае этот маневр Зиндани является вторым серьезным свидетельством незавидного положения йеменского руководителя.

Итак, оппозиция представила президенту т.н. «дорожную карту» условий его ухода, которую совет улемов должен передать Салеху в ближайшие дни (как предполагается, до 6 марта с.г). Остановимся на ее основных моментах:

— мирный переход власти к оппозиции на основании добровольного заявления об отставке;

— освобождение всех политических заключенных и расследование обстоятельств гибели всех демонстрантов, которые произошли за последние два месяца (это около 50 человек), наказание виновных;

— ясное озвучивание президентом всех шагов по передаче власти;

— уход президента должен состояться до конца нынешнего года;

— Салех должен публично ответить на ультиматум по системе «да» или «нет».

То, что это ультиматум, сомнений нет. В принципе президент должен для себя определить в ближайшие три дня характер своих действий по принципу египетской или ливийской аналогии.

До этого момента оппозиция будет придерживаться исключительно невооруженных методов организации протеста, так как «Лика Муштарака» на данном этапе следует строгой тактике цивилизованной схемы передачи власти. В этом случае, представляется, что Салех сможет сохранить значительную часть своих финансовых авуаров и ему будет позволено, в случае его желания, спокойно покинуть страну. Выбор мирной тактики действий со стороны оппозиции связан в большей степени не с пацифизмом, а с вполне здравыми рассуждениями. В случае начала стихийной гражданской войны есть все основания полагать, что удержать ситуацию в конституционных рамках будет предельно сложно, если вообще возможно. Особенно с учетом предельного насыщения «черного рынка» страны оружием любой модификации. При этом отличие Йемена от того же Туниса или Ливии состоит именно в том, что в Йемене уже на протяжении почти 8 лет существует организованная ярко выраженная оппозиция, которая включает в себя как светские, так и религиозные партии. То есть существует структура, которая может в любой момент принять на себя властные полномочия.

Организатором нынешней стратегии, безусловно, надо назвать лидера ЙСП Я.Ноомана, который является «мозговым центром» оппозиции. Об этом свидетельствует и тот факт, что Я. Ноомана единогласно решили сейчас оставить на посту председателя «Лика муштарака», несмотря на подошедшее время плановой ротации. Нынешний момент в Йемене характеризуется более выраженным организационным началом. Протестующие объединились под единым лозунгом «Долой правительство», который вытеснил сепаратистские транспаранты южан или антиизраильские тех же хауси. Сам Нооман настоял на том, чтобы протестующие отказались от практики использования «дореволюционных» знамен Йемена (как это происходит, например, в Ливии), полагая, что это может нарушить преемственность власти и поставить под сомнение законность и легитимность существование самого института партий, многие из которых были созданы и оформились уже после революции.

В настоящий момент партии, входящие в оппозиционный блок, четко распределили зоны ответственности. В Сане протестные настроения курирует «Аль-Ислах» (она вообще имеет там подавляющее влияние), на юге и центральных районах – ЙСП и бывшие руководители Южного Йемена (Аттас, С.Аль-Бейд), которые сейчас находятся в эмиграции. Выход на централизованную систему организации протеста под едиными лозунгами, несомненно, является еще одним плохим симптомом для Салеха.

В ближайшее время следует ожидать развязки всей этой истории. Отказ Салеха уйти «по-хорошему» должен будет поставить перед оппозицией выбор дальнейших действий. По большому счету, других вариантов, кроме как блокирования президентского дворца, у них не остается. Но решающим моментом для принятия такого рода решений будет все-таки позиция совета улемов во главе с А-М. Зиндани.

52.18MB | MySQL:103 | 0,633sec