Сценарии нового административного деления Дарфура в рамках новой стратегии Хартума

Хартум в рамках своей «новой суданской политики» активно продвигает проект по созданию новой административной схеме раздела региона Дарфура. Предполагается, что новая система деления будет включать в себя пять штатов, то есть к уже существующим добавляются Восточный Дарфур со столицей в г. Эль-Даен и Центральный Дарфур со столицей в г. Залингей. Предложение указанной модели административного деления не является чем-то новым, такие идеи периодически возникали на протяжении довольно продолжительного времени, но в настоящее время имеются все предпосылки для того, чтобы они наконец-то воплотилась в жизнь. Первый раз план о разделе Дарфура на пять штатов был выдвинут Технической комиссией по Федеральному устройству в 2003 году, но был заветирован президентом Судана О.аль-Баширом. В 2005 году конференция представителей народа Дарфура вновь подняла этот вопрос. При этом границы штатов предлагалось проводить с учетом компактного расселения различных этнических групп и их кочевых маршрутов, что должно было минимизировать риск столкновений по вопросу использования источников питьевой воды, плодородных земель и природных ресурсов. Теперь судьба будущего административного деления должна быть вынесена на референдум в апреле 2011 года. Перспектива его проведения сейчас под вопросом с учетом непростой ситуации в регионе и будет целиком и полностью зависеть от способности центральных властей взять ситуацию под контроль с учетом удовлетворения требований местных племен и повстанческих группировок.

Среди мотивов, которые побудили Хартум вновь вернуться к этому вопросу, следует отметить, прежде всего, отделение Южного Судана и создания тем самым опасного прецедента по раскручиванию маховика «сепаратистских настроений» в проблемных штатах страны, и, прежде всего, в Дарфуре. В связи с этим связи необходимо отметить изменение тональности риторики основных полевых командиров повстанцев, которые от жесткого неприятия «южносуданской» модели применительно к Дарфуру перешли к концепции отделения от центра в случае невыполнения их основных требований. Среди последних — вопросы пересмотр существующих схем разделения властных полномочий и экономических привилегий. По расчетам центрального правительства, создание штата Центральный Дарфур усилит политическую базу народа фур, серьезно ослабит позиции повстанческой группировки СОД-Нура и подорвет их оформившейся альянс с другими партизанами, прежде всего М.Минави и группой Движение за освобождение и справедливость (ДОС). С другой стороны, образование Восточного Дарфура усилит позиции племени ризегат, и с учетом того, что оно является основным союзником Хартума, позволит создать суданским силовикам свою постоянную базу в этом регионе. Это является принципиально важным для Хартума, поскольку этот район богат потенциальными запасами углеводородов и позволяет в значительной степени контролировать аналогичные запасы и пути их экспорта в западной и северо-западной частях Дарфура в целом.

В связи с будущим административным переустройством Дарфура встает вопрос о будущей принадлежности района Касс. Если он переходит под юрисдикцию Центрального Дарфура, фур становятся доминирующим этносом в штате. В этом случае весьма вероятно ослабление социальной базы А.Нура и нарушение его координации с другими повстанцами. Собственно именно по этой причине повстанцы в лице А.Нура и выступают вместе со своими сторонниками в лагерях беженцев за сохранение единого Дарфура. Это позволяет им доминировать во всем штате. Для Хартума идеальной схемой является именно выделение Центрального Дарфура, поскольку это меняет ситуацию враждебности к суданским властям в основном оплоте повстанцев Джабаль-Марра, а также резко усиливает позиции лояльного властям арабского племени баггара в Южном Дарфуре и создает дополнительную базу поддержки арабского сообщества в регионе. При этом принимается во внимание тот факт, что элита фур все-таки предпочтет получить всю полноту власти в Ньяле и в обмен за это «закроет глаза» на ослабление своего влияния в районе Касс. Дополнительным фактором, влияющим на возможное осложнение ситуации, может стать традиционное соперничество в районе будущего штата (Залингей, Нертити, Касс) между племенами миссерия и ризегат.

Еще одной зоной межплеменного противостояния в потенциале является зона Адилла. Она является местом компактного проживания племени маалиаш. Дополнительно с исторически-традиционными неприязненными отношениями между представителями этого племени и ризегат, которые и в прошлом и в настоящем пытаются доминировать в этом районе, прибавляется высокая вероятность возникновения дополнительных стимуляторов напряженности в случае нарушения хрупкого баланса разделения власти в результате образования новой административной единицы. Племенная верхушка маалиаш в настоящее время серьезно озабочена, что образование нового штата кардинально снизит доходы от налогов от экспорта углеводородов, которые необходимы для погашения растущих потребностей области по модернизации социальной инфраструктуры. Адилла входит в список районов, в которых разведаны значительные запасы нефти и которые сейчас планирует разрабатывать Хартум. Статья 190 конституции Судана гласит о том, что интересы населения, которые населяют нефтеносные штаты, ни в коем случае не могут быть игнорированы в процессе эксплуатации недр. С другой стороны, отсутствуют какие-либо конкретные юридические акты, регламентирующие распределение доходов, получаемых от продажи углеводородов между центром и местными властями, за исключением только одного регламента, который предписывает оставлять 2% прибыли на нужды местного штата. Возможные споры по вопросам изменения такого порядка вещей с большей долей вероятности станет дополнительным импульсом для вспышки межэтнических столкновений. Собственно вся история гражданской войны между Севером и Югом и была, по большому счету, тесно связана именно с вопросами «справедливого распределения» получаемых прибылей. Собственно эта тема является ключевой для всего комплекса проблем Дарфура. Именно по этой причине в названиях большинства повстанческих местных групп и присутствует термин «справедливость».

Создание нового Центрального штата в Дарфуре может потенциально вызвать напряженность с учетом изменения расстановки сил и соблюдения существующей схемы племенного баланса в штате Западный Дарфур. Доминирующим этносом здесь является племя массалит. Если оно получит пост губернатора в этом штате, который сейчас временно занимает этнический фур Джаффар Абдулхакам Исхак, то это, несомненно, усилит позиции центра в силу обретения поддержки в лице массалит. Одновременно Хартум может потерять поддержку другого альянса (джимир и арабских мелких племен), чей представитель сейчас занимает пост заместителя губернатора. Новый губернатор из массалит может назначить вместо него своих людей, что вероятно, особенно с учетом традиционных неприязненных отношений между этими племенными группами. В этой ситуации возможны два сценария развития событий.

Оптимальный. Создание двух новых штатов в Дарфуре усилит процесс децентрализации и вовлечения в процесс управления штатами местных групп населения. Дополнительные фонды по развитию социальной инфраструктуры, которые планируется создать в рамках стратегии «Дарфур-Дарфур» нивелируют возможные риски по осложнению гуманитарной ситуации. Указанный тренд будет являться питательной средой для появления политиков новой генерации, которые будут поддерживать связь с местным населением и в перспективе смогут занять руководящие посты на местном и федеральном уровне. При этом наличие этнически монолитных штатов минимизирует возможные негативные последствия новых вспышек межплеменных столкновений и позволит инкорпорировать в политическую систему страны максимально широкий спектр представителей различных племен.

Во вновь созданном Центральном Дарфуре в результате политического и экономического усиления фур и одновременного уменьшения влияния радикальных и непримиримых оппонентов центральной власти в лице повстанцев Хартум получает стратегическую инициативу по преодолению традиционного недоверия местного населения к центру, что является ключевым тезисом «новой стратегии по Дарфуру» («восстановление доверия местного населения и искоренение причин, которые это недоверие породили»). Центральный Дарфур также сможет стать очень привлекательной зоной привлечения квалифицированных кадров из северных штатов Судана с учетом их дефицита в Дарфуре при одновременном наличии больших природных ресурсов и их разработки в ближайшей перспективе. Это снижает градус социальной напряженности уже в Судане в целом. Успешное развитие программ развития инфраструктуры в свою очередь крайне благоприятно скажется на минимизации рисков возникновения межплеменных столкновений на базе споров по вопросам разделения прибылей от добычи полезных ископаемых, деления источников воды, пастбищ и плодородных земель. Присоединение к Центральному Дарфуру района Касса может нивелировать риск противостояния центральным властям со стороны фур, но в этой ситуации для Хартума важно будет сохранить лояльность своего традиционного союзника в лице племени баггара, племенная верхушка которого неоднозначно воспринимает пока возможность аннексии Кассы и перевод ее под юрисдикцию новой административной единицы. То есть центральным властям необходимо продумать механизмы компенсации баггара, которые бы перевесили все негативные последствия такого решения вопроса.

В Восточном Дарфуре будущая трансформация во власть племени ризегат не только обеспечивает Хартуму создания надежного оплота в этом районе, но и во многом решает проблему соперничества племен в Южном Дарфуре, выводя ризегат в отдельный штат. Ризегат уже начали кампанию по сбору подписей под требованием упразднить запланированную процедуру по демаркации границ в районе Сафафы, которая расположена между рекой Киир и границей 1956 года, предупреждая, что это может вызвать более негативные и взрывоопасные для всего региона последствия, нежели нынешний конфликт в Абъее. Если Хартум в этой ситуации сможет выступить в роли защитника интересов племени и внятно артикулирует их видение вопроса в переговорах с южанами и международными посредниками, то это еще более укрепит его поддержку со стороны арабских племен и серьезно осложнит инфильтрацию повстанческих групп через территорию Южного Дарфура в Южный Судан и обратно. Все это естественно очень положительно скажется на общей положительной динамике стабилизации ситуации в целом.

Пессимистичный сценарий. Если Хартум провалит программу развития и модернизации социальной структуры региона, местное сообщество откажется от поддержки центральных властей. При этом местная специфика будет проигнорирована суданским руководством при выборе тактики и стратегии, что приведет к обострению вооруженных противоречий между племенами, которые начнут решать свои спорные вопросы собственными способами.

Например, племя биргид находится в ярко выраженной оппозиции к идее нового административного деления Дарфура. Будучи традиционным союзником Хартума в период активной фазы войны с повстанцами, в настоящее время племенная верхушка чувствует себя обманутой в своих ожиданиях, что сказывается и на реакции на новые инициативы центра. Биргид при этом является основным оппонентом загава, которые составляют костяк вооруженных отрядов той же ДСР и СОД-Минави, что важно для проведения дальнейшей сдерживающей кампании против партизан. Теперь этот альянс под угрозой в силу того, что племенная верхушка не видит своего места в новой конфигурации.

При этом намерения Хартума об изменении деления Дарфура является одним из основных барьеров на пути достижения ощутимого прогресса в формате «катарской инициативы». Превращение региона в единый штат сейчас является солидарной позицией повстанцев, которые участвуют в переговорах. Такая ситуация вполне может сорвать намеченный на апрель с.г. референдум, что несомненно скажется негативным образом на международном признании новой модели административного устройства Дарфура. С другой стороны, повстанцы, используя тему сохранения единства региона, просто затягивают время.

На настоящий момент демографическая ситуация в Дарфуре следующая: Северный Дарфур – 2, 113, 626 человек; Западный Дарфур – 1,308, 225; Восточный Дарфур – 4,093,594. В случае претворения в жизнь планов по новому административному делению Дарфура ситуация изменится следующим образом: Северный Дарфур – 2,113, 626; Западный Дарфур – 815,933; Центральный Дарфур (без Кассы) – 392, 232; (с Кассой) – 644, 795; Южный Дарфур – 2,893,832 (без Кассы); (с Кассой) – 3, 146,395; Западный Дарфур – 946,958.

Общий вывод из этой ситуации следующий. Попытка раздела Дарфура на два дополнительных штата является, безусловно, политическим решением, которое предпринимается Хартумом в большей степени вынуждено, исходя из складывающейся в настоящее время динамики противодействия повстанческим группировкам и реальной перспективы перерастания кризиса в фазу, аналогичной «южносуданскому сценарию». Взяв курс на сознательное усиление племенной верхушки фур и части арабских племен, Хартум тем самым пытается в рамках своей «новой стратегии по Дарфуру» максимально ослабить непримиримые повстанческие группировки и избежать риска маргинализации подавляющей части населения, что сделает процесс нарастания центробежных тенденций в регионе необратимым. При этом им противодействуют при поддержке Джубы те же самые повстанцы, которые отчетливо осознают весь комплекс негативных последствий для себя при этом варианте развития событий и пытаются сохранить дохийскую площадку в качестве основного способа выхода из кризиса и заключения полномасштабного мирного договора с правительством. В этой ситуации для Хартума становится максимально важным провести в апреле с.г. референдум по этому вопросу с выработкой последующего четкого компенсационного механизма для всех основных племенных групп провинции. Кроме того, успех этого мероприятия во многом будет зависеть и от облегчения режима экономических санкций, без которого очень сложно будет говорить о модернизации социальной инфраструктуры региона.

52.32MB | MySQL:103 | 0,613sec