Ситуация в Ливии: март 2011 г.

Основные события марта в Ливии были так или иначе связаны с действиями антиливийской коалиции, которая, воспользовавшись положениями резолюции Совета Безопасности ООН 1973, с 19 марта развернула боевые действия против Джамахирии. Первоначально самолеты каждой из 9-ти стран /Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Италия, Канада, Норвегия, США, Франция/, принявших участие в установлении в воздушном пространстве Ливии зоны, запретной для полетов ливийской авиации, подчинялись национальным командованиям. США занимались координацией их действий. К 29 марта командование операцией было передано НАТО, равно как и наиболее деликатная миссия «по защите гражданского населения». Ранее, 23 марта, Североатлантический альянс установил фактическую морскую блокаду Ливии. Заявленной целью операции под названием «Объединенный защитник» с участием 16 кораблей, судов и подводных лодок было не допустить поставку морем в Джамахирию грузов военного назначения. Политическое прикрытие деятельности войск антиливийской коалиции обеспечила Контактная группа по Ливии, собравшаяся 29 марта в Лондоне с участием представителей 40 стран.

В воздушной части операции по состоянию на 31 марта принимали участие 9 стран НАТО из 28. К ней после решения вопросов оперативной совместимости должны присоединиться самолеты ВВС Катара и ОАЭ. 350 самолетов стран антиливийской коалиции выполнили за 12 дней 2 тыс.вылетов, из них 60 проц. выполнены самолетами ВВС США. Франция для участия в операции выделила до 20 самолетов «Рафаль» и «Мираж-2000», которые действовали с авиабаз на национальной территории, и в частности, с авиабазы Солензара на о.Корсика. Позднее к операции присоединились самолеты с авианосца «Шарль де Голль». Недалеко от берегов Ливии находится универсальный вертолетоносный корабль-док «Мистраль». США имеют в Средиземном море 11 боевых кораблей и ударных подводных лодок. Именно с них было выпущено большинство крылатых ракет «Томагавк» по ливийским объектам. В бомбардировке аэродрома в Мисурате участвовали, в частности, три стратегических бомбардировщика-невидимки B-2, взлетевшие с базы на территории США. Непосредственное патрулирование воздушного пространства Ливии и нанесение ударов выполняли американские истребители F-15 и F-16, действовавшие с авиабазы Сигонелла на Сицилии.

Великобритания к концу марта располагала в Средиземном море двумя фрегатами и ударной подводной лодкой. С авиабазы в Норфолке действовали истребители-бомбардировщики «Торнадо». На британской авиабазе в Акротири /Кипр/ находились разведывательные самолеты Sentinel и E-3D Sentry, а также самолеты-заправщики VC-10. Италия — наиболее близкая географически к Ливии страна Европы — предоставила в распоряжение союзников по антиливийской коалиции 7 авиабаз. Она также выделила боевые самолеты, которые участвовали в подавлении средств ливийской ПВО. Канада выделила в распоряжение антиливийской коалиции 7 истребителей-бомбардировщиков CF-18, которые действуют с авиабазы на о.Сардиния. Бельгия, Дания и Норвегия выделили в общей сложности 18 самолетов F-16, которые базируются на авиабазе Сигонелла. Испания представлена в операции фрегатом и подводной лодкой, она также выделила 6 истребителей F-18, самолет-заправщик и самолет базовой патрульной авиации. Греция предоставила в распоряжение союзников 3 авиабазы. На Суде /о.Крит/ уже находятся американские самолеты обеспечения, и в частности — 2 заправщика KC-135, там же базируются 6 «Миражей» ВВС Катара. Турция — единственная страна — участница НАТО — выступила против нанесения ударов по Ливии, однако согласилась отправить к берегам Ливии корабли ВМС для участия в поддержании режима эмбарго на поставки оружия морем.

Как пояснил командующий морской операцией итальянский адмирал Риналдо Вери, «если у союзников возникнет подозрение, что то или иное судно пытается нарушить эмбарго, на него будет высаживаться вооруженная досмотровая группа». «Если мы при выполнении такой миссии встретим сопротивление, будет применено оружие», предупредил он.

Во второй половине марта, когда выяснилось, что повстанцы не могут самостоятельно справиться с силами Каддафи на сухопутном фронте, началось активное обсуждение возможности поставок оружия оппозиции. Как известно, резолюция СБ ООН 1970 от 26 февраля ввела эмбарго на поставки оружия в Ливию. Согласно американской трактовке, резолюция СБ ООН 1973 от 17 марта позволяет поставки оружия повстанцам. Однако не все страны согласны с подобным толкованием этого документа. Представители американской администрации /Гейтс, Клинтон/ не скрывают, что США намерены осуществить поставки оружия повстанцам, но «никакого решения на этот счет еще не принято». Похоже, что Вашингтон нашел другой канал поставок. Как сообщила «Уолл Стрит Джорнэл», Египет якобы начал поставки вооружений ливийским повстанцам с молчаливого согласия США. Эта информация не была ни подтверждена, ни опровергнута.

 

Кстати, многие западные эксперты считают бессмысленным отправку повстанцам только вооружений . Эта операция, полагают они, должна осуществляться параллельно с направлением инструкторов из числа бойцов сил специального назначения, которые должны научить повстанцев как обращению с оружием, так и элементарной тактике ведения боя. На это может уйти несколько недель. Потребуются также тренировочные лагеря, где обучаемые могли бы находиться без угрозы их безопасности. Что касается поставок военной помощи, то, по оценкам западных военных экспертов, речь идет о противотанковых гранатометах, средствах связи и медикаментах. Причем они заранее предупреждают, что часть помощи неизбежно окажется в распоряжении боевиков «Аль-Каиды».

 

Первые 10 дней боевых действий авиация антиливийской коалиции, уничтожив объекты ПВО, без устали наносила удары по наземным силам, верным Каддафи. Американцы применили против ливийских сухопутных войск даже штурмовики А-10 и тяжелые ударные самолеты АС-130. Для тех, кто не знает: последний самолет предназначен исключительно для истребления живой силы противника в условиях полного отсутствия у него средств ПВО. Это превратило союзников фактически в вооруженное крыло ливийской оппозиции. Последняя без поддержки с воздуха оказалась практически недееспособной. Как признал американский вице-адмирал Билл Гортни, силы ливийской оппозиции «плохо организованы и не очень надежны».

 

К концу марта у командования сил антиливийской коалиции стало появляться все больше вопросов относительно присутствия боевиков «Аль-Каиды» в рядах повстанцев. Общий подход США к ситуации в Ливии выразил представитель неоконсерваторов Пол Вулфовиц. Один из тех, кто стоял за развязыванием войны против Ирака в 2003г. он полагает, что у американцев нет другого выбора, кроме поддержки повстанцев. «Мы не знаем, что из себя представляет ливийская оппозиция, зато мы знаем, кто такой Каддафи. И с ним нельзя будет вести дела, даже если он сумеет сохранить контроль над половиной Ливии, — полагает Вулфовиц. — Он будет продолжать попытки отомстить и станет более опасным, чем когда-либо было». Еще один вопрос, не получивший ответа по состоянию на 31 марта — чем должны завершиться боевые действия в Ливии? Западные союзники в один голос до сих пор утверждали, что речь не идет о физическом устранении Каддафи военным путем. Согласно одному из прогнозов, они не будут против, если Триполитания останется за Каддафи, Киренаика — за повстанцами, а между ними возникнет некая буферная зона, которая территориально совпадет с основными районами нефтедобычи. Безопасность в этой зоне будут поддерживать военные стран антиливийской коалиции.

Подобный сценарий будет иметь противников не только в стане Каддафи, но в лагере повстанцев. Как заметил аналитик американского Центра международных отношений Элиот Абрамс, «прямое военное вмешательство лишит ливийцев того, что имели египтяне и тунисцы в моменты свержения диктатур — чувства того, что они сами определяют будущее своей страны».

 

В условиях, когда все участвующие в войне стороны выдвигают заведомо неприемлемые условия примирения, главное сейчас — добиться прекращения огня. Как это сделать и как добиться четкого выполнения сторонами режима прекращения огня? Как представляется, одним из вариантов решения этой задачи могло быть развертывание на административной границе Триполитании и Киренаики исключительно наблюдательной миссии либо ООН, либо другой международной организации, но по мандату ООН. Одновременно представляется целесообразным отправить в Ливию независимую комиссию, которая должна беспристрастно ответить на вопрос: кто кого убивал в начале массовых выступлений? Официальный Триполи с самого начала событий в Ливии добивался этого.

И о проблеме, косвенно связанной с войной. 20 марта, на следующий день после начала воздушных ударов по Ливии, Триполи объявил, что прекращает сотрудничество с Европейским союзом в вопросах борьбы против незаконной иммиграции. Это решение немедленно ударило по Европе — ведь на территории Ливии к моменту начала войны в ожидании благоприятной возможности совершить рывок через Средиземное море в Европу скопились, по разным оценкам, от 1 до 1,5 млн выходцев из африканских стран.

Волна иммигрантов как по команде /а может, такая команда действительно была/ тут же захлестнула итальянский остров Лампедуза. К тому же теперь Ливия не будет принимать тех иммигрантов, которых раньше депортировала Италия в силу двухстороннего соглашения. Теперь проблема иммиграции будет главной «головной болью» тех, кто объявил войну Каддафи. И без принятия жестких, непопулярных мер эта проблема вряд ли разрешима.

52.32MB | MySQL:103 | 0,584sec