Судан: к ситуации в Дарфуре и Абъее

В Судане продолжаются «битвы в пути» по вопросу проведения референдума в Дарфуре и изменения его административного деления. Напомним, что предлагаемая реформа увеличивает количество штатов с трех до пяти. По мнению Хартума, это позволит максимально приблизить административное деление к историческим границам компактного проживания различных племен. Делается это с единственной целью – постараться размыть социальную базу повстанцев, предоставив племенной верхушке возможность самостоятельно инкорпорироваться во властные (и соответственно экономические) структуры новых штатов. Отсюда и резкое неприятие такого плана со стороны руководства Движения за справедливость и равенство (ДСР) и СОД-Нура. Но последний демарш северосуданских оппозиционных партий, которые фактически солидаризировались с позицией повстанцев, эту ситуацию еще больше запутывают. Совместное заявление подписали вновь выпущенный на свободу лидер исламистов Х.ат-Тураби, руководители ЮДП, махдистов и коммунистов. Мотивировка очень любопытна: «новое деление Дарфура нарушает единение арабских и неарабских племен, которые проживают в Дарфуре, и возводит между ними искусственные барьеры». Другими словами, оппозиционеры категорически не приемлют вариант возникновение новой политической элиты с предоставлением им достаточно серьезных полномочий во властных и экономических областях. При этом сразу же заметим, что позиция Х.ат-Тураби в данном конкретном случае предельно понятна. Он категорически не приемлет любые мероприятия правительства по определению. В данном же случае речь идет об угрозе подрыва и так не очень сильных его позиций в нынешнем внутриполитическом раскладе. Ат-Тураби имеет давние и неафишируемые контакты с лидером ДСР Халилем Ибрагимом и использует последнего в качестве своего козыря в борьбе с правительством. Этот аспект дарфурского кризиса обычно мало освещается. Конечно, было бы натяжкой утверждать, что и сама ДСР является исключительно делом рук Х.ат-Тураби. Оно возникло, разумеется, в силу серьезного дисбаланса в системе распределения властных полномочий в Дарфуре, но сам фактор повстанцев активно разыгрывается всеми, кому не лень. Вспомним об этнической связке между вновь переизбранным президентом Чада И. Деби, который всячески использовал фактор ДСР в своем противоборстве с суданским лидером О.аль-Баширом. Теперь на этой площадке активно «играет» возрастной Х.ат-Тураби. Его «оживление» в общем-то совсем не случайно, «революции» в арабском мире явно придали ему «второе дыхание», особенно с учетом того, что к власти в этих странах начинают приходить люди, на формирование мировоззрений которых идеи «зеленого интернационала» оказали большое влияние. Теперь Х.ат-Тураби пытается «оседлать» фактор ДСР, поскольку он позволяет в значительной степени влиять на позицию Хартума. При этом, по данным некоторых экспертов, лидер ДСР Халиль Ибрагим уже перебрался из

Ливии и может сейчас находится или в Северном Дарфуре или же его восточной части. Если это так, то это означает, что лидер повстанцев решил «прибыть на место событий» с целью срыва намеченного референдума. Кстати, пресс-релиз группировки полностью поддержал совместное заявление северосуданских оппозиционеров. Если с позицией Х.ат-Тураби все в принципе понятно, то демарш северосуданских оппозиционеров следует рассматривать, прежде всего, как очередной виток «торговли» за посты в будущем кабинете министров. И в этом процессе лучшего «раздражителя» для О.аль-Башира, чем Х.ат-Тураби, найти сложно.

Вместе с тем очень интересен и еще один аспект этого заявления. В нем было отмечено, что планы Хартума по новому административному делению входят в противоречие с принципами «дохийского процесса». Это также было поддержано повстанцами, которые через спикера ДСР Гебриля заявили о том, «что суданское правительство пытается предпринять меры, которые должны нивелировать ключевую роль ДСР в деле урегулирования кризиса в Дарфуре». Пожалуй, это самое четкое указание на то, из-за чего собственно «все копья ломаются». Еще один важный момент, который из всего этого вытекает. «Катарская инициатива» входит в жесткое противоречие с планами суданского руководства, что автоматически превращает ее в тормоз процесса урегулирования. Фактически в настоящее время «дохийская площадка» превратилась в средство для повстанцев до бесконечности затягивать время с одновременным доказательством своего международного признания. Это хорошо иллюстрирует факт очередного переноса сроков «судьбоносных» переговоров между Хартумом и ДСР, о которых было широко объявлено в Дохе и которые должны были состояться в конце мая с.г.

Как мы уже говорили, поддержка повстанцев со стороны северосуданской оппозиции (а сейчас об этом заявлено официально) не в состоянии что-то серьезно изменить в планах Хартума. Гораздо большую опасность представляет собой их негласная поддержка со стороны Джубы. Судя по всему, она будет только нарастать В руководстве Суданского народно-освободительного движения (СНОД) царит пессимизм. Консультации в Аддис-Абебе по будущему статусу Абъея никаких результатов не приносят. Стороны упражняются в различного рода политтехнологиях. Например, стратеги из СНОД решили спровоцировать своих партнеров, внеся пункт о территориальной принадлежности Абъея к Южному Судану в проект своей будущей конституции. После возмущения из Хартума решили этот пассаж убрать, мотивируя это своим благородством и готовностью к компромиссам. Трудно сказать, кто разрабатывает такие технологии, но как-то повлиять на позицию суданского руководства это вряд ли способно. Отсюда ужесточение риторики Джубы, которая не видит будущего мирного существования между двумя частями страны при условии нахождения у властипрезидента О.аль- Башира. Это уже во многом проекция личного отношения на глобальные вопросы, что неправильно. Единственным решением этой проблемы является международный арбитраж и принятие сторонами условий его решения. Именно к этой позиции сейчас склоняются в СНОД. Думается, что этот вариант будет поддержан и Хартумом. Благо прецеденты этому уже есть: международный арбитраж уже очень успешно зарекомендовал себя в деле разрешения территориальных проблем между Эритреей с одной стороны, и Эфиопией и Джибути – с другой. Причем уже сейчас с большей долей уверенности можно предположить что решение в Стокгольме в большей степени удовлетворит все-таки Хартум, поскольку все предыдущие решения арбитража по Абъею суданское руководство устраивали и не вызвали отторжения. Такая позиция южносуданцев, которая все чаще озвучивается официально, свидетельствует только о том, в Джубе «дрогнули». В руководстве СНОД нашли «гениальное решение», которое позволяет С.Кииру сохранить свое лицо. Прежде всего перед лицом своего ближайшего окружения из числа руководства президентской администрации в лице Л.Бийонга, который фактически «возглавляет «абъейскую мафию» и считается в этом вопросе «ястребом». Оно и понятно: от «абъейской нефтянки» зависит его политическая выживаемость. С.Киир, публично не желая ссориться с могущественными союзниками из своего же племени (ссор в Южном Судане и так хватает), принял «соломоново решение»: всю тяжесть неприятного решения по будущему статусу Абъея возложить на мировое сообщество. Надо признать, очень грамотное решение. Тем более что его, безусловно, поддержат все мировые медиаторы.

У С.Киира сейчас другая забота: как перераспределить национальное богатство будущего государства? С этой целью будет создана национальная топливная компания, которая проведет ревизию уже заключенных контрактов по добыче углеводородов. И очень похоже, что в результате этой ревизии серьезно ослабнут позиции французской «Тоталь» в пользу индийских и малазийских компаний. Это еще одна гениальная идея Джубы: два раза «поиметь» на одном и том же. А Абъеем придется пожертвовать.

62.83MB | MySQL:102 | 0,503sec