О проблеме пиратства у побережья Сомали

Проблема пиратства у сомалийского побережья, в Аденском заливе и северо-западной части Индийского океана в последние годы превратилась в серьезную угрозу не только региональной безопасности, но и развитию международной торговли и мировой экономики в целом. Активизация и распространение пиратства в этом регионе негативно влияет на безопасность судоходства и морских перевозок (в том числе на поставки нефти и сжиженного газа из стран Персидского залива в США, Западную Европу и Африку), препятствует рыболовному промыслу, тормозит экономическое развитие стран региона. По оценкам западных экспертов, вызванные пиратством прямые и косвенные потери мировой экономики ежегодно составляют от 7 до 12 млрд долларов США.

Несмотря на привлечение нескольких десятков боевых кораблей стран НАТО, Евросоюза, азиатских государств к проведению антипиратских операций в регионе, число вооруженных нападений на торговые и рыболовные суда продолжает расти. Если в 2010 году Международным морским бюро (ММБ) было зарегистрировано в регионе 219 случаев пиратских нападений, в результате которых было захвачено 49 судов и взято в заложники более тысячи членов экипажей, то только в первом квартале этого года, несмотря на сезон зимних штормов, сомалийскими пиратами было атаковано уже до сотни кораблей, из которых 15 судов примерно с 300 членами экипажей оказались в пиратском плену. При этом растут и суммы выкупа, требуемые (и обычно получаемые) пиратами за освобождение захваченных судов и заложников: если пять лет тому назад они в среднем составляли 150 тыс. долларов США, то теперь уже превысили 5 млн долларов США за одно судно и экипаж. По данным ММБ, в 2010 году сомалийским пиратам было выплачено в качестве выкупа в общей сложности не менее 238 млн долларов США. (Эта сумма превышает совокупность годовых бюджетов временного федерального правительства (ВФП) и региональных администраций Сомали). В условиях длительного отсутствия дееспособных структур государственной власти, социально-экономического упадка, разрухи и нищеты многие молодые сомалийцы считают участие в пиратских рейдах единственным для себя способом добиться быстрого успеха в жизни при сравнительно невысоком, по их оценке, риске погибнуть или попасть в тюрьму. Ведь зачастую задержанных в море сомалийцев, подозреваемых в пиратстве, попросту отпускают или передают в руки местных властей, которые редко привлекают их к суду.

В ответ на антипиратские операции, проводимые иностранными военно-морскими силами (“Ocean Shield”, “Atalanta и другие), усиление их боевыми кораблями патрулирования стратегически важных морских коммуникаций в Аденском заливе, сомалийские пираты усовершенствовали свою тактику и расширили зону своих действий. Все чаще пираты используют ранее захваченные ими небольшие рыболовные или торговые суда в качестве плавучих баз для нападений на крупнотоннажные суда вдали от сомалийского побережья (на удалении до 1000 морских миль), применяют современные средства спутниковой связи и навигации. Для атак на торговые суда пираты используют быстроходные лодки, оснащенные мощными навесными моторами, автоматическое оружие, гранаты и ручные гранатометы, специальные абордажные приспособления. Захват судна происходит быстро, обычно в течение 10-20 минут, что осложняет своевременное оказание помощи подвергшемуся нападению экипажу. При попытках военных моряков силовыми методами освободить заложников пираты, как правило, оказывают вооруженное сопротивление и не останавливаются перед убийством заложников. Захваченные суда обычно направляются к восточному побережью Сомали, к одной из пиратских баз, где остаются на якорной стоянке недалеко от берега под охраной пиратов. Часть заложников переправляется в тайные укрытия на берегу, а остальные обычно содержатся в суровых условиях на одном из захваченных судов. Переговоры пиратов с судовладельцами или иностранными правительствами о выкупе пленников и судов с грузами ведутся через посредников и длятся от нескольких недель до нескольких месяцев. В последнее время в плену у сомалийских пиратов одновременно находится от 500 до 600 заложников и до 30 судов.

По оценкам западных экспертов, в настоящее время в Сомали насчитывается от 7 до 10 пиратских групп, базирующихся преимущественно на восточном побережье Сомали. Наиболее известные пиратские базы находятся на территории сомалийских автономий Пунтленд (Гараад, Эйл, Бендербейла, Баргал), Гальмудуг (Хобьё) и Химан и Хеб (район Харардере). Разные по численности (от 50 до 200 человек), пиратские банды объединяет принадлежность к определенному сомалийскому племени или роду. В основном в их составе выходцы из племен мурусаде, абгал, хабар-гидир (хавие) и миджуртен (дарод). Порой пираты пользуются покровительством отдельных вождей местных племен и даже депутатов временного федерального парламента, которые представляют обществу действия сомалийских пиратов как защиту национальных морских ресурсов от расхищения и истребления иностранными компаниями вследствие широкомасштабного браконьерства и сброса промышленных отходов в воды Сомали. Под этим предлогом, в частности, в январе с.г. депутаты парламента отклонили предложенный ВФП Сомали законопроект по борьбе с пиратством.

Снабжение пиратов необходимыми ГСМ и техникой (моторами и запчастями к ним, средствами связи, приемниками GPS) осуществляется через сомалийских торговцев, преимущественно из Йемена. Нелегальные базы снабжения пиратских групп также находятся в г. Галькайо. По сообщениям сомалийских СМИ, именно в Галькайо разрабатывается и организуется большая часть пиратских операций и координируются действия пиратских групп. В числе их организаторов и спонсоров упоминаются Абшир Абдуллахи «Боях» (главарь пиратов в районе Эйл), Абди Яре (главарь пиратов в Хобьё) и Махамед Абди Гарад (главный финансист пиратов).

Некоторые пиратские группы, действующие с побережья провинции Гальгудуд, поддерживают отношения с экстремистской исламской организацией «Аш-Шабаб», контролирующей большую часть южных и центральных провинций Сомали. Однако это сотрудничество носит скорее вынужденный характер со стороны пиратов, которых заставляют делиться денежными средствами, получаемыми в качестве выкупа за захваченные иностранные суда и экипажи, в обмен на покровительство «Аш-Шабаб». После того, как в начале 2011 года запросы исламистов возросли до 20% от суммы выкупа, отношения между двумя группировками стали довольно напряженными. Не желая вступать в конфликт с боевиками «Аш-Шабаб», часть пиратов перебазировалась из района Харардере в более северные районы на побережье.

Рассматривая проблему пиратства в водах Сомали, следует учитывать, что правительства и администрации вышеупомянутых сомалийских автономий (Пунтленд, Гальмудуг, Химан и Хеб), с территории которых действуют пираты, практически не контролируют обстановку на побережье, не располагая достаточными силами и не проявляя должной активности в борьбе с пиратами. Хотя власти Пунтленда и Гальмудуга объявили о создании в своих автономиях центров по борьбе с пиратами и сил береговой охраны, каких-либо реальных успехов в деятельности этих структур пока не заметно. Например, силами безопасности Пунтленда лишь изредка предпринимаются рейды в прибрежные районы, и то скорее для обозначения условного присутствия там власти, а не с целью захвата или ликвидации пиратских банд. К моменту прибытия сил безопасности в район проведения операции пираты, как правило, успевают покинуть его, а иногда устраивают засады на пути следования автоколонн правительственных войск. Данные обстоятельства указывают на то, что пиратские группы имеют свои источники информации в правительственных кругах. Более того, по мнению некоторых экспертов ООН, власти сомалийских автономий могут тайно сотрудничать с лидерами пиратских банд, получая от них часть выкупа за заложников и захваченные суда. Иначе трудно объяснить тот факт, что до недавнего времени вооруженные главари пиратских банд беспрепятственно разъезжали на дорогих автомашинах по улицам Гароуэ, Галькайо и других сомалийских городов, в любой момент могли свободно покинуть страну или вернуться в нее. После смены президентом Пунтленда руководства Галькайо и провинции Мудуг в апреле с.г. и переброски туда дополнительных войск из Гароуэ противодействие террористам и пиратам в этом районе несколько активизировалось.

С другой стороны, заметных успехов в борьбе с пиратством у своего побережья добились в последнее время власти Сомалиленда, самопровозглашенной непризнанной республики на северо-западе Сомали. В 2011 году число пиратских нападений в водах Сомалиленда и Аденского залива в целом резко сократилось, отчасти благодаря усилению патрулирования этой зоны международными силами, а отчасти в результате деятельности недавно созданных сил береговой охраны Сомалиленда. По заявлению правительства республики, с начала года силами ее береговой охраны сорвано 11 попыток захвата пиратами торговых и рыболовных судов, арестовано 14 лиц, обвиняемых в пиратстве. (Ранее 60 пиратов были осуждены и отбывают наказание в тюрьмах Сомалиленда).

В борьбе с пиратами береговая охрана Сомалиленда, создаваемая при помощи и под контролем Великобритании, взаимодействует с объединенной военно-морской группировкой международных сил (CTF-151) и опирается на поддержку местных рыбацких общин. Следует отметить, что к 2011 году на территории Сомалиленда практически не осталось пиратских баз.

Наметившаяся позитивная тенденция в борьбе с пиратством в зоне Аденского залива заслуживает внимания международных организаций и государств, участвующих в решении данной проблемы. Пример Сомалиленда показывает, что ключом к ее решению может стать поддержка в Сомали тех политических сил, которые действительно стремятся к стабилизации обстановки в стране, пользуются поддержкой большинства населения и на деле ведут борьбу с пиратами на своей территории. Помощь мирового сообщества ВФП Сомали и региональным сомалийским администрациям в создании сил береговой охраны (при постоянном контроле за ходом их строительства и применения) может сыграть решающую роль в борьбе с пиратством в регионе. Кроме того, положительный опыт установления патрулируемой морской зоны безопасности (MSPA) в Аденском заливе может быть частично применен и для защиты основных коммуникаций в северо-западной части Индийского океана.

А до тех пор, пока в Сомали не будут созданы собственные полноценные силы береговой охраны, их функции могли бы взять на себя находящиеся в регионе международные силы (CTF-151, SNMG2, EU NAVFOR), подкрепленные по возможности подразделениями береговой охраны государств Персидского залива. Эти подразделения, по договоренности с сомалийскими и кенийскими властями, могли бы временно базироваться в портах Могадишо, Босасо и Момбаса, участвовать в патрулировании территориальных вод Сомали и оказывать помощь в подготовке персонала сомалийской береговой охраны. (Более активное участие государств Персидского залива в борьбе с пиратами у берегов Сомали представляется вполне обоснованным, поскольку проблема пиратства напрямую затрагивает экономические интересы этих стран). Международные силы могли бы также обеспечивать введенное ООН эмбарго на поставки оружия и боеприпасов в Сомали, что способствовало бы стабилизации обстановки в стране и решению проблемы пиратства. Для координации действий столь многочисленной группировки военно-морских сил в регионе целесообразно было бы создать объединенный оперативный центр.

Вместе с тем, конечно, необходимо продолжать реализацию широкого комплекса политических, военных, технических, экономических и правовых мер, разработанных мировым сообществом по борьбе с пиратством в регионе. (Эти меры изложены в соответствующих резолюциях СБ ООН, решениях Международной контактной группы по проблеме пиратства у побережья Сомали – CGPCS, рекомендациях Международной морской организации – IMO, ММБ Международной торговой палаты, Джибутийском кодексе поведения по борьбе с пиратством и ряде других документов). Однако полное решение проблемы пиратства у побережья Сомали невозможно без урегулирования политического кризиса в этой стране, восстановления там дееспособных органов государственной власти, законности и правопорядка.

52.31MB | MySQL:103 | 0,469sec