Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (16-22 мая 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Судане, на палестино-израильском направлении и в Йемене. Суданские правительственные войска 22 мая захватили спорный район Абьей, на кото-рый претендуют власти Севера и Юга страны. Израиль категорически отверг предложение президента США Б. Обамы о возвращении к границам, сущест-вовавшим до войны 1967 г. Президент Йемена А. А. Салех 22 мая не подпи-сал соглашение о передаче власти в стране, сорвав тем самым очередную по-пытку урегулирования политического кризиса в стране.

Президент США Б. Обама 19 мая выступил с программной речью по ситуации на Ближнем Востоке и в Северной Африке и американской политике в этом регионе. Глава Белого дома приветствовал последние изменения в ряде арабских государств, заявил о поддержке политических и экономических реформ, «проводимых в интересах жителей этих стран». Отметив, что США должны использовать все свое влияние для содействия реформам, президент обещал экономическую и финансовую помощь государствам, вставшим на путь преобразований. Одновременно Б. Обама подчеркнул, что «США выступают против применения насилия и репрессий в отношении жителей региона». Было заявлено о неизбежности ухода с политической арены ливийского лидера М. Каддафи. Президенту Сирии Б. Асаду было предложе-но возглавить реформы в стране, или «уйти с дороги». Власти Йемена и Бах-рейна Б. Обама призвал приступить к демократическим реформам. В отно-шении Ирана было заявлено, что «до тех пор, пока страна будет поддержи-вать террористические режимы и незаконно развивать ядерную энергетику, ей придется тяжело на международной арене». Президент США призвал Из-раиль и палестинцев возобновить мирные переговоры, которые «должны за-вершиться образованием независимого палестинского государства» и гаран-тиями безопасности Израиля. При этом Б. Обама отметил, что Израиль дол-жен вернуться к границам, существовавшим до войны 1967 г.

Обострились отношения между властями Севера и Юга Судана. Южане отказались признать итоги выборов губернатора пограничного штата Южный Кордофан, победителем которых объявлен северянин А. Харун, обвиняемый в совершении военных преступлений в Дарфуре. Власти Юга также обвинили Хартум в закрытии границы между двумя частями страны. Одновременно в спорном регионе Абьей начались столкновения между войсками хартумского правительства и Суданской народно-освободительной армии (СНОА) южан. Войска северян 22 мая при поддержке танков и артиллерии после боя с подразделениями СНОА захватили г. Абьей, центр одноименного округа (штат Южный Кордофан), а затем полностью заняли этот округ и проводят его зачистку от остатков сил СНОА. Руководство южан заявило, что захват Абьея означает объявление войны со стороны Севера. США считают, что Хартум нарушил договоренности между правительством Судана и властями Юга и потребовали вывода войск из Абьея.

Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху заявил 17 мая, что его страна не будет заключать мира с палестинским правительством, если в нем будет представлено движение ХАМАС. По итогам переговоров с президентом США Б. Обамой, состоявшихся 20 мая в Вашингтоне, Б. Нетаньяху заявил, что возвращение к границам 1967 г. грозит катастрофой еврейскому государству, т. к. эти границы не позволяют его защищать. В то же время он сообщил о готовности Израиля пойти на некоторые уступки палестинцам на переговорах о мире. Б. Нетаньяху также считает, что израильско-американские разногласия по ближневосточному урегулированию (БВУ) не свидетельст-вуют о кризисе в отношениях между Вашингтоном и Иерусалимом. Со своей стороны Б. Обама подтвердил наличие разногласий с Израилем «по поводу путей достижения мира на Ближнем Востоке». Поддержку заявлению амери-канского президента по арабо-израильскому урегулированию высказали «квартет» международных посредников по БВУ (Россия, США, Евросоюз, ООН), Германия, Франция и Польша, а Лига арабских государств намерена обсудить предложения Б. Обамы. Президент США 22 мая уточнил свое пред-ложение, заявив, что речь идет о том, чтобы с учетом фактических измене-ний, происшедших после 1967 г., произвести обмен территориями, и на этой основе согласовать взаимно приемлемые границы двух государств — Израиля и Палестины, особо подчеркнув, что продолжение конфликта «уже недопус-тимо».

Между тем 16 мая делегации движений ФАТХ и ХАМАС начали в Каире переговоры по формированию правительства национального единства, однако восемь других палестинских группировок отказались участвовать в этом процессе из-за «монополии ФАТХ и ХАМАС».

Президент Йемена А. А. Салех 22 мая не стал подписывать соглашение о передаче власти в стране, хотя днем ранее свои подписи под этим докумен-том поставили представители йеменской оппозиции. Свое решение глава го-сударства объяснил тем, что этот шаг подтолкнет страну к гражданской вой-не. Соглашение, разработанное аравийскими монархиями, выступившими в качестве посредника, предусматривало уход А. А. Салеха с поста главы госу-дарства в течение 30 дней в обмен на предоставление ему защиты от судеб-ного преследования. 22 мая сторонники Салеха заблокировали посольство ОАЭ в Сане, где совещались дипломаты стран-членов ССАГПЗ и западных государств. В свою очередь, противники президента организовали в столице массовую демонстрацию протеста. Отказ А. А. Салеха, скорее всего, приведет к дальнейшему усилению противостояния между властью и оппозицией.

В Сирии на минувшей неделе продолжались демонстрации и другие акции протеста с требованием смены власти в стране и отставки президента САР Б. Асада. Однако в целом они не носили массового характера. Протест-ные выступления имели место в Халебе, Баниясе, Хама, Хомсе, в окрестно-стях Дамаска и некоторых других местах. В ходе столкновений с силами безопасности и полиции с обеих сторон имелись человеческие жертвы. Мир-ный, хотя и более массовый характер имели демонстрации в районах ком-пактного проживания курдов — в Эль-Камышлы, Айн-аль-Араб, Амуда. Не нашел отклика призыв оппозиции провести в стране 18 мая всеобщую забас-товку, которая фактически не состоялась. По утверждению Б. Асада, кризис в Сирии преодолен (говорить об этом еще рано, — авт.). Одновременно прези-дент признал, что «силы безопасности допустили ошибки». Поэтому будет проведена оценка ситуации в стране, изучены все ошибки, а «тысячи офице-ров полиции пройдут переподготовку» уже в ближайшее время.

Президент России Д. Медведев заявил 18 мая, что Москва не поддержит резолюцию Совета Безопасности ООН по ситуации в Сирии, что связано с нарушениями подобной резолюции по Ливии. К тому же, по мнению Д. Медведева, «во вмешательстве в проблемы Сирии нет необходимости», т. к. президент САР Б. Асад объявил реформы и надо дать возможность их про-вести. В то же время США 18 мая ввели санкции в отношении Б. Асада и еще шести представителей сирийского руководства, обвинив их в нарушении прав человека. Минфин США заморозит активы, принадлежащие этим деятелям. Ввести новые санкции против Сирии планирует Евросоюз. Как видится, ужесточение курса США и других стран Запада в отношении Сирии говорит об их намерении вести дело к смене власти в этой стране с последующей переориентацией ее внешнеполитического курса. Активная роль при этом отводится западным и некоторым арабским СМИ, которые зачастую сооб-щают тенденциозно подобранную, непроверенную или даже ложную инфор-мацию, нагнетая тем самым обстановку вокруг Сирию.

По заявлениям высокопоставленных представителей НАТО, силы аль-янса «завладели инициативой» в Ливии, а войска, верные М. Каддафи, более не в состоянии наступать на повстанцев, т. к. «значительно деградировали», в то время как силы противников режима увеличиваются. На прошедшей неде-ле воздушные удары натовской авиации по военным и гражданским объектам в Ливии «стали более агрессивными» и интенсивными. Наращиваются удары по Триполи, особенно по объектам, где может находиться М. Каддафи. 21 мая в результате воздушных ударов уничтожено восемь кораблей и катеров ливийских ВМС. В то же время на сухопутных фронтах крупных изменений не произошло. Отряды повстанцев из Мисураты медленно продвигались на запад в сторону Триполи и на восток в сторону Сирта. На юге силы пов-станцев вышли к границе с Суданом и Чадом. На западе Ливии продолжаются бои в районах, прилегающих к границе с Тунисом.

Наряду с операцией «по принуждению к миру» западные страны при-ступили к реализации схемы юридического преследования ливийского руко-водства. Так, прокурор Международного уголовного суда Л. Морено-Окампо заявил о возможной выдаче ордера на арест М. Каддафи и лиц из его бли-жайшего окружения по обвинению в преступлениях против человечности. В то же время Международная федерация прав человека обвинила ливийских повстанцев в жестоком обращении с гражданами африканских стран.

Тем временем продолжаются усилия по поиску возможностей полити-ческого выхода из ливийского кризиса. Так, 16 мая министр иностранных дел России С. Лавров провел встречу со специальным посланником ООН по Ли-вии А. Хатыбом, а 17 мая принял представителя М. Каддафи. О важности ро-ли России для Ливии заявил и представитель повстанческого Национального переходного совета. 22 мая Евросоюз открыл свое представительство в «сто-лице» повстанцев Бенгази.

Командование сил международной коалиции в Афганистане считает, что в последнее время достигнут прогресс в борьбе с формированиями воо-руженной оппозиции, но при этом отмечает возможность роста активности боевиков движения «Талибан в летний период. Указывается и на значитель-ную помощь, оказываемую талибам «Аль-Каидой», особенно в деле «предос-тавления необходимых ресурсов» и в подготовке боевиков.

На прошедшей неделе в стране отмечено повышение активности тер-рористов и боевиков, совершивших в различных районах Афганистана мно-гочисленные нападения на гражданские и правительственные объекты, войска западной коалиции и кабульского правительства. Эту активность связывают с возмездием за недавнее уничтожение американцами лидера «Аль-Каиды У. бен Ладена. Одновременно в стране прошли демонстрации протеста против действий сил НАТО, которые привели к гибели мирных граждан.

Повышенная активность террористов и боевиков отмечается и в запад-ных районах Пакистана, прилегающих к границе с Афганистаном. Так, 18 мая около 100 боевиков совершили нападение на КПП недалеко от Пешавара. Продолжаются нападения на бензовозы, доставляющие топливо войскам НАТО в Афганистане.

Вашингтон пытается снизить напряженность в отношениях с Ислама-бадом, которая возникла после ликвидации У. бен Ладена на пакистанской территории. В то же время президент США Б. Обама заявил 22 мая, что аме-риканцы, уважая суверенитет Пакистана, готовы в случае необходимости провести новую операцию против террористов на его территории.

Укрепляются отношения Пакистана с Китаем, о чем свидетельствуют итоги недавнего визита в Пекин главы пакистанского правительства Ю. Р. Гилани. Он охарактеризовал отношения с КНР как «полные взаимопонимания и доверия, обоюдного сотрудничества и гармонии». Китайцы обещали Пакистану поднять двусторонние связи на «гораздо более высокий уровень». Так, достигнута договоренность об ускоренной поставке пакистанским ВВС 50 новейших китайских истребителей JF-17.

В Иране усиливается политическая борьба между президентом страны М. Ахмадинежадом и главой государства А. Хаменеи. На минувшей неделе Административный суд ИРИ запретил вице-президенту Ирана и главе адми-нистрации М. Ахмадинежада Х. Бегаи работать в госструктурах в течение четырех лет, а Совет стражей конституции ИРИ признал незаконным назна-чение М. Ахмадинежадом себя исполняющим обязанности министра нефтя-ной промышленности. Проводятся аресты сторонников М. Ахмадинежада.

По итогам визита в Кувейт министра иностранных дел ИРИ А. А. Са-лехи две страны договорились о восстановлении дипломатических отноше-ний, прерванных в апреле с. г.

Приложение

О саудовско-пакистанских отношениях

Отношения между Королевством Саудовская Аравия (КСА) и Паки-станом имеют давнюю историю. Важной вехой в двусторонних отношениях стал визит в Пакистан в 1966 г. тогдашнего саудовского короля Фейсала. Этот визит обозначил основные направления дальнейшего сотрудничества между двумя странами. Так, стороны договорились о совместных усилиях по укреплению исламского единства, выразили заинтересованность в развитии экономических и политических связей. Саудовский монарх поддержал паки-станскую позицию в конфликте с Индией по Кашмиру.

Однако интенсивное развитие саудовско-пакистанские отношения по-лучили в середине 1970-х гг. Именно тогда стали поддерживаться регулярные контакты между руководителями двух государств, согласовываться их позиции по ряду международных проблем, в т. ч. ближневосточной. При этом Исламабад, хронически испытывавший финансовые и экономические трудности, сталь периодически получать от Эр-Рияда крупные денежные средства, а также использовать особое место КСА в исламском мире для уп-рочения позиций правившего в стране военного режима. В 1976 г. стороны подписывают соглашение о сотрудничестве в сфере обороны. Пакистан на-правил в КСА военную миссию для оказания помощи в обучении личного состава саудовских вооруженных сил.

После нападения экстремистов в Мекке в 1979 г. руководство КСА, не доверяя в полной мере собственной армии, приняло решение разместить в стране пакистанские войска. Их численность составила примерно 6,5 тыс. че-ловек. В их составе были бронетанковые части. При необходимости этот контингент мог быть увеличен до 20 тыс. человек. Пакистанские советники (до 1200 чел.) оказывали помощь в подготовке саудовских сил безопасности.

Очень важным фактором, способствовавшим дальнейшему укреплению саудовско-пакистанских военно-политических отношений, стали события в Афганистане, особенно ввод в эту страну в 1979 г. советских войск. Две страны тесно координировали свои действия в Афганистане в политической и военной областях, в сфере оказания помощи афганским моджахедам. В 1980-х гг. КСА и Пакистан подписали несколько соглашений о сотрудничестве в военной области. Исламабад расширил помощь в деле подготовки саудовских военных. Эр-Рияд же получил право вербовать пакистанских граждан для службы в королевской армии на контрактной основе. Увеличилась саудовская финансовая помощь Пакистану, которая стала предоставляться на регулярной основе. В частности, КСА оплатила значительную часть американских военных поставок Пакистану. В середине 1980-х гг. Пакистан выступил в роли посредника между Китаем и Саудовской Аравией в деле приобретения Эр-Риядом китайских баллистических ракет средней дальности.

Во время событий в зоне Персидского залива в 1990-1991 гг., связанных с захватом Ираком Кувейта, Пакистан выступил на стороне антииракской коалиции, хотя его войска, находившиеся в КСА, не принимали непо-средственного участия в операции по освобождению Кувейта. В 1991 г. части ВС Пакистана были выведены из Саудовской Аравии. Вместе с тем, договор, предусматривающий возможность оказания Пакистаном военной помощи КСА, сохраняет свою силу.

В 1990-е гг. Саудовская Аравия и Пакистан продолжали взаимодейст-вовать в Афганистане, оказывая помощь движению «Талибан», которое в 1996 г. захватило власть в Кабуле. КСА вслед за Пакистаном признало пра-вительство талибов. И лишь после известных терактов в США в 2001 г. Эр-Рияд и Исламабад порвали официальные отношения с «Талибаном». В 1998 г. Саудовская Аравия поддержала Пакистан в вопросе проведения им ядерных испытаний. Руководство КСА заявило, что эти испытания представляли собой «вынужденный ответный шаг» на действия Индии. В то же время Саудовская Аравия выступала и продолжает выступать против гонки ядерных вооружений в Южной Азии.

На сегодняшний день отношения между Саудовской Аравией и Паки-станом можно охарактеризовать как «политическое стратегическое партнер-ство», которое опирается на «узы исламского братства». Очень важным фак-тором, непосредственно влияющим на отношения КСА с Пакистаном, явля-ется культурно-религиозное родство населения. В первую очередь — это ис-лам, играющий исключительно важную роль в обеих странах. Для саудовцев Пакистан представляет собой одну из крупнейших по численности населения мусульманских стран. Среди важных предпосылок развития двусторонних отношений является присутствие в королевстве многочисленной пакистан-ской диаспоры, большинство из которых составляют неквалифицированные или малоквалифицированные рабочие. Тем не менее, в 1990-2007 гг. паки-станцы, проживающие в КСА, перечислили на родину около 7,8 млрд долла-ров. К тому же миграция в КСА и другие страны Персидского залива способ-ствует ослаблению проблемы безработицы в Пакистане. Несомненно и сау-довское влияние на внутриполитические события в Пакистане. Благоприят-ному развитию отношений между двумя государствами способствует и их географическая близость.

Саудовская Аравия и Пакистан тесно взаимодействуют в Организации Исламская конференция, согласовывают свои позиции по многим междуна-родным вопросам, особенно по афганской и палестинской проблемам. Регу-лярно происходят встречи руководителей двух государств, консультации между их внешнеполитическими ведомствами. КСА использует Пакистан для расширения своего влияния в мусульманских странах за пределами Ближнего Востока. Эр-Рияд поддерживает Исламабад по проблеме Кашмира, выступая за ее мирное урегулирование. Отметим, что одновременно саудовцы успешно развивают политические и экономические отношения с Индией.

Пакистан поддержал позицию и действия КСА по отношению к по-следним событиям в арабских странах, в частности в Бахрейне. Пакистанское руководство заверило Эр-Рияд в том, что и впредь будет на стороне Саудов-ской Аравии в этом вопросе. Данную позицию премьер-министр Пакистана Ю. Р. Гилани подтвердил секретарю Совета национальной безопасности КСА Б. бен Султану, посетившему недавно Исламабад. В ответ саудовцы обещали Пакистану значительную экономическую помощь, в т. ч. поставками нефти.

Король Саудовской Аравии Абдалла считает, что политическое парт-нерство между двумя странами должно быть наполнено соответствующим экономическим содержанием, что Эр-Рияд и Исламабад стремятся реализо-вать на практике. Ежегодный товарооборот между двумя странами составляет около 2,1 млрд долларов, из которых на пакистанский экспорт приходиться всего 350 млн долларов. Пакистан в условиях постоянного роста потреб-ностей в энергоресурсах крайне заинтересован в получении нефти, нефте-продуктов. В настоящее время 45 проц нефтяного импорта страны приходит-ся на КСА. Пакистан же экспортирует в Саудовскую Аравию преимущест-венно сельскохозяйственную продукцию (рис, пшеницу, фрукты и др.), рыб-ную продукцию, удобрения, стройматериалы, кожу и кожаные изделия. Вме-сте с тем, в последние годы на саудовском рынке происходит падение спроса на пакистанские товары, в т. ч. удобрения и стройматериалы, что связано с налаживанием собственного производства этой продукции.

В Исламабаде очень заинтересованы в продолжении поступления фи-нансовой помощи от Саудовской Аравии, которая является крупнейший кре-дитор Пакистана. КСА предоставляет деньги сроком на 20 лет при 3-х про-центах годовых. В условиях финансового кризиса Пакистану предоставили отсрочки по платежам. Стороны подписали соглашение об отмене двойного налогообложения. Саудовская Аравия вместе с ОАЭ, ведущими государст-вами Запада, Китаем и Турцией входят в международную организацию «Дру-зья Пакистана», которая предоставляет стране финансовую помощь.

Две страны на протяжении многих лет тесно сотрудничают в области безопасности и борьбы с терроризмом. В первую очередь, речь идет о проти-водействии «Аль-Каиды», деятельность которой представляет серьезную проблему для властей КСА и Пакистана.

Военный потенциал Пакистана, в т. ч. его ядерная составляющая («меч исламского мира») во многом создан на саудовские деньги. Две страны про-должают активно сотрудничать в военной области. В вооруженных силах и структурах безопасности Саудовской Аравии работают примерно 8000 паки-станских инструкторов и технических специалистов, а в пакистанских военно-учебных заведениях обучаются саудовские военнослужащие. Проводятся совместные учения ВС двух государств. Развивается двустороннее сотрудни-чество в разведывательной деятельности. Эр-Рияд и Исламабад налаживают кооперацию в военном производстве. Периодически в зарубежных СМИ по-является информация о возможных контактах между КСА и Пакистаном в сфере ядерной военной деятельности. Сообщалось, что саудовские предста-вители были, возможно, единственными иностранцами, посетившими ядерные объекты Пакистана. Со своей стороны, Эр-Рияд и Исламабад все эти со-общения категорически опровергают.

52.18MB | MySQL:103 | 0,524sec