Ситуация в Ливии и позиция России

События в Ливии еще раз продемонстрировали основной принцип в российской внешней политике на современном этапе. Он гласит, если немного перефразировать известную русскую пословицу: «ничего не делай, за умного сойдешь». Действительно, происходят удивительные вещи, которые отдают мистикой: стоит нашему внешнеполитическому ведомству совершить очередной невнятный поступок, как жизнь его довольно быстро корректирует и получается, что это был не «ляп», а глубоко продуманная стратегия с элементами всемирного заговора. Уверен, что западные «прохановы» и «ивашовы» уже талантливо раскрывают этот тезис, сноровисто осваивая очередные «гранты» многочисленных аналитических фондов, которые «лучше всех» не понимают, что вообще происходит, и поэтому выдают массив взаимоисключающих рекомендаций, загоняя в дополнительный ступор свои правительства.

Действительно, судите сами. Сколько криков было по поводу фактической поддержки в Совете Безопасности ООН «западного» проекта резолюции по Ливии. Это, де, не отвечает национальным интересам страны; теряем многомиллиардные контракты; отдаем страну на откуп жестокому Западу; уходим из Северной Африки; поддерживаем явно «не наши» силы в Ливии и т.п. Досталось и МИДу: не изучили толком содержание резолюции «о бесполетной зоне»; позволили протащить выгодный Западу текст; не настояли на своем, и т.п. Ну и что в результате?

А в результате складывается впечатление (именно складывается), что в МИД РФ сидят стратеги, которые не то что «все просчитали», а чувствуют своих зарубежных партнеров фактически «на понятийном уровне», уверенно зная, что они предпримут в следующий момент. Не верите, а зря.

«Сухой остаток» следующий. НАТО влезает в военную операцию в Ливии все масштабнее и масштабнее. Ставка на блицкриг ливийской оппозиции провалилась, ситуация уверенно перешла «в патовую». Операция ВВС, на которую делалось так много ставок вначале, превращается в убыточное и крайне дорогое предприятие, что ощутимо бьет по и так проблемному бюджету ЕС. Ставка на ее интенсификацию, которую мы сейчас наблюдаем, является последней лихорадочной попыткой найти «свет в конце тоннеля». А именно убить физически М.Каддафи с одновременной воздушной поддержкой отрядов повстанцев, без которой они не смогут продержаться и недели. При этом надежда на возобновление экспорта нефти, который помог хотя бы немного сгладить материальные издержки и перевести оппозицию на «самоокупаемость», умерла сама по себе. Это не говоря о прямых убытках от продолжающегося хаоса для иностранных компаний, которые серьезно «вложились» в Ливию на фоне недавнего потепления отношений Запада с тем же Каддафи. Все это накладывается на уже очевидный для всех момент явного перекоса и самовольного расширения «выданного мандата», что начинает вызывать все более растущее раздражение и опасения в «третьем мире». К этому приплюсовывается падение эффективности авианалетов в условиях «смешивания» противников и «размытости линии фронта», что все чаще вызывает удары авиации НАТО «по своим» или мирному населению. Также очевидно, что, несмотря на все публичные опровержения командования НАТО и западных политиков, основной целью всей этой операции является исключительно убийство Каддафи, что само по себе, каким бы людоедом он не был, привносит очень негативный характер во всю эту историю. Особенно на фоне недавней международной реабилитации ливийского лидера со стороны того же Запада, и горячего пожимания рук на фоне заключения многочисленных контрактов. Именно он персонально является, по оценке аналитиков НАТО, главным тормозом для перехода ко второй фазе операции, т.е. к переговорам. М.Каддафи превратился в основной неудобный момент: разговаривать с ним уже невозможно, не потеряв лица, и это продолжает стимулировать НАТО на дорогостоящие игры в войну с очень неясными перспективами. Ко всему этому следует прибавить широкий поток ливийской эмиграции в Европу, чему, несмотря на всю политкорректность, на Западе мало кто рад.

Более того, живой Каддафи тормозит полномасштабное признание Переходного национального совета (ПНС) со стороны международного сообщества. Именно того признания, который позволит выстраивать с ним отношения именно как с международно-легитимным правительством. Это тормозит активность Парижа и Рима, которые торопятся восстановить потерянные позиции. Это вынуждает французов, которые не имеют права на открытое военное вмешательство без согласия партнеров по НАТО, широко задействовать формат частных охранных структур для участия уже в фактически сухопутной силовой операции против каддафистов. Например, сейчас основными игроками на ливийской «площадке» стали тесно связанные с военной разведкой Франции фирмы Secopex (с представительством в Бенгази) и SAFETY & SECURITY SOLUTIONS GROUP (зона действия – Мисурата). Помимо чисто разведывательных операций и обучения повстанцев, обе структуры задействованы и в доставке «гуманитарных грузов» (и не только) в Бенгази и Мисурату с Мальты. Логистику обеспечивает другая частная французская фирма «Проладж», которая располагает собственными торговыми кораблями. За общую координацию работы отвечают бывший офицер французской армии Фабьен де Варен (доставка грузов) и ветераны спецназа, за плечам которых Афганистан и Ливан, Кристофер Де Велибланш и Жак Гиври. Последние курируют военную подготовку повстанцев. Итальянцы ограничиваются пока поставкой военного снаряжения ПНС через фирмы Finmeccanica и Selex Sistemi Integrati (последняя, кстати, раньше была основным партнером Триполи по поставкам аналогичного снаряжения. Так что, только бизнес и ничего личного). Оживляются и нефтяники. В начале апреля с.г. Бенгази посетил один из руководителей итальянской ENI П.Скарони, который провел переговоры о возобновлении сотрудничества. Пока больше на перспективу.

При этом все очевиднее и очевиднее (особенно для США, которые очень осторожно относятся к повстанцам), что в их рядах значительное число составляют участники недавних боев в Афганистане с соответствующей идеологической «начинкой». Так, по данным тунисской разведки, во время недавних боев в районе Ан-Нафуса на границе Туниса и Ливии ливийские повстанцы поддерживали тесные контакты с исламистскими группами в самом Тунисе и Алжире. Это касалось помощи добровольцами и оружием. Некоторые повстанцы после боев пересекли границу и растворились в Тунисе. Все это не внушает оптимизма. Запад запросто может вырастить своими руками новый «Талибан» с магрибской спецификой.

Но это все тактика, вернемся к стратегии. В этой ситуации Москва вновь оказывается «на коне», получая беспроигрышный козырь для усиления критики Запада абсолютно на законных основаниях. При этом Россия умудрилась «усидеть на двух стульях» и смогла не «уронить престиж цивилизованного государства» в глазах западноевропейской общественности, фактически поддержав резолюцию Совбеза «о защите мирного населения». Это создает хороший трамплин для занятия места основного посредника в будущих переговорах между противоборствующими сторонами, которые рано или поздно все равно начнутся.

Но и это еще не все. Циничные действия Запада в Ливии и самопроизвольное трактование текста принятой резолюции в сторону расширения мандата по собственному усмотрению с его стороны дали Москве все моральные и законные основания для того, чтобы занять очень жесткую позицию в отношении «наказания» Сирии, которая представляет для России гораздо большую важность с точки зрения стратегических интересов. Теперь ЕС и США уже могут совершенно спокойно «не дождаться» нужного для них результата голосовани по Сирии в Совете Безопасности ООН, на что Москва прозрачно намекнула. Это совсем не означает, что США или ЕС (что сейчас вряд ли, поскольку им не до новых «приключений») самостоятельно не пойдут в перспектив на военную операцию против Сирии в случае нужды. Но это будет опять же без мандата ООН, опять же с непонятными перспективами, большими материальными и физическими жертвами, а также с репутационными и гуманитарными рисками. И в этой ситуации Москва снова будет «над схваткой» и «вся в белом».

Плюс ко всему война или хаос в Ливии, побудем немного циниками, полностью отвечает интересам нашего «национального достояния» Газпрома, который лишний раз доказывает всем скептикам и недругам, что внятной альтернативы российскому газу для Европы пока не видно.

Так что сами делайте выводы о проницательности и продуманности российской внешней политики и не верьте клеветникам, которые утверждают, что у России нет цельной внешнеполитической стратегии. Есть еще порох в пороховницах.

52.18MB | MySQL:103 | 0,553sec