Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 июня 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с событиями в Ливии и Турции. Международная коалиция в Ливии усиливает политическое, военное и дипломатическое давление на режим М. Каддафи с целью вынудить его передать власть оппозиции. На прошедших 12 июня парламентских выборах в Турции уверенную победу одержала правящая Партия справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Т. Эрдоганом.

Международная коалиция в Ливии, прежде всего страны НАТО, усиливают политическое, военное и дипломатическое давление на режим Каддафи с целью вынудить его передать власть оппозиции. Одновременно расширяется разносторонняя помощь находящемуся в Бенгази оппозиционному Национальному переходному совету (НПС). Так, 8 июня министры обороны стран-членов НАТО поддержали решение об усилении ударов по правительственным объектам режима М. Каддафи и выделении дополнительных ресурсов на проведение военной кампании в Ливии. Генеральный секретарь альянса А. Ф. Расмуссен заявил, что НАТО продолжит свою операцию в Ливии до тех пор, пока силы режима Каддафи не потерпят поражение. Однако большинство стран НАТО не намерено подключаться к военной операции в Ливии или расширять свое участие в ней. На сегодняшний день только 14 из 28 членов альянса входят в международную коалицию в Ливии, но лишь 8 стран непосредственно участвуют в нанесении ударов по войскам и объектам режима М. Каддафи, тогда как остальные принимают участие лишь в воздушном и морском патрулировании. Тем временем председатель Комитета начальников штабов (КНШ) ВС США адмирал М. Маллен считает, что ситуация в Ливии развивается крайне медленно и невозможно предсказать момент ухода М. Каддафи из власти.

9 июня в Абу-Даби (ОАЭ) прошла очередная встреча стран-членов (22) контактной группы по Ливии, на которой обсуждались вопросы кризиса в этой стране с акцентом на выработку «дорожной карты» урегулирования и преобразований в Ливии на период после ухода М. Каддафи. Были согласованы и озвучены решения об оказании финансовой помощи НПС на сумму свыше 1 млрд долларов (повстанцы запрашивали порядка 3 млрд долларов). Госсекретарь США Х. Клинтон заявила в Абу-Даби, что НПС является «законным представителем» ливийского народа. О признании законности НПС заявили Испания и Австралия. Турция предложила М. Каддафи «гарантии» в обмен на его отъезд из Ливии и оказание помощи в отправке «туда, куда он пожелает». Сам же М. Каддафи на минувшей неделе отправил послание американским законодателям и Белому дому, в котором заявил о готовности «сесть за стол переговоров с надлежащими собеседниками внутри страны». Американцы отвергли эту инициативу. Также М. Каддафи заявил, что останется в Триполи «живым или мертвым». На прошедшей неделе Бенгази посетил спецпредставитель президента России М. Маргелов, выступивший в качестве посредника в деле ливийского урегулирования. Он провел переговоры с руководителями НПС, которые предложили открыть российское представительство в Бенгази. В Каире М. Маргелов имел встречу с двоюродным братом М. Каддафи. По итогам своей поездки российский представитель заявил, что М. Каддафи утратил моральное право руководить Ливией. Пекин посетил министр иностранных дел правительства М. Каддафи.

На фронтах военных действий отмечается активизация боев на западе Ливии. Повстанцы захватили город Эфрен к югу от Триполи, пытались отбить город Эз-Завия, а также атаковали город Себха в 500 км южнее Триполи. Силы М. Каддафи усилили обстрелы города Мисурата. Авиация НАТО продолжала наносить удары по объектам в Триполи. Причем наиболее мощная серия ударов была нанесена 7 апреля в день рождения М. Каддафи.

12 июня в Турции прошли очередные парламентские выборы. На 550 депутатских кресел претендовали свыше 8 тыс. кандидатов от 15 политических партий и независимые политики. После подсчета 98 проц бюллетеней уверенную победу одерживает ныне правящая Партия справедливости и развития, за которую проголосовали 50,3 проц избирателей. Эксперты считают, что на успех ПСР повлияли в целом хорошее состояние турецкой экономики и укрепление международных позиций страны.

Напряженная ситуация сохраняется в Сирии, где продолжается противостояние оппозиционных сил с режимом президента Б. Асада. На северо-западе страны правительственные войска после ожесточенных боев с исламистскими боевиками 12 июня установили контроль над городом Джиср-эш-Шугур, расположенном вблизи границы с Турцией. На турецкую территорию перешло около пяти тысяч беженцев. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что его страна не будет закрывать границу для сирийских беженцев. Р. Т. Эрдоган также осудил действия властей Сирии в отношении участников акций протеста. По информации МВД САР, ранее боевики убили в Джиср-эш-Шугуре 120 военнослужащих и полицейских. Вооруженные столкновения также имели место в северном городе Маарет-эн-Нууман. На минувшей неделе демонстрации протеста, перераставшие в столкновения с силами безопасности, происходили в городах Хомс, Хама, Бусра, Латакия, в пригородах Дамаска и некоторых других местах. Сообщается о человеческих жертвах с обеих сторон. Мирные манифестации состоялись в Дейр-эз-Зоре и некоторых городах с многочисленным курдским населением на северо-востоке САР.

Великобритания, Германия, Португалия и Франция подготовили проект резолюции Совбеза ООН с осуждением действий властей Сирии, однако Россия и Китай выступили против его обсуждения. Глава МИД РФ С. Лавров считает, что «появление такого документа контрпродуктивным». США обвинили правительство САР в создании гуманитарного кризиса.

Совет управляющих МАГАТЭ 9 июня проголосовал за привлечение Сирии к ответу в Совбезе ООН за сокрытие информации о секретном ядерном реакторе. Вместе с тем, глава агентства Ю. Амано признает, что доклад МАГАТЭ по Сирии не содержит «абсолютных доказательств» вины Дамаска.

Острый политический кризис продолжается в Йемене. Йеменская оппозиция 7 июня потребовала от властей создать в стране в течение недели переходный Совет управления. В противном случае лидеры оппозиции намерены самостоятельно сформировать этот орган, но уже без участия представителей нынешней власти. Оппозиционеры также намерены заблокировать аэропорт Саны, чтобы не допустить возможного возвращения в Йемен президента А. А. Салеха, находящегося на лечении в Саудовской Аравии. В Сане 10 июня прошла демонстрация (до 100 тыс. человек), участники которой требовали окончательного отстранения А. А. Салеха от власти и формирования переходного совета. Акции протеста состоялись и в других городах страны. Сторонники А. А. Салеха провели в Сане акцию в поддержку президента. Правящая в Йемене партия Всеобщий народный конгресс заявила, что не будет вести переговоры с оппозицией до возвращения на родину А. А. Салеха.

Тем временем на юге Йемена в городах Зинджибар и Лаудар продолжаются бои правительственных войск с исламистскими боевиками. Беспилотные летательные аппараты США наносят удары по боевикам филиала «Аль-Каиды», действующего на йеменской территории. На минувшей неделе впервые за последние несколько месяцев произошли вооруженные столкновения между подразделениями правительственных войск и сепаратистами, выступающими за восстановление независимости Южного Йемена.

Усиливается напряженность в приграничных районах между Севером и Югом Судана. В провинции Южный Кордофан происходили бои между войсками северян и южан. Боестолкновения имели место и на других участках границы между Севером и Югом. Вместе с тем, президенты Северного и Южного Судана О. аль-Башир и С. Киир провели 12 июня в Аддис-Абебе переговоры с целью урегулирования проблем спорных территорий. Сообщается о согласии О. аль-Башира к 9 июля (дате провозглашения независимости Южного Судана) вывести войска из спорного района Абьей.

12 июня руководство радикального палестинского движения ХАМАС отвергло кандидатуру С. Файяда (выдвинута движением ФАТХ) на пост главы переходного палестинского правительства, поставив тем самым под угрозу срыва недавние договоренности о межпалестинском примирении.

Глава МАГАТЭ Ю. Амано заявил 6 июня, что агентство располагает информацией о наличии в Иране нераскрытой ядерной деятельности, которая имеет отношение к военной составляющей ядерной программы ИРИ. Ю. Амано призвал Тегеран предоставить доступ к соответствующим объектам, оборудованию, документации и специалистам, заявив, что пока иранская сторона «не обеспечивает должного сотрудничества» в этих вопросах. Президент ИРИ М. Ахмадинежад подтвердил намерение его страны продолжать мирную ядерную деятельность, «независимо от того, будут или не будут вести с ним переговоры и дискуссии», выразив одновременно готовность Тегерана возобновить переговоры с группой международных посредников «в целях налаживания сотрудничества и установления взаимопонимания». В то же время страны-посредники (Великобритания, ФРГ, КНР, РФ, США, Франция) считают, что Иран не готов к диалогу без предварительных условий.

Фракционная борьба в правительстве создает серьезную угрозу исламскому строю в Иране, заявил представитель главы государства А. Хаменеи в КСИР. Эта угроза самая серьезная за всю историю ИРИ, «она подрывает основы исламского строя, к разрушению которого стремятся враги Ирана».

Иран отправил свои подводные лодки на патрулирование в Красное море. Это первая подобная операция иранских ВМС.

12 июня в Тегеране прошла массовая демонстрация оппозиции («марш молчания»), которая была разогнана полицией и ополченцами «Басидж».

Президент Б. Обама заявил 7 июня, что основная часть задач, поставленных миссии США в Афганистане, уже выполнена, и можно приступить к выводу войск. В то же время Р. Крокер, назначенный американским послом в Кабуле, заявил на слушаниях в Конгрессе, что прогресс, достигнутый в Афганистане, «все еще носит неустойчивый и обратимый характер». В стране «по-прежнему остаются нерешенными серьезные проблемы», в т. ч. «неразвитая система государственного управления, отсутствие верховенства закона, коррупция, наркотики, неустойчивое экономическое развитие».

Президент Афганистана Х. Карзай 11-12 июня нанес визит в Пакистан. На переговорах с пакистанскими руководителями обсуждались вопросы стабилизации обстановки в регионе, ведения переговоров с представителями талибов, двустороннее экономическое сотрудничество. Пакистан также посетил глава ЦРУ США Л. Панетта, обсудивший с командующим пакистанской армией генералом А. Кияни и главой пакистанской разведки А. Пашой вопросы сотрудничества в разведывательной сфере. Между тем обстановка в Пакистане остается напряженной: 9 июня до 150 боевиков напали на армейский блокпост на северо-западе страны, 11 июня в результате двойного теракта в Пешаваре погибли 39 и получили ранения свыше 100 человек.

6 июня в Египте из списков запрещенных организаций были исключены «братья-мусульмане», которые будут действовать через новую Партию свободы и справедливости.

В АРЕ 10 июня находился председатель КНШ ВС США адмирал М. Маллен. По итогам переговоров с командованием ВС Египта адмирал заявил, что США сохранят «прочные» отношения с АРЕ в военной области, продолжат оказание помощи для модернизации и укрепления египетской армии.

В столице Бахрейна Манаме 11 июня прошла массовая (10 тыс. человек) демонстрация, участники которой требовали от властей проведения в стране политических реформ. Полиция не мешала манифестантам.

Правительство Ирака объявило персонами нон грата делегацию американских конгрессменов, допустивших неуважительные высказывания в отношении политики и властей страны. В частности, речь идет о заявлении одного из конгрессменов о том, что Ирак должен взять на себя часть расходов, понесенных США в иракской кампании, а также о требовании провести расследование недавнего нападения иракских военных на лагерь иранской оппозиционной группировки «Организация моджахедов иранского народа».

Переходное правительство Туниса 8 июня сообщило о переносе выборов в Учредительное собрание страны с июля на октябрь с. г.

Приложение

 

 

О внешней политике Кувейта

 

 

Традиционно в основе внешней политики Кувейта лежит умеренный, сбалансированный многовекторный курс, стремление к развитию отношений с различными государствами, поддержка усилий по обеспечению безопасности и стабильности в зоне Персидского залива, мирному урегулированию региональных и международных проблем в интересах обеспечения национальной политической, военной и экономической безопасности.

Кувейтское руководство, учитывая ограниченные собственные возможности в деле защиты страны от внешней агрессии, активно участвует в оборонительных союзах и поисках политических решений, которые исключили бы возможность повторения катастрофы августа 1990 г., когда эмират был захвачен иракскими войсками. В этой связи в Кувейте фактически отказались от прежней концепции обеспечения национальной безопасности, которая не допускала размещение иностранных войск на территории страны.

После событий 1990-1991 гг. в Кувейте на практике убедились, что реальной гарантией защиты страны от внешнего вторжения может быть только военно-политический союз с США и другими ведущими странами НАТО. В 1991-1992 гг. эмират подписал соглашения о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с США, Великобританией, Францией и Италией. Таким образом, была сформирована система обеспечения внешней безопасности кувейтского государства, действующая и поныне.

Кувейт и Соединенные Штаты на протяжении длительного времени связывают тесные политические и военные отношения. В 2004 г. эмират получил статус основного союзника США вне рамок НАТО. Ранее, в 2003 г. именно Кувейт являлся главным плацдармом, с которого американские и британские войска начали вторжение в Ирак с целью свержения режима С. Хусейна. Затем кувейтская территория стала основной перевалочной базой для снабжения войск США и их союзников в Ираке, переброски войск западной коалиции в Ирак и обратно. В настоящее время именно через Кувейт осуществляется вывод из Ирака подавляющей массы американских войск, техники и материальных средств. Отметим, что позиции Кувейта и США по целому ряду аспектов региональной и международной политики совпадают или близки. Руководство эмирата рассматривает Соединенные Штаты в качестве ведущего военного и политического союзника страны, основного гаранта ее национальной безопасности. Вместе с тем, правящие круги Кувейта отнюдь не считают себя американскими марионетками, подчеркивая, что сотрудничают с США «только там, где это необходимо».

Активную политику ведет Кувейт в арабском мире. В первую очередь, это относится к аравийскому направлению. Еще с середины 1970-х гг. руководство эмирата целенаправленно проводит курс на поддержку интеграционных процессов с соседними аравийскими монархиями. В 1981 г. Кувейт наряду с Бахрейном, Катаром, ОАЭ, Оманом и Саудовской Аравией основал Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. В то же время кувейтское руководство не желает полного саудовского доминирования в этой организации. Эмират участвует в военных мероприятиях по линии ССАГПЗ. Недавние события в Бахрейне вызвали серьезное беспокойство у кувейтской политической элиты. Именно поэтому руководство эмирата, наряду с КСА и ОАЭ направило в Бахрейн свои военные силы (отряд катеров ВМС) для оказания помощи правительству этой страны в подавлении массовых выступлений протеста.

Кувейт в числе первых (но пока очень немногих) в арабском мире признал оппозиционный Национальный переходный совет единственной законной властью в Ливии и оказывает ему гуманитарную и финансовую помощь. В то же время эмират не присоединился к военной коалиции, воюющей против режима М. Каддафи, как это сделали Катар и ОАЭ.

Кувейт в целом сдержанно относится к последним событиям в Сирии, хотя в парламенте страны открыто высказывалось негативное отношение к действиям сирийских властей в отношении оппозиции. Эмират активно участвовал в посреднических усилиях по урегулированию внутриполитического кризиса в Йемене.

Что касается арабо-израильского конфликта, то Кувейт поддерживает его урегулирование на основе арабской (саудовской) инициативы 2002/2007 гг., выступает за полный уход Израиля с оккупированных арабских территорий, поддерживает идею создания независимого палестинского государства, оказывает палестинцам материальную и финансовую помощь. В целом же эмират не проявляет особой активности в этом вопросе.

Из всех стран-соседей исторически наиболее сложные отношения Кувейт имеет с Ираком. В их основе на протяжении десятилетий лежали не только пограничные споры, но главное – притязания Ирака на Кувейт в целом, стремление присоединить к себе эмират, ликвидировав его суверенитет и независимость. Именно так поступил в 1990 г. иракский диктатор С. Хусейн. После свержения саддамовского режима в 2003 г. Кувейт выступает за скорейшую стабилизацию обстановки в Ираке, справедливо считая, что сохранение напряженности в соседней стране представляет непосредственную угрозу безопасности эмирата. В последние годы кувейтско-иракские отношения заметно улучшились. Состоялись визиты высокопоставленных кувейтских и иракских делегаций, соответственно в Багдад и Эль-Кувейт. Кувейт оказал Ираку значительную материальную и финансовую помощь. В то же время в эмирате некоторые политические силы негативно относятся к оказанию помощи северному соседу. На кувейтско-иракской границе в настоящее время сохраняется в целом спокойная обстановка. Действует двухсторонняя комиссия по демаркации границы. Вместе с тем, в отношениях между двумя государствами имеются проблемы, негативно влияющие на их развитие. В первую очередь, это вопрос об иракских компенсациях за ущерб, нанесенный вторжением и оккупацией в 1990-1991 гг. Речь идет о сумме в несколько десятков миллиардов долларов. Ирак просит отменить эти выплаты или значительно снизить их, но в Кувейте на это не идут. Отношение к Ираку в Кувейте в целом остается настороженным. Здесь продолжают хорошо помнить о событиях начала 1990-х гг., что подпитывает сильные антииракские настроения.

Сложные отношения сохраняются между Кувейтом и Ираном. Кувейтское руководство с опасением относится к политике Тегерана по усилению влияния на многочисленные шиитские общины в аравийских монархиях, к деятельности ИРИ по упрочению своих позиций в Ираке. У Кувейта есть опасения в отношении ядерной программы ИРИ, ее экологических последствий. Эмират выступает против превращения Ирана в страну, обладающую ядерным оружием. В то же время в Эль-Кувейте официально не поддерживают силовое решение иранской ядерной проблемы, и неоднократно заявляли, что не позволят использовать свою территорию для подготовки и проведения военной операции против ИРИ. Вместе с тем, на неофициальном уровне высказывалась мысль, что уничтожение иранского ядерного потенциала – в интересах стран Персидского залива. Кувейт поддержал все резолюции Совбеза ООН по санкциям в отношении Ирана в связи с его ядерной программой, однако не всегда спешил реализовывать их требования на практике. Эмират настороженно относится к наращиванию иранской военной мощи, поддерживает ОАЭ в споре с Ираном о принадлежности трех островов в Заливе. В то же время на официальном уровне Кувейт предпочитает не акцентировать внимание на потенциальной угрозе со стороны Ирана и стремится придерживаться линии на развитие двустороннего сотрудничества в различных областях на основе уважения взаимных интересов и невмешательства во внутренние дела друг друга.

В конце 2010 г. — начале 2011 г. отношения между Кувейтом и Ираном резко ухудшились. Это было связано с обвинениями в адрес Тегерана в создании на кувейтской территории разведывательной сети, недавними массовыми антиправительственными выступлениями в Бахрейне и последующим вводом в эту страну войск аравийских монархий. Послы обоих государств были отозваны, соответственно из Тегерана и Эль-Кувейта. Тем не менее, две страны не пошли на полный разрыв отношений и в настоящее время предпринимают шаги по их постепенной нормализации

Важное место в политике Кувейта отводится исламской солидарности. Эмират активно участвует в деятельности Организации Исламская конференция и ее филиалов, продолжает оказывать значительную финансовую помощь мусульманским странам.

Традиционно хорошими остаются российско-кувейтские отношения. Между нашими странами поддерживаются регулярные политические контакты, однако торгово-экономические и военно-технические связи в последние годы не получают заметного развития.

Таким образом, Кувейт стремится сохранить и упрочить многоуровневую структуру международных политических, военных и экономических гарантий своей независимости, безопасности и территориальной целостности.

52.36MB | MySQL:103 | 0,586sec