Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (13-19 июня 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ливии и Ливане. Руководство ливийских повстанцев признало, что оппозиция полностью исчерпала свои финансовые возможности, но не намерена прекращать борьбу против режима М. Каддафи. В Ливане 16 июня объявлено о завершении формирования нового правительства во главе с Н. Микати.

16 июня президент России Д. Медведев и председатель КНР Ху Цзяньтао призвали к разрешению проблем в странах Ближнего Востока в рамках закона, путем политического диалога и без насилия.

Продолжаются усилия по политическому урегулированию конфликта в Ливии. На прошедшей неделе Триполи посетил спецпредставитель президента России М. Маргелов, выступающий в роли посредника и проведший переговоры с представителями ливийского правительства. По итогам поездки М. Маргелов сообщил, что «не услышал для себя ничего нового с точки зрения триполийского руководства», т. к. ему было заявлено, что М. Каддафи не намерен уходить из власти. М. Маргелов и глава ливийского правительства Б. Махмуди сообщили, что контакты с повстанцами уже имели место. В то же время руководство повстанческого Национального переходного совета (НПС) это опровергает и заявляет, что переговоры возможны лишь в случае отставки М. Каддафи. По словам российского спецпредставителя, ни власти в Триполи, ни оппозиция более не выдвигают лозунга «война до победного конца». «И это бесспорный прорыв». Тунис предложил свою территорию для переговоров между ливийскими властями и НПС.

Тем временем НПС укрепляет свои международные позиции. На минувшей неделе его легитимность признали Германия, ОАЭ, Канада и Австрия. Госсекретарь США Х. Клинтон призвала африканские страны порвать дипломатические отношения с режимом М. Каддафи и начать работать с ливийской оппозицией. Алжир и Франция считают, что урегулировать кризис в Ливии можно только политическим путем. В то же время Алжир заявил, что признает НПС только в рамках коллективного решения Лиги арабских государств и Африканского союза. Президент США Б. Обама уклоняется от отчета Конгрессу по вопросу о продолжении военных действий в Ливии после позволенного ему 60-дневного срока «президентского права». Б. Обама оправдывает свою позицию тем, что подчиняется мандату Совбеза ООН. Сам же М. Каддафи 17 июня подтвердил свое намерение продолжать борьбу и заявил, что убежден в поражении НАТО. Руководители России и Китая Д. Медведев и Ху Цзяньтао призвали страны НАТО соблюдать резолюции СБ ООН по Ливии, немедленно прекратить там огонь и разрешить ливийский кризис политическим и дипломатическим путями. РФ И КНР будут совместными усилиями способствовать урегулированию конфликта в Ливии в СБ ООН и поддержат действия Африканского союза в этом направлении.

Следует отметить, что страны НАТО, участвующие в ливийской кампании, начинают испытывать все большее напряжение своих ресурсов. Так, официальный представитель альянса заявил 14 июня, что вопрос ресурсов «может стать критическим», если операция против Каддафи затянется. В Лондоне сообщили, что британские ВМС не смогут действовать у берегов Ливии в нынешнем объеме в течение длительного времени. Министр обороны Италии И. Ла Русса заявил 18 июня, что его страна не исключает возможность ограничения сроков своего участия в военной операции в Ливии, пояснив, что данный шаг направлен на ускорение дипломатического процесса. Напряженная ситуация складывается и у ливийской оппозиции, которая заявляет о полном исчерпании своих финансов, т. к. добыча нефти приостановлена из-за боевых действий, а страны Запада, несмотря на многочисленные обещания, отказываются предоставлять повстанцам финансовую помощь. По мнению оппозиции, на Западе «либо не понимают, либо им все равно».

На фронтах боевых действий высокая активность сохраняется в районах юго-западнее Триполи, где силы повстанцев вытеснили войска Каддафи из нескольких населенных пунктов. Продолжаются бои в районе г. Мисурата. Авиация НАТО не прекращает бомбардировки Триполи, в т. ч. гражданских объектов. Ливийские власти сообщают о жертвах среди мирного населения.

13 июня премьер-министр Ливана объявил о завершении формирования нового правительства страны. Этот процесс длился пять месяцев. В кабинет вошло 30 министров, из которых 18 представляют правящую «Коалицию 8 марта», опирающуюся на поддержку Сирии, а остальные посты получили выдвиженцы президента, премьер-министра и фракции центристов. Н. Микати заявил, что его кабинет будет «правительством всего Ливана».

В Триполи на севере Ливана 17 июня произошли столкновения между противниками президента САР Б. Асада и его местными приверженцами. Погибли 7 и получили ранения 36 человек. Для восстановления порядка в город были введены подразделения правительственной армии.

В Сирии продолжается противостояние оппозиционных сил с правящим режимом. Армия и силы безопасности проводят спецоперации против вооруженных мятежников на северо-западе страны в н. п. Мааррет-эн-Нууман, Хан-Шейхун и Бдама. Число сирийских беженцев в Турции превысило 10 тыс. человек. Антиправительственные выступления (в основном 17 июня) состоялись в Хомсе, Хама, Дераа, Баниасе, Эль-Камышлы, Дейр-эз-Зоре, Дамаске и его окрестностях и в некоторых других местах. В ходе столкновений с силами безопасности имеются жертвы с обеих сторон. В то же время демонстрации в поддержку президента Б. Асада прошли в Дамаске, Тартусе и других местах. Турцию на прошедшей неделе посетил Х. Туркмани — спецпредставитель президента САР Б. Асада. Он встречался с премьер-министром страны Р. Т. Эрдоганом и главой МИД А. Давутоглу. Турецкие руководители вновь призвали сирийское правительство прекратить репрессии против участников акций протеста и начать демократические реформы. Также была подчеркнута заинтересованность Турции в «сильной, стабильной и процветающей Сирии». США и страны Запада усиливают давление на правящий в Сирии режим. Так, американская администрация собирает информацию о предполагаемых нарушениях прав человека со стороны сил безопасности САР в целях возможного обращения в Международный уголовный суд. Глава МИД России С. Лавров 15 июня подтвердил неизменность позиции РФ по Сирии и отверг обсуждение сирийского вопроса в СБ ООН. С. Лавров заявил, что в Сирии армия и правоохранительные органы имеют дело не с мирными демонстрантами, а с многочисленными вооруженными группировками. 19 июня представители сирийской оппозиции объявили о создании Национального совета, который «возглавит сирийскую революцию».

Сложная, напряженная внутриполитическая обстановка сохраняется в Йемене. На минувшей неделе в столице страны Сане и ряде других городов страны состоялись многотысячные демонстрации оппозиционных сил, участники которых требовали отставки президента республики А. А. Салеха (продолжает находиться на лечении в Саудовской Аравии), недопущения его возвращения в Йемен и создания переходного совета для управления страной. В целом демонстрации носили мирный характер. 18 июня 100 влиятельных религиозных и племенных деятелей Йемена призвали к скорейшему проведению выборов нового главы государства и отставке А. А. Салеха. Высокопоставленный источник в Саудовской Аравии сообщил, что Салех больше не вернется в Йемен. В то же время йеменские власти утверждают, что президент возвратится на родину в ближайшие дни. По информации зарубежных СМИ, сын Салеха Ахмад и ближайшие сподвижники главы государства контролируют ситуацию в верхних эшелонах власти. Тем временем на юге страны продолжают активно действовать исламистские вооруженные группировки, в т. ч. связанные с «Аль-Каидой», которые 15 июня напали на г. Эль-Хаута, административный центр провинции Лахдж.

Не снижается напряженность в районах, прилегающих к границе между Севером и Югом Судана. В приграничной провинции Южный Кордофан продолжаются бои между войсками северян и южан. Возобновились перестрелки между северянами и южанами в спорном районе Абьей. В то же время власти Севера и Юга договорились о демилитаризации Абьея и направ-лении туда миротворческих подразделений ВС Эфиопии. Вместе с тем, остается нерешенным вопрос о принадлежности этого района. Правительство Хартума согласилось на транспортировку нефти, добываемой на Юге, через Север страны, однако стороны пока не договорились о ценах за транспортировку. В Южном Судане правительственные войска ведут бои с отрядами, как минимум, семи племен. Обе стороны несут при этом большие потери.

14 июня 12 египетских политических партий объявили о создании «Национальной коалиции за Египет», чтобы выступить единым списком на предстоящих в сентябре парламентских выборах. В коалицию вошли: «Новый Вафд» (либералы), Партия свободы и справедливости («Братья-мусульмане»), насеристы, «Ат-Тагамму» (левые), «Аль-Гад» (демократы), Партия труда, а также несколько политических объединений, созданных после свержения режима Х. Мубарака. Целью коалиции провозглашена «мобилизация политических сил, которые будут совместно бороться на выборах, основываясь на принципах демократии и гражданского общества» с тем, чтобы сформировать «эффективный парламент и в дальнейшем — правительство национального единства, которое будет отвечать требованиям демократизации» и развития страны. Участники коалиции призвали другие партии и объединения присоединиться к ним.

19 июня новым главой МИД Египта назначен М. аль-Ораби.

В своем обращении к нации 17 июня король Марокко Мухаммед VI объявил о проведении 1 июля референдума по конституционной реформе, которая предусматривает ограничение полномочий монарха. В частности, премьер-министр получит право роспуска парламента, а судебная власть станет независимой от исполнительной и законодательной властей. Монарх будет назначать премьер-министром представителя партии, победившей на парламентских выборах. Он также лишается права в одностороннем порядке распускать парламент. Расширяются права правительства, однако король по-прежнему останется наиболее влиятельной фигурой в сфере безопасности, обороны и религии. Берберский язык впервые будет признан в качестве официального. Монарх заверил, что предлагаемые им преобразования позволят основать в Марокко демократические институты, защитить права человека и гарантировать свободу выражения мнений. В то же время оппозиция отнеслись к заявлениям монарха скептически.

17 июня в Бахрейне состоялась массовая демонстрация, организованная главной оппозиционной шиитской партией «Аль-Вифак». Ее лидер шейх А. Сальман заявил ее участникам, что оппозиция не против диалога с властью. Правительство сняло запрет на деятельность другой оппозиционной партии «Аль-Ваад».

Президент Афганистана Х. Карзай 17 июня впервые официально сообщил, что США участвуют в переговорах с движением «Талибан». Днем ранее, 17 июня, Совбез ООН разделил санкции против «Талибана» и «Аль-Каиды», что, как считается, должно подтолкнуть талибов к активизации мирных переговоров. На минувшей неделе Кабул впервые после 1979 г. посе-тил министр обороны Ирана генерал А. Вахиди, который провел переговоры со своим афганским коллегой генералом А. Р. Вардаком по вопросам двустороннего военного сотрудничества.

15 июня на переговорах с президентом России Д. Медведевым президент Ирана М. Ахмадинежад заверил, что Тегеран не планирует создавать ядерное оружие и обеспечит большую транспарентность своей ядерной программы. Иран 15 июня успешно вывел на орбиту ИСЗ «Рассад-1» и до марта 2012 г. намерен запустить в космос еще три спутника. Иран также провел успешные испытания новых зенитных ракет «Мерсад» и «Шахин» собственного производства. По оценке специалистов, они способны сбивать современные самолеты, летящие на низких и средних высотах на дальности до 150 км.

Из-за сохраняющихся разногласий по составу коалиционного правительства на неопределенный срок перенесена, намеченная на 21 июня, встречал лидеров палестинских движений ФАТХ и ХАМАС М. Аббаса и Х. Машааля.

Приложение

 

 

О некоторых особенностях военной доктрины Турции

 

 

Основные положения военной доктрины Турции изложены в документе «Стратегия национальной безопасности», принятом в 2006 г. В 2010 г. в него были внесены изменения и дополнения. Политическое и военное руководство Турции определяет национальную военную доктрину как сугубо оборонительную, направленную на предотвращение внешней агрессии и сохранение территориальной целостности страны. Анкара стремится реализовать свои стратегические цели, не втягиваясь при этом в военные конфликты. Особо подчеркивается, что Турция до завершения полной модернизации армии, достижения надежной внутриполитической и финансовой стабильности, существенного наращивания экономического и научно-технического потенциалов, должна избегать развязывания вооруженного конфликта высокой интенсивности (войны) с внешним противником по собственной инициативе.

Современный военно-политический курс Турецкой Республики определяется ее геостратегическим положением на стыке Европы и Азии, характером отношений с ведущими мировыми державами (в первую очередь, с США, основными странами НАТО и Россией), отношениями с соседними государствами, а также ролью Турции в исламском мире, стремлением ру-ководства страны занять лидирующие позиции на Ближнем и Среднем Востоке и играть роль посредника в разрешении региональных конфликтов.

Военно-доктринальные взгляды руководства Турции объединяются понятием «оборонная политика», которая включает в себя стратегию национальной безопасности (политическую составляющую военной доктрины) и национальную военную стратегию (военно-техническая часть доктрины).

Краеугольным камнем турецкой оборонной политики считается членство страны в НАТО, а в перспективе – в военных структурах Евросоюза. Это дает Анкаре возможность с помощью союзников достичь собственные военно-политические цели. К тому же Турция все еще не способна самостоятельно поддерживать на необходимом уровне боеспособность своих ВС, а в случае крупномасштабного военного конфликта – обеспечить собственными силами достижение поставленных политических целей. Турция принимает самое активное участие в различных мероприятиях и инициативах альянса.

В Стратегии национальной безопасности говорится, что на современном этапе и на обозримую перспективу Турция не рассматривает ни одну из соседних стран в качестве потенциального противника. В 2010 г. из списка государств, представляющих внешнюю угрозу для безопасности Турции, были исключены Армения, Болгария, Грузия, Иран и Сирия (последние события в САР могут изменить позицию Анкары). В то же время сохранено положение о возможной угрозе со стороны России и Греции, а действия Израиля впервые оцениваются как угрожающие стабильности на Ближнем Востоке, что может спровоцировать гонку вооружений в регионе. К числу главных угроз безопасности Турции отнесен Северный Ирак, где базируются основные силы сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей вооруженную борьбу с турецкими властями. При этом Анкара призывает «дружественные и союзные страны принимать действенные меры» с целью пресечения финансирования террористических организаций (к их числу отнесена РПК) и их деятельности в целом. В измененной Стратегии нацио-нальной безопасности подробно говорится о борьбе с терроризмом внутри страны и в регионе. Особо отмечается недопустимость появления на Ближнем Востоке ядерного оружия. В этой связи Турция подчеркивает важность скорейшего возобновления переговоров по иранской ядерной программе с участием всех заинтересованных сторон. В то же время в документе не го-ворится о проекте создания коллективной системы ПРО НАТО в Европе, относительно которого в Анкаре выражают обеспокоенность.

Внутренние угрозы, объявленные реальными, поставлены в документе на главное место по отношению к угрозам внешним. К ним традиционно отнесены радикальный исламизм, курдский сепаратизм и левацкие группировки (характерно, что угроза со стороны ультраправых сил не упомянута). Указано также на их прямую взаимосвязь с новыми, «асимметричными» угрозами: международным терроризмом, наркотрафиком, нелегальной миграцией и торговлей людьми, угрозой распространения ядерного оружия в регионе, проблемой нехватки водных ресурсов.

К внешнеэкономическим угрозам отнесены: постоянно растущий консолидированный долг Турции и усиливающаяся зависимость страны от импорта основных энергоносителей (ок. 75 проц ввозится из-за рубежа).

К основным принципам оборонной политики Турции относятся:

– обеспечение гарантированной защиты независимости, территориальной целостности и республиканского общественного строя;

– принятие всех мер для предотвращения кризисов и конфликтов и внесение тем самым максимального вклада в дело уменьшения международной напряженности;

– активное участие в системах коллективной безопасности и выполнение всех обязательств, возлагаемых в связи с этим на Турцию.

Политическая составляющая военной доктрины включает три основополагающие концепции: сдерживания, управления кризисами и создания благоприятного внешнего окружения. Причем две первые практически заимствованы у США и реализуются в рамках единой натовской стратегии безопасности. Что же касается третьей концепции, то она занимает приоритетное место в практической деятельности турецкого руководства, преследуя цель формирования «зоны мира и безопасности» вокруг Турции.

Военно-техническая часть доктрины представлена четырьмя базовыми концепциями:

– поддержания постоянно высокого уровня боеготовности и боевой мощи ВС, а также их технической оснащенности;

– решительных действий с применением обычных средств поражения;

– военных операций с ограниченными целями;

– операций «иных, чем война».

Переосмысление государственным руководством страны характера и направлений внешних угроз, выводы ГШ ВС Турции о снижении количества и качества потенциальных военных противников легли в основу процесса корректировки концепции применения национальных вооруженных сил. В настоящее время считается целесообразным готовить армию не к «двум с половиной войнам», а к «полутора войнам» (одному вооруженному конфликту высокой интенсивности с внешним противником и широкомасштабным боевым действиям против вооруженных сепаратистов внутри страны). При этом констатация невозможности нанесения ни одним из потенциальных противников Турции внезапного удара группировкой войск мирного времени снижает потребности страны в содержании крупных, полностью развернутых группировок собственных вооруженных сил.

Обеспечение национальной безопасности Турции, предотвращение возникновения военных угроз, либо их нейтрализация на раннем этапе считается возможным лишь при наличии мощных, хорошо подготовленных и оснащенных вооруженных сил. Исходя их этого, государство последовательно реализует планы и программы военного строительства, направленные на дальнейшее укрепление ВС путем обеспечения их соответствующим финансированием, выполнения программ закупок и модернизации вооружения и военной техники, оптимизации организационно-штатной структуры, поддержания престижа армии в обществе и высокого социального статуса военнослужащих, прежде всего офицерского корпуса.

После реализации планов реорганизации и модернизации ВС Турции сухопутные войска должны быть готовы к ведению высокоманевренных военных действий в различных условиях обстановки. Это намечено достигнуть путем интенсивного оснащения объединений, соединений и частей современным вооружением и военной техникой. В составе сухопутных войск повышается удельный вес современных танков, боевых бронированных машин, самоходных артиллерийских систем, средств противотанковой и войсковой противовоздушной обороны, ударных вертолетов армейской авиации. В ВВС предусматривается значительное повышение боевых возможностей тактической авиации, а также сил ПВО. Проводится курс на модернизацию и обновление самолетного парка, вооружения ПВО, аэродромной сети, системы управления и связи, повышения боевой выучки летного и технического состава. Большое внимание уделяется повышению мощи флота, который должен обеспечить оборону страны с моря и эффективную защиту национальных интересов Турции на Черном и Средиземном морях. Реализуется программа развития жандармских войск и береговой охраны как главных резервных компонентов ВС.

Таким образом, Турция в интересах укрепления своих международных и региональных позиций, превращения страны в бесспорного регионального лидера продолжит курс на поступательное наращивание своего военного потенциала, повышение боеспособности и боеготовности национальных ВС.

52.42MB | MySQL:103 | 0,519sec