Ливия: трудный выбор НАТО

НАТО явно находится в тупике по вопросу продолжения своей операции в Ливии. Перед руководством Альянса стоит очень непростая дилемма: входить в страну в полной мере и проводить сухопутную операцию или взять курс на мирные переговоры.

Для того чтобы сделать такой непростой выбор, необходимо четко понимать уровень поддержки М.Каддафи в стране. Если откинуть в сторону пропагандистские репортажи катарской «Аль-Джазиры» и очень субъективную оценку западных СМИ, то становится понятным одно: запад страны лоялен полковнику, а вернее – племенная верхушка будет по-прежнему поддерживать нынешний режим в Триполи. Попытки подкупить армейскую верхушку каддафистов, на что ПНС затратило огромную сумму «западных» денег, не сработали. Говоря о контактах с Бенгази в различных европейских столицах в течение предыдущих трех месяцев, премьер-министр Ливии имел ввиду в том числе именно это. Особенно он акцентировал внимание на «контактах» в Париже, которые проходили под кураторством Н.Саркози.

Та часть повстанцев, которая действует в горных районах на тунисско-ливийской границе, погоды явно не делает, а сама природа этого сопротивления лежит скорее в криминальной плоскости, нежели в политической. По некоторым данным, именно через эти районы идет основной наркотрафик, что сразу же отразилось на количестве наркотиков в стране.

Опровергнем западные и катарские СМИ. Восток страны находится под полным контролем каддафистов, оба КПП на тунисской границе также в их руках, а в городах по пути из Туниса в Триполи бои не идут. Они там действительно имели место, но в феврале с.г., и в настоящее время очаг сопротивления в них подавлен. Все восстания в этих населенных пунктах начинались по одной и той же схеме: нападение на полицейские участки, захват хранящегося в них оружия и попытка захватить городок под свой контроль. С приходом армии повстанцы после недолгого сопротивления «растворялись». Примерно то же самое было и в Мисурате, но там в самый критичный для повстанцев момент на помощь пришел британский спецназ. Плюс географическое положение этого города позволяло альянсу более активно снабжать через морской коридор восставших оружием и продовольствием, что становится все более затруднительным по мере удаления на восток.

Таким образом, необходимо констатировать следующее: первоначальный план восстания подразумевал практически одновременную организацию мятежа в практически всех крупных городах, которые расположены по среднеземноморской автомагистрали от Туниса до Египта. Таким образом, первоначальный план предусматривал блокаду Триполи с постепенным вытеснением сторонников Каддафи из столицы и захват власти. Очевидно, что организаторы просчитались и не оценили в а полной мере уровень поддержки полковника в этих районах. Более того, если бы не помощь НАТО, то и Бенгази бы пал через неделю после начала боев.

Говоря об уровне боеспособности повстанцев, следует учитывать мнение британских и французских инструкторов, которые в один голос говорят о том, что создать что-то действительно эффективное из того набора добровольцев, которое предоставлено в их распоряжение, нереально даже в долгосрочной перспективе. Таким образом, ожидать успешного наступления повстанцев на столицу даже в условиях абсолютного превосходства в воздухе и активного снабжения отрядов ПНС оружием, не приходится.

Более того, руководство ПНС недовольно уровнем финансирования со стороны НАТО, а также степенью непосредственного участия натовцев в боях. Другими словами, ПНС все активнее превращается в «тунеядца», который спит и видит, как прийти к власти исключительно на штыках НАТО, а Альянс к такому сценарию не готов, особенно с учетом пассивной позиции США, которые и так завязли в двух войнах. Военное крыло организации, тем не менее, все-таки такую возможность прорабатывает. Правда, в таком случае натовцам, скорее всего, придется действовать без соответствующего решения Совбеза ООН, к чему ряд стран Альянса не готово. Взять Триполи и убить Каддафи большой трудности не представляет. Другой вопрос – что делать дальше? Значительная часть ливийских кланов делиться своими экономическими преференциями с Бенгази не готова, что автоматически запустит развитие событий по «иракскому сценарию» со всеми прелестями хаоса и гражданской войны в ее «партизанском варианте».

Сами бомбардировки Триполи и объектов вокруг него становятся все более бесполезным занятием. Удары идут уже «по второму» или даже «третьему» кругу с расширением радиуса на чисто гражданские объекты, типа гостиниц или парламентских клубов. При этом не исключается, что ВВС НАТО наносят удары «по полученным разведданным о местопребывании Каддафи», которые, скорее всего им «подкидывают» агенты-двойники. Иначе очень трудно объяснить удары по заведомо мирным объектам. Основная цель – ликвидация Каддафи, но он, скорее всего, прячется в труднодоступных местах (гостиница «Риксос», где живет весь журналистский интернационал или триполийский медцентр). Кстати, не исключено, что и этим моментом, в том числе обусловлена абсолютная лояльность Триполи к присутствию в столице иностранных корреспондентов. Уповать на удачу конечно можно, но это очень дорогостоящие упования. Альянс уже израсходовал тот боезапас, который был выделен на операцию первоначально. Закончились и «умные ракеты». Все это конечно восполнят, но необходимо приходить к какому-то решению. Бомбить до бесконечности невозможно. Полагать, что режим Каддафи падет из-за дефицита бензина наивно. Продовольствия в стране более, чем достаточно. Это видно и по беженцам, основную часть которых составляют не ливийцы, а работавшие в стране до войны рабочие из стран Африки.

Наземная операция, таким образом, остается для натовцев единственной возможностью решить «проблему Каддафи». Но выйти на такое решение они смогут не позднее осени с.г. В качестве предлога для нее при отсутствии мандата ООН может быть использован вердикт МУС. Но в любом случае такой сценарий чреват только одним: «иракизацией Магриба».

52.23MB | MySQL:103 | 0,415sec