Затяжной вооруженный конфликт в Сомали в последнее время вызывает всё большую озабоченность мирового сообщества, прежде всего в связи с обострением проблемы пиратства, распространением исламского экстремизма и терроризма в зоне Африканского Рога, ростом числа сомалийских беженцев в странах Африки, Западной Европы и Северной Америки. ООН, Африканский союз, другие заинтересованные международные организации и государства прилагают немало усилий по урегулированию сомалийского кризиса и восстановлению мира в этой стране. Однако при планировании и реализации ими комплексных мер по стабилизации обстановки в Сомали пока недостаточно учитываются и используются национальные особенности общественного устройства и потенциал местных традиционных общественных структур, что нередко приводит к низкой эффективности или даже провалу миротворческих инициатив. А между тем в современном сомалийском обществе родоплеменные отношения, традиции и обычаи всё ещё играют важную роль и оказывают существенное влияние на политические процессы в стране.
Сомалийское общество, несмотря на свой моноэтнический состав (сомалийцы составляют примерно 95% населения страны), имеет довольно сложную родоплеменную структуру. Традиционно большинство сомалийских племен группируются по генеалогическому принципу в пять крупных этнических групп –хавие (до 25% населения), дарод (около 22%), исак (более 20%), раханвейн (до 20%) и дир (примерно 8%)¹. Остальные племена (около 5% населения) относятся к этническим меньшинствам. Внутри этнических групп имеются подгруппы родственных племен. В свою очередь племена, как правило, имеют многоуровневую структуру в своих патрономиях и подразделяются на рода, колена, общины и т.д. Как правило, каждая этническая группа (подгруппа) или племя традиционно населяет определенную территорию (или территории) и пользуется имеющимися на ней природными ресурсами, прежде всего пастбищами и источниками пресной воды, поскольку основным занятием большинства сомалийских племен является кочевое скотоводство. Во главе племен и родов стоят вожди и старейшины, руководящие жизнью и деятельностью общин. Если титул вождя племени (эмир, султан, бокор, исим, угас, гарад, малак) передается по наследству, то старейшины избираются самими членами общины из числа наиболее заслуженных и влиятельных мужчин и коллективно решают различные проблемы ее повседневной жизни, а также улаживают возникающие конфликты с другими общинами. Практически в каждой общине многие мужчины имеют стрелковое оружие, и при необходимости старейшины могут довольно быстро собрать отряд ополченцев для защиты интересов племени.
Социальные отношения внутри сомалийских племен и между племенами обычно регулируются на основе традиционного (обычного) права, представляющего собой некий свод неписаных законов, правил и обычаев, устно передаваемых старейшинами из поколения в поколение. Современное сомалийское традиционное право впитало в себя многие положения шариата, особенно на бытовом уровне и в сфере семейных отношений, однако оно не носит универсальный характер и имеет свои особенности применительно к различным системам хозяйствования. Вместе с тем, ряд положений традиционного права являются общими для всех сомалийских племен. К таким положениям, в частности, относятся законы и традиции, регулирующие имущественные отношения, брак, выплату материальной и денежной компенсации за причиненный ущерб или за убитых и раненых в ходе междоусобиц. Решения, выносимые старейшинами по спорам и конфликтам, публично утверждаются вождями племен и являются обязательными для исполнения конфликтующими сторонами. Община несет коллективную ответственность за своих членов перед другими общинами, и каждый ее член ответственен перед своей общиной. Невыполнение правил и обычаев ведет к изгнанию из общины и социальной изоляции.
За годы гражданской войны в Сомали роль института вождей и старейшин племен претерпела неоднозначные изменения в различных частях страны. С одной стороны, в условиях длительного отсутствия государственных органов власти и официальной судебной системы, миротворческая и посредническая деятельность старейшин племен, будучи сдерживающим фактором в вооруженных конфликтах между различными кланами и группировками, предотвратила полное разрушение сомалийского общества. С другой стороны, обусловленная войной коррозия традиционных моральных основ и нарушение многих родоплеменных связей в сомалийском обществе привели к снижению авторитета и влияния вождей и старейшин племен, особенно в центральных и южных провинциях страны, в большей степени пострадавших от боевых действий.
В современном сомалийском обществе по-прежнему сохраняются черты трайбализма. Между сомалийскими этническими группами, а также наиболее крупными племенами, издавна идет борьба за власть в стране (и ее отдельных регионах) и за распределение общенациональных ресурсов в свою пользу. Если во времена правления Сиада Барре привилегированное положение в стране занимало племямарехан и другие племена группы дарод, то после падения режима в 1991 году к власти пришли военно-политические группировки, этнически представленные племенами хабар-гидир и абгаль из группы хавие. Впрочем, между ними сразу же начался новый виток борьбы за власть, переросший в длительный вооруженный конфликт, что подтолкнуло племена исак к отделению от Сомали населенных ими северо-западных провинций и провозглашению там независимой республики Сомалиленд. Позднее, в 1998 году, о создании своей автономии Пунтленд в составе Сомали объявили племена харти (дарод), населяющие северо-восточные провинции.
В 2000 году на проходившей в Джибути конференции по национальному примирению в Сомали лидерами сомалийских военно-политических группировок и племен была достигнута неофициальная договоренность о пропорциональном представительстве основных этнических групп и племен в общенациональных органах государственной власти. Согласно этой договоренности, часто называемой «системой 4,5», четырем основным этническим группам (хавие, дарод, дир и раханвейн) выделяются равные квоты в правительстве и парламенте, а все остальные, малочисленные, племена получают половину такой квоты. (Племена исак, населяющие Сомалиленд, официально отказались от представительства в федеральном парламенте Сомали). Кроме того, если на должность президента страны избирается представитель племенхавие, то на пост премьер-министра он назначает представителя племен дарод, и наоборот. При этом председателем парламента, как правило, избирается представитель племен раханвейн.
Данная система действует в Сомали и поныне. Она устраивает большинство депутатов парламента, которые ревностно следят за ее соблюдением при формировании различных федеральных структур власти. В этой связи многие депутаты резко критикуют президента Шарифа за преимущественный набор выходцев из племен хавие в ряды воссоздаваемой национальной армии и полиции. Следует отметить, что в армии до сих пор сохранятся клановый принцип формирования частей и подразделений, что негативно сказывается на ее моральном духе, воинской дисциплине и боеспособности в целом. Некоторые вооруженные формирования, вошедшие в состав правительственных войск, готовы сражаться против боевиков из экстремистской исламской группировки «Аш-Шабаб» лишь в пределах своих этнических территорий, но не в других районах страны.
Иной подход к формированию органов власти и вооруженных отрядов применяется в организации «Аш-Шабаб», контролирующей большую часть южных и центральных провинций Сомали. Проповедуя идеи неосалафизма, руководство «Аш-Шабаб» не признает родоплеменных связей в мусульманском обществе и формирует местные органы власти и отряды моджахедов без учета их этнических особенностей. Вместе с тем, хорошо зная сомалийские традиции, лидеры «Аш-Шабаб» стремятся заручиться поддержкой вождей и старейшин племен хавие, раханвейн, саде и использовать их влияние в обществе для решения конкретных задач (например, для сбора средств и призыва новобранцев в ряды моджахедов или для проведения общественных работ на контролируемых территориях). Однако сотрудничество старейшин племен с «Аш-Шабаб» во многих случаях является вынужденным и временным, так как в конечном счете не отвечает их интересам. По сообщениям сомалийских СМИ, только в этом году в провинциях Хиран, Средняя и Нижняя Шабелле десятки старейшин отказались сотрудничать с «Аш-Шабаб», за что были арестованы и брошены в тюрьмы. Неоднократные призывы Совета старейшин племен хавие к боевикам «Аш-Шабаб» прекратить гонения на старейшин и вооруженную борьбу практически не возымели действия.
В северных частях Сомали, где обстановка отличается относительной стабильностью, влияние вождей и старейшин племен на происходящие там политические процессы сохранилось гораздо в большей степени (с другой стороны — отсюда и стабильность!).
В Сомалиленде участие вождей и старейшин в государственном управлении закреплено конституцией, согласно которой Совет старейшин является верхней палатой парламента. В его функции входит разработка и принятие законов в сферах религии, общественного устройства, социально-экономического развития и национальной безопасности, выработка рекомендаций и критических замечаний по деятельности правительства в этих сферах, заслушивание министров о работе правительства, рассмотрение и утверждение законов, принятых нижней палатой парламента (Советом представителей). Президент Сомалиленда Ахмед Силаньё регулярно проводит встречи с вождями племен для обсуждения наиболее сложных проблем внутренней политики. Старейшины обязательно включаются в состав правительственных делегаций по урегулированию конфликтов, возникающих время от времени между общинами исак и других этнических групп (племен дулбаханте, варсангели, гадабурси, иса) и играют решающую роль в мирном решении споров на основе традиционного права и норм шариата. С другой стороны, отдельные вожди этих племен нередко выступают идейными вдохновителями сепаратистских движений на востоке и западе Сомалиленда, что создает социальную напряженность в этих районах и вызывает растущее беспокойство властей.
В Пунтленде вожди и старейшины племен также участвуют, хотя и косвенно, в государственном управлении. Пока в автономии не создана многопартийная система, они фактически выдвигают кандидатов от племенных общин в депутаты парламента². В соответствии с конституцией Пунтленда, вожди и старейшины племен участвуют в урегулировании межплеменных споров и конфликтов, и выносимые ими вердикты признаются государственными органами власти, которые обязаны содействовать практическому выполнению принятых решений. При этом действие традиционного права признается только тогда, когда оно не противоречит нормам шариата, конституции и другим законам автономии. Поэтому при урегулировании конфликтов старейшины действуют обычно совместно с улемами. Примечательно также, что в решении проблем общественной безопасности официальные власти Пунтленда также сотрудничают со старейшинами и без их ведома, как правило, не предпринимают каких-либо силовых действий на территориях традиционного проживания тех или иных родовых общин.
Вместе с тем, роль вождей и старейшин племен в социально-политической жизни Пунтленда не стоит переоценивать. Экономическая разруха в Сомали, усилившаяся за годы гражданской войны, заметно подорвала традиционные устои общества и в Пунтленде. Влияние старейшин и мусульманского духовенства в обществе, особенно в молодежной среде, уже не столь велико, и их миротворческие усилия и попытки воспрепятствовать распространению бандитизма и пиратства порой просто игнорируются.
Однако в целом примеры использования института старейшин и традиционного права в системе государственного устройства в Сомалиленде и Пунтленде свидетельствуют об их необходимости на современном этапе развития сомалийского общества. В нынешних условиях национальное примирение в Сомали не может быть достигнуто без активного участия в политических процессах вождей и старейшин основных сомалийских племен. Восстановление общенационального государства в Сомали возможно лишь в рамках федерации или конфедерации автономных территорий, населенных основными сомалийскими этническими группами.
Примечания:
¹ Большая часть племен дир проживает на территории северного Огадена в Эфиопии и в Джибути.
² В Пунтленде — однопалатный парламент из 66 депутатов.
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК
Родоплеменные связи и отношения традиционно играют важную роль в сомалийском обществе и до сих пор оказывают существенное влияние на политические, социальные и культурные аспекты жизни в странах, населенных сомалийцами. Ниже приводится перечень и упрощенная классификация сомалийских племен и этнических групп.
Перечень сомалийских племен и этнических групп
Название в сомалийской транскрипции | Название в русской транскрипции | Этническая принадлежность |
Основные районы проживания |
Abgaal | Абгаль | Группа племен хавие | Бенадир, Ср. и Н. Шабелле, Мудуг, Гальгудуд, Хиран |
Аbsame | Абсаме | Группа племен дарод | Огаден, Мудуг, Гальгудуд, Н.Джуба |
Ajuuran | Аджуран | Джамбелле (хавие) | Джуба, Гедо, С.-В. Кении, Огаден |
Akisho (Gurre) | Акишо (гурре) | Мадахвейн (дир) | Огаден, Аудал |
Asharaaf | Ашараф | Мирифле (раханвейн) | Бенадир, Н. Джуба |
Awrtable | Ауртабле | Дарод | Нугал, Босасо |
Ayuub | Аюб | Хабар-магадо (исак) | Тогдер, Хауд |
Baadicadde | Бадиаде | Гогондоу (хавие) | Бенадир, Ср. и Н. Шабелле |
Baajimaal | Баджималь | Дир | С.-З. Сомали |
Baajuun | Баджун | Малый этнос | Бенадир, Н. Шабелле |
Balcad | Балъад | Абсаме (дарод) | Огаден, Мудуг, Гальгудуд |
Banaadiri | Бенадири | Малый этнос | Бенадир, Ср. Шабелле |
Biyomaal | Биёмаль | Дир | Кения, Н. Шабелле, Н. Джуба, Бакол, Гедо, Огаден |
Carab (Arab) | Арап | Хабар-магадо (исак) | С.-З. Сомали, северный Огаден |
Cawlyahan | Аулъяахан | Огаден (дарод) | Огаден |
Cayr | Айр | Хабар-гидир (хавие) | Гальгудуд, Хиран, Ср. Шабелле |
Ceelay | Элай | Мирифле | Юг Сомали |
Ceeleeye | Элейе | Иса (дир) | Джибути, Салал, сев. Огаден |
Ciidagale | Идагле | Гархаджи (исак) | Харгейса, Мароди-Джех, Хауд |
Ciise | Исса | Группа племен дир | Джибути, Салал, сев. Огаден |
Daarood | Дарод | Одна из основных сомалийских этнических групп | С.-В. Сомали, Огаден, Гедо, С.-В. Кении, Йемен |
Dabarre | Дабарре | Дигиль | Динсор (Бай) |
Dagoodiye | Дагодие | Гогондоу (хавие) | Юг Огадена, С.-В. Кении |
Dashiishle | Дашишле | Харти (дарод) | Бари |
Digil | Дигиль | Группа племен раханвейн | Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба |
Dir | Дир | Одна из основных сомалийских этнических групп | С.-З. Сомали, север Огадена, Джибути |
Dubays | Дубайс | Варсангели (харти/дарод) | Хайлан, Нугал, Бари |
Duduble | Дудубле | Хабар-гидир (хавие) | Гальгудуд |
Dhulbaahante | Дулбаханте | Харти (дарод) | Сол, Нугал, Айн, Огаден |
Facaye | Фаайе | Саде (дарод) | Огаден, Гальгудуд |
Fiqicilmi | Фики-илми | Биёмаль (дир) | Юг Сомали, С.-В. Кении |
Fiqishini | Фикишини | Дулбаханте (дарод) | Сол |
Gaadsan | Гадсан | Биёмаль (дир) | Бакол, Гедо, юг Огадена |
Gaaljecel | Гальджеэль | Сорансор (хавие) | Ср. и Н. Шабелле, Бенадир, Н. Джуба |
Gabooye | Габойе | Малый этнос | Тогдер, Сахиль |
Garxajis | Гархаджис | Группа племен исак | С.-З. Сомали, северный Огаден |
Gariir | Гарир | Мадахвейн (дир) | Огаден |
Garre | Гарре | Дигиль | Мандера, Доло, Эль-Уак (Гедо) |
Geladi | Гелади | Дигиль | Ср. и Н. Шабелле |
Gadaabuursi | Гадабурси | Дир | Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути |
Gorgarte | Горгарте | Группа племен хавие | Центр и юг Сомали, Огаден |
Gogondhow | Гогондоу | Группа племен хавие | Хиран, Гедо, юг Огадена, С.-В. Кении |
Gurgure | Гургуре | Мадахвейн (дир) | Р-н Дире-Дава (Огаден) |
Gurre (Akisho) | Гурре (акишо) | Мадахвейн (дир) | Огаден |
Habar Awal | Хабар-аваль | Исак | Сахиль, Аудал |
Habar Gidir | Хабар-гидир | Хавие | Хиран, Ср. Шабелле, Бенадир |
Habar Jeclo | Хабар-джеэло | Исак | Тогдер, Санаг, Сол, Хауд |
Habar Magaado | Хабар-магадо | Группа племен исак | Сомалиленд, северный Огаден |
Habar Yoonis | Хабар-йонис | Исак | С.-З. Сомали, северный Огаден |
Habar Cafaan | Хабар-афан | Самарон (дир) | Аудал, северный Огаден |
Harti | Харти | Группа племен дарод | С.-В. Сомали |
Hawiye | Хавие | Одна из основных сомалийских этнических групп | Центр и юг Сомали, Огаден, Могадишо |
Hintire | Хинтире | Джамбелле (хавие) | Джуба, Гедо, С.-В. Кении, Огаден |
Hooroone | Хороне | Иса (дир) | Джибути, Салал, сев. Огаден |
Isaaq | Исак | Одна из основных сомалийских этнических групп | С.-З. Сомали, северный Огаден |
Janbeelle | Джанбелле | Группа племен хавие | Центр и юг Сомали, Огаден |
Jajeelle | Джаджелле | Гогондоу (хавие) | Юг Сомали, С.-В. Кении |
Jareerweynе | Джарервейне | Малый этнос | Бенадир, Н. Шабелле, Н. Джуба |
Jibriil Yoonis | Джибрил-йонис | Гадабурси | С.-З. Сомали |
Jiddo | Джиддо | Дигиль | Ср. и Н. Шабелле |
Jidwaq | Джидуак | Абсаме (дарод) | Огаден, Мудуг, Гальгудуд |
Jiido | Джидо | Мадахвейн (дир) | Огаден |
Jilible | Джилибле | Мирифле | Ср. Джуба |
Jiroon | Джирон | Мирифле | Н. Джуба |
Kablalax | Каблалах | Группа племен дарод | Огаден, Пунтленд |
Kumade | Кумаде | Группа племен дарод | Огаден, Мудуг, Гальгудуд |
Karanle | Каранле | Хавие | Эль-Бур (Гальгудуд) |
Layiile | Лайиле | Мадахвейн (дир) | Северный Огаден |
Leelkase | Лелкасе | Танаде (дарод) | Мудуг, Нугал, северный Огаден |
Leysaan | Лейсан | Мирифле | Юг Сомали |
Madaxweyn | Мадахвейн | Дир | Северный Огаден |
Madhibaаn (Midgaan) | Мадибан (Мидган) | Малый этнос | Север Сомали |
Majeerteen | Маджертен | Харти (дарод) | С.-В. Сомали |
Makaahiil | Макахиль | Самарон (дир) | С.-З. Сомали |
Mareexaan | Марехан | Саде (дарод) | Огаден, Гедо, Н. Джуба, Мудуг, Гальгудуд |
Mirifle | Мирифле | Группа племен раханвейн | Гедо, Бай, Бакол |
Moorcase | Моръасе | Харти (дарод) | Бари |
Mudulood | Мудулод | Абгал (хавие) | Бенадир, Мудуг, Ср. и Н. Шабелле, Гальгудуд, Хиран |
Murursade | Мурурсаде | Хавие | Гальгудуд, Бенадир, Н. Шабелле |
Murille | Мурилле | Гогондоу (хавие) | Гедо, Ср. Джуба, С.-В. Кении |
Ogaadeen | Огаден | Кумаде (дарод) | Огаден, С.-В. Кении, Н. Джуба |
Qorshe | Корше | Лелкасе (дарод) | Северный Огаден |
Qubeys | Кубейс | Сурре (дир) | Мудуг, Хиран |
Raxanweyn | Раханвейн | Одна из основных этнических групп | Гедо, Бай, Бакол, долины рек Джуба и Шабелле |
Sacad | Саад | Хабар-гидир (хавие) | Гальгудуд |
Sacad Muuse | Саад-муса | Хабар-аваль (исак) | С.-З. Сомали, северный Огаден |
Saleebaan | Салебан | Хабар-гидир (хавие) | Гальгудуд |
Samaroon | Самарон (гадабурси) | Дир | Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути |
Saruur | Сарур | Хабар-гидир | Хиран, Гальгудуд, Ср. Шабелле |
Silcis | Силъис | Горгате (хавие) | Н. Шабелле |
Subeer Awal | Зубейр-аваль | Исак | С.-З. Сомали |
Surre | Сурре | Дир | Огаден, Мудуг, Гальгудуд |
Sheexaal
(Fiqi Cumar) |
Шехаль
(фики-умар) |
Хавие | Бенадир, юг Сомали, Огаден |
Tol Jeclо | Тол-джеэло | Исак | С.-З. Сомали |
Tumaal | Тумаль | Малый этнос | С.-З. Сомали |
Tunni | Тунни | Дигиль | Ср. и Н. Шабелле |
Uurweyne | Урвейне | Иса (дир) | Джибути, сев. Огаден, Салал |
Wacaysle | Уаайсле | Абгаль (хавие) | Бенадир, Гальгудуд, Ср. Шабелле |
Wacbuudhan | Уабудан | Абгаль (хавие) | Ср. и Н. Шабелле |
Wacdaan | Уадан | Горгарте (хавие) | Н. Шабелле |
Wadalaan | Уадалан | Горгарте (хавие) | Н. Шабелле |
Walaaldoon | Уалалдон | Иса (дир) | Джибути, сев. Огаден, Салал |
Warsangeli | Варсангели | Харти (дарод) | Санаг, Хайлан, Бари |
Xaskul | Хаскуль | Хавие | Хиран |
Xawaadle | Хавадле | Хавие | Хиран, Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба |
Yibir | Йибир | Малый этнос | Бенадир |
**Упрощенная классификация сомалийских этнических групп и племен
Этнические
подгруппы |
Племена |
Основные рода (племена) | Основные районы проживания | Примечания |
1. Этническая группа хавие | ||||
Горгарте | Абгаль
Хабар-гидир Шехаль (Фики-омар) Мобилен Уадалан Уадан Силъис |
Уаайсле, уабудан, мудулод
Саад, салебан, сарур, айр, дудубле |
Бенадир, Ср. и Н. Шабелле, Мудуг, Гальгудуд, Хиран
Бенадир, Хиран, Гальгудуд, Ср. Шабелле Бенадир, юг Сомали, Огаден Ср. и Н. Шабелле Н. Шабелле Н. Шабелле Н. Шабелле |
Наиболее влиятельные племена, стоящие у власти в Могадишо и центральных районах Сомали |
Джанбелле | Аджуран Хинтире
Аруре Олагир (?) |
Джуба, Гедо, С.-В. Кении, Огаден | ||
Гогондоу
Сорансор |
Дагодие
Бадиаде Мурилле Джаджелле Джидле Галджеель |
Сидинле, гарунле и др. | Юг Огадена, С.-В. Кении
Ср. и Н. Шабелле Гедо, Ср. Джуба Ср. и Н. Шабелле, Бенадир, Н. Джуба |
|
Бах-арбера (?) | Мурурсаде
Хаскуль Каранле Уадар |
Сабти, абукар, хилиби и др. | Вост. Гальгудуд, Н. Шабелле, Бенадир
Хиран, Огаден Гальгудуд |
|
Майле (?) | Хавадле | Хиран, Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба | ||
2. Этническая группа дарод | ||||
Харти | Маджертен
Дулбаханте Варсангели Моръасе (Дашишле) Гери (?) Харале (?) Хасле (?) Тинле (?) |
Салебан, араб-салах, аманле, омар, сивакрон, махмуд, али-угар, абдирихин, угар-салебан, али-джибраил, уабенейе, джанбел и др.
Осман, гарад, налайе, ахмед, саид и др. Дубайс, гарад-абдалле, уарлабе, гарвейне и др. |
С.-В. Сомали (Пунтленд)
Сол, Айн, Санаг, Огаден Санаг, Хайлан, Бари Бари Пунтленд |
Занимает правящее положение в Пунтленде |
Абсаме (кумаде) | Огаден
Джидуак Балъад Уэйтен (?) |
Малингур, исхак, далал, угас-илми, угас-кошин, маган, абдулла, гери, аулъяхан, абудуак, макабул, али-насер, аден-хайр, махамед-зубейр и др.
Абаскуль, ябаре, бартире |
Огаден, Ср. и Н. Джуба, С.-В. Кении
Огаден, Мудуг, Гальгудуд |
Наиболее влиятельное племя на юге Сомали |
Танаде | Лелкасе | Корше, сухурре, мумин-аден, махмуд-али | Мудуг, Нугал, северный Огаден | |
Бах-юсуф (?) | Ауртабле | Уакладжире, шуайб, сугал-муса и др. | Буртинле (Нугал), Босасо | |
Саде | Марехан | Хаврарсаме (аден-салебан, махмуд-салебан), фаайе, уагарда, рер-дини, рер-хасан, али-дере, рер-уардере и др. | Огаден, Гедо, Н. Джуба, Мудуг, Гальгудуд, С.-В. Кения | Наиболее влиятельное племя в центральных и юго-западных районах Сомали |
3. Этническая группа дир | ||||
Иса (мадобе)
Мандалуг Маэ Мадахвейн |
Уалалдон
Хаулгати Урвейне Хороне Фурлабе Элейе Уардик |
Макахир, идле, махмуд
Фики, абдалле Хабар-уалал, гел-уалал Мусе, мамасан |
Джибути, Салал, Аудал, северный Огаден | |
Гадабурси(самарон) | Макахиль (джибрил-йонис), хабар-афан, махамед-асе | Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути | ||
Биёмаль
Гадсан Барсуг Баджималь Дабрубе |
салебан, дауд, ясмин, саад
фики-илми, фики-нур и др. |
Южный Огаден, Кения, Н. Джуба, Бакол, Гедо, Н. Шабелле | ||
Гургуре
Лайиле Гурре (акишо) Гарире Джидо Уардай |
Хабар-дар, либан, кувах
Уаро-миё, хебен, джарсо и др. |
Сев. Огаден
Габилей (Сомалиленд), Сев. Огаден С.-В. Кения |
||
Сурре
(кубейс) |
Мудуг, Гальгудуд | |||
4. Этническая группа исак** | ||||
Хабар-магадо (гархаджис) | Хабар-йонис
Идагале (дауд) Хабар-аваль Аюб Арап |
Али-саид, арре-саид, исак, саад-йонис и др.
Саад-муса, иса-муса, рер-харед, зубейр-аваль, муса-зубейр |
Тогдер, Сарар, Санаг, Одвейне, сев. Огаден
Харгейса, Хауд, Мародиджех Сахиль, Мароди-джех, Габилей, Тогдер, северный Огаден Харгейса, Аудал, Тогдер, северный Огаден |
Правящая группа племен в Сомалиленде |
Хабар-хабушед | Хабар-джеэло(тол-джеэло)
Имран Самбур |
Муса-абокор, махамед-абокор | Сахиль, Санаг, Тогдер, Сол | |
5. Этническая группа (народность) раханвейн | ||||
Дигиль | Дабарре
Дубдере Ироле Гарре Гелади Джиддо Тунни |
Йеран, дир-мадоу
Хафоу, фаре, гого Даффарад, уэриле, аггива, дактире, гойгал |
Динсор (Бай)
Н. Джуба Гедо Н. Джуба Ср. и Н. Шабелле |
Основной род занятий – земледелие в долинах рек Джуба и Шабелле. |
Мирифле:
Мирифле-сидед (Мидобо) Мирифле-сагал (алемо) |
Бокол-хоре
Бокол-дамбе Элай, янтар, барбаро, хубер Касанле Айша-омардин |
Ялалле, дисоу, комаль, эмид
Маалин-уэйне, лисан, гарувале, джирон, харин Хадаме, уакдере, уак-биё, гасар-гуде, джилибле, геледи, балгури, гобаб-уэйн и др. |
Бай, Бакол, Гедо, Ср. Джуба
Бай, Бакол, Гедо |
Основной род занятий – скотоводство. Говорят на диалекте май, заметно отли-чающимся от стандартного языка сомали. |
6. Отдельные малочисленные племена | ||||
Бенадири | Бенадир | Торговля | ||
Баджун | Бенадир | |||
Мидган | Север Сомали | Ремесла, земледелие | ||
Тумаль | Аудал, Салал | Ремесла | ||
Йибир | Бенадир | Ворожба | ||
Джарервейне | Бенадир, Н. Шабелле, Н. Джуба | |||
Габойе | Тогдер, Сахиль | Охота, ремесла |
*Жирным шрифтом выделены наиболее крупные и влиятельные сомалийские племена.
** Среди сомалийцев нет единого мнения относительно происхождения и принадлежности ряда племен к определенным этническим группам (подгруппам). Например, некоторые сомалийские этнографы считают племена исак частью этнической группы дир.