Особенности общественного устройства в Сомали и их влияние на политические процессы в стране

Затяжной вооруженный конфликт в Сомали в последнее время вызывает всё большую озабоченность мирового сообщества, прежде всего в связи с обострением проблемы пиратства, распространением исламского экстремизма и терроризма в зоне Африканского Рога, ростом числа сомалийских беженцев в странах Африки, Западной Европы и Северной Америки. ООН, Африканский союз, другие заинтересованные международные организации и государства прилагают немало усилий по урегулированию сомалийского кризиса и восстановлению мира в этой стране. Однако при планировании и реализации ими комплексных мер по стабилизации обстановки в Сомали пока недостаточно учитываются и используются национальные особенности общественного устройства и потенциал местных традиционных общественных структур, что нередко приводит к низкой эффективности или даже провалу миротворческих инициатив. А между тем в современном сомалийском обществе родоплеменные отношения, традиции и обычаи всё ещё играют важную роль и оказывают существенное влияние на политические процессы в стране.

Сомалийское общество, несмотря на свой моноэтнический состав (сомалийцы составляют примерно 95% населения страны), имеет довольно сложную родоплеменную структуру. Традиционно большинство сомалийских племен группируются по генеалогическому принципу в пять крупных этнических групп –хавие (до 25% населения), дарод (около 22%), исак (более 20%), раханвейн (до 20%) и дир (примерно 8%)¹. Остальные племена (около 5% населения) относятся к этническим меньшинствам. Внутри этнических групп имеются подгруппы родственных племен. В свою очередь племена, как правило, имеют многоуровневую структуру в своих патрономиях и подразделяются на рода, колена, общины и т.д. Как правило, каждая этническая группа (подгруппа) или племя традиционно населяет определенную территорию (или территории) и пользуется имеющимися на ней природными ресурсами, прежде всего пастбищами и источниками пресной воды, поскольку основным занятием большинства сомалийских племен является кочевое скотоводство. Во главе племен и родов стоят вожди и старейшины, руководящие жизнью и деятельностью общин. Если титул вождя племени (эмир, султан, бокор, исим, угас, гарад, малак) передается по наследству, то старейшины избираются самими членами общины из числа наиболее заслуженных и влиятельных мужчин и коллективно решают различные проблемы ее повседневной жизни, а также улаживают возникающие конфликты с другими общинами. Практически в каждой общине многие мужчины имеют стрелковое оружие, и при необходимости старейшины могут довольно быстро собрать отряд ополченцев для защиты интересов племени.

Социальные отношения внутри сомалийских племен и между племенами обычно регулируются на основе традиционного (обычного) права, представляющего собой некий свод неписаных законов, правил и обычаев, устно передаваемых старейшинами из поколения в поколение. Современное сомалийское традиционное право впитало в себя многие положения шариата, особенно на бытовом уровне и в сфере семейных отношений, однако оно не носит универсальный характер и имеет свои особенности применительно к различным системам хозяйствования. Вместе с тем, ряд положений традиционного права являются общими для всех сомалийских племен. К таким положениям, в частности, относятся законы и традиции, регулирующие имущественные отношения, брак, выплату материальной и денежной компенсации за причиненный ущерб или за убитых и раненых в ходе междоусобиц. Решения, выносимые старейшинами по спорам и конфликтам, публично утверждаются вождями племен и являются обязательными для исполнения конфликтующими сторонами. Община несет коллективную ответственность за своих членов перед другими общинами, и каждый ее член ответственен перед своей общиной. Невыполнение правил и обычаев ведет к изгнанию из общины и социальной изоляции.

За годы гражданской войны в Сомали роль института вождей и старейшин племен претерпела неоднозначные изменения в различных частях страны. С одной стороны, в условиях длительного отсутствия государственных органов власти и официальной судебной системы, миротворческая и посредническая деятельность старейшин племен, будучи сдерживающим фактором в вооруженных конфликтах между различными кланами и группировками, предотвратила полное разрушение сомалийского общества. С другой стороны, обусловленная войной коррозия традиционных моральных основ и нарушение многих родоплеменных связей в сомалийском обществе привели к снижению авторитета и влияния вождей и старейшин племен, особенно в центральных и южных провинциях страны, в большей степени пострадавших от боевых действий.

В современном сомалийском обществе по-прежнему сохраняются черты трайбализма. Между сомалийскими этническими группами, а также наиболее крупными племенами, издавна идет борьба за власть в стране (и ее отдельных регионах) и за распределение общенациональных ресурсов в свою пользу. Если во времена правления Сиада Барре привилегированное положение в стране занимало племямарехан и другие племена группы дарод, то после падения режима в 1991 году к власти пришли военно-политические группировки, этнически представленные племенами хабар-гидир и абгаль из группы хавие. Впрочем, между ними сразу же начался новый виток борьбы за власть, переросший в длительный вооруженный конфликт, что подтолкнуло племена исак к отделению от Сомали населенных ими северо-западных провинций и провозглашению там независимой республики Сомалиленд. Позднее, в 1998 году, о создании своей автономии Пунтленд в составе Сомали объявили племена харти (дарод), населяющие северо-восточные провинции.

В 2000 году на проходившей в Джибути конференции по национальному примирению в Сомали лидерами сомалийских военно-политических группировок и племен была достигнута неофициальная договоренность о пропорциональном представительстве основных этнических групп и племен в общенациональных органах государственной власти. Согласно этой договоренности, часто называемой «системой 4,5», четырем основным этническим группам (хавие, дарод, дир и раханвейн) выделяются равные квоты в правительстве и парламенте, а все остальные, малочисленные, племена получают половину такой квоты. (Племена исак, населяющие Сомалиленд, официально отказались от представительства в федеральном парламенте Сомали). Кроме того, если на должность президента страны избирается представитель племенхавие, то на пост премьер-министра он назначает представителя племен дарод, и наоборот. При этом председателем парламента, как правило, избирается представитель племен раханвейн.

Данная система действует в Сомали и поныне. Она устраивает большинство депутатов парламента, которые ревностно следят за ее соблюдением при формировании различных федеральных структур власти. В этой связи многие депутаты резко критикуют президента Шарифа за преимущественный набор выходцев из племен хавие в ряды воссоздаваемой национальной армии и полиции. Следует отметить, что в армии до сих пор сохранятся клановый принцип формирования частей и подразделений, что негативно сказывается на ее моральном духе, воинской дисциплине  и боеспособности в целом. Некоторые вооруженные формирования, вошедшие в состав правительственных войск, готовы сражаться против боевиков из экстремистской исламской группировки «Аш-Шабаб» лишь в пределах своих этнических территорий, но не в других районах страны.

Иной подход к формированию органов власти и вооруженных отрядов применяется в организации «Аш-Шабаб», контролирующей большую часть южных и центральных провинций Сомали. Проповедуя идеи неосалафизма, руководство «Аш-Шабаб» не признает родоплеменных связей в мусульманском обществе и формирует местные органы власти и отряды моджахедов без учета их этнических особенностей. Вместе с тем, хорошо зная сомалийские традиции, лидеры «Аш-Шабаб» стремятся заручиться поддержкой вождей и старейшин племен хавие, раханвейн, саде и использовать их влияние в обществе для решения конкретных задач (например, для сбора средств и призыва новобранцев в ряды моджахедов или для проведения общественных работ на контролируемых территориях). Однако сотрудничество старейшин племен с «Аш-Шабаб» во многих случаях является вынужденным и временным, так как в конечном счете не отвечает их интересам. По сообщениям сомалийских СМИ, только в этом году в провинциях Хиран, Средняя и Нижняя Шабелле десятки старейшин отказались сотрудничать с «Аш-Шабаб», за что были арестованы и брошены в тюрьмы. Неоднократные призывы Совета старейшин племен хавие к боевикам «Аш-Шабаб» прекратить гонения на старейшин и вооруженную борьбу практически не возымели действия.

В северных частях Сомали, где обстановка отличается относительной стабильностью, влияние вождей и старейшин племен на происходящие там политические процессы сохранилось гораздо в большей степени (с другой стороны — отсюда и стабильность!).

В Сомалиленде участие вождей и старейшин в государственном управлении закреплено конституцией, согласно которой Совет старейшин является верхней палатой парламента. В его функции входит разработка и принятие законов в сферах религии, общественного устройства, социально-экономического развития и национальной безопасности, выработка рекомендаций и критических замечаний по деятельности правительства в этих сферах, заслушивание министров о работе правительства, рассмотрение и утверждение законов, принятых нижней палатой парламента (Советом представителей). Президент Сомалиленда Ахмед Силаньё регулярно проводит встречи с вождями племен для обсуждения наиболее сложных проблем внутренней политики. Старейшины обязательно включаются в состав правительственных делегаций по урегулированию конфликтов, возникающих время от времени между общинами исак и других этнических групп (племен дулбаханте, варсангели, гадабурси, иса) и играют решающую роль в мирном решении споров на основе традиционного права и норм шариата. С другой стороны, отдельные вожди этих племен нередко выступают идейными вдохновителями сепаратистских движений на востоке и западе Сомалиленда, что создает социальную напряженность в этих районах и вызывает растущее беспокойство властей.

В Пунтленде вожди и старейшины племен также участвуют, хотя и косвенно, в государственном управлении. Пока в автономии не создана многопартийная система, они фактически выдвигают кандидатов от племенных общин в депутаты парламента². В соответствии с конституцией Пунтленда, вожди и старейшины племен участвуют в урегулировании межплеменных споров и конфликтов, и выносимые ими вердикты признаются государственными органами власти, которые обязаны содействовать практическому выполнению принятых решений. При этом действие традиционного права признается только тогда, когда оно не противоречит нормам шариата, конституции и другим законам автономии. Поэтому при урегулировании конфликтов старейшины действуют обычно совместно с улемами. Примечательно также, что в решении проблем общественной безопасности официальные власти Пунтленда также сотрудничают со старейшинами и без их ведома, как правило,  не предпринимают каких-либо силовых действий на территориях традиционного проживания тех или иных родовых общин.

Вместе с тем, роль вождей и старейшин племен в социально-политической жизни Пунтленда не стоит переоценивать. Экономическая разруха в Сомали, усилившаяся за годы гражданской войны, заметно подорвала традиционные устои общества и в Пунтленде. Влияние старейшин и мусульманского духовенства в обществе, особенно в молодежной среде, уже не столь велико, и их миротворческие  усилия и попытки воспрепятствовать распространению бандитизма и пиратства порой просто игнорируются.

Однако в целом примеры использования института старейшин и традиционного права в системе государственного устройства в Сомалиленде и Пунтленде свидетельствуют об их необходимости на современном этапе развития сомалийского общества. В нынешних условиях национальное примирение в Сомали не может быть достигнуто без активного участия в политических процессах вождей и старейшин основных сомалийских племен. Восстановление общенационального государства в Сомали возможно лишь в рамках федерации или конфедерации автономных территорий, населенных основными сомалийскими этническими группами.

Примечания:

¹ Большая часть племен дир проживает на территории северного Огадена в Эфиопии и в Джибути.

² В Пунтленде — однопалатный парламент из 66 депутатов.

 

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК

Родоплеменные связи и отношения традиционно играют важную роль в сомалийском обществе и до сих пор оказывают существенное влияние на политические, социальные и культурные аспекты жизни в странах, населенных сомалийцами. Ниже приводится перечень и упрощенная классификация сомалийских племен и этнических групп.

Перечень сомалийских племен и этнических групп

Название в сомалийской транскрипции Название в русской транскрипции Этническая принадлежность

Основные районы проживания

Abgaal Абгаль Группа племен хавие Бенадир, Ср. и Н. Шабелле,  Мудуг, Гальгудуд, Хиран
Аbsame Абсаме Группа племен дарод Огаден, Мудуг, Гальгудуд, Н.Джуба
Ajuuran Аджуран Джамбелле (хавие) Джуба, Гедо, С.-В. Кении, Огаден
Akisho (Gurre) Акишо (гурре) Мадахвейн (дир) Огаден, Аудал
Asharaaf Ашараф Мирифле (раханвейн) Бенадир, Н. Джуба
Awrtable Ауртабле Дарод Нугал, Босасо
Ayuub Аюб Хабар-магадо (исак) Тогдер, Хауд
Baadicadde Бадиаде Гогондоу (хавие) Бенадир, Ср. и Н. Шабелле
Baajimaal Баджималь Дир С.-З. Сомали
Baajuun Баджун Малый этнос Бенадир, Н. Шабелле
Balcad Балъад Абсаме (дарод) Огаден, Мудуг, Гальгудуд
Banaadiri Бенадири Малый этнос Бенадир, Ср. Шабелле
Biyomaal Биёмаль Дир Кения, Н. Шабелле, Н. Джуба, Бакол, Гедо, Огаден
Carab (Arab) Арап Хабар-магадо (исак) С.-З. Сомали, северный Огаден
Cawlyahan Аулъяахан Огаден (дарод) Огаден
Cayr Айр Хабар-гидир (хавие) Гальгудуд, Хиран, Ср. Шабелле
Ceelay Элай Мирифле Юг Сомали
Ceeleeye Элейе Иса (дир) Джибути, Салал, сев. Огаден
Ciidagale Идагле Гархаджи (исак) Харгейса, Мароди-Джех, Хауд
Ciise Исса Группа племен дир Джибути, Салал, сев. Огаден
Daarood Дарод Одна из основных сомалийских этнических групп С.-В. Сомали, Огаден, Гедо, С.-В. Кении, Йемен
Dabarre Дабарре Дигиль Динсор (Бай)
Dagoodiye Дагодие Гогондоу (хавие) Юг Огадена, С.-В. Кении
Dashiishle Дашишле Харти (дарод) Бари
Digil Дигиль Группа племен раханвейн Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба
Dir Дир Одна из основных сомалийских этнических групп С.-З. Сомали, север Огадена, Джибути
Dubays Дубайс Варсангели (харти/дарод) Хайлан, Нугал, Бари
Duduble Дудубле Хабар-гидир (хавие) Гальгудуд
Dhulbaahante Дулбаханте Харти (дарод) Сол, Нугал, Айн, Огаден
Facaye Фаайе Саде (дарод) Огаден, Гальгудуд
Fiqicilmi Фики-илми Биёмаль (дир) Юг Сомали,  С.-В. Кении
Fiqishini Фикишини Дулбаханте  (дарод) Сол
Gaadsan Гадсан Биёмаль (дир) Бакол, Гедо, юг Огадена
Gaaljecel Гальджеэль Сорансор (хавие) Ср. и Н. Шабелле, Бенадир, Н. Джуба
Gabooye Габойе Малый этнос Тогдер, Сахиль
Garxajis Гархаджис Группа племен исак С.-З. Сомали, северный Огаден
Gariir Гарир Мадахвейн (дир) Огаден
Garre Гарре Дигиль Мандера, Доло, Эль-Уак (Гедо)
Geladi Гелади Дигиль Ср. и Н. Шабелле
Gadaabuursi Гадабурси Дир Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути
Gorgarte Горгарте Группа племен хавие Центр и юг Сомали, Огаден
Gogondhow Гогондоу Группа племен хавие Хиран, Гедо, юг Огадена, С.-В. Кении
Gurgure Гургуре Мадахвейн (дир) Р-н Дире-Дава (Огаден)
Gurre (Akisho) Гурре (акишо) Мадахвейн (дир) Огаден
Habar Awal Хабар-аваль Исак Сахиль, Аудал
Habar Gidir Хабар-гидир Хавие Хиран, Ср. Шабелле, Бенадир
Habar Jeclo Хабар-джеэло Исак Тогдер, Санаг, Сол, Хауд
Habar Magaado Хабар-магадо Группа племен исак Сомалиленд, северный Огаден
Habar Yoonis Хабар-йонис Исак С.-З. Сомали, северный Огаден
Habar Cafaan Хабар-афан Самарон (дир) Аудал,  северный Огаден
Harti Харти Группа племен дарод С.-В. Сомали
Hawiye Хавие Одна из основных сомалийских этнических групп Центр и юг Сомали, Огаден, Могадишо
Hintire Хинтире Джамбелле (хавие) Джуба, Гедо, С.-В. Кении, Огаден
Hooroone Хороне Иса (дир) Джибути, Салал, сев. Огаден
Isaaq Исак Одна из основных сомалийских этнических групп С.-З. Сомали, северный Огаден
Janbeelle Джанбелле Группа племен хавие Центр и юг Сомали, Огаден
Jajeelle Джаджелле Гогондоу (хавие) Юг Сомали, С.-В. Кении
Jareerweynе Джарервейне Малый этнос Бенадир, Н. Шабелле, Н. Джуба
Jibriil Yoonis Джибрил-йонис Гадабурси С.-З. Сомали
Jiddo Джиддо Дигиль Ср. и Н. Шабелле
Jidwaq Джидуак Абсаме (дарод) Огаден, Мудуг, Гальгудуд
Jiido Джидо Мадахвейн (дир) Огаден
Jilible Джилибле Мирифле Ср. Джуба
Jiroon Джирон Мирифле Н. Джуба
Kablalax Каблалах Группа племен дарод Огаден, Пунтленд
Kumade Кумаде Группа племен дарод Огаден, Мудуг, Гальгудуд
Karanle Каранле Хавие Эль-Бур (Гальгудуд)
Layiile Лайиле Мадахвейн (дир) Северный Огаден
Leelkase Лелкасе Танаде (дарод) Мудуг, Нугал, северный Огаден
Leysaan Лейсан Мирифле Юг Сомали
Madaxweyn Мадахвейн Дир Северный Огаден
Madhibaаn (Midgaan) Мадибан (Мидган) Малый этнос Север Сомали
Majeerteen Маджертен Харти (дарод) С.-В. Сомали
Makaahiil Макахиль Самарон (дир) С.-З. Сомали
Mareexaan Марехан Саде (дарод) Огаден, Гедо, Н. Джуба, Мудуг, Гальгудуд
Mirifle Мирифле Группа племен раханвейн Гедо, Бай, Бакол
Moorcase Моръасе Харти (дарод) Бари
Mudulood Мудулод Абгал (хавие) Бенадир,  Мудуг,  Ср. и Н. Шабелле,  Гальгудуд, Хиран
Murursade Мурурсаде Хавие Гальгудуд, Бенадир, Н. Шабелле
Murille Мурилле Гогондоу (хавие) Гедо, Ср. Джуба, С.-В. Кении
Ogaadeen Огаден Кумаде (дарод) Огаден, С.-В. Кении, Н. Джуба
Qorshe Корше Лелкасе (дарод) Северный Огаден
Qubeys Кубейс Сурре (дир)  Мудуг, Хиран
Raxanweyn Раханвейн Одна из основных этнических групп Гедо, Бай, Бакол, долины рек Джуба и Шабелле
Sacad Саад Хабар-гидир (хавие) Гальгудуд
Sacad Muuse Саад-муса Хабар-аваль (исак) С.-З. Сомали, северный Огаден
Saleebaan Салебан Хабар-гидир (хавие) Гальгудуд
Samaroon Самарон (гадабурси) Дир Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути
Saruur Сарур Хабар-гидир Хиран, Гальгудуд, Ср. Шабелле
Silcis Силъис Горгате (хавие) Н. Шабелле
Subeer Awal Зубейр-аваль Исак С.-З. Сомали
Surre Сурре Дир Огаден, Мудуг, Гальгудуд
Sheexaal

(Fiqi Cumar)

Шехаль

(фики-умар)

Хавие Бенадир, юг Сомали, Огаден
Tol Jeclо Тол-джеэло  Исак С.-З. Сомали
Tumaal Тумаль Малый этнос С.-З. Сомали
Tunni Тунни Дигиль Ср. и Н. Шабелле
Uurweyne Урвейне Иса (дир) Джибути, сев. Огаден, Салал
Wacaysle Уаайсле Абгаль (хавие) Бенадир, Гальгудуд, Ср.  Шабелле
Wacbuudhan Уабудан Абгаль (хавие) Ср. и Н. Шабелле
Wacdaan Уадан Горгарте (хавие) Н. Шабелле
Wadalaan Уадалан Горгарте (хавие) Н. Шабелле
Walaaldoon Уалалдон Иса (дир) Джибути, сев. Огаден, Салал
Warsangeli Варсангели Харти (дарод) Санаг, Хайлан, Бари
Xaskul Хаскуль Хавие Хиран
Xawaadle Хавадле Хавие Хиран, Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба
Yibir Йибир Малый этнос Бенадир

**Упрощенная классификация сомалийских этнических групп и племен

Этнические

подгруппы

Племена

Основные рода (племена) Основные районы проживания Примечания
1. Этническая группа хавие
Горгарте Абгаль

Хабар-гидир

Шехаль

(Фики-омар)

Мобилен

Уадалан

Уадан

Силъис

Уаайсле, уабудан, мудулод

Саад, салебан, сарур, айр, дудубле

Бенадир, Ср. и Н. Шабелле,  Мудуг, Гальгудуд, Хиран

Бенадир, Хиран, Гальгудуд,        Ср. Шабелле

Бенадир, юг Сомали, Огаден

Ср. и Н. Шабелле

Н. Шабелле

Н. Шабелле

Н. Шабелле

Наиболее влиятельные племена, стоящие у власти в Могадишо и центральных районах Сомали
Джанбелле Аджуран Хинтире

Аруре

Олагир (?)

Джуба, Гедо,      С.-В. Кении, Огаден
Гогондоу

Сорансор

Дагодие

Бадиаде

Мурилле Джаджелле

Джидле

Галджеель

Сидинле, гарунле и др. Юг Огадена,       С.-В. Кении

Ср. и Н. Шабелле

Гедо, Ср. Джуба

Ср. и Н. Шабелле, Бенадир, Н. Джуба

Бах-арбера (?) Мурурсаде

Хаскуль

Каранле

Уадар

Сабти, абукар, хилиби и др. Вост. Гальгудуд, Н. Шабелле, Бенадир

Хиран, Огаден

Гальгудуд

Майле (?) Хавадле Хиран, Ср. и Н. Шабелле, Н. Джуба
2. Этническая группа дарод
Харти Маджертен

Дулбаханте

Варсангели

Моръасе

(Дашишле)

Гери (?)

Харале (?)

Хасле (?)

Тинле (?)

Салебан, араб-салах, аманле, омар, сивакрон, махмуд, али-угар, абдирихин,      угар-салебан,      али-джибраил, уабенейе,  джанбел и др.

Осман, гарад, налайе, ахмед, саид и др.

Дубайс, гарад-абдалле, уарлабе, гарвейне и др.

С.-В. Сомали (Пунтленд)

Сол, Айн, Санаг, Огаден

Санаг, Хайлан, Бари

Бари

Пунтленд

Занимает правящее положение в Пунтленде
Абсаме (кумаде) Огаден

Джидуак

Балъад

Уэйтен (?)

Малингур, исхак, далал, угас-илми,  угас-кошин, маган, абдулла, гери, аулъяхан, абудуак, макабул, али-насер,  аден-хайр, махамед-зубейр  и др.

Абаскуль, ябаре, бартире

Огаден,          Ср. и Н. Джуба, С.-В. Кении

Огаден, Мудуг, Гальгудуд

Наиболее влиятельное племя на юге Сомали
Танаде Лелкасе Корше, сухурре, мумин-аден, махмуд-али Мудуг, Нугал, северный Огаден
Бах-юсуф (?) Ауртабле Уакладжире, шуайб, сугал-муса и др. Буртинле (Нугал), Босасо
Саде Марехан Хаврарсаме (аден-салебан, махмуд-салебан),  фаайе,  уагарда, рер-дини, рер-хасан, али-дере, рер-уардере и др. Огаден, Гедо,       Н. Джуба, Мудуг, Гальгудуд,         С.-В. Кения Наиболее влиятельное племя в центральных и юго-западных районах Сомали
3. Этническая группа дир
Иса (мадобе)

Мандалуг

Маэ

Мадахвейн

Уалалдон

Хаулгати

Урвейне

Хороне

Фурлабе

Элейе

Уардик

Макахир, идле, махмуд

Фики, абдалле

Хабар-уалал, гел-уалал

Мусе, мамасан

Джибути, Салал, Аудал, северный Огаден
Гадабурси(самарон) Макахиль (джибрил-йонис), хабар-афан, махамед-асе Аудал, Салал, северный Огаден, Джибути
Биёмаль

Гадсан

Барсуг

Баджималь

Дабрубе

салебан, дауд, ясмин, саад

фики-илми, фики-нур и др.

Южный Огаден, Кения,  Н. Джуба,               Бакол, Гедо,        Н. Шабелле
Гургуре

Лайиле

Гурре (акишо)

Гарире

Джидо

Уардай

Хабар-дар, либан, кувах

Уаро-миё, хебен, джарсо и др.

Сев. Огаден

Габилей (Сомалиленд),

Сев. Огаден

С.-В. Кения

Сурре

(кубейс)

Мудуг, Гальгудуд
4. Этническая группа исак**
Хабар-магадо (гархаджис) Хабар-йонис

Идагале (дауд)

Хабар-аваль

Аюб

Арап

Али-саид,        арре-саид, исак, саад-йонис и др.

Саад-муса, иса-муса, рер-харед, зубейр-аваль, муса-зубейр

Тогдер, Сарар, Санаг, Одвейне, сев. Огаден

Харгейса, Хауд, Мародиджех

Сахиль, Мароди-джех, Габилей, Тогдер, северный Огаден

Харгейса, Аудал, Тогдер, северный Огаден

Правящая группа племен в Сомалиленде
Хабар-хабушед Хабар-джеэло(тол-джеэло)

Имран

Самбур

Муса-абокор, махамед-абокор Сахиль, Санаг, Тогдер, Сол
5. Этническая группа (народность) раханвейн
Дигиль Дабарре

Дубдере

Ироле

Гарре

Гелади

Джиддо

Тунни

Йеран, дир-мадоу

Хафоу, фаре, гого

Даффарад, уэриле, аггива, дактире, гойгал

Динсор (Бай)

Н. Джуба

Гедо

Н. Джуба

Ср. и Н. Шабелле

Основной род занятий – земледелие в долинах рек Джуба и Шабелле.
Мирифле:

Мирифле-сидед (Мидобо)

Мирифле-сагал (алемо)

Бокол-хоре

Бокол-дамбе

Элай, янтар, барбаро, хубер

Касанле

Айша-омардин

Ялалле, дисоу, комаль, эмид

Маалин-уэйне, лисан, гарувале,

джирон, харин

Хадаме, уакдере, уак-биё, гасар-гуде, джилибле, геледи, балгури, гобаб-уэйн и др.

Бай, Бакол, Гедо, Ср. Джуба

Бай, Бакол, Гедо

Основной род занятий – скотоводство. Говорят на диалекте май, заметно отли-чающимся от стандартного языка сомали.
6. Отдельные малочисленные племена
Бенадири Бенадир Торговля
Баджун Бенадир
Мидган Север Сомали Ремесла, земледелие
Тумаль Аудал, Салал Ремесла
Йибир Бенадир Ворожба
Джарервейне Бенадир, Н. Шабелле, Н. Джуба
Габойе Тогдер, Сахиль Охота, ремесла

*Жирным шрифтом выделены наиболее крупные и влиятельные сомалийские племена.

** Среди сомалийцев нет единого мнения относительно происхождения и принадлежности ряда племен к определенным этническим группам (подгруппам). Например, некоторые сомалийские этнографы считают племена исак частью этнической группы дир.

63MB | MySQL:102 | 0,501sec