Перспективы выхода из ливийского кризиса

Для анализа путей разрешения нынешнего кризиса в Ливии необходимо четко понимать требования и интересы сторон. Мы уже констатировали, что ситуация в противоборстве каддафистов и бенгазийцев стала патовой, несмотря на всю мощь воздушной поддержки НАТО и бесперебойное снабжение повстанцев оружием и боеприпасами. Отметим также, что они пользуются и безусловной информационной поддержкой Запада, которое активно обрабатывает международное общественное мнение в нужном ключе, при этом цинично игнорируя реальное положение вещей.

Очевидно, что вопрос объявления перемирия и начала переговоров о будущем устройстве страны находится в плоскости персонального вопроса об уходе М.Каддафи. Повстанцы отказываются вести какие-либо переговоры, пока полковник находится у власти, Триполи в свою очередь очень жестко дает понять, что «тема нахождения Каддафи у власти – это «красная черта», за которой не может быть никакого диалога». Насколько сильны повстанцы в своем убеждении, сказать трудно. В принципе в их Переходном национальном совете (ПНС) отсутствуют какие-либо харизматичные лидеры, способные возглавить протестное движение и структурировать его. Их требования ухода полковника – это лишь калька требований Парижа, Вашингтона и Лондона, которые отказали недавнему экономическому партнеру в политической легитимности. Таким образом, говорить об «упертости» ПНС, по нашей оценке, было бы наивно. Это абсолютно зависимые в своих поступках фигуры, поскольку за каждым большой шлейф всевозможных грехов, и чье политическое выживание целиком и полностью зависит только от поддержки НАТО. За ними нет реальной силы, экономическая программа размыта, а о будущем страны каждый повстанец имеет собственное представление, которое можно уместить в один тезис: «хотим, как в Катаре: ничего не делать, а жить хорошо».

Здесь скорее уместно принимать в расчет попытку Запада «сохранить лицо» и «дожать» ситуацию в нужном для себя направлении. Отсюда делаем вывод о том, что вопрос начала переговоров с нынешним руководством в Триполи (можно и не с полковником или его сыновьями, а с тем же премьером) – это вопрос «доброй воли» стран Запада.

То же самое, но с небольшими поправками, касается и Триполи. Сын М.Каддафи Сейф аль-Ислам уже два месяца ведет активные консультации через посредников с Вашингтоном в попытках найти компромисс. В их процессе им предлагались очень разные варианты решения проблемы, в том числе и формальный отход М.Каддафи от власти. Но НАТО нужен полный и безусловный уход полковника, в идеале – его эмиграция по тунисскому образцу. Но это невозможно не только для самого Каддафи и его семьи, но и для многочисленных племенных групп, которым он дал преференции в сфере распределения доходов от экспорта углеводородов. Напомним, что большинство месторождений располагается как раз на востоке Ливии, и западноливийские племенные группы не испытывают никаких иллюзий по поводу намерений бенгазийцев подмять этот рынок под себя. Напомним, что эта вражда длится не одну сотню лет. Тот же король Идрис родом из Бенгази. И его свержение «западником» М.Каддафи произошло не просто так, а в результате противоборства запада Триполитания) и востока (Киренаика) страны. Теперь бенгазийцы пытаются вернуть все на круги своя. При этом и те, и другие за долгие годы совместного житья уже наработали механизмы решения спорных вопросов между собой и знают психологию друг друга лучше всех аналитических центров в США и других странах Запада, что при других обстоятельствах уже давно бы сработало.

В этой ситуации не следует возлагать надежды и на некие «третьи силы» в Ливии. Тот же двоюродный брат ливийского лидера А.Кадаффадам, который позиционирует себя «как равноудаленного», по большому счету стоит на позициях своей семьи. Не исключено. что он специально выдвинут на такую позицию с целью облегчения налаживания диалога с Западом и создания канала доведения нужной информации.

Не испытывают большой радости от свержения М.Каддафи и большинство африканских лидеров, которые очень комфортно долгое время сидели «на ливийской финансовой игле». Отсюда глухое роптание Афросоюза и полное неприятие его посредничества со стороны Парижа. Это ключевой момент всей ситуации, поскольку решение кризиса в Африке без участия региональной организации вызывает у африканских лидеров самые негативные впечатления.

В этой ситуации очень многое зависит от Вашингтона. Напомним, что основной канал поставок оружия повстанцам идет именно по американским каналам. В случае если в Белом Доме решат остановить войну, то она остановится, несмотря на все недовольство того же Парижа и Лондона. США в настоящее время уже «по уши» завязло в двух войнах в Ираке и Афганистане. Что до иракской ситуации, то она явно обострилась за последнее время, что вынуждает американскую администрацию фактически в три раза увеличивать бюджет «советнического корпуса» в этой стране и доводить количество инструкторов по различным направлениям деятельности (от военной до экономической) до 17 тыс. человек. С Афганистаном вообще все непонятно, как и с графиком вывода оттуда американских войск. Прибавьте к этому ситуацию в Сирии и Йемене, которая тоже может потребовать срочного военного вмешательства. При этом в Вашингтоне явно не торопятся останавливать войну в Ливии, явно учитывая негативную реакцию на это со стороны Великобритании и Франции.

Вот такой расклад. Теперь – главный вопрос: пойдет ли Париж на запуск переговорного процесса? Как представляется, в настоящий момент вряд ли. Это будет очень серьезным ударом для репутации Н.Саркози накануне президентской выборной кампании. Кроме того, такие схемы в обязательном порядке подразумевают участие Афросоюза, на что Париж в силу сильных антифранцузских настроений в этой организации пока пойти не желает. Отсюда продолжение бомбардировок в слепой надежде на удачу и дискуссии в отношении эффективности возможной наземной операции.

52.22MB | MySQL:103 | 0,584sec