Йемен: расстановка политических сил

Революция (или то, что называют революцией) в Йемене переживает процесс «устаканивания». Если бы мы обратились к ленинской теории, то использовали бы следующий тезис: «крупная буржуазия воспользовалась плодами революции и украла победу у народных масс». Действительно, с момента насильственной эвакуации президента А.А.Салеха прошло уже более двух недель, а ни о каком переходном совете или правительстве не слышно. Власть пока уверенно контролирует вице-президент А.М.Хади, который, по некоторым данным, вскоре совершенно спокойно ее узурпирует. На этом фоне периодически появляются откровения ближайших сподвижников Салеха, которые говорят о его скором выздоровлении и возвращении на родину. Естественно не для того, чтобы отдыхать на пенсии, а снова взять все бразды правления в свои руки. Этот вариант теоретически возможен, но практически маловероятен, именно потому, что этого не хотят основные заинтересованные стороны в лице, как внутренней оппозиции, так и внешних игроков (США и КСА).

Устойчивость Хади также вполне объяснима. Переход власти к нему, пусть и не путем совместного подписания президентом и оппозицией предложенного по инициативе ССАПГЗ «документа о перемирии», вполне умещается в предложенный «заливниками» и поддержанный Вашингтоном формат. Все последние события в стране, которые были связаны со взаимными покушениями и перестрелками, в принципе являются отражением исключительно личной вражды Салеха и его семьи с родственной ему племенной группой Хашид. Роль светской оппозиции в лице прежде всего социалистов, как показывают события, сводилась прежде всего к функции «подыгрывающего» и была далека от действительно лидирующей. На это существует много своих причин, главная из которых отсутствие достаточных финансовых ресурсов и опоры на мощные племенные группы и кланы. Как, например, у той же партии «Ислах», которая по существу является политическим крылом племенной верхушки Хашид и крупнейшим финансовом игроком в Йемене. К этому надо прибавить и безусловное преимущество ислаховцев в организационной составляющей и развитой социальной инфраструктуре (больницы, университеты и т.п.), чем светские политические силы похвастаться не могут. И это не говоря уже о просто серьезной военной силе в виде племенного ополчения. В конечном счете, все это и сыграло свою роль в установлении баланса сил и конечных целей т.н. «революции».

Если называть вещи своими именами, то ее причиной явилась не нищета абсолютного большинства населения, а жесткое противоборство между президентом и его племенем о престолонаследии. До поры, до времени племенной институт сдерживания играл свою роль, но затем Салех сам же его нарушил, попытавшись убить племенных шейхов, которые собрались обсуждать вопросы перемирия. Как следствие, он получил адекватный ответ.

Кстати, по итогам расследования обстоятельств покушения на Салеха, которое проводила специально приглашенная комиссия специалистов из США, был установлено следующее. Мечеть, в которой произошло покушение, была поражена ракетой «земля-земля» вакуумного принципа действия. Если бы охрана не оставила дверь в помещение открытой, то йеменский лидер его ближайшее окружение превратились бы в молекулы. Интересным и является и вариант покушения: он требует высочайшего мастерства исполнителя, который направил ракету точно в узкое окно, что делается либо по лазеру, либо по проводам. В любом случае исполнитель должен иметь постоянную практику в таких вещах. Скажем честно, что в йеменской армии таких специалистов нет. Кроме того, речь идет о ракете российского производства. Все это вызывает больше вопросов, чем ответов.

В любом случае необходимо констатировать следующее. Американцы и саудиты, напуганные реальной перспективой возникновения неуправляемого хаоса в стране и усиления на этом фоне радикалов, поставили перед оппозицией негласное жесткое условие. А именно: ситуация должна развиваться в соответствии с «дорожной картой» ССАПГЗ, которая не предусматривает никаких «временных советов». Власть должна перейти к вице-президенту А.М.Хади, который и должен сохранить стабильность, а что еще главнее – преемственность в выполнении всех ранее принятых Саной обязательств по противодействию исламистской активности.

Пока Хади согласовывает с племенной верхушкой Хашид условия формирования нового правительства. А вернее – какие посты должны занимать сыновья и племянники президента Салеха. США были бы заинтересованы в сохранении ими постов в силовых структурах (национальная гвардия и спецназ), что по оценке Пентагона, будет гарантировать верность курсу на борьбу с «Аль-Каидой». Племенная верхушка не так однозначно все это расценивает, стремясь убрать всех близких к Салеху лиц из руководства армией или министерствами.

Но в любом случае, это уже тактические бои, так как основным мотором всех йеменских катаклизмов является персона Салеха. Или вернее нежелание большинства из йеменской политической элиты видеть его дальше во власти. Бои с исламистами в Абъяне, о которых так упорно говорят западные СМИ, это тоже по большому счету дело рук Салеха, который сначала оставил «бесхозные» склады вооружения радикалам, а теперь верные ему части стараются поддержать в глазах США реноме «борцов с исламистами». Участь светских оппозиционеров в данном случае туманна, так как выбор средств для влияния на ситуацию у них очень ограничен.

«Оживить» ситуацию может Салех, если вдруг он решит вернуться в страну. Но это в силу вышеперечисленных аргументов представляется маловероятным, так как вернет ситуацию на месяцы назад, чего не хочет никто: ни оппозиция, ни страны Залива, ни США.

52.12MB | MySQL:103 | 0,549sec