Израильско-палестинский конфликт в поле зрения бундестага и правительства ФРГ

Позиция Федерального правительства по реализации односторонних шагов со стороны Израиля и ПНА остается неизменной. Этот вывод комиссия по внешней политике немецкого парламента делает на основе изучения двух документов: запроса фракции социал-демократов и ответа на данный запрос со стороны кабмина.

Поясним: 11 мая группа депутатов от социал-демократической партии во главе с Франком-Вальтером Штайнмайером подала краткий запрос (КЗ) федеральному правительству относительно состояния израильско-палестинских отношений. Запрос, несмотря на сдержанную формулировку «краткий», содержал обширный перечень актуальных и острых проблем, которые были сформулированы в 17 вопросах правительству. Ответ федерального кабмина (ОФК) датирован 27 мая с.г. и назван «Международное признание независимости палестинских территорий». Таким образом, федеральное правительство обозначает, что, во-первых, вопрос о признании будущего палестинского государства стоит на повестке дня немецкого руководства, и, во-вторых, действия палестинской стороны она воспринимает как более радикальные, явно нуждающиеся в коррекции.

Возвращаясь к истории вопроса, напомним, что после прекращения прямых мирных переговоров в сентябре 2009 г. было принято политическое решение по израильско-палестинскому конфликту — обновить процесс, несмотря на неудачу. В настоящее время, отмечается в КЗ и ОФК, нет условий для продолжения прямого политического диалога. По этой причине немецкое правительство считает целесообразной политику сдерживания двух сторон, мотивируя это международными правовыми нормами. По отношению к Израилю — это призыв к сдерживанию темпов по расширению поселений. По отношению к ПНА — это призыв к более ответственному подходу в вопросе признания палестинского государства в одностороннем порядке.

Процесс сдерживания характеризуется рядом актуальных изменений. В частности, одно из них — достигнутое недавно мирное соглашение между ФАТХом и «Хамасом», положившее конец многолетнему расколу палестинцев. Как считают немецкие политики, преодоление разделения палестинского общества является необходимым условием для успеха мирных договоренностей с Израилем. Примирению двух ветвей палестинской власти предшествовало объявление в августе 2009 г. премьер-министром Палестины Саламом Файядом акции («План Файяда») по созданию палестинского государства на Западном берегу и в Восточном Иерусалиме после двухлетнего процесса государственного строительства. План Файяда является первым серьезным проектом с палестинской стороны с момента основания ООП (Организации освобождения Палестины) в 1964 г., указывается в документе федерального кабмина. План предусматривал значительную международную поддержку, подтвержденную в том числе в документах ЕС от 8 декабря 2009 г. и заявлении «ближневосточного квартета» от 19 марта 2010 г.

В августе 2010 г. премьер-министр Салам Файяд представил правительственную программу, которая наметила создание условий для жизнеспособного, демократического палестинского государства. Программа, как указывают германские эксперты, была свободна от излишней идеологической риторики и сосредоточивалась на областях, которые имеют решающее значение для государственного строительства: эффективное управление, социальные и экономические преобразования, вопросы создания инфраструктуры. Были достигнуты определенные результаты, в частности, значительные достижения в строительстве инфраструктуры, отмечавшиеся Всемирным банком на конференции палестинских доноров 22 сентября 2010 г. Было указано, что продолжение реформ создает хорошие условия для создания государства «в ближайшем будущем».

Доклад МВФ (International Monetary Fund), обнародованный в мае с.г., также удостоверяет готовность финансовых институтов к появлению государства. Продолжение реализации подхода Файяда является важным для будущего двух государств, так как, по оценке немецких экспертов, претензии палестинцев впервые убедительно обоснованы. Комментируя положение экономического доклада Всемирного банка по мониторингу от 21 сентября 2010 г. о том, что «Палестина достигла хорошей позиции для создания государства в ближайшем будущем», кабмин подтверждает это документами Ad-hoc Liaison Committee, согласно которым по данным на апрель с.г. «палестинские власти в ключевых областях уже превышают порог функционирования государства». Федеральное правительство разделяет эту точку зрения.

В связи с этим президент Махмуд Аббас заявил, что в сентябре собирается обратиться к Организации Объединенных Наций, чтобы добиться признания палестинского государства в границах 1967 г.

В последнее время немецкие эксперты констатируют волну готовности к международному признанию палестинского государства. В основном это страны Латинской Америки, в которых Израиль, как отмечают немецкие политики, «пользуется почти мифическим статусом». Указывается, что более чем 100 стран мира выразили предварительную готовность признать независимое палестинское государство, если ООН признает ПНА в качестве полноправного члена мирового сообщества. На вопрос социал-демократов, как кабмин воспринимает указанную волну признания, получен ответ, что она имеет свою историю: после провозглашения Палестинского национального совета в Алжире в 1988 г. «многие государства признают Палестину как государство». Однако для того чтобы федеральное правительство пошло на подобный шаг, следует вначале наладить соответствующие двусторонние отношения. Односторонние акции являются контрпродуктивными. Федеральное правительство считает, что для прочного мира на Ближнем Востоке необходимо создание палестинского государства, однако идти к нему следует путем переговоров.

Президент Махмуд Аббас указал, что он предпочел бы прямые переговоры по вопросам окончательного статуса и склонен к заключению мирного соглашения с Израилем. Правительство Израиля также подчеркнуло свое стремление к мирному соглашению, однако политику поселений не воспринимает, в отличие от палестинской стороны, как основное препятствие для решения проблемы. Тем не менее критика двух стран в связи с обращением в ООН и поселенческими акциями не ослабевает. В случае, если нынешней осенью на Генеральной Ассамблее в ходе голосования будет достигнут рубеж в две трети голосов, это приведет к резкому правовому изменению ситуации в конфликте между Израилем и палестинскими территориями. В этой связи федеральное правительство выступает за продуманные и ответственные шаги двух сторон.

Однако, как отмечают социал-демократы, одностороннее решение о создании палестинского государства может оказаться фактическим нарушением международно признанных резолюций Совбеза № 242 (1967) и № 338 (1973) и способно вступить в противоречие с временным соглашением в Осло, из которого следует, что обе стороны «не должны инициировать односторонние шаги, которые изменяют статус Западного берега и сектора Газа, и делать это до тех пор, пока не будет решен вопрос об изменении статуса». Федеральный кабмин разъясняет: оба государства обязаны действовать согласно международному праву, включая все соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН и договоренности в Осло. Правительство ФРГ, подчеркивается в ОФК, не имеет никаких оснований и намерений менять устоявшиеся подходы к международно-правовому анализу ситуации. Что касается реакции федерального правительства на обращение с просьбой в ООН о признании независимости палестинских территорий в рамках Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН, ОФК отметил, что это «признание должно происходить на двусторонней основе между двумя государствами, а не решаться Генеральной Ассамблеей ООН». Лишь после этого можно будет приступить к процедуре международного признания в соответствии со статьей 4, пункты 1 и 2 Устава ООН.

Определение четких параметров, ключевых данных, по мнению федерального правительства, является предварительным условием для возобновления прямых переговоров и повышения их шансов на успех. Детализируя понятие «успех» с точки зрения федерального правительства, можно сказать словами ОФК: «… важно как можно быстрее, до обращения Махмуда Аббаса в ООН, вернуться к предметному обсуждению и обозначить до сентября 2011 г. перспективы политического процесса». Таким был ОФК на вопрос в КЗ, какие инициативы предпринимает он, чтобы прийти к единой позиции членов Совбеза ООН с учетом возможных действий палестинцев.

«Как реагирует федеральное правительство на нарушение норм международного права путем строительства израильских поселений на оккупированных территориях, и какой видится идея федерального правительства о двух государствах, учитывая прирост сооружений на Западном берегу?» Отвечая на вопрос, кабмин указал, что данное строительство «является одним из самых больших препятствий на пути мирного урегулирования» и сослался на реакцию Совбеза на состоявшееся 18 февраля с.г. голосование группы арабских государств. В проекте резолюции группы арабских государств в контексте проблемы урегулирования вопроса о поселениях был квалифицирован и осужден как «незаконный согласно международному праву». Здесь федеральное правительство проголосовала «за», подчеркивает ОФК.

Говоря об ожиданиях федерального правительства в связи с завершением в сентябре 2011 г. плана Файяда, кабмин указал следующее. В качестве крупнейшего двустороннего донора Европейского союза федеральное правительство поддерживает государственное строительство под руководством премьер-министра Салама Файяда. Четкий знак политической поддержки, среди прочего, — встреча на министерском уровне в рамках германо-палестинского руководящего комитета, который был основан в Берлине в мае 2010 г. с целью активизации германо-палестинского сотрудничества. Немецкая приверженность скорейшему решению проблем на палестинских территориях подразумевает приоритетность плана Файяда. Координационные центры по выполнению немецких обязательств в области водных ресурсов, экономического развития, эффективного управления и образования, государственного строительства, обучения и поддержки палестинской гражданской полиции носят характер своеобразного государственного заказа и гарантированы федеральным правительством. Кабмин готов продолжать это сотрудничество на демократических и конституционных принципах и строить его в соответствии с приоритетами, изложенными в «Национальном плане развития на 2011-2013 гг.».

Отмечая неоднократные заявления израильского правительства о том, что оно отвергает односторонний палестинский подход к проблеме, внимание акцентировалось на стремлении Израиля к переговорам. Федеральный кабмин приводит в этой связи краткую статистику. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу в июне 2009 г. публично заявил о решении проблемы в рамках идеи двух государств и впоследствии подтвердил это в своей речи в кнессете 16 мая с.г. Во время своего визита в Берлин 7 апреля с.г. он подчеркнул: «Мы целиком и полностью едины в том, что надо пробовать искать пути, чтобы возродить эти переговоры. …Мы пытаемся вновь подтолкнуть начало переговоров, чтобы достичь мира, безопасности и стабильности».

Как оценивает федеральное правительство мировое соглашение между ФАТХом и «Хамасом», интересуются социал-демократы. Примирение между ними является прямым следствием «арабской весны» и встречено палестинцами на Западном берегу и в секторе Газа мощной поддержкой, констатирует кабмин ФРГ. Этот шаг может способствовать реализации идеи двух государств, ибо в связи с обретением палестинского единства становится реальной перспектива единого палестинского государства. Собственно, Европейский союз в своих выводах, начиная с 2009 г., неоднократно призывал к «примирению с президентом Аббасом. С точки зрения федерального правительства» очень важно, что новое правительство декларирует отказ от насилия и путь переговоров по мирному урегулированию с Израилем. Критерии, заложенные «ближневосточным квартетом», будут, таким образом, соблюдены. Федеральное правительство воспринимает новое правительство, которое остается под эгидой президента Махмуда Аббаса, «в качестве сообщества экспертов», если судить по его делам. Развивая тему «Новое палестинское правительство», ОФК подчеркивает, что в соответствии с предыдущими заявлениями палестинского руководства оно состоит из беспартийных специалистов. Основными его задачами будут подготовка президентских и парламентских выборов, восстановление сектора Газа. Президент Махмуд Аббас объявил, что продолжит политику подбора экспертов в состав правительства и как председатель ООП в будущем будет нести полную ответственность за мирные переговоры с Израилем.

Анализируя оба документа — КЗ и ОФК, немецкие эксперты отмечают ряд аспектов. Первый: правительство ФРГ подтверждает всю полноту ответственности, которую берет на себя заботой о безопасности Государства Израиль и в реализации идеи «два государства», как о единственно возможном варианте урегулирования ближневосточной проблемы. Второй: правительство ФРГ ясно обозначает контрпродуктивность радикальных акций участников израильско-палестинского противостояния. Конфронтация и нежелание идти на компромиссы не помогут в решении идеи «два государства», осуществление которой, по мнению немецких лидеров, возможно лишь на переговорной основе. Третий: ОФК на КЗ фракции социал-демократов содержит мнение руководства не только ФРГ, но и Евросоюза. Четвертый: равные условия для справедливого решения ближневосточной проблемы выражены в формуле, приведенной в ОФК — «Жизнь бок о бок в мире и безопасности Государства Израиль и независимого, демократического, целостного и жизнеспособного палестинского государства».

52.32MB | MySQL:106 | 0,630sec