Иран: май 2011 г. Военно-политическая ситуация

1.ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА

В конце мая в затянувшейся борьбе между двумя иранскими лидерами – духовным и светским – обозначилась передышка. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи выразил поддержку правительству президента Махмуда Ахмадинежада и подчеркнул, что парламент (где большинство составляют сторонники Хаменеи) и правительство должны помогать друг другу. Данный шаг главного человека в Иране можно расценить как объявление если не мира, то хотя бы перемирия в долгом противостоянии правящих элит ИРИ.

Нынешний внутриполитический кризис в Иране связывают с последними кадровыми решениями Ахмадинежада. В конце декабря прошлого года он отстранил от должности министра иностранных дел Манучехра Моттаки, в середине апреля намеревался отправить в отставку министра информации (а по сути, разведки и контрразведки) Хейдара Мослехи.

В начале мая — уволил трех членов кабинета, в том числе министра нефти Масуда Мирказеми. Все уволенные были людьми Али Хаменеи. Более того, Ахмадинежад заявил, что лично временно возглавит министерство нефти. Эти перестановки в правительстве и поведение Ахмадинежада в целом вызвали резкую критику консервативных кругов, которые усмотрели в происходящем влияние на президента руководителя его администрации Эсфандияра Рахима Машаи. В итоге аятолла Хаменеи отменил распоряжение президента об отставке Мослехи и совместно с Наблюдательным советом не допустил Ахмадинежада до управления министерством нефти.

Ранее весной кабинет министров Ирана утвердил решение о слиянии ряда министерств в новые ведомства. В частности, сообщалось о слиянии министерств торговли и рудников и промышленности, об объединении министерства дорог и транспорта с министерством жилищного и городского строительства, министерства энергетики с министерством нефти, а также министерства социального обеспечения с министерством по делам труда и социальным вопросам. Это также не вызвало энтузиазма у противников президента.

Более того, противники Ахмадинежада провели ответные акции. Так, вице-президент Ирана Хамид Багаи решением административного суда лишен права нести государственную службу в течение 4 лет. Он был признан виновным в том, что находясь на посту председателя организации по культурному наследию и туризму, допустил множество нарушений. Какие именно это были нарушения, не уточняется. Но электронные СМИ приводят фразу из интервью г-на Багаи сайту негосударственной ирано-американской туристической организации: «Для развития индустрии туризма между США и Ираном следует отложить в сторону противоречия в политических отношениях двух стран».

Кроме того, в мае был арестован соратник опального для противников Ахмадинежада главы президентской администрации Эсфандияра Рахима Машаи — Казем Киапаши.

Ныне вопрос стоит не просто о недопонимании между ветвями власти, а гораздо серьезнее. Аятолла Хаменеи старается встать над схваткой, примиряя правительство и парламент. Но проблема в том, что линия фронта проходит не между ними. Она петляет между новым поколением руководителей, к числу которых и принадлежит Ахмадинежад со своей командой, своими сторонниками, Корпусом стражей исламской революции (КСИР), невиданными темпами набирающим политическую, военную и финансово-экономическую силу – с одной стороны, и «старыми революционерами в чалмах» — консерваторами, удерживающими в своих руках не только политическую, но экономическую и финансовую власть, — с другой.

После неудавшейся отставки министра Мослехи Ахмадинежад на несколько недель ушел в тень политической жизни, обдумывая варианты. Он хотел привлечь к борьбе высшее руководство КСИР, но ксировские генералы пока были не готовы встать на его сторону в споре с верховным лидером. Президент – как говорили – даже стал подумывать об отставке. А в это время парламент требовал импичмента Ахмадинежада. Но верховный лидер не допустил этого. Аятолла Хаменеи в самом конце мая выразил поддержку президенту страны Махмуду Ахмадинежаду и призвал к урегулированию разногласий в правящих кругах. В свою очередь, президент публично заявил о своей личной преданности духовному лидеру республики.

Итак, перемирие. А в чью оно пользу? Ясно, что в нынешней ситуации противоборствующие стороны не решаются дальше углублять кризис в правящей верхушке страны, который может отразиться на всем иранском обществе и государстве. Президент Ахмадинежад пошел на определенные уступки и, с понурой головой, возвратился на исходные позиции, отказываясь от развития начатого было наступления, которое явно захлебнулось. Но это лишь временное отступление с целью перегруппировки сил для дальнейшего продолжения своей линии при подготовке к парламентским и президентским выборам.

Действительно, внутриполитическая ситуация в Иране, несмотря на миролюбивые заявления Али Хаменеи продолжает оставаться нестабильной. Кризис вполне способен потрясти основы исламского режима и сам принцип «велаяте факих» (принцип приоритета духовной власти над светской), введенный основателем Исламской республики аятоллой Хомейни. На протяжении 32 лет существования государства ее президенты, выполняющие, по сути, функции премьер-министра, разными способами пытались усилить свое положение в системе высшей власти. Особенно ярко это проявляется во время второго срока президентства Ахмадинежада.

В СМИ появилась информация, источник – некий сотрудник ЦРУ, о попытке военного государственного переворота в Иране. Его якобы готовили несколько офицеров КСИР, чтобы восстановить в стране светский режим. Другой переворот, по тем же данным, готовится самим Хаменеи и его окружением. Аятолла опасается, что в случае эскалации его конфликта с Ахмадинежадом светская оппозиция поддержит президента и выйдет на улицы и намерен нанести упреждающий удар. Но, скорее всего, речь идет не о государственном перевороте – coup d’etat – как таковом, а о главных тенденциях развития внутриполитической обстановки в ИРИ, которые были бы способны изменить существующий режим.

Каков вывод? Президент проиграл сражение, но не войну. Он не смог полностью поставить под свой контроль военных, создать собственные полновесные финансовые и экономические центры и тем самым отодвинуть «старую гвардию» от управления страной. Он идет на примирение с ними.

Но нет сомнений, что это примирение будет тактическим. До 2013 года – года президентских выборов — время еще есть, а у Ахмадинежада – есть силы для дальнейшей борьбы. В том числе — для подготовки условий с целью приведения на президентский пост своего человека, который продолжит борьбу за власть «молодой гвардии» технократов против всесилия клерикалов. При этом раскол в элите и в целом в обществе, несомненно, будет углубляться. А это чревато самыми непредсказуемыми последствиями для Исламской республики. Особенно, если вспомнить о продолжающейся по соседству «арабской весне».

Между тем в иранском меджлисе состоялись выборы спикера и членов президиума. Спикером парламента вновь был избран Али Лариджани. Он получил 212 голосов из 244. Согласно внутреннему уставу меджлиса Ирана, спикер и члены президиума избираются ежегодно. А 12 марта 2012 года пройдут выборы в парламент девятого созыва, к которым также готовятся все противоборствующие группировки.

В преддверии избирательной кампании, которая началась 23 мая, приказом министра внутренних дел Мостафы Наджара назначен председатель Центральной избирательной комиссии страны. Им стал заместитель министра внутренних дел по политическим вопросам Сулат Муртазави. Он и возглавит организацию и проведение парламентских выборов, поскольку выборы всех уровней в ИРИ проводит МВД. Контроль над проведением выборов осуществляет Наблюдательный совет.

В свою очередь, Махмуд Ахмадинежад объявил, что приоритетными для его администрации являются планы по созданию электронного правительства. Этому вопросу была посвящена одна из конференций, в которой приняли участие президент и его окружение. Практически одновременно заместитель главы Генштаба вооруженных сил ИРИ Масуд Джазаери заявил, что в самом ближайшем будущем в стране будет создан киберштаб. Целью создания киберштаба является защита от интернет-преступлений и атак компьютерных вирусов. А широкоизвестный ныне министр информации Хейдар Мослехи сурово заявил: «Сегодня все государственные и частные организации страны пользуются Интернетом… Порой эти организации поступают неосмотрительно и размещают секретную информацию в Интернете. Мы рекомендуем этим организациям прислушаться к предупреждениям и рекомендациям служб разведки и безопасности». Он особо подчеркнул, что разведывательная система страны полностью контролирует киберпространство и не позволит вирусу проникнуть в интернет-сеть страны.

Неслучайно также, что в это же самое время США заявили о выделении 19 млн долл. на создание технологии для борьбы с интернет-цензурой, в частности, в Иране, где доступ к ресурсами Всемирной сети строго регулируется властями. Речь идет о разработке передовых технологий, которые смогут вычислять блокируемые ресурсы в тех или иных странах и снимать ограничения доступа. Таким образом. создается впечатление, что поля политической и идеологической борьбы перемещаются в кибер-пространство.

Эта борьба обострилась и в сфере прав человека. В середине мая официальный представитель госдепартамента Марк Тонер заявил, что администрация США выступила с новым требованием к правительству Ирана прекратить казни и выпустить политических заключенных и гарантировать полное соблюдение прав человека для всех находящихся там людей. «США глубоко обеспокоены тем, что Иран продолжает отказывать собственным гражданам и другим людям, находящимся в стране, в соблюдении прав человека. Судебные процессы там не являются открытыми и проходят без соблюдения закрепленных в международных конвенциях норм», — говорится в заявлении. Власти США встревожены сообщениями о возможной казни курдского активиста Хабибуллы Латифи, хотя имеются серьезные вопросы относительно мотивов действий иранского правительства и выдвинутых обвинений.

Позже в мае лидеры стран «большой восьмерки» также выразили обеспокоенность нарушением прав человека в Иране. Об этом говорится в совместной декларации, принятой по итогам саммита G8 во французском Довиле. «Мы по-прежнему серьезно обеспокоены продолжающимся подавлением демократических прав в Иране. В то же время мы сожалеем о насилии, которое привело к человеческим жертвам в стране», — свидетельствует декларация. Лидеры страны «большой восьмерки» призвали иранские власти «прекратить репрессии против собственного населения и уважать взятые на себя международные обязательства», а также снять ограничения на свободу передвижения для лидеров оппозиции.

Тегеран не остался в долгу. Член комиссии по национальной безопасности и внешней политике иранского меджлиса Мохаммад Карим Абеди сообщил, что ИРИ вскоре откроет информационное агентство, которое будет готовить на английском языке доклады о ситуации с правами человека на Западе. Он заявил, что новая организация будет стремиться отстаивать права человека в США и Великобритании. Новое иранское агентство, названное «Новостное агентство по правам человека», будет сообщать о всех случаях нарушения прав человека в Европе и США. Как подчеркивает иранский парламентарий, подобные нарушения на Западе оставались незамеченными мировыми СМИ в течение ряда лет.

При этом возникает вопрос, является ли неотъемлемым правом человека право на образование. По данным председателя Движения просвещения Ирана Али Багирзаде, в стране 2,6 миллиона человек школьного или «послешкольного» возраста — от 10 до 49 лет — все еще не умеют ни читать, ни писать. «В рамках пятилетнего плана развития будут приняты необходимые меры для ликвидации безграмотности», — сказал Багирзаде.

Но пока в Иране успешно ликвидируются реклама и домашние собаки. Так, министерство культуры и исламской ориентации сделало строгое предупреждение иранским компаниям и корпорациям по поводу рекламной бегущей строки на иностранных телеканалах, пробивающихся сквозь жесткую цензуру в иранский эфир. В заявлении министерства сказано, что власти предпримут карательные меры по отношению к предприятиям и корпорациям, размещающих рекламу на этих телеканалах. Ни один из иностранных фарсиязычных телеканалов и интернет-порталов не работает в Иране на законной основе, и никто из них не имеет в Иране своих офисов. Все эти телеканалы и интернет-порталы финансируются группами и организациями, которые настроены против священной системы Исламской республики. Они являются частью оппозиции, и размещение рекламы на их пространствах является незаконным. Еще ранее иранские власти запретили появляться в рекламных роликах иранским актерам, спортсменам и деятелям культуры.

Незавидная участь ждет и домашних собак. 39 парламентариев Ирана представили на рассмотрение законопроект, запрещающий содержание собак в частных квартирах и присутствие этих животных в общественных местах. Если этот законопроект будет принят, то хозяевам собак будет запрещено выгуливать своих питомцев на улицах и возить их в общественном транспорте. Кроме того, нарушившим этот закон хозяевам придется платить штраф в размере 5 млн риалов (примерно 480 долларов). Всем владельцам собак будет дано десять дней на то, чтобы избавиться от своих питомцев — в противном случае они будут конфискованы органами здравоохранения, причем на данный момент не ясно, что будут делать с этими животными потом. По словам авторов законопроекта, собаки являются для ислама «нечистыми» животными, поэтому содержание их в качестве домашних питомцев противоречит ценностям Ирана. В последнее время под влиянием западной культуры все больше жителей страны, особенно в Тегеране, предпочитают заводить этих домашних животных.

В качестве компенсации за бесконечные исламские ограничения в личной жизни, сокращение списка хобби и возможностей в самореализации в последнее время в Иране среди обеспеченной молодежи набирает популярность так называемый дрифтинг.

 

Справка. Дрифтинг? техника прохождения поворотов автотранспортом, характеризующиеся намеренным срывом задней оси и проход в управляемом заносе на максимально возможной для удержания на трассе скорости. В большинстве случаев использование такого заноса является не самым быстрым способом прохождения поворотов, но весьма эффектным и зрелищным, благодаря чему соревнования по этому виду автоспорта всегда привлекают много зрителей.. Соревнования проводятся на асфальте. Это напоминает балет на быстро мчащихся автомобилях.

 

 

2.ОСНОВНЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ

 

В мае в Стамбуле на Конференции ООН по наименее развитым странам президент Ирана Махмуд Ахмадинежад осветил в кулуарах следующие темы:

Политика США в регионе. Г-н Ахмадинежад призвал президента США Барака Обаму как можно скорее покинуть регион: «Я предупреждаю господина Обаму о необходимости извлечь урок из судьбы бывшего президента Джорджа Буша и предотвратить расширение войны. Самый лучший вариант для него, это вывести свои войска из нашего региона… Если Обама примет неправильное решение, то пострадает еще больше, чем Буш».

Терроризм. Г-н Ахмадинежад заявил, что ислам не приемлет терроризма. Он выразил уверенность в том, что капиталистический строй использует терроризм для того, чтобы достичь своих целей.

Усама бен Ладен. Иранский президент заявил, что не доверяет информации, предоставляемой американцами, о том, что бен Ладен был убит в ходе операции американских спецслужб.

ООН. Президент Ахмадинеджад подчеркнул необходимость реформирования ООН, отметив, что народы мира пришли к выводу, что ООН должна быть реформирована и выйти из-под контроля крупных держав.

 

Справка. Саммит ООН по наименее развитым странам проводился в Стамбуле с целью обсуждения нового 10-летнего плана помощи бедным государствам по выходу из нищеты. На Форуме в Стамбуле участвовали представители руководства 192 стран, а также несколько тысяч ученых, сотрудников неправительственных и общественных организаций. ООН проводит конференцию по наименее развитым странам каждые десять лет. Первые два саммита состоялись во Франции в 1981 и 1990 годах. Третья состоялась в Брюсселе в 2001 году.

 

Великий аятолла Хосейн Нури Хамадани предложил создать специальный международный суд для рассмотрения совершенных в мусульманских странах преступлений. Аятолла сделал это заявление во время своей встречи с членами иранского «конвоя солидарности», который, 16 мая отправившись в Бахрейн, был вынужден вернуться в Бушер под охраной иранских пограничников. Во время встречи аятолла Нури Хамадани сказал: «Гаагский суд оказывает поддержку династии Аль-Халифа, в то время как они должны были бы расследовать их преступления против народа Бахрейна. Именно поэтому нам, мусульманам, необходимо иметь свой независимый международный суд». Кроме этого, он резко осудил те зверства, которые были совершены режимами Аль-Халифы и Аль-Сауд, и осквернение святых мест и мечетей в этом королевстве Персидского залива.

Кроме того, иранский аятолла Насер Макарем Ширази, являющийся видным шиитским священнослужителем, обратился с открытым письмом к Верховному муфтию Саудовской Аравии Абдул Азизу ибн-Абдулла Аль аш-Щейху. В своем письме аятолла Ширази подверг критике саудовского муфтия за клевету на мусульман-шиитов, «В последних выступлениях Вы называете шиитов врагами мусульман и призываете исламский мир дистанцироваться от них. Это не первый случай, когда ваххабитские ученые пытаются посеять семена раздора между суннитами и шиитами. Вы не должны забывать, что именно шииты Ирана и Ливана не дают возможности США и Израилю захватить господство на Ближнем Востоке. Мы постоянно поддерживаем палестинцев в Газе, большинство которых являются суннитами. Сунниты и шииты должны поддерживать дружеские отношения и действовать во имя ислама и прогресса мусульманских народов. Наши враги стремятся втянуть нас в межрелигиозные розни, чтобы получить доступ к природным ресурсам региона», — заявил в своем письме аятолла Ширази.

 

Справка. Аятолла Шейх Насир Макарим Ширази является одним из известных законоведов иранского города Кум — священного города шиитов. Среди заслуг Ширази открытие научных центров мусульманского богословия, таких как: Медресат аль-Имам Амир аль-муўминин, Медресе Имам Хасан Муджтаба и медресе Имам Хусейн.

 

Председатель меджлиса Ирана Али Лариджани также написал письмо и направил его своим коллегам из других стран. В своем послании, выразив острую обеспокоенность резким ухудшением гуманитарной ситуации и применением насилия против гражданского населения Бахрейна, спикер парламента призвал принять меры для прекращения антигуманных действий правительства этой страны. В письме г-н Лариджани подчеркнул необходимость того, чтобы руководство Бахрейна, используя мирные средства, ответило на требования народа, а также потребовал вывода оккупационных войск из этой страны. (см. Приложение № 1)

Эти заявления аятоллы Хамадани, а также письма аятоллы Ширази и Али Лариджани еще раз свидетельствуют о том, насколько обострились отношения Ирана с арабскими странами Персидского залива, прежде всего с Бахрейном и Саудовской Аравией.

Взаимная неприязнь вылилась и в столкновения футбольных болельщиков. 3 мая, во время матча между иранским «Персеполисом» и чемпионом Саудовской Аравии «Аль Итихадом» произошли беспорядки. Во время матча около 500 человек иранских болельщиков стали выкрикивать лозунги против правительства Саудовской Аравии и выражать поддержку народу Бахрейна. В дальнейшем это переросло в столкновения, в которые была вынуждена вмешаться полиция.

Обеспокоенные политикой ИРИ в регионе, страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) активизировали процесс «наращивания мускулов». На прошедшем 10 мая в Эр-Рияде саммите ССАГПЗ его участники приветствовали вступление Иордании и Марокко в Совет. При этом, Иордания станет официальным членом ССАГПЗ, а Марокко, войдя в состав Совета, лишь установит партнерские отношения с ССАГПЗ, а не станет его официальным членом.

В условиях ухудшения отношений между ССАГПЗ и Ираном решение о расширении состава ССАГПЗ вызвало сомнения у политических аналитиков. По их мнению, ССАГПЗ намеревается создать политический союз против Ирана. Хотя официальные лица ССАГПЗ, что расширение организации не направлено против Ирана.

 

Справка. В состав ССАГПЗ входят Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Оман.

 

Иран, оказавшись в состоянии противостояния с ССАГПЗ, усилил свою «заливную» политику. Это выразилось в блиц-визитах министра иностранных дел ИРИ Али Акбара Салехи в страны Персидского залива.

2 мая — г-н Салехи совершил однодневный визит в Катар, где провел встречу с эмиром Катара Хамадом бин Халифа аль-Тани и его сыном, наследным принцем Тамим бен Хамад аль-Тани, а также с премьер-министром — министром иностранных дел Катара шейхом Хамад бин Джасим бин Джабер аль-Тани. 17 мая специальный посланник президента и заместитель министра иностранных дел Ирана по делам Ближнего Востока Мохаммад Реза Шейбани посетил Катар. Посол ИРИ в Катаре Абдолла Сохраби сообщил, что г-н Шейбани прибыл в Доху, где передал руководству Катара письменное послание президента Ирана Махмуда Ахмадинежада. В ходе визита Шейбани встретился с эмиром Катара Хамадом бин Халифа аль-Тани и другими должностными лицами этой страны и обсудил с ними вопросы развития двусторонних отношений, а также некоторые международные проблемы и последние события в регионе.

4 мая глава МИД ИРИ посетил Оман, где встретился с официальными лицами Омана, обсудил события в регионе и перспективы развития двусторонних отношений.

8 мая — Али Акбар Салехи находился в Объединенных Арабских Эмиратах.. В Абу-Даби иранский министр провел беседы со своим коллегой, а также с премьер-министром этой страны. Обсуждалась ситуация в регионе и двусторонние отношения.

18 мая – визит г-на Салехи в Кувейт, где он обсудил с кувейтскими официальными лицами состояние двусторонних отношений. Глава МИД ИРИ сообщил о том, что Иран и Кувейт решили возобновить работу дипломатических миссий в обеих странах после дипломатического скандала, связанного с разоблачением шпионской сети. 23 мая новый посол ИРИ в Кувейте Рухолла Кахрамани Чабок прибыл в столицу эмирата Эль-Кувейт.

Таким образом, только за две недели министр иностранных дел ИРИ посетил четыре из шести государств ССАГПЗ, где провел консультации по жизненно важным для Ирана вопросам по сложившейся ситуации в регионе. Только два наиболее враждебных Ирану государств Залива – Саудовская Аравия и Бахрейн остались вне досягаемости иранской дипломатии.

Не забыл Тегеран и своего соседа по Персидскому заливу – Ирак. 11 мая министр иностранных дел Салехи во главе делегации прибыл с официальным визитом в Ирак. Во время двухдневного визита г-н Салехи провел переговоры об укреплении двусторонних отношений и обсудил с официальными представителями Ирака ситуацию в регионе.

В наступательном движении иранской дипломатии на арабский мир в мае произошел некоторый сбой. Сотрудники службы общей разведки Египта задержали иранского дипломата Сейеда Касема аль-Хосейни, который подозревался в шпионаже. По информации египетских СМИ, дипломат собирал информацию экономического, политического и военного характера о Египте и странах Персидского залива с помощью своих агентов. Прокуратура госбезопасности уже приступила к допросу подозреваемого для выяснения информации о личностях тех, кто входил в его шпионскую сеть. Египетский МИД извещен о необходимости принять «соответствующие меры» в отношении иранских дипломатов.

В то же время Тегеран вновь выступил в поддержку палестинцев. Обрушившись на Израиль, министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи, отметив, что палестинский народ отстаивает свои исконные земли от израильских захватчиков, Али Акбар Салехи подчеркнул, что сопротивление является единственным путем решения этой проблемы. Он также заявил, что Иран поддерживает палестинский народ в его справедливой борьбе и выражает пожелания скорейшего обретения независимости.

Ведя жесткую «холодную войну» против Израиля, Иран нашел себе союзника — организацию иудейских традиционалистов «Нетурей Карта» («Стражи города»).

 

Справка. «Натурей карта» — иудейская религиозная община, резко выступающая не только против сионизма (как и некоторые другие традиционалистские течения), но и против существования Государства Израиль. Существование Израиля и сионизм, по мнению Нетурей Карта, противоречат закону Торы. Истребление евреев, в том числе и Холокост, по их мнению, является наказанием еврейскому народу за его грехи. Натурей карта возникла в 1935 году на основе группы сатмарских хасидов, в настоящее время насчитывает около 5000 членов, часть из них сосредоточены в Иерусалиме, располагает четырьмя основными синагогами: в Иерусалиме, в Лондоне, в Нью-Йорке, в г. Монси, штат Нью-Йорк.

 

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад в кулуарах конференции «Глобальное сотрудничество против терроризма», завершившейся 14 мая в Тегеране публично приветствовал нового лидера этой организации раввина Исраэля Давида Вайса из Нью-Йорка. Идеологические позиции этих двух чрезвычайно близки. Так, раввин Вайс заявил в Тегеране: «Мы бескомпромиссны в нашем требовании относительно роспуска безбожного государства, называющего себя «Израиль». Мы молимся и надеемся, что это случится в скором времени и без всякого насилия».

Но пока последствия терактов в Израиле воздействуют на судебную систему США. Американский Федеральный суд США постановил, что Иран должен выплатить по 300 миллионов долларов компенсации американским гражданам, пострадавшим от терактов в Израиле. Истцами в суде выступали семья Алана Бира, погибшего в 2003 году в результате взрыва в Иерусалиме, а также Сет Хейм с братом и отцом, которые были ранены после атаки смертника в секторе Газа в 1995 году. Ответственность за эти взрывы взяли на себя соответственно ХАМАС и «Исламский джихад». Судья постановил, что Иран должен нести ответственность за ущерб, нанесенный американским гражданам, ссылаясь на заявления официальных лиц этой страны о поддержке ХАМАСа. Чтобы добиться фактического получения компенсаций, адвокатам жертв необходимо будет найти имущество иранских властей в США или на территории любой страны, которая согласится выполнить решение американского суда.

В свою очередь, Комиссия по национальной безопасности и внешней политике парламента ИРИ рассмотрела в мае список из 26 имен американских высокопоставленных чиновников, обвиняющихся в нарушениях прав человека и преступлениях против человечности, совершенных во многих странах мира. В этот список также вошли имена командующего американским флотом Вильяма Роджерса; нынешнего начальника тюрьмы в Гуантанамо Джефри Харбсона; главу американской оккупационной администрации с 2003 по 2006 год Пола Бремера; высшего военного чиновника США Ричарда Перла; американского командующего в Ираке Томми Фрэнкса. Против них планируется судебное преследование и применение санкций.

При всем этом Вашингтон идет на смягчение своего визового режима в отношении Ирана. Об этом объявила в мае госсекретарь США Хиллари Клинтон. И это не парадокс. Решение принято делаются в отношении двух категорий граждан Ирана — студентов и лиц, приглашаемых в США по программам обменов. По словам г-жи Клинтон, «мы хотим расширения диалога и обменов в более значительных объемах с теми из вас, кто формирует будущее Ирана». «До тех пор, пока иранское правительство будет продолжать душить ваш потенциал, мы будем вас поддерживать. Мы будем поддерживать ваши устремления и ваши права. И мы продолжим искать новые пути, чтобы содействовать возникновению большего количества возможностей для подлинных перемен в Иране», — добавила Клинтон. Пресс-служба ее ведомства уточнила, что новые правила будут распространяться на тех студентов и представителей профессорско-преподавательского состава, которые занимаются учебой и исследовательской работой в «нетехнических областях», а также на членов их семей.

А в конце мая Евросоюз принял решение временно отменить запрет на выдачу въездной визы главе иранского МИД Али Акбару Салехи, который ранее возглавлял Организацию по атомной энергии Ирана. Запрет на поездки по Европе временно отменяется из-за его новой роли министра иностранных дел. Напомним, Али Акбар Салехи был назначен главой внешнеполитического ведомства Ирана 30 января 2011 г.

В мае президент ИРИ обвинил Запад в провоцировании масштабных засух на территории Ирана. Г-н Ахмадинежад сурово предупредил западные страны, что иранские правоохранительные органы будут отслеживать их возможные попытки искусственно вызвать засуху в регионе. По мнению иранского президента, некоторые западные страны используют специальное оборудование, чтобы намеренно не допустить проход дождевых облаков к восточным странам, включая Иран.

Пока, правда, иранские власти не допустили самолет канцлера ФРГ Ангелы Меркель в воздушное пространство Ирана. В конце мая Тегеран временно отозвал разрешение на пролет в Индию над своей территорией для самолета канцлера Германии Ангелы Меркель, в результате чего он был вынужден около двух часов кружить над территорией Турции. Этот случай вызвал дипломатический скандал между Берлином и Тегераном. Глава МИД ФРГ Гидо Вестервелле заявил, что действия Тегерана говорят об отсутствии уважения к Германии и «абсолютно неприемлемы». «Именно поэтому я вызвал иранского посла в Берлине. Мы намерены очень ясно заявить, что подобные нарушения международных конвенций ни в коем случае не могут быть оставлены Германией без внимания». Как сообщили позже, этот инцидент был вызван «проблемами в координации» между ИРИ и ФРГ.

Однако, как можно понять из заявлений верховного руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи, Европе уже не долго осталось возмущаться. Он заявил 2 мая, что европейские народы обязательно восстанут против своих правительств, которые слепо следуют политике Соединенных Штатов и сионистского режима. «Пробуждение народов на Ближнем Востоке и Северной Африке стало продолжением великого шага иранского народа, и это пробуждение определенно распространится и в самом сердце Европы», — сказал Хаменеи.

Между тем Тегеран активно развивает отношение с евроазиатской страной – Турцией. Анкара также идет навстречу Ирану. В мае в Стамбуле в кулуарах конференции ООН по наименее развитым странам президент Ирана Махмуд Ахмадинежад встретился со своим турецким коллегой Абдуллой Гюлем и премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Подробностей о встречи не сообщалось. В начале мая министр обороны Турции Вежди Генюль выступил на предвыборном митинге правящей Партии справедливости и развития в Анталье. В частности он сказал: 2Иран наш сосед. И мы имеем с этой страной большую протяженность границы, и любая напряженность в Иране, безусловно, отразится и на нас. Поэтому мы будем и далее прилагать все усилия для мирного разрешения иранской проблемы». Сообщалось также, что в настоящий момент заканчиваются подготовительные мероприятия и в ближайшей время состоится открытие консульства Турции в Мешхеде.

Иранская дипломатия стремится укрепить позиции ИРИ и на Южном Кавказе. Особенно это касается посреднических усилий Тегерана по урегулированию Карабахской проблемы и в целом отношений в треугольнике Иран – Азербайджан – Армения.

В мае столицы двух кавказских государств посетил спецпосланник президента ИРИ, заместитель министра иностранных дел Ирана по делам Ближнего Востока Мохаммад Реза Шейбани. Он провел переговоры с руководством Армении и Азербайджана по урегулированию нагорно-карабахского конфликта и развитию двусторонних отношений. Иран и Азербайджан заявили о создании в ближайшем будущем комитета по политическим вопросам. Его возглавят с иранской стороны замминистра и глава департамента МИД Ирана по вопросам Ближнего Востока Мохаммад Реза Шейбани, с азербайджанской стороны — замминистра иностранных дел Халаф Халафов. Все вопросы в политической сфере между двумя странами будут рассмотрены и решены в рамках деятельности этого комитета. В настоящее время уже действует армяно-иранская межправительственная комиссия.

15 мая официальный представитель министерства иностранных дел ИРИ Рамин Мехманпараст разъяснил позицию Тегерана по нагорно-карабахскому конфликту. Он сказал: «Как и прежде, ИРИ является сторонницей мирного решения нагорно-карабахского конфликта в соответствии с международным правом». Двумя днями ранее посольство Ирана в Армении 13 мая распространило заявление о том, что для установления длительного мира в зоне карабахского конфликта необходимо его урегулирование посредством диалога, неприменения какой-либо военной силы и уважения принципа самоопределения. В сообщении также отмечается, что с учетом того, что Иран, являясь единственной страной, имеющей общую границу с зоной конфликта, выражает обеспокоенность любой провокацией в регионе и возникновением напряженности и не допустит, чтобы подобные провокации стали поводом для появления в регионе третьих сил.

Спецпосланник президента ИРИ Мохаммад Реза Шейбани посетил в мае также и Таджикистан. Он встретился с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном, другими официальными лицами. Состоялся обмен мнениями по вопросам региональной и глобальной безопасности.

В мае председатель сената Пакистана Фарук Х. Наик посетил с официальным визитом Тегеран, где он провел переговоры с руководителями ИРИ. Этот визит рассматривался в Тегеране в русле развития политических и парламентских отношений между двумя мусульманскими странами Ираном и Пакистаном

Интересы Ирана не ограничиваются регионом. В мае министр иностранных дел ИРИ Али Акбар Салехи с официальным визитом посетил Бруней. До этого он принял участие в совещании министров стран-участниц Движения неприсоединения (ДН) на о. Бали в Индонезии, где иранский министр встретился со своими коллегами из Индонезии и других стран – участниц ДН. Следует отметить, что перед визитом в Индонезию г-н Салехи посетил Китай, где он провел встречу и консультации со своим китайским коллегой и рядом других чиновников КНР.

Не забывают в иранской столице и Африку. В 26 мая, состоялась встреча президента Ирана Махмуда Ахмадинежада с послами африканских государств в Тегеране по случаю Всемирного дня Африки. Поздравив присутствующих, президент Ирана назвал Всемирный день Африки днем стойкости и сопротивления африканских народов и их лидеров. По словам Ахмадинежада, Иран удовлетворен формированием Африканского союза. Президент Ирана подчеркнул, что сотрудничество между Ираном и африканскими странами активно развивается в различных сферах. «Политика Исламской республики направлена на расширение отношений со всеми дружественными и братскими странами Африки, и в рамках названной политики Иран полон решимости укреплять политические и экономические связи», — подчеркнул Ахмадинежад.

Таким образом, в мае Тегеран продолжал наступательную внешнеполитическую деятельность по многим азимутам. Однако наиболее важным для Ирана стало арабское направление. Взаимоотношения с арабскими странами, в первую очередь Персидского залива, стали приоритетом дипломатической работы Ирана. Особую тревогу в иранской столице вызвало ухудшение (если не сказать больше) отношений Ирана с Саудовской Аравией и Бахрейном, а также объективно возникшее единство взглядов этих и некоторых других арабских стран со взглядами Израиля на угрозы, исходящие из Тегерана.

 

 

3.ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА

 

В итоговой декларации саммита G-8, прошедшего во французском Довиле 26-27 мая, говорится: «Мы отмечаем с глубокой озабоченностью, что, согласно последнему докладу МАГАТЭ, Иран не выполняет целый ряд своих обязательств, что эти озабоченности касаются возможного военного измерения ядерной программы Ирана, и что Агентство в этой связи не может подтвердить, что все ядерные материалы Ирана задействованы в мирных целях». Лидеры «восьмерки» подчеркнули, что признают право Ирана на мирную ядерную программу, «однако это право сопровождается обязательствами, которые все страны, в том числе Иран, должны выполнять». «Мы выражаем сожаление в связи с тем, что, несмотря на встречи Ирана с представителями Китая, Франции, ФРГ, России, Великобритании, США и ЕС и их интенсивные дипломатические усилия, а также принятие СБ ООН Резолюции 1929, не удалось достичь никакого значительного результата и Иран так и не начал подлинный диалог без предварительных условий,» — говорится в нем. В декларации говорится, что «восьмерка» определит необходимость дополнительных мер, исходя из дальнейших действий Ирана.

В мае Тегеран направил ответ на февральское предложение верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон провести новую встречу с «шестеркой». Однако письмо из Тегерана о возобновлении переговоров по ядерной проблематике с «шестеркой» международных посредников не содержит ничего нового и не дает достаточных оснований для проведения новой встречи, заявили в пресс-службе Кэтрин Эштон. По словам замглавы МИД РФ Сергея Рябкова, письмо иранской стороны не содержит конкретики. «Конечно, мы хотели бы увидеть в иранском письме больше конкретики и больший упор на те вопросы, на которых стороны расстались, когда прошел стамбульский раунд. Письмо, на мой взгляд, недостаточно конкретно», — отметил г-н Рябков.

В свою очередь, президент Ахмадинежад подтвердил готовность своей страны продолжить переговоры «на основе принципов справедливости и взаимного уважения». Вместе с тем, президент подверг критике и назвал «противоречивой» реакцию «шестерки» на письмо г-на Джалили. «Я был удивлен позицией Кэтрин Эштон. Возможно, госпожа Эштон рассчитывает на то, что все ее слова будут безоговорочно нами приниматься. Но тогда это уже не переговоры, а диктат», — подчеркнул Ахмадинежад. Он выразил надежду на то, что переговорный процесс между Ираном и группой «пять плюс один» будет продолжен и «приведет к желаемым результатам».

Депутат меджлиса Мохаммад Карамирад конкретизировал иранские предложения. Он сказал, что Иран больше не будет на переговорах с группой «5+1» обсуждать свое ядерное досье и добавил: «Настало время, когда лозунг «Мирная ядерная энергия – для всех; ядерное оружие – никому» должно лечь в основу политики Запада». Он пояснил, что обсуждаемыми вопросами на переговорах Ирана и группы «5+1» могут стать такие важные вопросы, как борьба с наркотиками, терроризмом, распространением оружия массового уничтожения, защита окружающей среды, чтобы стороны могли составить программу и график для совместного сотрудничества.

Его поддержал глава парламентской комиссии Ирана по вопросам национальной безопасности и внешней политики Алаэддин Боруджерди. Он заявил, что пакет предложений, предоставленный Ираном ЕС, может помочь разрешить ряд проблем международного характера. «Если западная сторона примет выдвинутые Ираном в данном пакете предложений основы для проведения переговоров, это окажет значительную помощь для решения мировых и региональных вопросов», — подчеркнул Боруджерди. Указав на последние события в регионе Ближнего Востока, он заявил, что в пакете предложений ИРИ помимо того, что изучаются причины развития кризиса на Ближнем Востоке, объявлена готовность Ирана для сотрудничества и содействия мировому сообществу в реальной борьбе с терроризмом и наркотиками.

То есть, другими словами, Тегеран и не думает вести переговоры с «шестеркой» по основному вопросу — ядерной проблеме ИРИ, а собирается на равных обсуждать с великими державами исключительно «глобальные проблемы». Только не понятно, зачем такие переговоры, которые не решают главную проблему во имя чего и действует уже много лет «шестерка» посредников или «группа 5+1»?

 

Справка. В «шестерку» международных посредников входят члены Совбеза ООН (Россия, КНР, США, Франция, Великобритания), а также Германия. Последняя встреча Тегерана и «шестерки» прошла в Стамбуле 21-22 января. По итогам встречи верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Эштон заявила, что стороны не достигли никакого результата. «Шестерка» с 2003 года совместно с МАГАТЭ добивается от Ирана приостановки работ по обогащению урана, которые могут представлять угрозу режиму ядерного нераспространения.

 

Однако Иран не приостанавливает процесс обогащения урана. Более того, он наращивает темпы этих работ. Несмотря на ужесточение действующих в отношении ИРИ международных санкций, говорится в конфиденциальном докладе МАГАТЭ, Иран продолжает наращивать запасы низкообогащенного урана. Согласно документу, запасы низкообогащенного урана, накопленные Ираном с начала 2007 года, достигли 4,1 тонны — это на 0,5 тонны больше по сравнению с февралем этого года. По мнению некоторых экспертов, такого количества низкообогащенного урана (при условии его дальнейшего обогащения) достаточно для производства, по меньшей мере, двух атомных бомб.

Как известно, с февраля 2010 года ведет обогащение урана до 19,7 % по изотопу U-235. В апреле 2010 года было произведено около 6 кг урана этой степени обогащения, к середине 2010 года — 17 кг, к январю 2011 года — 40 кг. По заявлению заместителя секретаря Высшего совета национальной безопасности Ирана Аболфазля Зохреванда, сделанного им 27 апреля, оставшиеся 80 кг 19,7 процентного урана Иран получит во второй половине марта 2012 года. Речь идет о Тегеранском исследовательском реакторе (ТИР), вокруг которого уже два года не стихают страсти. Напомним, что для возобновления нормального функционирования ТИР необходимо 120 кг 19,7 процентного U-235.

Более того, еще 12 апреля руководитель Организации по атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Фаридун Аббаси заявил, что началась установка оборудования для производства из наработанного урана топливных таблеток для ТИР. Однако в докладе генерального директора МАГАТЭ Ю. Амано по иранской ядерной программе, распространенном 24 мая, говорится, что в ходе проверки, проведенной 18 мая 2011 года инспектора МАГАТЭ определили, что Иран до сих пор не приступил к монтажу оборудования для конверсии UF6 с обогащением до 20% в U3O8 — форму, необходимую для фабрикации топлива для реактора TИР. Ни одной топливной таблетки выпущено не было.

Эти факты еще раз демонстрируют, что в иранской ядерной программе (впрочем, как и ракетной) часто наличествует пиаровский аспект, который с одной стороны возвеличивает успехи ИРИ, с другой – затуманивает истинное положение вещей и тем самым маскирует то, что Тегеран хотел бы оставить в тайне.

 

Справка. В Иране есть два исследовательских реактора: ТИР — реактор на легкой воде мощностью 5 МВт в Тегеране и строящийся тяжеловодный реактор в Араке тепловой мощностью 40 МВт. Иранские официальные лица говорят о планах в ближайшие годы построить еще 4-5 исследовательских реакторов мощностью от 10 до 20 МВт. Обогащенное топливо для реактора в Тегеране производится на заводе в Натансе. Диоксид урана, служащий основой топлива для тяжеловодного реактора, производит завод в Исфагане.

 

В мае началась управляемая цепная реакция на первом энергоблоке первой иранской АЭС «Бушер». Штатные ионизационные камеры зафиксировали появление первых нейтронов. Это свидетельствует об успешном завершении повторной загрузки топлива в реакторное отделение АЭС. Таким образом, осуществлены работы по выводу ядерной паропроизводящей установки на минимально контролируемый уровень мощности (МКУ). В обычной практике, отмечают эксперты, реактор в соответствии с регламентом, будет работать на МКУ в среднем до 15 суток. После испытаний в режиме МКУ начнется завершающий этап физического пуска, когда мощность реактора будет увеличена до 1 % от номинального уровня. После этого специалисты приступят к выполнению программы энергетического пуска, которая примерно в течение двух месяцев предполагает поэтапное освоение мощности до 35 проц. После того как энергоблок будет выведен на этот уровень, его можно будет подключать к единой энергетической системе Ирана. Это может произойти в августе-сентябре.

 

Справка. 8 января 1995 г уполномоченные организации двух стран подписали в Тегеране контракт на достройку первого энергоблока АЭС „Бушер“, строительство которого начали еще в 1975 г немецкие специалисты компании Siemens. Планировалось, что строительные и пуско-наладочные работы будут осуществлены в течение 55 месяцев и энергоблок будет сдан в эксплуатацию в 2001 г. Однако по ряду технических и в основном финансовых причин строительство АЭС превратилось в „долгострой“ и длилось 15 лет.

 

Однако, как сообщает вездесущий Wikileaks, согласно секретной переписке сотрудников госдепартамента США, в 2006 году Владимир Путин, занимавший тогда пост президента, отдал распоряжение сделать так, чтобы работы на иранской АЭС в Бушере шли как можно медленнее.

АЭС «Бушер» стала первой атомной станцией в ИРИ. Власти Ирана намерены продолжить строительство атомных электростанций, в том числе и самостоятельно. Так, в городе Дарховин в провинции Хузестан идет строительство АЭС «Дарховин» мощностью — 360 мегаватт с реактором на «легкой» воде. Топливо для нее планируется производить в Иране. Кроме того, Иран планирует строительство АЭС еще в 19 провинциях страны, правда, количество станций и названия провинций не уточняются. Проект строительства АЭС был рассмотрен президентом Ахмадинежадом, секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Джалили и командующим КСИР Али Джафари. Позже проект строительства был одобрен духовным лидером ИРИ аятоллой Али Хаменеи. Решение о строительстве новых АЭС иранскими властями было принято, «несмотря на последствия стихии в Японии». (Напомним, что после разрушительного землетрясения магнитудой 9,0, произошедшего на северо-востоке Японии 11 марта, и последовавшего за ним цунами на АЭС «Фукусима-1» была зафиксирована серия аварий, вызванных выходом из строя системы охлаждения. В результате инцидентов на станции было выявлено несколько утечек радиации, что заставило власти эвакуировать людей из 20-километровой зоны вокруг АЭС).

Специалисты по ядерной безопасности ставят вопрос так: действительно, военная составляющая иранской ядерной программы представляет потенциальную угрозу – угрозу военно-политическую, но насколько высока степень технологической безопасности самих ядерных объектов ИРИ?

Вот мнение Дэвида Олбрайта президента и основателя вашингтонского Института науки и международной безопасности: «На мой взгляд, Ирану благоразумнее было бы не торопиться с запуском АЭС в Бушере и провести тщательную экспертизу системы безопасности на реакторе с участием русских, а может быть и международных экспертов. Ведь этот реактор не совсем обычный: проект был начат Германией и продолжен Россией. Недавно Иран объявил, что в одном из насосов водяного охлаждения реактора в Бушере были обнаружены внутренние повреждения и что предстоит изъятие топлива из реактора ядерного и чистка. Неполадка в системе охлаждения перед запуском реактора – нехороший симптом. Вероятно, это произошло по причине того, что насосы были закуплены в Германии более 30 лет назад. А что же будет с ними через 5-10 лет? Пока российские специалисты будут обслуживать реактор (это первые года два), проблем с его безопасностью не будет. Но есть опасения, что когда обслуживание перейдет к иранскому персоналу и техника начнет изнашиваться, в случае аварии, Иран не будет готов совладать с ситуацией».

Марк Фитцпатрик директор программы нераспространения ядерного оружия и разоружения лондонского Международного института стратегических исследований: «В реакторе в Араке Иран не смог произвести необходимые большие металлические конструкции, необходимые для закрытия стержня реактора. Они также не смогли их купить на рынке. Так что в данном случае есть угроза безопасности. Реактор в Араке может быть небезопасным. Производство Ираном топлива для исследовательского реактора в Тегеране также небезопасно. Потому что они не могут получить сертификат на это топливо. И если Иран решит производить топливо для ядерного реактора в Дарховине, то это будет самое опасное производство, с моей точки зрения, потому что Иран никогда не создавал самостоятельно реактора для производства атомной энергии. Кроме того, Иран даже не предоставил на данный момент никакой информации об этом реакторе в МАГАТЭ, они просто заявили, что они его строят. Учитывая те факторы, которые я уже упомянул – невозможность сертифицировать топливо и неспособность создать необходимой величины металлические конструкции, — есть много причин беспокоиться о безопасности в связи с иранской ядерной программой».

По поводу ТИРа Марк Фитцпатрик также высказал беспокойство: «Чтобы оправдать обогащение урана до 20 процентов, иранские власти заявили, что намереваются производить топливо для старого исследовательского реактора в Тегеране. Около 8 лет назад эксперты говорили о том, что жизненный цикл этого реактора приближается к завершению – он подошел к критической черте с точки зрения безопасности, которая была заложена в его конструкции. Даже если Иран будет в состоянии произвести ядерное топливо, то он должен получить стандартное подтверждение безопасности этого топлива. А это включает в себя испытание топлива в течение довольно длительного времени непосредственно в реакторе. К тому времени, когда будет произведено это топливо, в тегеранском реакторе может не остаться мощности, чтобы провести это испытание. Так что, так или иначе, Ирану придется обратиться к внешнему миру для того, чтобы провести испытание топлива, или он будет использовать его в режиме, представляющем опасность».

Иранская сторона постоянно утверждает, что беспокоится нечего: все под строгим контролем. Так, представитель ИРИ при МАГАТЭ Али Асгар Солтание заявил, что иранские проекты в сфере ядерной энергетики, в том числе обогащение урана, продолжают развиваться под полным контролем Агентства. Практически одновременно пришло сообщение, что МАГАТЭ начало расследование взлома компьютеров и телефонов инспекторов Агентства, который якобы имел место во время их рабочих командировок в Иран, где они проводили осмотр ядерных объектов. По словам неназванного представителя МАГАТЭ, если подозрения МАГАТЭ подтвердятся, это станет «явным и тревожным свидетельством пренебрежения властями Ирана взятых на себя обязательств по сотрудничеству с МАГАТЭ». Глава Агентства Ю. Амано не стал подтверждать или опровергать эту информацию.

Г-н Солтание также в мае еще раз напомнил всем о том, что Иран намерен экспортировать радиоизотопы, используемые в ядерной медицине. «Мы объявили на последней конференции МАГАТЭ в прошлом году, что, учитывая овладение Ираном технологией производства радиоизотопов, страна готова экспортировать ядерные продукты после начала работы реактора в городе Арак», — сказал Солтание. Иранский посол сделал это заявление в кулуарах восьмой Международной конференции по энергетике в Тегеране. Г-н Солтание отметил, что после запуска 40-мегаваттного реактора (по планам — в 2013 году, но иностранные специалисты сомневаются в столь скором вводе в строй данного объекта) Иран сможет производить различные виды радиоактивных изотопов, что позволит Тегерану поставлять полученные продукты другим странам посредством МАГАТЭ.

Но пока Иран закупает медицинский радиоизотоп молибден-99 (99Mo) в России. Российский молибден-99, поставляемый в Иран с апреля 2011 года, удовлетворяет европейским требованиям по качеству продукта. Контракт с Ираном на поставку 99Mo имеет большое значение. Ранее некоторые официальные лица в Тегеране обвиняли мировое сообщество в том, что оно якобы блокирует продажу в Иран медицинских радиоизотопов. Приступив к регулярным продажам 99Mo для иранских больниц, Россия тем самым демонстрирует на деле приверженность своим обязательствам в плане продвижения атомных технологий для целей гуманитарного характера.

А Казахстан отрицает свои «урановые связи» с Ираном. 30 мая, официальная Астана вновь опровергла информацию о продаже Ирану урана, «Мы по-прежнему расцениваем то сообщение в СМИ, которое появилось 29 декабря 2009 года, как сознательную попытку распространения сфальсифицированной и заведомо ложной информации о деятельности Казахстана в области нераспространения ядерных материалов», — заявил официальный представитель МИД Казахстана Аскар Абдрахманов. «Мы считаем, что в Казахстане создан эффективный экспортный контроль над материалами двойного назначения, который, кстати, признается экспертами МАГАТЭ как один из лучших на постсоветском пространстве», — добавил он.

19 мая генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа на международной конференции в Ереване «ОДКБ и Южный Кавказ: перспективы мира и безопасности в регионе», в частности, заявил: «Иранская ядерная программа интересна нам, прежде всего, с точки зрения возможной угрозы для безопасности и стабильности Армении и региона в целом. В данной связи ОДКБ выступает за мирное решение и ликвидацию любой неопределенности вокруг этой темы».

Результаты опроса, проведенного в Иране американской корпорацией RAND, свидетельствуют о том, что 87% иранцев поддерживают проведение в стране исследований по мирному использованию атомной энергии. Согласно этому сообщению, большинство граждан Ирана считает, что международные санкции не наносят ущерба Ирану. Также большинство опрошенных выступает против восстановления дипломатических отношений с США.

 

 

4.САНКЦИИ

 

23 мая министры иностранных дел стран ЕС согласовали значительное расширение санкций против Ирана. Главы МИД ЕС решили внести в санкционный список около 100 иранских компаний. Санкции включают, среди прочего, замораживание их счетов. Брюссель также расширил список иранских чиновников, которым запрещен въезд в Европу и банковские активы которых, если таковые будут обнаружены в европейских банках, должны быть арестованы. В этот перечень будут добавлены пять новых фамилий. Новые санкции начали действовать уже 24 мая.

Кроме того, Германия и другие страны ЕС готовятся ввести санкции против расположенного в Гамбурге иранского банка Europaeisch-Iranische Handelsbank (EIH). В немецких правительственных кругах заявляют о том, что возникшие подозрения о причастности банка к незаконным сделкам по ядерным материалам подтвердились. Кроме того, имеются многочисленные указания на то, что через банк осуществлялось финансирование иранских предприятий, ранее уже попавших под международные санкции в связи с иранской ядерной программой. Сведения о том, что с помощью банка EIH Ирану удалось обойти экономические санкции ООН, появились еще в 2010 году. Только в 2009 году банк осуществил сделки на общую сумму почти в миллиард долларов в интересах иранских организаций, тесно связанных с производством вооружений. В США банк EIH был внесен в черный список. Однако Германия до последнего времени отказывалась как бы то ни было ограничивать его деятельность, отмечая что она не противоречит немецким законам о банках. Между тем в апреле 2011 года появились сообщения о том, что EIH участвует в обеспечении спорной сделки по поставкам иранской нефти в Индию. В частности, именно на счета EIH переводились из Бундесбанка индийские деньги за оплату нефти. Позднее, однако канцлер ФРГ Ангела Меркель распорядилась прекратить все транзакции по иранской нефти через Бундесбанк, фактически сорвав сделку между Ираном и Индией, против которой также активно выступали США.

Соединенные Штаты поддержали решение ЕС существенно ужесточить санкции в отношении Ирана. В документе пресс-службы Белого дома отмечается: «Соединенные Штаты приветствуют решение Европейского союза расширить свои санкции против Ирана путем внесения в черные списки еще более 100 физических и юридических лиц, связанных с распространением оружия массового уничтожения и средств его доставки… До тех пор, пока Тегеран отказывается выполнить взятые на себя обязательства, международное сообщество будет продолжать привлекать его к ответственности, в полной мере выполняя все соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН». При этом в документе утверждается, что «США стремятся к мирному преодолению обеспокоенности, вызванной ядерной программой Ирана». Также в мае американцы объявили о введении санкций против венесуэльского топливного гиганта PDVSA, поставляющего углеводороды в Иран.

Более того, некоторые депутаты конгресса США предлагают расширить американские санкции против Ирана. Соответствующий законопроект уже подготовлен. Предлагается, в частности, заморозить авуары и запретить въезд в США для тех иранских чиновников, кто нарушает права человека, а также ввести санкции против ряда иностранных компаний, которые ведут бизнес с высшими властными структурами Ирана. В законопроекте содержится также положение об ограничении передвижения иранских дипломатов в районе Нью-Йорка. Напомним, Президент США Барак Обама в начале марта продлил еще на год действие режима односторонних экономических санкций в отношении Ирана.

В свою очередь, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху горячо поблагодарил США за то, что те занимают жесткую позицию в отношении Ирана. «Вы осудили иранский режим, ввели жесткие санкции против него. История отдаст вам должное, Америка!», — сказал Нетаньяху, выступая 24 мая перед обеими палатами конгресса США. Он призвал США продолжать проводить ту же линию политики в отношении Ирана.

Однако при этом израильские компании сами ведут оживленную торговлю с ИРИ. Они охотно покупают иранские фисташки, кешью и облицовочную плитку ? один из важнейших предметов иранского экспорта. Плитка иранского производства в Израиле пользуется большим спросом. В свою очередь, израильтяне продают в Иран удобрения и прочие товары, относящиеся к сфере сельскохозяйственных технологий. Торговля идет через турецких посредников. Появились также сообщения, что, по сведениям госдепартамента США, одна из компаний, принадлежащая израильским олигархам братьям Офер, продала иранской компании Islamic Republic of Iran Shipping Lines нефтяной танкер. Танкер был якобы продан Ирану в сентябре 2010 года за 8,6 миллиона долларов.

В Европе также не гнушаются незаконными сделками с Ираном. Так, в Испании задержаны восемь человек по подозрению в контрабанде боевых вертолетов в Иран. В ходе обысков были изъяты девять американских боевых вертолетов Bell-212 и различные детали к ним почти на 100 млн евро. По версии следствия, испанцы собирались продать вертолеты в Иран, а запчасти ? в Венесуэлу в обход санкций ООН и соответствующих распоряжений минобороны Испании. Бизнесмены вышли на связь с тремя гражданами Ирана, прибытие которых в Испанию дало старт полицейской операции «Нам». Она до сих пор не завершена. В полиции не исключают дальнейших задержаний.

В Иране уверяют, что антииранские санкции неэффективны. Так, чиновник Национальной нефтяной компании Ирана NIOC Мохсен Камсари заявил: «Санкции США не могут напрямую повлиять на экспорт нефти из Ирана в силу значимости резервов нефти нашей страны». По его словам, Иран добывает сегодня 4 млн баррелей нефти в сутки, это приблизительно 5% от мировых объемов добычи. ИРИ экспортирует около 2,5 млн баррелей нефти в сутки, и потому любая возникшая из-за санкций проблема с иранским экспортом нефти болезненно ударит по всему миру.

Посол Ирана в Южной Корее Ахмед Масумифар также подчеркнул, что, несмотря на санкции, уровень двустороннего сотрудничества между Ираном и Южной Кореей вырос и торгово-экономические отношения между двумя странами как и прежде продолжают расширяться. Иранский посол сказал, что введенные в отношении Ирана санкции не распространяются на сферы сотрудничества между Ираном и Южной Кореей. По словам Ахмеда Масумифара, иранский рынок остается привлекательным для южнокорейских предпринимателей, и сотрудничество между двумя странами развивается в самых разных областях. Объем товарооборота между Ираном и Южной Кореей достиг в прошлом году 11 млрд долларов. Объем иранского экспорта составил 6,5 млрд долларов и импорта – 4,5 млрд долларов. При этом объем ненефтяного экспорта составил 1,7 млрд долларов, а на оставшуюся сумму была поставлена сырая нефть. Посол Масумифар сообщил, что в настоящее время проводятся переговоры с целью устранения проблем, с которыми в связи с санкциями сталкивается иранский банк «Меллят» в Сеуле. Деятельность сеульского филиала названного банка продолжается.

Кроме «пассивной» борьбы с санкциями Тегеран перешел в контрнаступление. Вскоре Иран собирается ввести санкции против США за «нарушения прав человека». Таким образом, ИРИ хочет ответить США и Евросоюзу за многолетний режим ограничений в отношении иранских компаний и граждан. «По плану санкции будут введены в отношении 26 американских представителей, которых замечали в нарушении прав человека, в том числе в Ираке и Афганистане, а также против тех лиц, которые поддерживали терроризм», – сказал депутат меджлиса Казем Джалали. (См. Приложение 2).

В тоже время Россия выступает против введения новых санкций. В конце мая замглавы МИД РФ Сергей Рябков отметил: «Санкционный трек в части Ирана себя полностью исчерпал, мы не готовы принять логику, согласно которой требуется разработка на данном этапе очередной новой санкционной резолюции по Ирану».

Однако такую позицию занимают не все. Некоторые политологи и специалисты-ядерщики считают, что антииранские санкции, в первую очередь, введенные в 2010 году на основе резолюции СБ ООН 1929, притормозили скоростное, бурное развитие иранской ядерной программы и особенно процесс создания инфраструктуры по обогащению урана и сделали ее для Тегерана значительно дороже (хотя выход продукции продолжался). Санкции, быть может, и не остановят Иран на пути к реальному (а не уже провозглашенному президентом ИРИ) полному ядерному циклу с последующим непредсказуемыми последствиями, но, нет сомнения, снизят скорость выполнения Ираном своих ядерных планов, что создаст временной задел для решения иранской ядерной проблемы политико-дипломатическим путем.

 

 

5.НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Нерешенность ядерной проблемы Ирана продолжала оказывать негативное влияние на перспективы обеспечения безопасности в регионе и мире. Президент США Барак Обама выступил в мае на ежегодной конференции Комитета по американо-израильским общественным отношениям. В частности он заявил, что Соединенные Штаты ни в коем случае не допустят появления у Ирана ядерного оружия. Вашингтон будет продолжать оказывать давление, сообщил американский лидер.

Другой главный противник Ирана – Израиль- даже не исключает, что для решения ядерной проблемы Ирана потребуется нанести превентивный удар. «Мы очень надеемся, что весь цивилизованный мир поймет, какая опасность исходит от этого режима, и предпримет совместные меры по предотвращению ядерной угрозы со стороны Ирана, даже если придется нанести превентивный удар», – заявил в конце мая в преддверии своего визита в Москву вице-премьер, министр по стратегическим вопросам Израиля Моше Яалон. На вопрос, кто, по его мнению, должен нанести этот удар, он ответил: «Мне бы не хотелось это обсуждать. Иран, обладающий ядерным оружием, угрожает всему цивилизованному миру». «Только одна мысль о том, что такой режим может завладеть ядерным оружием, уже должна внушать страх руководителям всех развитых стран, а не только Израиля», – подчеркнул вице-премьер.

К счастью, пока у Ирана нет ядерного оружия. Однако Тегеран активно совершенствует свою военную машину, наполняя ее нефтедолларами и новыми образцами вооружения и боевой техники.

В начале мая парламент Ирана утвердил закон об увеличении военного бюджета страны на 3 миллиарда долларов. Об этом заявил председатель центра исследований иранского парламента Ахмад Тавакколи. По его словам, согласно закону, увеличение военного бюджета на 3 миллиарда будет обеспечено за счет средств, полученных от экспорта нефти. «Парламент увеличил военный бюджет по непосредственному указанию духовного лидера Али Хаменеи», — сказал г-н Тавакколи.

Официальных данных о военном бюджете Ирана нет, но, по информации находящегося в Стокгольме Международного института исследований проблем мира (SIPRI) по прогнозам в 2010 году военный бюджет Ирана составит более 7 миллиардов долларов. Кроме того, Международный институт стратегических исследований в Лондоне (IISS), распространяющий статистическую информацию о годовых военных бюджетах мировых держав, сообщил, что годовой военный бюджет Ирана на 2007 год составлял 7миллиардов долларов.

В мае прошла информация о конфиденциальном докладе ООН. В нем говорится: Иран и Северная Корея обмениваются ракетными технологиями в обход санкций. Речь идет о технологии производства баллистических ракет. При этом обмен данными производится при помощи неназванной третьей стороны. Чиновник ООН на условиях анонимности сообщил: неназванная сторона – это Китай. Отчет свидетельствует о том, что элементы баллистических ракет, запрещенные к передаче, транспортировались регулярными рейсами Air Koryo и Iran Air. Особо отмечено, что для перевозки таких видов грузов, как оружие и материалы для ракет, в КНДР предпочитают использовать чартерные грузовые рейсы.

Проведенные в последнее время испытания Ираном и Северной Кореей ракетных систем и спутников беспокоят международное сообщество. На основании полученных данных можно утверждать, что эти страны ведут разработку ракетных систем большого радиуса действия. Вполне вероятно, что под прикрытием реализации национальных атомных и ракетных программ ИРИ и КНДР стремятся к созданию ядерного боезаряда и средств его доставки.

17 мая министерство иностранных дел Ирана опровергло сообщения об осуществлении Исламской Республикой Иран регулярного обмена технологиями баллистических ракет с Северной Кореей. Здесь ключевое слово – «регулярного». Обмениваться технологиями можно и не на регулярной основе, а, например, по мере необходимости.

Однако официальный представитель МИД России Александр Лукашевич заявил 20 мая: «Достоверной информации о том, что Северная Корея и Иран ведут сотрудничество, тем более на регулярной основе, не имеется». В свою очередь, замначальника главного управления Генштаба ВС России генерал-лейтенант Вячеслав Кондрашов отметил: «Вопреки точке зрения США по Ирану и КНДР, считаем, что указанные страны далеки от создания межконтинентальных баллистических ракет».

Подозрительные военные связи Ирана распространяются и на Западное полушарие. Немецкая газета Die Welt утверждает, что 19 октября 2010 года было подписано секретное соглашение между президентом Венесуэлы Уго Чавесом и президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом. Соглашение предусматривало сооружение базы иранских баллистических ракет средней дальности на территории Венесуэлы. База, утверждают источники информации, уже построена. Она расположена на полуострове Парагуана, в 120 км от границы с Колумбией. База сооружена офицерами «Хатам аль-Анбия» – строительного управления КСИР. По данным Die Welt, уже построены командные пункты, казармы, хранилища ракетного топлива и шахты для баллистических ракет – глубиной 20 м. Планы подземных трубопроводов, соединяющих хранилища ракетного топлива с пусковыми установками, разработаны в тегеранском университете Шариф и Тегеранском политехническом институте. Не случайно, в феврале инженеры из «Хатам аль-Анбия», посетили Парагуану.

Правительство Уго Чавеса опровергло версию о строительстве иранских военных баз на территории Венесуэлы. «Мы в категорической форме опровергаем «утку», которая сфабрикована в лабораториях «грязной» войны американского империализма в стремлении найти предлог для нападения на Венесуэлу», — заявил вице-президент южноамериканской страны Элиас Хауа.

В мае продолжался процесс ввода в строй новых типов ракетной техники. На вооружение КСИР поступила новая баллистическая ракета «Киям-1» («Воскрешение») класса » земля-земля «. О радиусе действия и других технико-тактических характеристиках иранские власти пока не сообщают, однако, по их признанию, новую ракету гораздо труднее засечь после пуска, чем предыдущие версии ракетных систем, находящихся в вооруженных силах ИРИ.

Согласно более ранним публикациям в военных СМИ, новая ракета сопоставима по размерам с «Шахаб-2» (аналог советской ракете «Скад»), то есть имеет длину порядка 11,5 м, диаметр — 0,88 м, стартовую массу в 6 т и дальность действия 500 км. У ракеты отсутствует хвостовое оперение (аэростабилизаторы — крылья), что увеличивает скорость полета и сокращает время ее запуска. Есть вероятность, что во время полета предусмотрено отделение от ракеты боевой части. Ракета оснащена основным жидкотопливным двигателем и четырьмя двигателями управления в хвостовой части, что также обеспечивает высокую скорость полета.

Израильский специалист Инбар Таль из Института воздушно-космических стратегических исследований подтвердил, что «Киям-1», скорее всего, является клоном известной ракеты «Скад». Это означает, что радиус действия «Киям-1» составляет несколько сотен километров и делает данный вид ракет идеальным для сателлитов режима аятолл – Сирии и движения «Хизбалла» в Ливане. По мнению г-на Инбара, ракета, скорее всего, будет использована Ираном для испытания новых различных систем и для экспорта Сирии и «Хизбалле».

1мая заместитель командующего по операциям военно-воздушных сил ИРИ генерал Мохаммад Алави сказал, что ВВС удалось создать «умное» оружие, в том числе новое поколение крылатых ракет. По словам Алави, Иран запустил масштабное производство новых крылатых ракет, поражающих морские цели, и произвел их испытательный запуск.

Иран уделяет также большое внимание развитию систем ПВО. Министр обороны ИРИ бригадный генерал Ахмед Вахиди заявил в начале мая, что министерство планирует выпуск ракет ПВО дальнего действия, идентичных российским С-300. Он также сообщил, что в Иране уже проведена определенная работа в этом направлении, но для окончательной реализации этого проекта потребуется время. Напомним, что ракеты этого класса предназначены для уничтожения как современных, так и перспективных воздушных целей, в том числе стратегических, тактических и военно-морской авиации, стратегических крылатых ракет воздушного базирования, баллистических ракет и других воздушных целей широкого спектра.

Позже в мае министр обороны Вахиди на церемонии презентации ряда военных электронных и оптико-электронных проектов заявил, что эти технологии направлены на усиление оборонного потенциала ИРИ. Проекты включают в себя многоцелевые мониторы, используемые при уничтожении истребителей и вертолетов, мобильные системы распознавания воздушных объектов, оптико-электронные системы наблюдения и мониторинга. Бригадный генерал заявил, что подобные технологии дают возможность Ирану обнаруживать и молниеносно перехватывать любые воздушные объекты противника.

Зенитная артиллерийская база «Хатам аль-Анбия» продолжает работу над системой, которая будет производить радар, способный перехватывать самолеты-невидимки, сказал 3 мая заместитель командира базы бригадный генерал Мохаммад Хасан Мансуриан. По его словам, Иран приобрел ценный опыт производства систем ПВО в течение последних трех десятилетий, и в настоящее время обладает самым высоким потенциалом среди стран региона по противодействию любым возможным угрозам.

В середине мая в ходе своего визита в Политехнический университет г. Исфагана глава минобороны бригадный генерал Ахмед Вахиди рассказал о старте в рамках его министерства амбициозной программы строительства боевых кораблей, «способных пересекать океаны». Речь шла о крупных эсминцах и океанских лайнерах. Корабли будут двойного назначения, и их смогут использовать также «в целях океанографических исследований». Генерал Вахиди заявил, что Иран намерен производить «огромные эсминцы», которые «смогут выйти за пределы иранских территориальных вод и пересечь океаны». Г-н Вахиди также поведал о грандиозных планах производства различных ракет сухопутного, морского и воздушного базирования.

Об «усилении иранского присутствия» в международных водах говорил в мае и командующий ВМС ИРИ контр-адмирал Хабибулла Сайери. Он рассказал о планах строительства мощного современного флота подлодок. «Строительство новых подводных лодок уже началось. Они необходимы нам для защиты нашей страны, ее интересов и морских границ» – отметил адмирал. Г-н Сайери сообщил, что речь идет о новых подводных лодках водоизмещением 500 тонн. Сейчас основную часть иранского подводного флота составляют субмарины «Гадир» водоизмещением 120 тонн, которые начали производить в 2007 году. Предположительно, на вооружении ВМС Ирана стоит «десять или более» подводных лодок такого типа.

21 мая министр обороны Вахиди присутствовал на церемонии презентации в Организации оборонной промышленности нового гиперзвукового кинетического противотанкового снаряда. Как заявил министр, «запуск министерством обороны новой линии по производству 105 и 125 мм модели противотанковых снарядов «Тагеб» осуществлен». Он также выразил уверенность, что скоро вооруженные силы будут оснащены этими новыми снарядами. Они имеют скорость, в пять раз превышающую скорость звука, большую точность попадания, модифицированный взрывчатый компонент и способен поражать многослойную броню толщиной 50 см, войдя в нее на полметра и разорваться. Организация оборонной промышленности Ирана уже производит широкую номенклатуру боевых пороховых и взрывчатых компонентов, эффективных в поражении брони. Генерал Вахиди с похвалой отозвался о военно-технологическом прорыве, достигнутом Ираном, и заявил, что примененная ноу-хау и военная технология по производству танков и другой бронетехники повысят обороноспособность и потенциал сдерживания государства.

 

Таким образом, в мае основным внутриполитическим событием стала борьба между различными группировками внутри правящей элиты и, прежде всего, между президентом Ахмадинежадом и его оппонентами. Внешнеполитическая жизнь характеризовалась нарастанием напряженности между Ираном и арабскими государствами, в первую очередь, Саудовской Аравией и Бахрейном. На «ядерном фронте» без перемен. Заявляя о готовности к новому этапу переговоров Иран – «шестерка» посредников, Тегеран выдвигает условия, далекие от задач этих переговоров, что не служит поддержанию региональной и глобальной безопасности.

 

 

Приложение 1

 

 

ТЕКСТ ПИСЬМА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ МЕДЖЛИСА ИСЛАМСКОГО СОВЕТА (ПАРЛАМЕНТА) ИРАНА АЛИ ЛАРИДЖАНИ СВОИМ КОЛЛЕГАМ В ПАРЛАМЕНТАХ МИРА

 

Шлю свой горячий привет и сердечные пожелания. Как вам известно, в эти дни мы наблюдаем кровавые движения за восстановление попранных прав народов Среднего Востока и Северной Африки, за свержение компрадорских диктаторских режимов, за счастливое и светлое будущее народов региона.

Народ Бахрейна также выступил за осуществление своей исторической мечты о создании демократического, народного строя, в котором будут править представители народа, избранные путем свободного голосования, и при этом народ Бахрейна выдвигает свои политические требования абсолютно мирным путем.

Несмотря на то, что в соответствии со всеми международными нормами и договорами, в соответствии с принципами гуманизма это стремление является законным правом любого народа, включая народ Бахрейна, мы с удивлением увидели, как неожиданно в страну были введены иностранные войска для подавления народного восстания. К сожалению, после ввода этих войск в стране началось насилие и грубое нарушение человеческих прав в самых широких масштабах. Десятки молодых и пожилых людей, женщин и детей были расстреляны на улицах городов. В чем же заключались требования народа Бахрейна, если в ответ раздались залпы выстрелов, круглосуточные аресты, расстрел детей, женщин и мужчин, насилие над женами и дочерьми и другие античеловечные насильственные действия? И это тогда, когда другие народы имеют право избирать своих лидеров. Почему же народ Бахрейна лишен этого элементарного и естественного человеческого права?

Как мне думается, двойственный подход к праву народа на прямые выборы отражает определенную безнадежность в деле формирования общих ценностей. Есть опасение, что молчание и равнодушие других стран, где народы непосредственно участвуют в управлении своих государств, усиливает сегодняшнее недоверие.

Мы считаем, что осуществляемое сегодня насилие и молчание в ответ на требования народа Бахрейна создает почву для будущих волнений, и только демократия может восстановить в регионе устойчивую безопасность.

Мы выражаем свою глубокую озабоченность в связи с применением насилия в ответ на требования народа, нарушением прав человека и страшными условиями для жизни людей в Бахрейне, и настаиваем, чтобы руководители этой страны мирными средствами дали ответ на требования народа, и чтобы из страны были выведены иностранные войска.

Мы ожидаем, что парламенты стран мира, руководствуясь своим человеческим долгом, в качестве представителей народов, отреагируют на широкое нарушение прав человека и на бесчеловечные условия, создавшиеся для народа Бахрейна, и предпримут практические шаги в международных организациях, выработают прозрачные позиции по поддержке требований народа Бахрейна и положат конец сегодняшним бесчеловечным акциям.

 

Али Лариджани

Председатель Меджлиса Исламского Совета Ирана

 

Источник: Посольство Исламской Республики Иран в Москве

 

 

Приложение 2

 

«О ВВЕДЕНИИ САНКЦИЙ В ОТНОШЕНИИ АМЕРИКАНСКИХ ОФИЦИАЛЬНЫХ ЛИЦ»

 

Введение:

США, проводя политику одностороннего подхода, совершили множество преступлений против человечества, достойных осуждения. Некоторые государственные деятели этой страны сыграли непосредственную роль в совершении этих преступлений.

Данные лица, будучи нарушителями прав человека на международном уровне, в особенности, в Ираке и Афганистане, напрямую поддерживали террористов, а также сыграли серьезную роль в содействии производству, контрабанде и транзиту наркотиков.

В данном проекте определены имена 26 человек из числа американских официальных лиц, совершивших преступления против человечества и нарушивших права человека. Позже будет объявлен дополнительный список, который пополнит данный перечень.

 

Основные положения:

В отношении официальных лиц США, включенных в данный список, должны быть применены следующие санкции и наказание за совершенные ими преступления против человечества, нарушение прав человека и содействие контрабанде наркотических веществ:

а) вся собственность и имущество данных лиц подлежат аресту и конфискации;

б) запрещается въезд данных лиц в любую точку на территории Исламской Республики Иран;

в) судебная власть должна организовать процессы в судах в отношении данных лиц в качестве совершивших преступления против человечества и нарушивших права человека и принять меры к вынесению приговоров;

 

Примечание: Генеральный прокурор страны обязуется предоставить прокуратуре международного трибунала (ICC) список имен и документы, подтверждающие совершение преступлений данными лицами, для планирования дальнейших действий по преследованию данных лиц;

 

г) Министерство иностранных дел обязуется разобрать обстоятельства дела в международном сообществе;

д) Гостелерадио ИРИ должно, используя свои возможности, поставить мировое общественное мнение в известность относительно преступлений, совершенных данными лицами.

 

Примечание №1: С целью осуществления вышеназванных задач, создать Комитет под руководством Генерального прокурора страны, состоящий из представителей Министерства безопасности, Министерства внутренних дел, Министерства иностранных дел, Гостелерадио, Сил правопорядка, а также одного человека из Комиссии по национальной безопасности и внешней политики Меджлиса и одного человека из числа членов судебно-правовой Комиссии по выбору вышеназванных Комиссий.

 

Примечание № 2: Данный Комитет обязуется предоставлять постоянные доклады Комиссии по национальной безопасности и внешней политике.

Среди лиц, включенных в данный список, находятся Джеффри Д. Миллер, с 2002 по 2007 бывший начальником тюрьмы Гуантанамо и обвиняемый в нарушениях прав человека, применении пыток и причинении мучений заключенным; адмирал Джеффри Харбсон, нынешний начальник тюрьмы Гуантанамо, по обвинению в непрекращающемся участии в причинении мучений заключенным и нарушениях прав человека с 2010 года; капитан Уильям Роджерс, командир американского военного корабля «Винсенс», который 3 января 1983 года совершил нападение на гражданский самолет ИРИ; Дональд Рамсфелд, с 2001 по 2006 год бывший министром обороны США и обвиняемый в убийствах гражданского населения, пытках и причинении мучений заключенным тюрьм Абу-Грейб, Гуантанамо и Баграм, а также в убийстве тысяч ни в чем не повинных людей а Афганистане и Ираке.

 

Источник: Посольство Исламской Республики Иран в Москве

41.79MB | MySQL:92 | 1,049sec