Размышления об изменениях в стратегии США в арабских странах

Изменения в арабском мире объективно вынуждают США вносить серьезные изменения в свою тактику и стратегию на этом направлении. Среди них необходимо отметить следующие моменты. Фактическая потеря на неопределенную перспективу ближайшего стратегического союзника в регионе- Египта, который в силу переживаемых политических потрясений, не сможет играть прежнюю роль лидера. Катаклизмы в Йемене, угрожающие «выплеснуть» на поверхность новую волну исламского радикализма и серьезно повлиять на ситуацию внутри еще одного стратегического союзника США в регионе – КСА. Ливийский кризис, который вошел в свою патовую стадию. Протесты в Сирии, с перспективой перерастания в хаос и серьезно дестабилизировать ситуацию в Ливане и Израиле. Шиитско-суннитские противоречия на Бахрейне, где базируется 5-й флот ВМС США. Все это просто по определению вынудит Вашингтон менять стратегию и принимать срочные меры.

К ним однозначно следует отнести перегруппировку сил. Уход из Афганистана – это один из наиболее видимых моментов такой перегруппировки. Смеем предположить, что, несмотря на все оговорки Пентагона и американской администрации «о жесткой корреляции сроков вывода с реальным развитием ситуации в стране» этот процесс будет неуклонно нарастать. Афганский «капкан» полностью лишает Пентагон возможности маневрировать силами и средствами, а также удлиняет сроки наращивания группировки в необходимом для этого месте. В условиях общей полосы нестабильности, в которую погружается арабский мир, это положение вещей неприемлемо. Тем более что нахождение американских войск в Афганистане помимо вопросов сдерживания талибов иной задачи просто не решает. Общий замысел нахождения контингента лежит в области контроля основных городских центров, а не в нанесении противнику окончательного поражения.

Налицо необходимость повышения координации между министерством обороны, госдепартаментом и другими федеральными ведомствами США в плане разработки и реализации единой стратегии по борьбе с радикалами. Одновременно абсолютно неудовлетворительным остается положение дел в области снабжения американских войск в регионе. Ощущается дефицит квалифицированных кадров. Причем не только по вопросам страноведения и взаимодействия с местными силовиками, но в по чисто техническим вопросам обслуживания оборудования и техники. Это в первую очередь следует отнести к теме использования беспилотников. Прежняя тактика управления беспилотниками с баз в США выявила много минусов, которые необходимо корректировать путем переноса центра управления аппаратами непосредственно в регион.

Ситуация с выбором посреднических компаний, которые выполняют логистические операции в интересах Пентагона в регионе Ближнего Востока, требует пересмотра. Ошибки, допущенные в Пакистане, это четко проиллюстрировали периодическими разгромоми конвоев с топливом, а также гигантским «нецелевым» расходованием средств.

Сохраняется «узость» сотрудничества между администрацией президента США и конгрессом. Основным условием налаживания такого взаимопонимания является выработка администрацией четкого и реалистичного плана действий США в регионе не только в период «революций», но и на долгосрочную перспективу. При этом план должен иметь основные точки реализации и прозрачный механизм проверки. На сегодняшний день это отсутствует.

Активизируются дипломатические усилия по установлению стратегического партнерства с Ираком. На настоящий момент времени ситуация в стране далека от стабильной. Более того, Тегеран все больше усиливает свое влияние в этой стране, активно создавая свою агентуру «влияния» среди иракского руководства. Необходимо отметить, что общий курс на усиления своего влияния в Ираке иранское руководство считает адекватной реакцией в силу потери своего влияния в том же Ливане или Сирии в случае падения режима Асада. США в настоящее время явно проигрывает в темпе по противодействию этой активности. В том числе и в результате явных противоречий «по иракскому досье» между Пентагоном и ЦРУ США – с одной стороны, и госдепартаментом – с другой.

Реализация плана в Сомали по окончательному решению проблемы «Аш-Шабаб» путем физического разгрома основных сил этой группировки и преодоления кризиса в правительстве в Могадишо. Указанная деятельность потребует серьезного увеличения финансирования операций войск АМИСОМ. В противном случае, ситуация перерастет в патовый режим. Также необходимо пересмотреть и отношение к возможному официальному признанию анклавов на территории бывшего Сомали (Сомалиленд, Пунтленд), которые являются эффективными барьерами на пути экспансии исламистов на Африканском Роге.

Указанная стратегия, по оценке ряда аналитиков, должна быть разработана и принята к исполнению не позднее окончания этого года.

52.31MB | MySQL:103 | 0,465sec