Йемен: перспективы развития ситуации

Как полагает ряд западных аналитиков, ситуация в Йемене может выйти из-под контроля в любой момент. Временное спокойствие (если можно назвать то, что сейчас происходит в стране, этим словом), которое наступило после ухода в вынужденную эмиграцию президента А.А.Салеха, может в любой момент взорваться. Стремительно набирают силу центробежные тенденции, что особенно заметно в зонах действия повстанцев-хауси на севере, и сепаратистов на юге страны. Временный руководитель страны А.Хади конечно не является той фигурой, которая способна жестко навести порядок. Это проходной руководитель, который должен подготовить выборы. В частности, на это уповают в США, ЕС и КСА.

Общая стратегия этих трех основных международных игроков, в общем-то, понятна. Уход А.А.Салеха, передача временной власти А.Хади, проведение выборов. В этой схеме на сегодняшний день существует несколько изъянов.

1. Салех от власти не отказывался, как это предусмотрено «дорожной картой», которую разработали страны-члены ССАГПЗ. То есть его отсутствие означает некую подвешенность всей ситуации, поскольку сам он неоднократно (один раз лично, и много раз через своих сыновей и сторонников) заявлял о том, что прибудет в страну и вернется к исполнению обязанностей президента, как только это позволит состояние его здоровья. Сомнительно, что власти в Эр-Рияде будут чинить ему препятствия и брать под арест. Собственно на такой вариант развития событий рассчитывают его сыновья, которые продолжают командование самыми боеспособными на сегодняшний день подразделениями йеменских вооруженных сил: Республиканской гвардией и силами безопасности. Пока они уверенно контролируют север столицы и еще ряд городов страны, что абсолютно недостаточно, чтобы управлять страной, но вполне – для того, чтобы создавать видимость сохранения власти.

2. Такие итоги протестного движения явно не устраивают оппозицию в лице «Лика Муштарака» прежде всего. Некоторые западные аналитики почему-то полагают, что этот блок монопольно возглавляет партия Ислах, к которой у тех же американцев отношение очень настороженное. Это не так, в руководстве очень значительную роль играют и социалисты. Конечно, ислаховцы, несомненно, более многочисленны, финансово достаточны и даже имеют свое мощное племенное ополчение, которое проявило себя в боях в столице накануне покушения на Салеха. Но сбрасывать светскую оппозицию со счетов было бы преждевременно. Тем более что для Запада, в отличие от Саудовской Аравии, приемлемым вариантом является создание именно коалиционного блока в правительстве.

Как следствие, оппозиция провозгласила создание некого «Переходного Совета», что сразу же встревожило Запад. В КСА срочно выехал министр иностранных дел ФРГ, а американцы встретились с оппозиционерами в Сане. Опасения и тревоги понятны: необходимо понять, что представляет из себя новый орган и не планирует ли он взять на себя функции «теневого правительства». В последнем случае начнется раскручиваться маховик распада страны, что Запад и страны-члены ССАГПЗ категорически не устраивает.

Дело в том, что «Лика Муштарака» вряд ли пойдет сейчас на создание именно «теневого правительства», поскольку просто не хватит для этого сил и возможностей. Оппозиционеры не контролируют ситуацию на юге страны, у них начались разногласия с хауси. Попытки воевать с правительством А.Хади будут категорически не поняты в КСА, США и ЕС.

В этой связи отмечается, что начинается радикализация стихийно возникших молодежных движений, которые собственно и являлись основной протестной силой на улицах. Эта масса все более и более смещается в сторону союза с крайними салафитскими группами, которые требуют безальтернативного привлечения А.А.Салеха и его окружения к суду.

Юг находится под контролем т.н. «харакат», т.е. протестных групп, четко придерживающихся географического признака и выступающих за воссоздание НДРЙ. Здесь сильны позиции бывшего генсека ЙСП С.аль-Бейда и премьера Аттаса. Влияние Ислаха наоборот незначительно, в силу традиционных неприязненных отношений между южанами и племенами с севера. Кроме того, руководство Ислах фактически приватизировало все более или менее значимые объекты на юге после гражданской войны в 1994 году, что не вызывает к нему никакой любви со стороны южан, большинство из которых в результате этого потеряли работу или были уволены из армии. Кстати, бывшие армейцы играют все более и более заметную роль в протестах и организации вооруженного сопротивления армии и полиции.

Юг столицы находятся под контролем сводного брата президента генерала Али Мохсена, который несколько месяцев назад перешел на сторону оппозиции. В настоящее время генерал находится «в тени», активно наращивая свои силы и вербуя в ряды сторонников новых рекрутов из числа протестующей молодежи. Он явно готовится к решающей схватке за власть и как опытный игрок, предпочитает не брать инициативу раньше времени. У него давние и хорошие связи с радикалами-исламистами, а через торговцев оружием – и с повстанцами-хауси.

В этой связи необходимо отметить возникновение серьезных разногласий в настоящее время в племенной группировке Хашид, к которой принадлежит и генерал, и сыновья бывшего спикера парламента Ахмара. Среди последних на власть претендует лидер Ислах Хамид. При этом влияние Али Мохсена на клановых вождей сильнее, чем у его конкурента. Хамид же компенсирует это «отставание» своим влиянием среди деловой элиты и представителей среднего класса. Он принят в качестве партнера и руководством ЙСП. На его стороне и симпатии в Эр-Рияде, без финансовой поддержки со стороны которого говорить о лояльности племенных групп не приходится.

В любом случае необходимо констатировать, что сейчас в племенной группировке Хашид идут непростые переговоры и консультации по вопросу разделения властных полномочий в будущем правительстве. Правительство А.Хади явно оценивается в этой связи как промежуточное. А.Хади – сторонник бывшего южнойеменского лидера Али Насера Мухаммеда и его влияние на севере минимально. Чего нельзя сказать про юг. Так что учитывать этот момент в выстраивании будущего баланса сил будет необходимо. От этого собственно и будет зависеть будущее Йемена как единого государства.

52.21MB | MySQL:103 | 0,446sec