Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (25-31 июля 2011 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Турции и Сирии. 29 июля ушло в отставку высшее командование ВС Турции – начальник генштаба генерал Ы. Кошанер, командующие сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Сирийские правительственные войска 31 июля начали наступление на город Хама – один из главных оплотов оппозиции.

Начальник генштаба ВС Турции генерал Ы. Кошанер (находился на этой должности с августа 2010 г.) после встречи 29 июля с президентом страны А. Гюлем и премьер-министром Р. Т. Эрдоганом подал рапорт об отставке в связи с несогласием с предстоящими назначениями в высшем военном руководстве (официально – «по собственному желанию»). Одновременно рапорта об отставке подали командующие сухопутными войсками, ВВС и ВМС. Это первый в турецкой истории случай одновременного ухода в отставку высшего командования ВС. Исполняющим обязанности начальника генштаба и командующим сухопутными войсками 29 июля назначен главком жандармскими войсками генерал Н. Озель (также впервые в истории страны) – единственный представитель высшего генералитета, не подавший рапорта об увольнении. Как ожидается, 1 августа на заседании Высшего военного совета Турции генерал Н. Озель будет официально утвержден на посту начальника генштаба. Также на этом заседании произойдут и другие назначения на высшие посты в турецких ВС.

Отметим, что в последнее время у турецких военных складывались напряженные отношения с Р. Т. Эрдоганом. Проводимая главой правительства реформа привела к снижению роли армии в политической жизни страны. По оценке экспертов, вынужденная отставка военной верхушки является продолжением курса на чистку армии, проводимой правящей в Турции Партией справедливости и развития (ПСР). Острое недовольство командования ВС вызывало т. н. дело о раскрытии военного заговора с целью совершения государственного переворота. В ходе его расследования, по информации генерала Ы. Кошанера, без наличия на то судебных вердиктов находятся под стражей 250 военных, в т. ч. 173 действующих генералов, адмиралов, офицеров и унтер-офицеров. Ы. Кошанер назвал ситуацию, когда примерно 10% генеральского состава турецких ВС находится под арестом, как стремление судебных органов представить армию в качестве «преступной организации». Резко отреагировала на отставки военных турецкая оппозиция. Так, Народно-республиканская партия заявила, что возглавляемая Р. Т. Эрдоганом ПСР «упорно продолжает не признавать действующее законодательство». В то же время президент страны А. Гюль считает, что отставки в высшем командовании ВС не приведут к политическому кризису в Турции.

В Сирии продолжается жесткое противостояние правящего режима с оппозиционными силами. Традиционно, наиболее массовые антиправительственные выступления прошли в различных городах страны в пятницу, 29 июля. В ходе столкновений манифестантов с силами безопасности имеются жертвы с обеих сторон. 31 июля правительственные войска при поддержке бронетехники начали операцию против мятежников в Хама – одном из главных центров оппозиции. Этот город на протяжении нескольких недель находился под контролем противников режима, здесь проходили наиболее массовые антиправительственные демонстрации. Сообщается о многочисленных жертвах среди жителей Хама и высокой активности боевиков в ходе операции правительственных сил. Очень сложная обстановка сохраняется в Дер-эз-Зоре на северо-востоке страны. Многие районы этого города находятся во власти оппозиции. Здесь происходят боестолкновения правительственных сил с вооруженными боевиками. На минувшей неделе противники режима подорвали нефтепровод вблизи Хомса. В различных городах страны состоялись также массовые демонстрации сторонников нынешней власти в поддержку программы реформ, предложенных президентом САР Б. Асадом.

Наряду с силовыми методами борьбы с оппозицией правящий режим предпринимает политические шаги с целью нормализации обстановки в стране. Так, 25 июля правительство САР одобрило законопроект о деятельности политических партий, предусматривающий введение в Сирии многопартийности. При этом не разрешается создавать партии по племенному, профессиональному и религиозному признакам. Кабинет министров также одобрил окончательную редакцию законопроекта о всеобщих выборах, который предполагает проведение избирательного процесса и процедур голосования «в условиях прозрачности и честной борьбы». Вместе с тем, обнародованные законопроекты обходят стороной вопрос об отмене ст. 8 конституции САР, которая закрепляет за правящей партией Баас руководящую роль в государстве и обществе. 30 июля было объявлено, что выборы в Народный совет (парламент) Сирии состоятся до конца текущего года, после того, как его нынешний состав примет пакет новых законов.

В МИД России сообщили, что посольство РФ в Дамаске проводит встречи с представителями сирийской оппозиции с целью обсуждения ситуации, складывающейся в САР.

Египетские политические партии и движения провели 29 июля массовые митинги на площади Ат-Тахрир в Каире. Причем наиболее крупной была акция, организованная исламистским движением «Братья-мусульмане», призывавшим к установлению в Египте исламского государства и законов шариата. Также высокую активность проявили консервативные салафистские группировки. Отметим, что в АРЕ усиливается напряженность между исламистами и политическими силами, придерживающимися либеральных и секуляристских взглядов по вопросам будущего страны. Глава правящего в Египте военного режима маршал А. Х. Тантауи заявил 27 июля, что армия передаст власть «законному гражданскому правительству, избранному народом». Маршал подверг критике «те силы, на внутренней арене, которые выполняют замыслы зарубежных кругов, и пытаются внести раскол между военными и населением».

30 июля до 200 вооруженных людей, предположительно исламистских боевиков, совершили вооруженное нападение на город Эль-Ариш на севере Синайского полуострова, но были рассеяны силами безопасности. Также боевики обстреляли из гранатомета газораспределительную станцию на севере Синая, через которую топливо поступает в Израиль и Иорданию.

Спецпредставитель генерального секретаря ООН по Ливии А. И. аль-Хатыб после переговоров, проведенных с представителями режима М. Каддафи и повстанцев, заявил, что противоборствующие стороны «остаются очень далеки друг от друга в вопросе о достижении соглашения о политическом урегулировании». 26 июля был убит командующий вооруженными формированиями повстанческого Переходного национального совета (ПНС) Ливии генерал А. Ф. Юнес. Представитель ПНС заявил, что генерала убили повстанцы. В Бенгази 30-31 июля произошли вооруженные столкновения между различными группами повстанцев. В Вашингтоне изучают просьбу ПНС официально принять его представителей в США в качестве дипломатов и передать им здание посольства Ливии, закрытого американскими властями. МИД Великобритании потребовал от всех сотрудников ливийского посольства покинуть пределы страны. Великобритания также признала ПНС в каче-стве единственного законного представителя ливийского народа. Авиация НАТО продолжает наносить удары по Триполи и оказывать поддержку силам ПНС. Активизировались повстанцы, действующие на Западе Ливии в районах, прилегающих к границе с Тунисом.

В Йемене оппозиция отвергла предложенный правительством план, предусматривающий проведение в стране диалога в рамках подготовляемой «дорожной карты» по передаче власти. Руководители оппозиционных партий подтвердили, что не намерены вступать в диалог с властями до тех пор, пока президент республики А. А. Салех не подпишет документ о передаче власти. Тем временем в столице Йемена Сане и некоторых других городах на прошедшей неделе вновь прошли демонстрации противников и сторонников главы государства. На юге Йемена продолжаются бои между армией и поддерживающими ее племенами и боевиками радикальных исламистских группировок. В целом обстановка в Йемене становится все более нестабильной.

Южный Судан обвинил суданское правительство в Хартуме в развязывании экономической войны. Север после провозглашения независимости Юга ввел новую валюту, оставив молодому государству огромное количество старых денег, утративших силу как законное платежное средство. Южане также выражают недовольство высокими ценами, установленными Хартумом за транспортировку добываемой на Юге нефти. Вместе с тем, Северный и Южный Судан на минувшей неделе смогли договориться о порядке размещения миротворцев ООН в спорных районах на границе между двумя странами. Также Южный Судан стал 54-м членом Африканского союза и установил дипотношения с Израилем.

С началом передачи ответственности за обеспечение безопасности в Афганистане местным силовикам в стране заметно возросла активность боевиков вооруженной оппозиции и террористов. Так, 29 июля был убит губернатор Кандагара. 28 июля боевики совершили крупное вооруженное нападение на г. Таринкот в провинции Урузган. Нападению также подвергся г. Лашкарнах в провинции Гильменд. Ряд терактов и нападений произошли и в других местах. В этих условиях командование сил НАТО в Афганистане заявило, что войска коалиции усилят поддержку, в т. ч. авиационную операциям, проводимым афганской армией и полицией.

В Бахрейне 29 июля прошла многотысячная мирная демонстрация оппозиции против политики короля Х. аль-Халифы. Шиитская оппозиция отвергла пакет «косметических преобразований», предложенный монархом, и требует равноправия всех подданных королевства, расширения прав парламента и др. Тем временем командование 5-го флота ВМС США опровергло появившиеся в СМИ сообщения об уходе американских моряков из Бахрейна. Было заявлено, что ВМС США продолжат использовать базу в королевстве в интересах проведения различных операций на Ближнем Востоке.

Многотысячная демонстрация, организованная Исламским фронтом действия, состоялась 29 июля в столице Иордании Аммане. Ее участники требовали от властей проведения в стране «подлинных» экономических и политических реформ.

В Тель-Авиве, Иерусалиме, Ащдоде, Назарете и ряде других городов Израиля 30 июля прошли крупнейшие за последние годы массовые демонстрации (по информации СМИ, свыше 120 тыс. человек), участники которых протестовали против социальной политики правительства Б. Нетаньяху, социального неравенства, чрезмерно высокой стоимости жизни и безработицы. Демонстранты требовали снижения налогов и цен на жилье. Правительство намерено создать комиссию для ведения переговоров с протестующими.

28 июля Израиль провел успешное испытание новой системы ПРО «Хец-3» («Стрела-3»), предназначенной для перехвата баллистических ракет на высоте свыше 100 км над поверхностью Земли. Считается, что новая система предназначена для перехвата иранских ракет.

Специальный трибунал ООН по Ливану распространил 29 июля имена, фотографии и детали на четырех лиц, подозреваемых в убийстве в 2005 г. бывшего главы ливанского правительства Р. Харири. Все эти лица являются членами ливанского радикального шиитского движения «Хизбалла».

26 июля временный президент Туниса Ф. Мебаза продлил на неопределенное время действие режима чрезвычайного положения в стране. Как известно, режим чрезвычайного положения был введен в Тунисе 14 января в связи с началом массовых выступлений против тогдашнего президента страны Бен Али.

Правительство Кипра 28 июля подало в отставку по просьбе президента республики Д. Христофиаса. Отставка произошла в условиях политического кризиса в стране, вызванного взрывом большого количества пороха и боеприпасов, произошедшего 11 июля на базе ВМС на юге острова. Взрыв привел к человеческим жертвам и выходу из строя крупнейшей кипрской электростанции. Отставка кабинета министров может означать распад правительственной коалиции.

Приложение

О некоторых особенностях внешней политики Омана

Современный внешнеполитический курс Султаната Оман характеризуется прагматизмом, гибкостью и осторожностью. Руководство страны во главе с султаном Кабусом тщательно анализирует возможные последствия того или иного шага, а внешнеполитические акции предпринимаются лишь после того, как в Маскате убедятся в их непременном успехе. Оман, по возможности, предпочитает не вмешиваться в региональные и межарабские разногласия, и заинтересован в обеспечении внешнеполитической стабильности и безопасности для решения осложнившихся в последнее время внутренних проблем. Султанат стремится поддерживать сбалансированные отношения с различными государствами, в первую очередь с соседями, «исходя из интересов мира и международной безопасности», придерживается принципов взаимного уважения государственного суверенитета и независимости, невмешательства во внутренние дела других стран, урегулирования конфликтов мирными средствами. Все это выделяет позицию Омана на фоне внешнеполитического курса многих стран Ближнего Востока и зоны Персидского залива. В целом взвешенная, но динамичная внешняя политика Омана способствует повышению его авторитета в региональных и международных отношениях.

Оманское руководство осознает важность геостратегического положения страны, позволяющего с ее территории контролировать Ормузский пролив, являющийся входом в Персидский залив и через который осуществляется до 40 проц перевозок добываемой в мире нефти. Учитывая это обстоятельство, Оман уделяет первостепенное внимание обороне зоны Ормузского пролива. Однако при этом военно-доктринальные установки султаната основываются на том, что страна не будет вести агрессивных войн и официально потенциальный противник Омана не определен. Султанат ратует за создание надежной системы региональной безопасности в регионе Персидского залива, за исключение возможности возникновения здесь вооруженных конфликтов. В Маскате выступают за сбалансированное распределение сил в зоне Залива, при котором Саудовская Аравия и Иран уравновешивали бы друг друга.

На сегодняшний день Оман урегулировал имевшиеся спорные погра-ничные вопросы с Йеменом (1992 г.) и ОАЭ (2003 г.). Небольшие разногласия остались с Саудовской Аравией, но они не оказывают заметного влияния на двусторонние отношения, тем более что еще в 1992 г. Оман и КСА подписали соглашение, в котором зафиксирована необходимость решения всех существующих между двумя странами вопросов политическими методами.

Одним из приоритетов оманской внешней политики являются связи с аравийскими монархиями в рамках Совета сотрудничества арабских госу-дарств Персидского залива (ССАГПЗ). Оман продолжает активно участво-вать в деятельности этой организации, является сторонником дальнейшего развития интеграционных процессов в рамках Совета сотрудничества. Маскат поддерживает решения ССАГПЗ по основным региональным и международным проблемам, В то же время Оман не желает установления саудовской гегемонии в организации. Акции протеста и забастовки в Омане в начале текущего года вызвали беспокойство в аравийских монархиях. В марте главы МИД ССАГПЗ приняли решение о выделении 10 млрд долларов Оману на реализацию социальных программ и строительство жилья с тем, чтобы снизить возникшую в султанате внутреннюю напряженность. В то же время Оман наряду с Катаром не последовал примеру КСА, ОАЭ и Кувейта и не направил свои войска в Бахрейн в марте 2011 г. для участия в подавлении вспыхнувших в этой стране массовых антиправительственных выступлений.

В настоящее время оманско-йеменские отношения развиваются в це-лом позитивном русле. Вместе с тем, политическая нестабильность в Йемене, активизация деятельности экстремистских и террористических группировок на территории соседней страны представляет потенциальную угрозу безопасности Омана.

Отметим, что у Омана сохраняются элементы настороженности и недоверия в отношениях с некоторыми аравийскими монархиями. Это, как считают эксперты, способствует подчеркиваемой в Маскате близости отношений с Ираном, что вызывает недовольство у соседей, особенно у ОАЭ. В начале 2011 г. власти султаната сообщили о раскрытии в стране шпионской и антиправительственной группы, которая занималась «подрывом государственного устройства», обвинив Эмираты в поддержке преступников. Однако дальнейшего развития этот инцидент не получил.

Оманско-иранские отношения имеют давние исторические корни. Две страны связывает не только географическая близость, но и кровно-родственные связи племен, проживающих на берегах Персидского залива. В начале 1970-х гг. тогдашний шахский режим оказал султану Кабусу значительную помощь, в т. ч. военную, которая помогла ему справиться с повстанческим движением в провинции Дофар. Оманское руководство признает огромный стратегический и политический вес Ирана в регионе, обусловленный его стратегическим положением, численностью населения, экономическим и военным потенциалом. К тому же Иран делит с Оманом контроль над Ормузским проливом, т. е. «действует в сфере жизненно важной для стратегических и политических интересов султаната». Сегодня Оман видит в Иране важного политического и экономического партнера, а двусторонние отношения получают дальнейшее развитие. В 2009 г. султан Кабус совершил первый после исламской революции в Иране в 1979 г. официальный визит в Тегеран. Причем это визит прошел в дни инаугурации президента ИРИ М. Ахмадинежада после его повторного избрания на этот пост, что фактически означало признание Оманом законности итогов прошедшего в Иране голосования, которые вызвали серьезные сомнения на Западе. Оман признает право ИРИ на мирное использование атомной энергии, но не одобряет предполагаемые намерения Ирана по созданию ядерного оружия. При этом в Маскате считают, что возможная военная операция США по уничтожению иранского ядерного потенциала приведет к дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке, особенно в зоне Персидского залива. В 2010 г. Оман и ИРИ подписали новое соглашение о сотрудничестве в военной сфере, предусматривающее, в частности, проведение совместных учений ВС двух стран. Успешно развиваются торгово-экономические связи. Так, за последние два года иранский экспорт в Оман вырос примерно на 40 процентов. Немаловажно и то, что, в отличие от других аравийских монархий, оманско-иранские отношения не осложняет шиитский фактор, т. к. в султанате не имеется крупной шиитской общины.

Тесные военно-политические отношения с США и Великобританией, в целом прозападная внешнеполитическая ориентация страны, остаются одной из основ международной политики Омана, определяют его приоритеты в области национальной безопасности и обороны. США считаются важнейшим стратегическим партнером Омана. В Маскате выступают за сохранение американского военного присутствия в регионе Персидского залива. Американцам предоставлена возможность размещения на оманской территории военных запасов и использования военных баз. Отметим, что, предоставляя базы для использования вооруженными силами США, руководство Омана предусмотрело отказ от своих обязательств на случай, если боевые действия будут вестись против Ирана. Принимая во внимание значимость султаната для американской политики в регионе, Вашингтон открыто не критикует дружественные отношения, существующие между Оманом и Ираном. К тому же США при необходимости используют Оман в качестве посредника для установления контактов с ИРИ. США поддержали курс султана Кабуса на постепенную демократизацию политической жизни Омана. Американцы сдержанно отнеслись к мерам оманских властей по подавлению протестных выступ-лений населения в феврале-марте 2011 г., призвав власти султаната ускорить процесс реформ. В целом Оман умело балансирует между США и ИРИ.

В 2001 г. султанат предоставил свою территорию для действий американских войск против режима талибов в Афганистане. Оманское руководство выступало против силового способа решения проблемы саддамовского Ирака. Тем не менее, в ходе подготовки и проведения США военной операции против Ирака в 2003 г на территории Омана была размещена группировка американских ВВС. В настоящее время Оман выступает за скорейшую нормализацию обстановки в Ираке.

Оман в целом придерживается общеарабской позиции по ближнево-сточному урегулированию, выступает за создание независимого палестин-ского государства, освобождение всех оккупированных Израилем в 1967 г. арабских территорий. В то же время оманцы поддерживаю контакты с Израилем. «Быстро и стабильно» развиваются отношения Омана с Китаем в политической, экономической и гуманитарной сферах. В Маскате «высоко ценят позицию России по арабским проблемам», выступают за развитие связей с нашей страной в экономике, культуре, сфере инвестиций. Большое значение оманское руководство придает поддержанию и расширению многоплановых отношений с Индией, Пакистаном и Турцией.

52.35MB | MySQL:103 | 0,502sec