О новом руководстве «Аль-Каиды»

Для того чтобы определить в каком направлении будет развиваться «Аль-Каида» в «после бенладеновскую» эру, следует рассмотреть идеологические ориентиры ключевых фигур этой организации, которые могут существенно повлиять на ее курс в ближайшем будущем. При этом наибольший интерес представляют взгляды Аймана аз-Завахири, Сейф аль-Аделя, Абу Яхьи аль-Либи (Хасан Мухаммад Каид), Абу Абдуррахмана Аттия аль- Либи (Джамал Ибрагим Мисрати) и Абдул Маджида.

Хотя А.аз-Завахири в течении последних 15 лет считался заместителем У. бен Ладена, египтянина Сейф аль-Аделя (А.Маккави) нередко называют военным мозгом «Аль-Каиды». Он автор нескольких публикаций по стратегии этой организации, которые достаточно популярны в молодежной среде и обсуждаются на радикальных исламистских форумах. В частности, в своей книге «Второе поколение Аль-Каиды» им серьезное внимание уделяется изучению истории радикальных организаций в различных регионах мира. Из этой работы можно получить достаточно сведений о лидерах организаций джихада, о планировании и проведении террористических операций. После гибели террориста № 1 ожидалось, что новым лидером станет именно Сейф аль-Адиль. В прошлом сотрудник силовых структур Египта, он выступает за первоочередность борьбы с местными режимами в арабских государствах.

Бен Ладен в свое время активно проводил идею борьбы против «дальнего врага» — США и их западных союзников. При этом по некоторым подсчетам западных исследователей около 70 % своих выступлений им были посвящены вопросам нанесения максимального ущерба Западу, и только 20 % содержат общие рекомендации для моджахедов об идеологическом обосновании проведения диверсионных актов, 10% выступлений — призывы к свержению местных режимов в мусульманских государствах — «ближнего врага».

В отличие от У. бен Ладена, А.аз-Завахири сосредоточен больше на «ближнем враге», что связано, вероятно, с тем, он длительный период возглавлял «национальную» египетскую группировку и стоял на позициях свержения правящего режима в АРЕ. В свою очередь бывший руководитель «Аль-Каиды» не имел опыта управления местными организациями экстремисткой направленности и начал свою карьеру как организатор международной группировки в 1980-х гг. Около 50 % своих обращений А.аз-Завахири посвящает именно этому аспекту джихада. При этом более половины работ современных идеологов движения джихада: Абу Яхья аль-Либи, Абу Атия Абдурахман аль-Либи, Абдул Маджида также ориентированы на ведение борьбы именно с «ближним врагом». Таким образом, в ближайшей перспективе можно с достаточной долей уверенности говорить о том, что местные режимы станут главным объектом для нанесения ударов. В своем обращении 8 июня А.аз-Завахири четко обозначил горизонты борьбы, ориентированные на укрепление своих позиций на волне политической нестабильности в Пакистане, Сирии, Йемене и Ливии.

Еще во время руководства «Аль-Каидой» У. бен Ладеном наметилась тенденция к росту автономности региональных лидеров. Тем не менее, они продолжают следовать главной стратегической линии всемирного движения джихада. После гибели террориста №1 А.аз-Завахири придется продолжать курс, направленный на усиление координации с региональными организациями аффилированными с «Аль-Каидой». В этой связи упрочатся позиции прошлых сторонников А.аз-Завахири, также ориентированных на «ближнего врага». В частности Абу Мухаммад аль-Масри (он же Абдулла Ахмад Абдулла) имеет наработанный опыт взаимодействия с региональными экстремистскими группировками. Именно в силу того, что он настаивал на первоочередности борьбы с местными «вероотступническими режимами» у него возникли разногласия с У. бен Ладеном в начале 2000-х гг.

Он обвиняется в причастности к взрывам посольств США в Дар-эс-Саламе и Найроби в 1998 г.

А.аз-Завахири продолжит наращивание сотрудничества с полевыми командирами группировок, действующих в пакистанской «зоне племен». Так, М.Кашмири является связующим звеном между международными радикальными структурами и местными организациями фундаменталистов в районе пакистано-афганской границы. Он возглавляет «Бригаду 313», представленную боевиками «Харакат аль-Джихад аль-Ислами», «Техрике Талибан Пакистан», «Лашкар-е Тойба», группировку «Джундалла» из Карачи, а также экстремистов из арабских и европейских государств.

Вместе с тем А.аз-Завахири хотя и пользуется авторитетом в радикальной исламистской среде, его вес среди салафитов нового поколения заметно ниже, чем у У. бен Ладена. В связи с этим ему может быть брошен вызов со стороны более молодого поколения, выступающего за борьбу с местными режимами, но более радикальному, прошедшему суровую школу испытаний в «горячих точках».

Вероятно, можно ожидать укрепление позиций в «Аль-Каиде» Абу Яхьи аль-Либи — выпускника факультета шариатских исследований в Мавритании, эксперта по взрывчатым веществам, входящего в близкий круг А.азЗавахири, а ранее У. бен Ладена. Абу Яхья бежал из американского центра содержания заключенных в Баграме в Афганистане в 2005 году.

Он выступает в роли координатора между «Аль-Каидой» и другими исламистскими группировками. Он на регулярной основе выступает с программными речами, а его работы позволяют судить о его стратегическом видении будущего движения джихада. Многие активисты современных радикальных группировок ссылаются на его труды.

В его обращении после гибели руководителя «Аль-Каиды» А.Я.аль-Либи призывает сторонников «чистого ислама» продолжать непримиримую борьбу с Западом. В частности, он отмечает, что «моджахеды гибнут в боях и нет разницы, является ли он лидером или солдатом, все они должны быть готовы к смерти, они с нетерпением ожидает его, час за часом, ожидают того, когда этот час настанет … Это поклонение джихада, являющееся частью нашей славной религии, не может быть остановлено, даже несмотря на убийство или захват кого-либо».

Одновременно А.Я.аль-Либи уже зарекомендовал себя как талантливый проповедник. Его обращения отражают общий идеологический вектор современного движения джихада. В частности, он неоднократно в своих обращениях подчеркивает важность проведения терактов группировок, которые, по замыслам идеологов «Аль-Каиды», должны возникать независимо от головной «Аль-Каиды», но руководствующиеся ее идеологической линией. Это было отмечено в видеозаписи «Вам не поручали нести ответственность не за кого, кроме самого себя». Он особенно подчеркивает, что в настоящее время на первый план выходит индивидуальный джихад, особенно среди мусульман, проживающих на Западе. Распространение индивидуального террора и совершение диверсий не связанных с радикальными организациями экстремистов, в особенности на территории государств, войска которых принимают участие в оккупации мусульманских стран, по его словам значительно облегчит задачу по нанесению урона Западу и заметно осложнит борьбу со сторонниками «чистого ислама».

Индивидуальный террор, по его мнению, сделает «дальнего врага» ближе, разрушит миф о его неуязвимости. Даже незначительные экстремистские получают серьезную пропагандистскую поддержку, укрепляя идеологические позиции «Аль-Каиды».

Ориентированность А.аз-Завахири и его близкого окружения на борьбе с «ближним врагом» — местными режимами, а также события в арабском мире, повлекшие за собой рост нестабильности в государствах региона будут способствовать усилению сторонников «чистого ислама» в ближневосточном регионе и Северной Африке. В отличие идеологически разнонаправленных группировок они имеют четкую программу и стратегию действия в регионе.

52.1MB | MySQL:103 | 0,636sec