Об изменениях в военно-политической обстановке в Сомали

В начале августа 2011 года в военно-политической обстановке в Сомали произошли существенные изменения, следствием которых может стать упрочение позиций временных федеральных органов власти во главе с президентом страны Шарифом Шейхом Ахмедом и раскол оппозиционной правительству экстремистской исламской организации «Аш-Шабаб».

Вслед за усилением контингента африканских миротворческих сил в Могадишо (АМИСОМ), ратификацией парламентом Сомали «Кампальского соглашения» о продлении переходного периода в стране еще на один год и сменой временного федерального правительства (ВФП), 28 июля с.г. правительственные войска совместно с силами АМИСОМ развернули наступательную операцию против вооруженных формирований «Аш-Шабаб» в северных и западных районах столицы. Целями данной операции являлись срыв наступления, намеченного руководством организации «Аш-Шабаб» на первые дни рамадана, уничтожение или вытеснение ее основных сил из Могадишо и установления контроля ВФП над всей столичной провинцией Бенадир. В интересах успеха наступления в Могадишо одновременно с его началом группировки правительственных войск и их союзников в провинциях Хиран, Гедо и Нижняя Джуба провели серию отвлекающих маневров с целью предотвратить переброску резервов противника из указанных провинций к столице. К 1 августа правительственным войскам и подразделениям АМИСОМ удалось овладеть рядом важных объектов в районах Ходан, Хаул-Уадаг, Уардиглей, Якшид, Шибис и Абдиазис, в том числе центральным рынком Баккара и бывшим стадионом, где размещался штаб командования «Аш-Шабаб». По заявлению начальника главного штаба сомалийской национальной армии генерала Дегабадана, правительственные войска и силы безопасности установили контроль над 80% территории Могадишо.

Понеся значительные потери, 5 августа основные силы моджахедов по приказу своего командования начали организованный отход с оборудованных позиций в Могадишо в направлении г. Кисмайо на юге страны. Вместе с тем, командование «Аш-Шабаб» оставило в столице небольшие по численности мобильные боевые группы для совершения внезапных вооруженных нападений на военные и административные объекты ВФП и проведения различных диверсионных акций. Руководство этой организации заявило о своем намерении продолжать вооруженную борьбу, но на нынешнем ее этапе действовать партизанскими методами, по примеру талибов в Афганистане. В подтверждение своих намерений, 7 августа командование «Аш-Шабаб» организовало несколько внезапных атак на позиции правительственных войск и бурундийских миротворцев в центральных районах Могадишо.

Изменение тактики в вооруженной борьбе «Аш-Шабаб» вызвано ослаблением ее военного и экономического потенциала в течение последних нескольких месяцев. Одной из причин этого стала сильнейшая за последние 60 лет засуха в регионе, особенно тяжело поразившая южные районы Сомали, находящиеся под контролем исламистов. В результате засухи и голода многие общины скотоводов-кочевников покинули свои районы обитания, резко снизилась собираемость налогов и податей, обострились проблемы пополнения отрядов боевиков и их тылового обеспечения. Кроме того, экономическое положение «Аш-Шабаб» ухудшилось из-за сокращения объемов финансовой помощи из-за рубежа, прекращения работы столичного рынка Баккара и сезонного сокращения товарооборота в портах Кисмайо, Мерка и Браво.

В этой связи в руководстве «Аш-Шабаб» обострились разногласия по ряду важных вопросов дальнейшей деятельности организации, в том числе относительно сохранения ее военного присутствия в Могадишо и допуска на подконтрольную ей территорию различных международных организаций для оказания экстренной гуманитарной помощи населению. Наиболее радикальные лидеры «Аш-Шабаб» во главе с Ахмедом Годане по-прежнему выступают за продолжение боевых действий в Могадишо и запрет на деятельность ООН и западных благотворительных организаций на подконтрольной им территории, опасаясь проникновения туда под их прикрытием спецслужб противника. Другие же члены руководства «Аш-Шабаб» (Мухтар Робоу, Фуад Шонголе) считают продолжение широкомасштабных боевых действий в Могадишо нецелесообразным в нынешних условиях и согласны допустить международные гуманитарные организации в пострадавшие от засухи районы с тем, чтобы использовать их деятельность в своих политических и экономических интересах. (Пока в южных провинциях Сомали ограниченно действуют лишь некоторые арабские благотворительные организации и представители Международного комитета Красного Креста. По оценкам ООН, в срочной гуманитарной помощи нуждаются примерно 2,8 млн сомалийцев).

По сообщениям некоторых сомалийских СМИ со ссылкой на источники в «Аш-Шабаб», в начале августа в Могадишо в секретной обстановке состоялось совещании лидеров этой организации, на котором обсуждались изменения в стратегии и тактике дальнейшей вооруженной борьбы и организационные вопросы. В частности, было принято решение о выводе основой группировки сил из Могадишо и распределении их по трем военным секторам с учетом этнической принадлежности моджахедов. Территория провинций Бай и Бакол (штаб – г. Байдабо) определена зоной ответственности вооруженных формирований, комплектуемых преимущественно из племен раханвейн, во главе с Мухтаром Робоу; территория провинций Нижняя Шабелле, Средняя и Нижняя Джуба (штабы – г. Кисмайо и г. Мерка) – оставлена за вооруженными формированиями племен дарод во главе Хасаном Турки, Хасаном Якубом и Махамедом абу Абдуллой; территория провинций Бенадир, Средняя Шабелле и Хиран – за вооруженными формированиями племен хавие во главе с Хасаном Дахиром Авейсом, Али Махамедом Хусейном, Абдиллахи хаджи Даудом и др. В связи с назначением Ахмеда Годане (Абу Зубейра) представителем «Аль-Каиды» в зоне Африканского Рога новым руководителем (эмиром) «Аш-Шабаб» был утвержден Ибрагим хаджи Джама Меад (Ибрагим Афгани, он же Абубакар Аз-Зейлии), занимавший до этого пост заместителя эмира по финансовым вопросам.

Последние организационные изменения в «Аш-Шабаб» могут свидетельствовать о возобладании прагматичных взглядов в ее руководстве, стремящимся сохранить ранее достигнутые исламистами военно-политические успехи на юге страны. С другой стороны, разделение вооруженных формирований исламистов по этническому признаку можно расценивать как отход руководства организации от прежних принципов комплектования, что ведет к расколу организации на отдельные группировки.

С отходом основных сил «Аш-Шабаб» из Могадишо перед ВФП Сомали остро встала проблема обеспечения общественной безопасности и правопорядка на всей территории столицы. Для пресечения мародерства и грабежей в освобожденных районах по решению правительства создаются специальные силы охраны правопорядка и военно-полевые суды. Уличенные в подобных преступлениях лица сурово наказываются (от заключения на длительные сроки до расстрела). Тем не менее, случаи грабежей и расхищения продовольствия и других гуманитарных грузов в Могадишо не прекращаются. При этом растет приток в столицу беженцев, что создает дополнительную социальную напряженность.

В целом, последние военные успехи ВФП Сомали и АМИСОМ вызвали положительный отклик, как со стороны международного сообщества, так и со стороны основных политических сил внутри страны. Официальные представители ООН, Африканского союза и стран-доноров с удовлетворением отметили прогресс АМИСОМ и ВФП Сомали в борьбе с «Аш-Шабаб». Аналогичную оценку событий в Могадишо дали руководители сомалийских автономных территорий (Пунтленда, Гальмудуга) и влиятельной религиозно-политической организации суфийского толка «Ахлу-Сунна-Ульджамаа».

Изменение ситуации в Могадишо позволило принять решение о проведении там при поддержке ООН ранее запланированного общесомалийского совещания по проблемам национального примирения и будущего государственного устройства Сомали (ранее из соображений безопасности предлагалось избрать местом проведения такого совещания столицу Пунтленда г. Гароуэ). Примечательно, что в ожидании этого совещания возросла политическая активность различных сомалийских группировок, претендующих на широкое общественное признание и право представлять те или иные территории Сомали. Так, с 1 августа в г. Абудуак (пров. Гальгудуд) проходит объединительный съезд «Ахлу-Сунна-Уальджамаа», на котором планируется избрать общепризнанное руководство этой организации и преодолеть имеющиеся разногласия между фракциями. В конце июля в г. Лемуру (Кения) состоялся съезд представителей племен, населяющих южные провинции Сомали, на котором в основном был сформирован парламент ранее провозглашенной (но не признанной ВФП) южно-сомалийской автономии Азания. На участие в обще-сомалийской конференции претендуют и другие самопровозглашенные автономии (Химан и Хеб, Долина Шабелле, Рас-Асайр). Руководство же непризнанной Республики Сомалиленд по-прежнему демонстративно дистанцируется от участия в политических процессах на остальной территории Сомали.

Таким образом, политическая ситуация в Сомали остается сложной и нестабильной. Дальнейшее развитие событий там во многом будет зависеть от способности нового ВФП и его союзников закрепить и развить (при поддержке АМИСОМ и мирового сообщества) начальный успех в борьбе против «Аш-Шабаб», восстановить элементарный порядок в освобождаемых районах, привлечь на свою сторону более широкие слои населения и возобновить процесс национального примирения.

Со стороны «Аш-Шабаб» в ближайшее время можно ожидать некоторой активизации военной активности в южных провинциях и продолжения диверсионной деятельности в столице с целью дискредитации ВФП и африканских миротворцев в глазах местного населения. Вместе с тем, при сохранении противоречий в руководстве исламистов в дальнейшем не исключается распад «Аш-Шабаб» на отдельные исламистские группировки, действующие относительно независимо в различных частях Сомали.

52.17MB | MySQL:103 | 0,542sec