Пакистано-американские отношения на нынешнем этапе: взгляд из Пакистана

Сегодня американское экспертное сообщество широко обсуждает возможную стратегию будущей политики Вашингтона в отношении Пакистана, особенно в свете начала вывода американских войск из Афганистана. Отдельные рекомендации американских аналитиков и экспертов по Пакистану в том, что касается этой стратегии, публикуются в СМИ и докладах ведущих «мозговых центров» США. В связи с этим значительный интерес представляет анализ взглядов пакистанских экспертов и аналитиков на будущее пакистано-американских отношений. При этом следует учитывать, что эти отношения с 90-х годов прошлого века находятся на своей самой низкой точке. Тогда Вашингтон заморозил оказание военной и экономической помощи Исламабаду в связи с его прогрессом в создании ядерного оружия и потерей США интереса к Пакистану после прихода к власти в Афганистане талибов.

Следует сразу же сказать, что в целом для пакистанских аналитиков характерно выделение во всем комплексе нынешних отношений между Исламабадом и Вашингтоном трех основных факторов, по которым у Пакистана имеются вопросы к его старшему «стратегическому партнеру».

Внешний фактор — это проблема Афганистана, с учетом начала вывода американских войск из этой страны и сохранения коренных интересов Исламабада в этой стране при любом последующем приходе к власти в Афганистане режиме (после окончательного вывода войск США оттуда).

Внутренний фактор — пакистанская ядерная программа: сохранение в целостности и неприкосновенности стратегических ядерных активов Пакистана с учетом того, что в СМИ США и других западных стран в последние недели развернулась широкая кампания по «дискредитации» Пакистана в том, что касается ядерной безопасности и сохранности ядерных активов этой страны от попадания в руки экстремистских группировок, активно действующих на ее территории. В этом плане следует рассматривать предостережение Исламабада от любых действий США по «изоляции» ключевых ядерных объектов и ядерных активов (т.е. ядерного оружия и средств его доставки) в ходе рейда специально подготовленных американских «коммандос» на территории Пакистана, по типу майского рейда элитной команды «морских котиков» ВМФ США в г. Абботабаде, в результате которого был уничтожен лидер международной террористической группировки «Аль-Каида» Усама бен Ладен.

И наконец, пакистано-индийские отношения. Прежде всего, кашмирская проблема и поддержка Пакистана со стороны США в этом вопросе, а также жалобы пакистанской стороны на то, что Вашингтон стремится поддерживать Нью-Дели в отношении продвижения индийских интересов в Афганистане в ущерб признанию законных интересов Пакистана в этой стране с учетом вывода войск США из Афганистана. Это фактор пакистано-индийских отношений, имеющий для Исламабада непреходящий стратегически важный характер.

Кроме этих трех узловых факторов любого будущего состояния пакистано-американских отношений, на которые обращают внимание пакистанские аналитики, имеются и другие моменты, такие как участие Исламабада в прямых переговорах Вашингтона с так называемыми умеренными талибами о будущем устройстве Афганистана; заигрывание Вашингтона, как считают пакистанцы, с поднявшим голову националистическим движением в пакистанском Белуджистане (которое, по мнению пакистанской стороны, остается внутренним делом Исламабада), а также вопросы продолжения оказания США военно-финансовой помощи Исламабаду, в которой он остро нуждается, учитывая, что пакистанские военные «ведут активную кампанию по борьбе с терроризмом и исламизмом в Пакистане» для продолжения поддержки усилий США в плане обеспечения как можно более безопасных условий для вывода своих войск из Афганистана. С этой целью они нуждаются в продолжении поддержки Пакистана военными акциями против боевиков Талибана и отдельных террористических формирований «Аль-Каиды», действующих против американских войск на территории Афганистана. Мы перечислили лишь основные моменты пакистано-американских отношений, по которым, как считает официальный Исламабад, к США имеются серьезные претензии с пакистанской стороны.

Теперь кратко проанализируем эти моменты, основываясь на взглядах пакистанских аналитиков. Что касается проблемы Афганистана, то здесь пакистанские аналитики едины в своем мнении о том, что при любом раскладе внутренних сил в этой стране Исламабад должен восстановить, а затем сохранить свое влияние на Кабул. Это, подчеркивают они, жизненно важно для Пакистана, особенно потому, что Пакистан, во-первых, должен обеспечить себе гарантированно «спокойную» границу в западной части страны и, во-вторых, иметь «дружественно настроенный» к Пакистану любой будущий режим в Кабуле для сохранения «стратегического пространства» в продолжающемся противостоянии с Индией вне зависимости от уровня меняющихся в ту или иную сторону пакистано-индийских отношений. Здесь Исламабад ожидает от Вашингтона четкого признания этих своих интересов в соседней стране и, соответственно, учета мнения Пакистана при любом будущем внутриполитическом устройстве Афганистана после окончательного вывода оттуда американских воинских подразделений к

2014 г. (дате, когда ответственность за поддержание стабильности в Афганистане перейдет к кабульским властям).

Поэтому, отмечают эти аналитики, общее состояние пакистано-американских отношений может серьезно ухудшаться или улучшаться, но коренные интересы Исламабада в Афганистане должны быть учтены Вашингтоном вне зависимости от уровня его отношений с Исламабадом. На наш взгляд, здесь пакистанская сторона не сказала ничего нового: общая стратегия Исламабада в отношении Афганистана остается прежней. Соответственно, Пакистан будет пытаться проводить ее в жизнь, даже имея плохие отношения с Вашингтоном (на самом деле, последние события в пакистано-американских отношениях скорее демонстрируют тактические отходы и уловки пакистанцев, которые не рискуют полностью ухудшить своих отношения с США, и выражают таким образом свое неудовольствие действиями Вашингтона по отношению к Пакистану. Особенно это стало очевидно после рейда американцев по уничтожению У. бен Ладена на территории Пакистана. Но Пакистан, на наш взгляд, не может позволить себе довести уровень своих отношений с США до полного их разрыва, как и Вашингтон не допустит их замораживания до нуля. Обе страны продолжают оставаться слишком заинтересованными друг в друге, прежде всего из-за проблемы Афганистана, а также из-за продолжения борьбы с терроризмом в регионе АфПак.

Ядерная программа и ядерная безопасность Пакистана. По этому вопросу многие пакистанские аналитики отмечают, что Пакистан — суверенное государство, которое в состоянии само обеспечить режим безопасности ядерных активов и ядерных объектов страны, и любое вмешательство США (тем более в виде нового рейда американских «коммандос» с целью «изоляции» ключевых стратегических активов страны от возможного их попадания в руки экстремистов) вызовет прямое столкновение американских войск с пакистанскими военными и взрыв антиамериканизма среди пакистанской общественности, которая, как отмечают эти аналитики, и так не питает дружеских чувств по отношению к американцам. Главное, что подчеркивают пакистанские аналитики в будущей американской стратегии в Пакистане, это то, что при любом развитии внутренней ситуации в Пакистане Вашингтон должен продолжать уважать национальный суверенитет и независимость Пакистана, а пакистанские военные и спецслужбы этой страны, по словами этих аналитиков, делают все возможное и невозможное, чтобы надежно обеспечить ядерную безопасность Пакистана и не нуждаются во «вмешательстве» каких-либо внешних сил, будь то США или какое-либо другое государство. На наш взгляд, и здесь Исламабад не сказал ничего нового — проблема «ядерной безопасности» в Пакистане неоднократно обсуждалась высшим руководством страны на самых разных уровнях, и согласно недавнему заявлению премьер-министра Пакистана Юсуфа Резы Гилани, сделанному им в Сане в ходе его визита в Йемен, «Пакистан надежно контролирует все чувствительные ядерные объекты и стратегические активы страны».

В этом моменте, вызывающем противоречия в пакистано-американских отношениях, очевидно, на наш взгляд, то, что Исламабад готов принять любую финансовую или материально-техническую помощь от США для дальнейшего поддержания на должном уровне своей ядерной безопасности, но категорически против любого интрузивного вмешательства Вашингтона в свои внутренние дела. В прогнозном плане в краткосрочной перспективе Вашингтон скорее всего пойдет на понижение уровня антипакистанской кампании по поводу ядерной безопасности, а Исламабад и далее будет заверять Вашингтон и международное сообщество в том, что им предпринимается все необходимое для «поддержания своей ядерной безопасности на должном уровне», при этом оставаясь готовым к тому, чтобы без лишнего шума принимать любую помощь США в этом плане, но резко выступая по-прежнему против любого американского военного вмешательства с целью «изоляции» его ядерных активов. В целом, на наш взгляд, этот момент не является особо принципиальным для общего улучшения в будущем пакистано-американских отношений; скорее он представляет собой разменную карту в сложной политико-дипломатической игре Исламабада с Вашингтоном.

Пакистано-индийские отношения и проблема Кашмира. Этот момент, как подчеркивают информированные пакистанские аналитики, не является пунктом особых противоречий в отношениях между Исламабадом и Вашингтоном. На наш взгляд, как раз сейчас американцы (что показал и недавний визит госсекретаря США Хилари Клинтон в Индию), пытаясь обеспечить благоприятную обстановку для вывода своих войск из Афганистана, предпринимают все усилия для улучшения общего уровня отношений между Исламабадом и Нью-Дели. Вашингтон приветствовал недавний визит нового министра иностранных дел Пакистана в Нью-Дели и ее приглашение индийскому премьер-министру М. Сингху посетить с визитом Исламабад. И хотя говорить о коренной «разрядке» в пакистано-индийских отношениях сегодня, на наш взгляд, еще рано, но факт одобрения Вашингтоном итогов пакистано-индийских переговоров на уровне министров иностранных дел не прошел незамеченным пакистанским аналитиками, которые добавляют к этому настойчивые пожелания администрации президента Барака Обамы, чтобы последняя не делала основную ставку на Индию в Афганистане после вывода оттуда войск США, а поддержала влияние Исламабада на эту страну и его интересы. В целом, на наш взгляд, исходя из комментариев пакистанских аналитиков, и этот пункт в пакистано-американских отношениях не играет заведомо негативной роли для их общего улучшения. Скорее, это все-таки некие тактические шаги пакистанцев, которые, как уже отмечалось, понимают, что без США им в конечном итоге не обойтись, и пытаются сыграть на «индийском факторе» в своей игре с Вашингтоном.

В общем плане, практически все информированные пакистанские аналитики отмечают, что нынешнее плохое состояние пакистано-американских отношений — явление скорее временное, чем приобретшее постоянную динамику. При этом они закономерно отмечают общность коренных интересов Пакистана и США в Афганистане (обеспечение стабильности и предупреждение новой гражданской войны в этой стране после ухода американских войск оттуда) и сильной взаимной заинтересованности друг в друге в том, что касается продолжения борьбы с международным терроризмом. Что же касается таких проблем, как Белуджистан или продолжение налетов американских БПЛА в пакистано-афганском приграничье, то это, по их мнению, не должно резко негативно отразиться на общем уровне пакистано-американских отношений. Скорее, они подвергают критике некоторые элементы будущей стратегии США в Пакистане, при этом прекрасно понимая, что «завязанность» Вашингтона на Афганистане и продолжении его борьбы с международным терроризмом все равно подталкивает его к сохранению стабильный связей с Пакистаном как на гражданском, так и на военном уровнях. А остальное — это, на наш взгляд, тактические ходы пакистанцев, стремящихся оставаться для Вашингтона хотя и «младшим стратегическим партнером», но имеющим при этом свои четко обозначенные национальные интересы и самоуважение. В какую сторону пойдет дальнейшее развитие пакистано-американских двусторонних связей, покажет уже ближайшее время.

52.26MB | MySQL:103 | 0,773sec