Рейтинговый кризис США и ближневосточные фондовые рынки

Понижение рейтинговым агентством Standard&Poor’s (S&P) кредитного рейтинга США с наивысшей отметки ААА до АА+ вызвало панику, если не сказать истерию, на мировых фондовых биржах на всех континентах.

Не исключением оказался и регион Ближнего Востока.

Ведущие фондовые индексы региона начали существенно снижаться в воскресенье и по итогам первой сессии понедельника 8 августа и до настоящего времени продолжают падение.

По сообщению РБК, фондовый индекс Катара DSM 20 потерял 2,5%, индикатор Абу-Даби ADI продемонстрировал трехмесячный минимум (в ходе сессии он снижался на 2,5%), дубайский Dubai Financial Market General Index снизился на 3,68% .

Капитализация фондового рынка Саудовской Аравии, единственного рынка, открытого в субботу, уменьшилась на 5,5%.

Возможно снижение было бы сильнее, если бы не месяц рамадан, когда многие инвесторы просто не торгуют во время поста.

Капитализация израильского фондового рынка 7 августа уменьшилась на 7%.

Израильский индекс «голубых фишек» TA-25 снизился по итогам сес-сии на 6,99% — до 1074,27 пунктов. Индекс широкого рынка TA-100 отступил на 7,2% .

 

Реакция рынков на новость из-за океана достаточно логична, предсказуема и уж конечно не катастрофична, как для мировой экономики в целом, так и для ближневосточной экономики, которая является одним из крупнейших инвесторов в американские ценные бумаги и привязана к американской валюте.

Наибольшие инвестиции в долговые бумаги США имеет Саудовская Аравия, размер которых оценивается более 7% от существующего до увеличения лимита размера госдолга США.

Настроение инвесторов на мировых рынках точно описал Мохаммад Али Ясин, главный директор по инвестициям в САРМ Investment, сказав: «Мы находимся в стадии, когда нестабильная ситуация с мировыми ценными бумагами, а не фундаментальные принципы рыночной экономики, формирует настроения инвесторов».

Однако, как сообщают официальные лица стран Залива, привязка национальных валют к американскому доллару сохранится и отсутствует риск инвестирования в американские казначейские бумаги.

Так, Мохаммед аль-Тамими, заместитель исполнительного директора казначейства центрального банка ОАЭ, заявил: «Мы привязаны к доллару и будет держать его. Мы не видим падения доллара. Потому что проблема заключается не только в США, но и в европейских рынках». Кроме того, г-н Тамими сказал, что нет альтернативы для инвестирования на рынке США, который до сих пор остается «наиболее ликвидным и безопасным рынком».

Главный экономист Национального Коммерческого банка в Эр-Рияде Джармо Котилэйн считает, что в самом большом в мире регионе экспорта нефти создан культ доллара, «но мы находимся в переломном моменте, который вынуждает людей подвергать сомнению роль доллара и основные принципы американской экономики», сказал он.

Не входящий в ОПЕК Оман заявил, что будет придерживаться американских казначейских инструментов и не принимать «иррациональных решений» после снижения рейтинга.

 

Между тем, за всеобщей биржевой паникой мало кто делал попытку анализировать происходящее.

Что же в реальности означает понижение рейтинга с ААА до АА+?

Рейтинг ААА означает, что должник обладает наивысшим уровнем кредитоспособности, а ожидания по кредитным рискам самые низкие из возможных. Рейтинги данного уровня присваиваются только в случае исключительно высокой способности своевременно погашать финансовые обязательства и вероятность негативного влияния на способность надлежащего исполнения обязательств со стороны предсказуемых обстоятельств очень низка.

Рейтинг АА+, второй по уровню надежности должника в первой группе рейтингов категории «А», означает, что должник обладает очень высокой кредитоспособностью, а ожидания по кредитным рискам очень низки. Должник имеет очень высокую способность своевременно погашать финансовые обязательства. Подверженность этой способности влиянию предсказуемых обстоятельств незначительна.

Как видно, даже на слух воспринять разницу между двумя рейтингами достаточно непросто.

В самом деле, где разница между понятиями «наивысший» и «очень высокий», «очень низка» и «незначительна»?

Изменилась бы степень опьянения человека после выпитой бутылки водки крепостью 40 градусов или 39 градусов? Рухнуло бы строение, если бы из него вынули один кирпич? Маловероятно.

Также и с понижением рейтинга.

Сработал скорее психологический факт, так как событие произошло впервые в истории государства, считавшегося фундаментом мировой экономики.

Одним из первых малозначительность факта понижения рейтинга была отмечена, кстати, заместителем министра финансов РФ С. Сторчаком, который, говоря об объеме вложений резервных фондов, сказал: «Нет, мы не будем пересматривать, потому что большой разницы между AAA и AA+ нет».

Нельзя забывать и о том, что понижение рейтинга не было абсолютно неожиданным. О возможности понижения рейтинга S&P предупреждало правительство США еще в апреле.

 

Абстрагируясь от фундаментального анализа, который так любят биржевые аналитики и экономисты, рассуждая обывательски, справедливый кредитный рейтинг США, вероятно, должен был бы быть спекулятивного, а не инвестиционного уровня, в группе «В».

Давать в долг под проценты соседу, размер совокупного долга которого превышает размер его годового дохода и в перспективе лишь увеличивается, предприятие больше рискованное, чем инвестиционное.

Чтобы избежать дефолта сосед должен либо проявлять чудеса финан-совой изобретательности и быть финансовым гением, либо иметь собствен-ный печатный станок и периодически печатать необходимое количество ничем не обеспеченной наличности.

Штатам удается и то, и другое.

Кроме того, никакая формальная логика применительно к экономической модели США не работает.

Главный постулат, давно и успешно заложенный в мировое сознание, заключается в следующем: Америка – супердержава во всех аспектах этого значения, американская валюта – базовая резервная валюта, на которой зиждется монетарная политика большинства стран.

В подтверждение этого, и чтобы никто вдруг на секунду не усомнился, президент США Барак Обама заявил, что: «Рынки будут расти и падать, но это США. Независимо от того, что скажут некоторые агентства: мы всегда были и всегда будем страной трех А».

 

Рассуждая о влиянии американского кризиса на ближневосточные фондовые рынки и экономику в целом, ближневосточные финансовые аналитики, отмечают, что гораздо большую опасность, чем понижение кредитного рейтинга, представляет собой падение мировых цен на нефть.

Падение сцены на нефть ниже 70$ за баррель вызовет негативное воздействие на региональную экономику, отмечает Шакил Сарво, руководитель управления активами в Securities & Investment Co (SICO) в Бахрейне, тогда как снижение биржевых индексов и спад котировок напротив, может открыть новые привлекательные возможности для инвестиций.

Цена нефти на мировых биржах на фоне американского негатива начала существенно падать, однако, уже со среды 10 августа вновь стала показывать рост.

 

Полагаю, что ближневосточные фондовые рынки, вслед за мировыми площадками будут чутко реагировать взлетами и падениями на любые сколько-нибудь значительные события мировой экономики.

Однако, являясь в значительной степени сырьевыми экономиками, при положительной конъюнктуре нефтегазового рынка, экономическое положение государств Ближнего Востока останется стабильным.

 

1.http://top.rbc.ru/economics/07/08/2011/609230.shtml

2.http://top.rbc.ru/economics/07/08/2011/609239.shtml

52.24MB | MySQL:103 | 0,589sec