Ситуация в Судане и Южном Судане: июль 2011 г.

9 июля стало днем рождения нового государства на карте Африки – Республики Южный Судан /РЮС/. Как бы завершая длительный и болезненный процесс развода, накануне этой даты Хартум признал независимость Джубы. «Республика Судан объявляет, что она признает Республику Южный Судан в качестве независимого государства в границах, установленных 1 января 1956г., — объявил по государственному телевидению министр по делам канцелярии президента Бакри Хасан Салех. – Правительство Судана обязуется реализовать положения Всеобъемлющего мирного соглашения /ВМС/ от 2005 года и урегулировать все проблемы, оставшиеся после референдума».

ВМС, подписанный Севером и Югом под давлением США и Великобритании, прекратил продолжавшуюся 22 года кровопролитную гражданскую войну и открыл дорогу референдуму о независимости Южного Судана, который был проведен в январе с.г. В ходе голосования около 99 проц. принявших участие в референдуме проголосовали за отделение Южного Судана. После референдума остались нерешенными ряд ключевых вопросов, и в частности, о разделе доходов от экспорта нефти, делимитации границы и статусе спорного региона Абьей.

Президент Судана Омар аль-Башир ранее обещал, что после референдума его страна первой признает независимость РЮС, и он фактически выполнил это обещание. Он же в качестве почетного гостя посетил Джубу 9 июля, когда там проводились торжественные мероприятия по случаю провозглашения независимости. РЮМ немедленно признали великие державы – Россия, Китай, США, а также Европейский союз и входящие в него страны.

Наша справка: РЮС имеет общие границы с Эфиопией, Кенией, Угандой, ДРК и ЦАР. Площадь страны – 589,7 тыс.кв км, что составляет 24 проц. от площади прежнего Судана. Население – свыше 8,5 млн человек, что составляет примерно 20 проц. от численности населения прежнего Судана. Официальный язык РЮС – английский, широко распространен также арабский язык. Вооруженные силы РЮС представлены Суданской народно-освободительной армией, ее численность оценивается в 140 тысяч человек.

Еще 7 июля парламент Южного Судана ратифицировал временную конституцию РЮС. Ее текст утвердил 9 июля первый президент РЮС Сальва Киир, католик по вероисповеданию, выходец из племени динка.

11 июля состоялся телефонный разговор между Кииром и премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху, в ходе которого последний предложил помощь своей страны. «Народ Израиля желает успеха вашей стране. Мы знаем, насколько сложно начинать с нуля, — заметил, в частности, Нетаньяху. – У нас есть опыт, и мы оказали помощь многим африканским странам в строительстве объектов инфраструктуры, развитии сельского хозяйства». Согласно израильским СМИ, многочисленные израильские эксперты уже работают в Южном Судане. Речь идет, в частности, о военных и специалистах в области сельского хозяйства.

16 июля Тегеран заявил, что Иран «с уважением» относится к выбору народа Южного Судана. До этого иранские власти неоднократно критиковали западные страны за их содействие расколу Судана.

18 июля на церемонии ввода в обращение новой валюты РЮС – южносуданского фунта – Киир предложил всем госчиновникам, имеющим вклады в зарубежных банках, вернуть их в свою страну. Ранее, 12 июля, президент О. аль-Башир объявил, что его страна намерена предпринять ряд срочных мер для улучшения ситуации в экономике, и в частности, ввести новую валюту, ограничить госрасходы и увеличить налоги. Уже 24 июля Судан выполнил первый из перечисленных пунктов. Новые банкноты украшены картой страны в ее новых границах.

Накануне провозглашения независимости РЮС громкое заявление сделал исторический лидер дарфурских повстанцев Абдельвахид Мохамед Нур. Он пообещал свергнуть исламский режим в Хартуме и заменить его светским государством, «напоминающим Южный Судан». «Мы заранее поздравляем наших коллег и наших братьев из Южного Судана с днем независимости, — заявил проживающий в Найроби лидер одной из фракций Суданской освободительной армии – Мы намерен освободить Северный Судан и создать там либеральное, светское и демократическое государство, напоминающее Южный Судан. Наша миссия заключается в изменении этого исламского фундаменталистского режима. Война продолжится не в Дарфуре, а в Хартуме». Эти слова Нура не обещают спокойной жизни суданскому режиму.

В июле сложной оставалась обстановка в Южном Кордофане. Этот штат формально относится к Северному Судану, но многие его жители в ходе гражданской войны /1983 – 2005гг./ поддерживали южан.

7 июля США заявили, что считают «жизненно необходимым» сохранение присутствия ООН в Южном Кордофане после достижения независимости Южным Суданом. По мнению представительницы США в ООН Сюзан Райс, структуры ООН должны продолжать в этом штате заниматься распределением гуманитарной помощи, контролем за соблюдением режима прекращения огня, защитой гражданского населения. Она подчеркнула, что администрация Обамы «чрезвычайно встревожена» решением Хартума потребовать вывода персонала ООН «из Южного Кордофана, штата Голубой Нил и других регионов, относящихся к Северному Судану». Райс пообещала, что Вашингтон использует весь свой дипломатический вес «для того, чтобы убедить суданское руководство не настаивать на преждевременном выводе персонала ООН из состава Миссии ООН в Судане /Minus/».

Присутствие миротворцев ООН в Южном Кордофане действительно необходимо. Как следует из подготовленного ООН доклада, распространенного СМИ 15 июля, армия и спецслужбы северян «систематически атаковали мирное нубийское население, и эти атаки могут в случае их подтверждения классифицироваться как преступления против человечности и военные преступления». В докладе перечисляются 37 случаев внесудебных расправ и одновременно констатируется, что действительность может быть намного хуже. Религиозные деятели и правозащитники уже обвинили Хартум в этнических чистках в Южном Кордофане.

По данным из Южного Кордофана, сотни обитателей гор Нуба, ранее поддерживавшие южан, готовятся вновь взять в руки оружие. Альянс между нубийцами и Суданским народно-освободительным движением /СНОД/ сложился еще в начале 90-х годом прошлого столетия, когда Хартум попытался арабизировать регион и навязать ему шариат. Лидеры нубийцев, как и исторический лидер южносуданских повстанцев Джон Гаранг /погиб в 2005г. в катастрофе вертолета/, выступают за федеративное демократическое устройство Судана. Их движение, представленное фракцией СНОД Южного Кордофана, готовы поддержать сторонники южан из штата Голубой Нил.

19 июля самое боеспособное из числа действующих в Дарфуре повстанческих движений – Движение за справедливость и равенство /ДСР/ — объявило, что его бойцы совместно с антиправительственными формированиями Южного Кордофана атаковали позиции суданской армии в 25 км к югу от административного центра Южного Кордофана – города Кадугли. Факт их совместных действий зафиксирован впервые. Согласно представителю ДСР, в результате этой атаки были убиты свыше 100 солдат правительственных войск, хотя последние пользовались поддержкой боевых вертолетов и переоборудованных в бомбардировщики самолетов типа «Антонов» ВВС Судана. Эта информация была опровергнута представителями суданской армии.

За неделю до этого руководителю ДСР упомянули о возможности повторения рейда отрядов этой организации на столицу Судана Хартум, как это было сделано в мае 2008г.

23 июля действующая в Южном Кордофане северная фракция правящего на Юге СНОД заявила, что продолжит вооруженную борьбу против центральных властей. Одновременно она сообщила, что переговоры с Хартумом возможны, но только через посредника и вне территории Судана. Эти заявления прозвучали после состоявшейся несколькими днями ранее в Южном Кордофане встречи между руководителем «северной» фракции СНОД Маликом Агаром, его заместителем Абдельазизом аль-Хилу и генеральным секретарем СНОД Ясиром Арманом.

9 июля по решению Совета Безопасности ООН Minus прекратила свое существование. Ее место заняла Миссия ООН в РЮС /Minuss/. Вывод подразделений Minus из Северного Судана должен завершиться 31 августа. Персонал и техника Minus войдут в состав Minuss и сил ООН в Абьей. Согласно резолюции ООН, состав Minuss определен в количестве 7 тысяч солдат и 900 человек гражданского персонала. В Абьей начиная с 21 июля развертываются 4,2 тыс. «голубых касок» из Эфиопии, после чего, как предполагается, из этого региона уйдут суданские солдаты.

Сложной в июле оставалась обстановка как в самом Южном Судане, так и на его границе с Севером.

3 июля Джуба объявила, что в результате совершенного накануне авианалета северян в штате Единство погибли 3 человека, 17 получили ранения. Эта информация была тут же опровергнута Хартумом.

По распространенным 7 июля данным ООН, с начала года в различных междоусобицах в Южном Судане погибли свыше 2360 человек, в том числе 500 – в июне, т.е. накануне достижения независимости. Такое больше число погибших в июне было связано с серией столкновений между племенами лу нуэр и мурл в штате Джонглей, вспхнувших после взаимных обвинений в кражах скота.

Похоже, достижение Южным Суданом независимости – только начало «парада суверенитетов» на территории, которая до недавнего времени называлась Суданом. Примеру Южного Судана постараются последовать и другие периферические зоны прежнего Судана, это лишь вопрос времени. В то же время своими военными операциями последних месяцев Хартум продемонстрировал, что он сделает все возможное, чтобы не допустить дальнейшего раскола страны. Но хватит ли у него сил и средств? Ведь Судан, и без того пораженный острейшим социально-экономическим кризисом и имеющий внешний долг в 38 млрд долларов, с отделением Юга потеряет 37 проц. своих доходов.

52.31MB | MySQL:103 | 0,554sec