Размышления о терактах против Израиля

Последние события в арабском мире, и, прежде всего в Египте и Сирии, оказывают самое непосредственное влияние на перспективы развития ситуации по линии палестино-израильского конфликта. Возникла реальная вероятность прихода к власти Египте и Сирии сил, которые ставят на повестку дня ревизию своих отношений с Израилем. Пока непонятно, в какой точно степени те же «братья-мусульмане» будут контролировать властные структуры в новом Египте, но совершенно однозначно, что в очень значительной (от 40 до 60% депутатских мест в новом парламенте по некоторым прогнозам). Но дело даже не совсем в них: пересмотр договоренностей с Израилем является общим лейтмотивом практически всех политических сил нынешнего Египта. Отсюда и осторожная инициатива министра обороны Израиля Э.Барака, который предложил опередить события и выйти на переговоры о внесении в мирный договор с Египтом новых статей. Правда, речь идет в основном об усилении военного присутствия египтян в «демилитаризованном» Синае. Израиль уже согласился на предложение Каира разместить на полуострове 1,5 египетских военнослужащих, мотивируя это осложнением ситуации и террористическими угрозами Израилю с территории Синайского полуострова.

Имеется ввиду события, связанные с инфильтрацией оттуда на территорию Израиля палестинских террористов, которые совершили теракты и вступили в бой с израильским патрулем. История эта очень странная, и хотя во всем тут же немедленно были обвинены хамасисты, представляется, что дело обстоит в данном случае не совсем так.

Начнем с того, что ХАМАСу такое обострение ситуации не нужно сейчас не в каком виде. У него идет трудный диалог с руководителем ФАТХа и ПНА М.Аббасом по кандидатуре нового палестинского премьер-министра, не ясна ситуация в Сирии и т.п. Более того, разведслужбы ХАМАСа еще в июле с.г. располагали информацией о том, что готовятся крупные провокации, которые должны развязать Израилю руки в осуществлении крупномасштабной военной операции в секторе Газа. В качестве «инструмента» назывались исламистские структуры, которые контролируются бывшим руководителем палестинских спецслужб М.Дахланом, который находится сейчас в опале и добрых чувств к М.Аббасу, а тем более к руководителям ХАМАС не испытывает. Сторонники М.Дахлана в свое время концентрировались именно на территории Синая и готовились войти в Газу во время операции «Литой свинец».

Это очень похоже на правду, причем здесь явно прослеживается несколько версий.

1. Это недопущение наметившегося союза между ФАТХом и ХАМАСом, что чревато срывом различного рода инициатив в ООН в отношении «признания нового независимого палестинского государства». Сразу оговоримся, что вероятность этого на сегодняшний день мала, как абсолютно неясны перспективы самого этого альянса.

2. Создание удобного повода и фона для организации израильской широкомасштабной военной операции против инфраструктуры ХАМАС в секторе Газа. С учетом того, как быстро «закончился обмен ударами» после, в общем-то, масштабного теракта можно сделать только один вывод: стороны явно не настроены сейчас воевать «в долгую», а все силовые воздействия друг на друга в основном преследовали цель «поддержать свой социальный статус». Да и США с учетом последних событий на Ближнем Востоке и Северной Африке просто бы не допустили такого развития событий.

3. Атака была спровоцирована египетскими военными через подконтрольные им палестинские организации с целью мотивировать перед Израилем свое желание резко увеличить свое военное присутствие на Синайском полуострове. Эта цель в принципе достигнута, в связи с чем именно эта версия произошедшего кажется нам наиболее логичной. Египетские военные стремятся сейчас нарастить силы на Синае в условиях обострившегося противостояния с бедуинскими племенами. Эта история за право свободно заниматься контрабандой и получения «равных прав» в туристическом секторе длится еще со времен Мубарака, но теперь это приобрело особое значение с учетом общей неразберихи во властных структурах и освобождением из египетских тюрем ряда бедуинских шейхов. Вообще любую террористическую активность в этом регионе (как ранее это было в эпизоде с обстрелом якобы «Аль-Каидой» территории Израиля с позиций на Синайском полуострове) необходимо первоначально рассматривать именно через призму противостояния бедуинских племен и центральных властей, во главе чего стоят прежде экономические трения. Кстати, те же бедуины всячески противятся открытию КПП на границе с сектором Газа, так как они сразу же теряют всю прибыль от функционирования системы тоннелей.

ХАМАС во всей этой истории играет второстепенную роль. Ему сейчас не этого. В движении идут серьезные дискуссии о будущих политических ориентирах. С одним из них в руководстве, похоже, определились: политбюро официально проинформировало Дамаск о том, что ХАМАС будет соблюдать нейтралитет в условиях гражданской войны, и не будет предоставлять своих бойцов и территорию лагерей ни одной из сторон конфликта. Несмотря на обтекаемость этой формулировки, речь идет об отказе пддерживать силовыми методами режим Башара Асада. Это стратегический выбор сделан явно в пользу Анкары, с которой ХАМАС теперь связывает свое будущее. Как представляется, по мере обострения конфликта в Сирии, пропорционально будет усиливаться и политическое присутствие ХАМАСа в Турции.

52.23MB | MySQL:103 | 0,551sec