Ситуация в Алжире: август 2011 г.

Самым громким в прямом и переносном смысле событием августа в Алжире стал теракт, совершенный 26 августа двумя боевиками-смертниками у въезда на территорию межвидовой военной академии Национальной народной армии /ННА/ АНДР в г.Шершелли /100 км к западу от Алжира/. Сильный взрыв прогремел вечером, 10 минут спустя после начала ифтара – вечернего разговения в период месяца мусульманского поста рамадан. В результате теракта погибли 18 человек, в том числе 16 военнослужащих, несколько десятков получили ранения. Среди погибших военных были двое сирийских офицеров и один тунисский.

В распространенном 28 августа коммюнике «Аль-Каида в странах исламского Магриба» /АКМ/ взяла на себя ответственность за этот теракт, которым хотела «отомстить Алжиру за его поддержку ливийского режима Муамара Каддафи». В документе утверждалось, что исламисты выбрали именно эту цель, поскольку военная академия в их глазах является «самым важным символом алжирского государства».

Как водится в таких случаях, АКМ привела иные данные о погибших и пострадавших в результате теракта. Она утверждала, что «по меньшей мере 36 человек погибли, свыше 35 получили ранения».

По версии АКМ, события в тот вечер разворачивались следующим образом. Первый из смертников /его боевой псевдоним – Абу Нух/, имевший на себе взрывное устройство и гранату, смог проникнуть в кафе, где собрались для принятия пищи слушатели академии. Он сначала бросил в помещение гранату, а затем, войдя в кафе, привел в действие пояс смертника. Две минуты спустя к кафе на мопеде подъехал второй смертник – Абу Анас. Он привел в действие взрывное устройство среди толпы тех, кто пытался покинуть место первого взрыва.

Теракт 26 августа был не единственным в Алжире в прошедшем месяце, совпавшем примерно по времени с рамаданом. Это произошло несмотря на то, что власти заблаговременно перевели на усиленный вариант несения службы основные силовые структуры. Особое внимание уделялось при этом охране внешних границ страны, мечетей, рынков, других мест скопления населения.

1 августа АКМ распространила в Интернете видеозапись, подтверждающую гибель несколькими днями ранее Абделькахара Бельхаджа – сына второго лица в иерархии ныне запрещенного Исламского фронта спасения /ИФС/ Али Бельхаджа. Как сообщила 27 июля алжирская газета «Ан-Нахар», 23-летний Бельхадж-младший был убит двумя днями ранее в 60 км к востоку от Алжира в момент, когда он вместе с двумя другими боевиками готовился совершить в столице АНДР теракт в качестве смертника. Ранее, в 2006г., он вступил в ряды АКМ. В 2009г. суд г.Тизи-Узу заочно приговорил Бельхаджа-младшего к смертной казни за участие в серии терактов. В видеозаписи, которую озвучил представитель АКМ Салах Абу Мохаммед, перечислялись, в частности, «заслуги» убитого на фронтах джихада.

14 августа террорист-смертник подорвал себя при входе в полицейский участок в центре города Тизи-Узу. В результате теракта ранения получили 29 человек, в том числе 8 полицейских и 2 китайца. Ответственность за этот теракт тут же взяла на себя АКМ.

Рост числа терактов в Алжире, в том числе с использованием смертников, наблюдатели связывают с гражданской войной в Ливии и усилением возможностей АКМ. В самом деле, в 2009г. в Алжире не было зафиксировано ни одного теракта с использованием смертников, в 2010г. – один. Зато в текущем году число таких терактов заметно выросло. Еще одна закономерность этих терактов – террористы практически отказались от практики использования заминированных машин, а предпочитают либо нательные взрывные устройства, либо мотоциклы, что делает их менее уязвимыми. Кроме того, все чаще смертники работают парами, когда «второй номер» подрывает тех, кто собрался оказывать помощь пострадавшим от первого взрыва. Ранее все эти приемы «Аль-Каида» неоднократно опробовала в Ираке.

При достаточно последовательной первоначально политике Алжира в отношении событий в Ливии /АНДР заявила о своем строгом нейтралитете и до сих пор не признала Переходный национальный совет — ПНС/, похоже, наметился раскол по взглядам на ситуацию в соседней стране в правящей коалиции. 23 августа исламистское Движение общества мира /ДОМ/ приветствовало падение режима Каддафи. «ДОМ поздравляет ливийский народ с достижением свободы и отказом от прошлого», — отмечалось в заявлении партии, близкой по идеологии к египетским «Братьям-мусульманам».

В сформированную в 2004г. пропрезидентскую правящую коалицию кроме ДОМ входят национал-консервативный Фронт национального освобождения /ФНО/ и Национальное демократическое объединение /НДО/. НДО возглавляет премьер-министр АНДР Ахмед Уяхья.

Уже в последние дни августа алжирское руководство, по всей видимости, приняло решение постепенно отойти от своей прежней позиции в отношении ПНС в сторону более «прагматичной». Через считающуюся близкой к военной верхушке газету «Аль-Ватан» была сделана «утечка», согласно которой президент АНДР Абдельазиз Бутефлика якобы отказался говорить с Каддафи, который попытался связаться с главой Алжира по телефону.

Согласно «источникам, близким к канцелярии президента Республики», «это не в первый раз, когда Каддафи или кто-либо из его эмиссаров пытались войти в контакт с президентом с целью организации возможных переговоров». «Но алжирская позиция – ясная и нейтральная, — пояснили эти «источники». – Мы отказываемся вмешиваться во внутренние дела Ливии». К этому времени Алжир уже принял «по гуманитарным причинам» нескольких родственников полковника, включая его дочь Аишу.

По словам все тех же «источников» «Аль-Ватан», ПНС был якобы заранее осведомлен о готовившемся переезде родственников Каддафи в Алжир. «Я могу вас заверить, что все это было сделано с согласия и при гарантиях безопасности со стороны некоторых участников ливийского ПНС», — утверждал один из источников. В этой связи представляется, что именно алжирские власти могут точно знать, где после падения Триполи находится Каддафи. Относительно последнего они больше всего опасаются, что его «последним жестом отчаяния ради выживания» может стать вступление в союз с АКМ. Возможно, именно это опасение и подвигло Алжир на определенное изменение его позиции?

Та же «Аль-Ватан», не раз подтверждавшая свою осведомленность в национальных и региональных делах, в августе представила многообещающее предположение, согласно которому туареги из стран Сахеля были лишь временными союзниками Каддафи в войне с формированиями ПНС за Ливию. Их целью, равно как и целью АКМ в этом конфликте было массированное получение оружия с разграбленных складов того, что раньше называлось ливийской армией. Против кого теперь применят это оружие туареги и исламисты в Сахеле? Будут они действовать сообща или порознь? Возможно, уже очень скоро мы узнаем ответы на эти вопросы. Один вывод «Аль-Ватан» в этой связи представляется достаточно интересным. По мнению газеты, если те и другие пустят в ход это оружие, такое развитие ситуации будет выгодно только западным странам, которые получат предлог для военного присутствия в этом богатом полезными ископаемыми регионе.

В августе Алжир обозначил свою позицию и относительно событий в Сирии. Похоже, это становится правилом хорошего тона для многих арабских – и не только — стран – выступать в роли прозападных менторов, когда это касается других. Словно забыв о событиях весны 2001г. в Кабилии, представитель МИД АНДР Амар Белани заявил, что Алжир сожалеет в связи с насилием в Сирии. Он призвал все сирийские стороны «к мудрости и к представительному национальному диалогу». При этом были сказаны и следующие слова: «Алжир, не вмешиваясь во внутренние дела других стран, постоянно подтверждает свою приверженность полному и всеобъемлющему суверенитету арабских стран и их единству, равно как он уважает законные чаяния народов на свободу, демократию и развитие».

Август принес несколько новостей относительно военного и военно-технического сотрудничества /ВТС/ Алжира с Россией, и не только с ней. Как сообщил официальный представитель ВВС России полковник Владимир Дрик, впервые за учениями ВВС и ПВО «Боевое содружество –2011» стран-участниц Объединенной системы ПВО СНГ, которые пройдут в сентябре – октябре с.г., будут наблюдать военные из Алжира, Индии и Сирии. В учениях принимают участие, в частности, подразделения ПВО, на вооружении которых находятся зенитно-ракетные комплексы /ЗРК/ С-300, С-200, С-125, С-75, «Круг» и «Бук». Нетрудно заметить, что некоторые из этих комплексов указанные страны либо уже купили, либо намерены купить.

В ходе 10-го Международного авиакосмического салона МАКС-2011 заместитель главы «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин сообщил, что Алжир поставил вопрос о создании совместных предприятий по производству запчастей к некоторым видам вооружений. «Все контракты с этой страной по линии ВТС выполняются, — отметил Комардин. – Они касаются ремонта кораблей, закупки техники по тематике ВВС, ВМС, Сухопутных войск и ПВО».

«Сейчас алжирская сторона ставит вопрос о передаче технологий, в том числе о создании совместных предприятий по производству хотя бы запчастей для ранее поставленной техники», — сообщил Комардин. По его словам, для проработки этой темы «создана рабочая группа под эгидой Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству».

В августе пресс-служба итальянской компании «Финкантьери» объявила, что минобороны Алжира заказало итальянской кораблестроительной промышленности десантный транспорт снабжения. Заказ получила фирма Orizzonte Sistemi Navali, контролируемая компанией «Финкантьери».

52.3MB | MySQL:103 | 0,469sec