Размышления о судьбе египетско-израильского мирного договора

Судя по всему, скоро Ливии и Сирии как основным поставщикам новостей с Ближнего Востока серьезную конкуренцию вновь составят сводки с «египетско-израильского фронта». Налицо очередной виток обострения отношений Израиля с Египтом, что даже потребовало эвакуацию фактически всего персонала израильского диппредставительства на родину после захвата демонстрантами посольства Израиля в Каире. Формальным поводом для этого послужили события на Синае, когда израильская армия «по ошибке» нанесла удар по египетскому патрулю, приняв его за группу террористов. Эпизод, который при Хосни Мубараке закончился бы официальными извинениями и компенсациями, в нынешнем Египте приобрел характер некого всплеска «национального самосознания».

Но у этих событий в Каире существуют и свои объяснения. Ничего не бывает просто так или от нечего делать. Во-первых, резкое обострение египетско-израильских отношений необходимо отнести к издержкам политической гонки в самом Египте, в связи с предстоящими парламентскими выборами. Вновь формируемые и «старые» политические партии используют любой повод для поднятия своего рейтинга у избирателей, а «израильский фактор» не использует для этого только ленивый. Кстати, данный момент прекрасно иллюстрирует, что, несмотря на почти тридцатилетний мирный договор, сознание египетского обывателя по-прежнему находится где-то на уровне войны 1973 года. В этой связи в воздухе все активнее и активнее начинается появляться «призрак» пересмотра условий Кемп-Дэвидского договора, правда при этом не совсем понятно, конкретно каких, но это на нынешнем этапе развития политической системы Египта и неважно. Пока видно только одно более или менее конкретное требование Каира: пересмотр условия статуса демилитаризации Синайского полуострова. Как мы уже говорили, это вызвано в первую очередь непростыми отношениями центрального правительства и синайской бедуинской «вольницы». По большому счету, глобальных проблем такая ревизия договора для Израиля вызвать не должна, и этот вопрос можно уже было бы полюбовно решить. Но для военного правительства в Каире нынешняя антиизраильская истерия нужна еще и для того, чтобы постараться выпустить «пар» на сторону. Неугомонные демонстранты начинают вплотную подбираться к самому главе военной «хунты» Тантауи, подозревая его, да и все командование вооруженных сил, в не совсем правильной позиции во время революционных событий. Исход в общем-то логичный: революция требует новых жертв. В атаке на прежнее ( оно же нынешнее) армейское руководство есть свой глубинный смысл. Основным политическим силам Египта, и прежде всего тем же «братьям-мусульманам», нужна сильная армия, но абсолютно не нужно ее старое руководство. Начиная свой поход во власть, исламистам просто необходимо вывести армию «за скобки» политического поля, превратив ее в боеспособный, но второстепенный в политических баталиях инструмент.

Отсюда «защитная реакция» египетских военных, которые стараются перенаправить «народный гнев» на иной объект. И согласитесь, что лучше Израиля кандидата на эту роль найти сложно. Отсюда же и комплименты в сторону Турции, руководство которого начинает новый виток своей антиизраильской кампании. Турецкий премьер-министр Р. Т.Эрдоган объявил о своем намерении посетить сектор Газа во время своего предстоящего визита в Каир, а к берегам Израиля летом должна была отправиться очередная «Флотилия свободы». На прошлой неделе Анкара заявила о сворачивали всех торговых и военных связей с Израилем. Это серьезная заявка на лидерство в делах БВУ. Несомненно, что Турция в настоящее время приобретает дополнительные акции на этом направлении, что доказывает ее позиция по «сирийскому досье». Турецкие руководители взяли курс на установление тесных контактов с представителями «братьев-мусульман» в арабских странах, особенно тех, в которых уже произошли «горячие фазы» т.н. «революций», и исламисты идут на выборы. ХАМАС в данном контексте является составной частью мирового движения «братьев», и позиция Турции в его отношении является ясным посланием всему «Зеленому Интернационалу». Такая позиция принципиальна важна для египетских «братьев», которые, несомненно, рассматривают ХАМАС как своего союзника на Ближнем Востоке с перспективой его прихода к власти в руководстве ПНА (или каком-то ином палестинском государственном образовании) в самом недалеком будущем.

Такая же позиция и у сирийских «братьев», которые проводят сейчас активные консультации с турецким руководством в Анкаре, и из-за этого даже не приехали в составе объединенной делегации сирийской оппозиции в Москву. Понятно, что основной союзник по захвату власти (и политически, и географически) в Сирии для них сейчас Турция. Как следствие, ХАМАС официально во время недавнего визита руководителя политбюро Х.Машаля в Каир заявил о своем «полном нейтралитете» в отношении событий, которые происходят сейчас в Сирии. И в этом тоже проявляется позиция египетских «братьев» и Анкары.

Сейчас в Вашингтоне и Брюсселе многие задаются вопросом о реальности пересмотра израильско-египетского мирного договора. Представляется, что этого не произойдет. Такой пересмотр означает для Каира моментальную конфронтацию не только с Израилем, но и с Западом, от которого Египет сильно зависим экономически, какие бы правительства его не возглавляли. Египет не Иран с его углеводородами, и позволить себе открытую фронду он просто не может. Как не может он и воевать. Любая «заваруха» самым негативным образом скажется на двух ключевых секторах экономики: добыче газа и туристическом бизнесе, которые и так (особенно турбизнес) находятся в нелучшем состоянии. Таким образом, нынешнее обострение ситуациинеобходимо рассматривать прежде всего как отголоски внутриполитических разборок, и не более.

52.29MB | MySQL:106 | 0,913sec