Ситуация в Тунисе: август 2011 г.

Начавшийся в августе рамадан принес в Тунис относительное умиротворение, хотя в середине месяца отмечалась вспышка народного гнева, обрушившаяся на правительство Беджи Каида ас-Себси. Демонстрантов, вновь требовавших радикализации демократических преобразований и даже новой революции, с помощью проверенных методов — дубинок и слезоточивого газа — разогнала полиция. Премьер-министр выразил твердость своего намерения довести страну до демократических выборов в Учредительное собрание. Весь ход событий (принятие Закона о выборах в Учредительное собрание, составление списка избирателей, издание декретов о порядке проведения избирательной кампании и т.д.) свидетельствует о том, что выборы пройдут в срок.

Вместе с тем, в Тунис в августе прилетал представитель ООН для ведения переговоров с враждующими сторонами ливийского конфликта, однако о факте встречи ливийских повстанцев с сторонниками М. Каддафи достоверной информации так и не поступило. 21 августа Тунис официально признал повстанческий Переходный национальный совет (ПНС) в качестве единственной легитимной власти в Ливии. 18 августа Тунис отозвал своего посла в Сирии в знак протеста против неоправданного применения силы против демонстрантов.

Внутренняя политика

В августе продолжился суд над функционерами прежнего режима и членами семьи свергнутого президента З.А. Бен Али, которые оказались замешаны в крупных коррупционных делах. В числе подсудимых среди прочих фигурировали бывшие министр юстиции Башир ат-Теккари и министр транспорта Абдурахим аз-Завари. Однако 4 августа все обвинения с первого были сняты, а 5 августа так же из-под ареста вышел второй.

Упомянутые события вызвали негодование публики, но еще больше вопросов породил побег во Францию практически со скамьи подсудимых Саиды аль-Акраби. Она была сподвижницей супруги экс-президента Лейлы Трабелси, руководила Тунисской организацией матерей. Ей удалось 30 июля улететь из тунисского международного аэропорта «чудом», в тот момент, когда ее отпустили из-под следствия по одному делу, но, якобы, не успели выдать ордер на арест по другому. В связи с этим 9 августа министерство юстиции сообщило об увольнении судьи Неджиба Муави, виновного в заминке в делопроизводстве. В это время в СМИ начали распространяться слухи, что люди З.А. Бен Али до сих пор остались во власти и «безнаказанно гуляют на свободе». Это, а также недовольство слишком высокими ценами на продукты в рамадан послужило фоном для очередного всплеска народного протеста.

15 августа митинг за отставку правительства Беджи Каида ас-Себси собрал сотни человек перед здание МВД. С плакатами «Хотим новую революцию!», «МВД – террористы», «Народ требует падения режима!» толпа прошла по центру столицы. Один из участников акции сказал: «Ничего не изменилось. Мы хотим новой революции, а правительство должно уйти в отставку». По его словам, тунисцы устали от «медлительности правительства в проведении политических реформ».

Одновременно другая демонстрация, насчитывавшая порядка 2 тысяч участников, стартовала от здания Всеобщего союза тунисских трудящихся (ВСТТ). Профсоюзные деятели вышли под знаменем «Сохранить достижений революции!». Перед зданием биржи труда, в свою очередь, прошли пикеты с требованием решить насущные проблемы: снизить цены и обеспечить занятость работу.

В конце концов, силы слились в общую демонстрацию, в которой к прежним прибавились лозунги: «Нет возврату назад! Нет нео-дустуровской шайке!», «Тунисцы хотят чистки в стране!». Манифестанты требовали судебных разбирательств в отношении коррупционеров и гарантии независимости судебной власти. Тунисская полиция применила для разгона демонстраций слезоточивый газ и дубинки. «Революция не завершена», – прокомментировал события генеральный секретарь ВСТТ Абдессалям Джеррад. В тот же день демонстрации были организованы в г. Сфакс, где на митинги вышли около тысячи человек.

18 августа тунисский премьер Беджи Каид ас-Себси отреагировал на случившееся сорокаминутным выступлением. Он подчеркнул, что ради предстоящих выборов в Учредительное собрание временное правительство «делает невозможное». Он напомнил, что Тунис еще недавно находился в состоянии абсолютной анархии. Перед тунисским обществом сейчас стоит ряд острых проблем – это 700 тыс. безработных, отрицательные темпы экономического роста в первом полугодии 2011 г. и 900 тыс. беженцев из Ливии. Каид ас-Себси напомнил, что в СМИ вернулась свобода слова, были увеличены зарплаты госслужащих внутренних районов страны (что прошло без участия профцентра и вызвало с его стороны критику).

Тунис в августе полным ходом готовился к предстоящим 23 октября выборам в Учредительное собрание, вследствие чего члены правительства и других органов власти остались без летних каникул.

5 августа был обнародован подписанный временным президентом Туниса Ф. Мебазаа окончательный (после поправок) вариант Закона о выборах Учредительного собрания, проект которого предложила Комиссия по достижению целей революции в мае 2011 г.

Предполагается, что в составе Учредительного собрания будет 217 депутатских мест, из которых 18 предназначены для кандидатов, которых изберут тунисцы, проживающие за рубежом. Предстоящие выборы будут одноступенчатыми и пройдут в 33 округах. Избирательная кампания назначена на 1-21 октября, составление списков кандидатов в орган, которому предстоит принять новую конституцию, начнется в начале сентябре. За границей избирательная кампания стартует 28 сентября и завершается 18 октября. Голосование также пройдет раньше, чем в Тунисе – с 20 по 22 октября. Партийные списки, согласно требованию властей, должны включать хотя бы одного кандидата моложе 30 лет (минимальный возрастной порог – 23 года).

Между тем, в Тунисе, видимо, не ожидается высокая явка избирателей на предстоящих выборах, поскольку до 14 августа, когда истек срок составления списков избирателей, зарегистрировались в избирательных округах лишь 3,8 млн чел., т.е. 55% населения Туниса с правом голоса. Списки избирателей, хранящиеся в базе данных МВД, не будут использованы, т.к. признаны фальсифицированными. Для голосования тунисцам будет достаточно предъявить удостоверение личности (в особых случаях – загранпаспорт). Высшая избирательная комиссия оценила численность имеющих право голоса тунисцев в 7 млн человек. Учет граждан, проживающих за пределами страны, не проводился, но отмечается, что их численность колеблется в пределах 600 – 800 тыс. человек.

До 12 октября смогут зарегистрироваться в избирательных округах лица с изменившимся статусом, дающим им право голоса. Например, те, кто с 15 августа к этому моменту достигнет совершеннолетия. Не имеют по долгу службы право голоса военнослужащие, работники служб безопасности, судебных и таможенных органов и некоторые другие категории граждан.

Исследование, проведенное арабско-американским исследовательским центром «аль-Барометр аль-арабий лид-димукратия», результаты которого были опубликованы 17 августа, выявило, что уровень доверия премьер-министру среди тунисцев значительно снизился. В апреле 2011 г. Каиду ас-Себси доверяло 62% опрошенных тунисцев, а в августе 2011 г. только 26,5% респондентов. Возможно, в этом кроется политическая пассивность тунисцев, не спешащих регистрироваться в избирательных округах.

Политическая ситуация, к тому же, осложняется повышением роли религии в политике и разногласиями между партийными деятелями и структурами власти. То и дело слышаться призывы, с одной стороны, ввести многоженство, а с другой – учитывать равенство полов, особенно в наследовании имущества (дискриминацию лишь в этом пункте светские преобразования первого президента Туниса Х. Бургибы обойти не смогли). Сбивает с толку многочисленность партий, которых в августе 2011 г. было уже немногим более сотни.

Кризис легитимности переживает Комиссия по достижению целей революции (полное название: Высшая комиссия по достижению целей революции, политическим реформам и демократическому переходу, la Haute instance pour la realisation des objectifs de la revolution, de la reforme politique et de la transition democratique), из состава которой вышли представители движения «Ан-Нахда», партии Республиканский конгресс, Партии реформы и развития. Одна из партий-фаворитов будущих выборов – Демократическая прогрессивная партия заморозила в Комиссии членство. Между тем, Комиссия продолжает законотворческую деятельность. 11 августа она начала обсуждение нового закона о прессе и СМИ. На счету Комиссии разработка Республиканского пакта и проекта нового Закона о партиях, который еще не утвержден правительством.

Внешняя политика

15 августа в Тунис прибыл представитель ООН для переговоров по ливийскому конфликту, однако достоверной информации о факте встречи ливийских повстанцев с сторонниками М. Каддафи не поступило. 16 августа Мустафа Абдель Джалиль, глава Переходного национального совета Ливии опроверг факт каких-либо переговоров с правительством М. Каддафи и со спецпредставителем ООН в Ливии. Между тем накануне тунисский военный источник сообщил, что переговоры прошли на тунисском о. Джерба.

В августе по причине неоднократного нарушения тунисско-ливийской границы с ливийской стороны Тунис вынужден был оказывать сопротивление незаконному проникновению на свою территорию. 20 августа тунисская армия дала отпор проникновению ливийской бронетехники (около 5-8 машин) на территорию страны. На приграничной территории разбился тунисский военный вертолет с двумя членами экипажа на борту. О причинах падения вертолета не сообщалось, но были предположения, что его сбили ливийские военные. 24 августа Тунис закрыл границу с Ливией, когда бои на ливийской территории подобрались к г. Завара, что в 60 км. от тунисской границы. 28 августа, после того, как КПП Рас Джедир на ливийской стороне границы стали контролировать силы ПНС, запрет на передвижение был снят.

21 августа Тунис официально признал повстанческий Переходный национальный совет в качестве единственной легитимной власти в Ливии. Между тем, М. Каддафи заявил, что признание ПНС законным правительством Ливии странами Запада и некоторыми государствами региона не имеет значения. 22 августа тунисский премьер Каид ас-Себси по телефону поздравил ливийских повстанцев с взятием столицы — г. Триполи.

22 августа тунисские СМИ сообщили, что раскрыт заговор о планировавшемся подрыве посольства одной из арабских стран в Тунисе с целью дестабилизации обстановки. Об этом тунисской армии, якобы, рассказал сдавшийся ливийский военный, бежавший в Тунис. В СМИ высказали предположение, что это могли быть посольства Катара или ОАЭ, т.к. эти государства поддержали ливийских повстанцев.

17 августа Тунис отозвал своего посла из Сирии для консультаций, в знак протеста против силового подавления антиправительственных демонстраций.

23 августа тунисцы вышли на митинг солидарности с палестинским народом. Они несли плакаты «Один народ от Маракеша до Бахрейна», «Газа – символ нашей мощи», «Народ хочет освободить Палестину!», осуждая эскалацию насилия на Святой Земле.

Таким образом, Тунис готовится к предстоящим 23 октября 2011 г. выборам Учредительного собрания в условиях недоверия временному правительству, которое стремится нормализовать обстановку, что, по сути, удается. Незначительные столкновения манифестантов с полицией случаются то тут, то там, но не имеют массового характера, как прежде. Кроме того, Тунис позиционирует себя как новая демократия, готовая поддерживать повстанческие движения других арабских стран, борющихся за демократические ценности и против закостенелых диктатур.

62.92MB | MySQL:105 | 1,070sec