Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12-18 сентября 2011 года)

На минувшей неделе наиболее важные события в регионе были связаны с Ливией и Египтом. Совет Безопасности ООН 16 сентября единогласно принял резолюцию № 2009, которая ослабила ряд санкций, введенных ранее в отношении Ливии. В Египте 17 сентября было объявлено, что первые после свержения режима Х. Мубарака парламентские выборы должны пройти с 21 ноября 2011г. по 22 января 2012г.

Генеральный секретарь Лиги арабских государств Н. аль-Араби заявил 16 сентября, что эта организация оказалась неспособной разрешить кризисы, происходящие в арабском мире, и настало время принимать решения в отношении будущего межарабской политической структуры.

16 сентября Генеральная Ассамблея ООН поддержала предложение о предоставлении Переходному национальному совету (ПНС) Ливии права предоставлять эту страну в ООН, а Совет Безопасности принял резолюцию № 2009, которая ослабила санкции, введенные в отношении Ливии. В частности, это касается работы ливийского центрального банка и национальной нефтяной компании. Совбез также учредил миссию ООН для помощи Ливии. 12 сентября Китай признал ПНС единственной законной властью в Ливии.

Между тем обстановка в стране остается нестабильной. Часть ливийской территории продолжают контролировать сторонники М. Каддафи. На минувшей неделе вооруженные отряды ПНС вели тяжелые бои с войсками каддафистов в районе городов Сирт и Бени-Валид. Авиация НАТО наносила ракетно-бомбовые удары по этим городам.

На прошедшей неделе Ливию посетили ряд высокопоставленных иностранных визитеров. Так, 14 сентября в Триполи находился помощник госсекретаря США Дж. Фелтман, выразивший поддержку Вашингтона новым ливийским властям и заявивший о необходимости установить единый контроль над всеми вооруженными отрядами повстанцев. 15 сентября Триполи посетили президент Франции Н. Саркози и премьер-министр Великобритании Д. Кэмерон, которые пообещали оказать Ливии разностороннюю помощь в восстановлении страны, а также заявили, что британская и французская авиация продолжит операцию до ликвидации последних очагов сопротивления сторонников М. Каддафи. 16 сентября в Ливии с визитом побывал премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. Наряду с выражением поддержки ПНС он призвал всех ливийцев «не проливать кровь друг друга». Тем временем генеральный секретарь НАТО А. Ф. Расмуссен высказал опасение, что Ливия может оказаться в руках исламских экстремистов, если в ближайшее время в стране не будет создано постоянное правительство.

Глава ПНС М. А. Джалиль заявил 12 сентября, что умеренный ислам будет «основным источником законодательства в новой Ливии». М. А. Джалиль также сообщил, что страны, оказавшие помощь ПНС, получат приоритетное право при заключении нефтяных контрактов, добавив, что контракты, заключенные при режиме М. Каддафи, «будут соблюдаться, но часть из них может быть пересмотрена из-за коррупции».

Организация «Международная амнистия» на минувшей неделе обвинила новые ливийские власти в военных преступлениях, призвав ПНС прекратить репрессии и аресты. При этом было заявлено, что преступления, совершенные повстанцами, носят гораздо «меньший масштаб», чем те, которые совершили сторонники Каддафи.

Сложная обстановка сохраняется в Египте, где активизируют свои действия противники правящего в стране военного режима. На площади Ат-Тахрир в Каире 16 сентября прошел митинг (не очень многочисленный) демократических партий и организаций. Его участники требовали скорейшей передачи власти гражданскому правительству и протестовали против недавнего ужесточения положений закона о чрезвычайном положении. Исламисты из Партии свободы и справедливости (ПСС) и «Аль-Джамаа аль-исламии» в акции не участвовали. Вместе с тем, руководство ПСС заявило, что оппозиция не позволит провести в стране выборы в условиях действия закона о чрезвычайном положении, потребовав его немедленной отмены. Во многом под давлением оппозиционных партий и организаций власти 17 сентября объявили, что выборы в Народное собрание (нижнюю палату парламента) начнутся 21 ноября и пройдут в три этапа до 3 января 2012г., а выборы в верхнюю палату (Консультативный совет – Шура) должны состояться 22 января 2012г. При этом депутаты будут избираться тольк по партийным спискам.

13-14 сентября в Египте с визитом находился премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган. Он выступил с речью на заседании ЛАГ по ближневосточным проблемам, поддержав создание палестинского государства в границах до войны 1967г. и в очередной раз подвергнув резкой критике политику Израиля. В свою очередь, египетские «братья-мусульмане» раскритиковали Р. Т. Эрдогана за его высказывание о том, что Египту нужна светская конституция. Исламисты назвали это заявление примером «типичного иностранного вмешательства» в дела АРЕ, а также обвинили Эрдогана в стремлении превратить Турцию в «доминирующее государство» на Ближнем Востоке. В ходе визита главы турецкого правительства в Каир стороны подписали пакет экономических и торговых соглашений и создали Совет стратегического сотрудничества с целью, как было официально объявлено, повышения уровня двустороннего экономического и культурного сотрудничества.

Премьер-министр АРЕ И. Шараф не исключил, что в мирный договор с Израилем 1979г. могут быть внесены изменения в случае возникновения такой необходимости. Израиль потребовал от Египта официальных разъяснений по данному вопросу. В Каире 17 сентября прошли переговоры глав правительств Египта И. Шарафа и Эфиопии М. Зенауи. По их завершении И. Шараф сообщил о намерении создать группу технических экспертов для всестороннего изучения вопросов, связанных со строительством Эфиопией «Великой дамбы возрождения» на Ниле. Ранее, при режиме Х. Мубарака Каир категорически выступал против сооружения этой дамбы.

В Сирии продолжается жесткое противостояние между правящим режимом и силами оппозиции. На минувшей неделе правительственные войска проводили операции против мятежников на севере страны вблизи границы с Турцией и на северо-западе у границы с Ливаном. Выступления оппозиции прошли в городах Хомс, Хама, Дейр-эз-Зор, Деръа, в окрестностях Дамаска и некоторых других местах. Представители сирийской оппозиции 15 сентября объявили в Стамбуле о создании Национального совета Сирии (НСС), как органа «поддержки усилий сирийского народа в его справедливой борьбе за свободу и демократию, по свержению диктаторского режима в Сирии и созданию гражданского, многопартийного и демократического государства». Основными задачами НСС провозглашены: «защита государственных институтов, приверженность мирному принципу революции, национальному единству». В состав совета вошли 140 сирийских политических эмигрантов и 70 представителей оппозиции, находящихся в САР. В окрестностях Дамаска 17 сентября прошло собрание с участием свыше 200 оппозиционеров, потребовавших от правительства прекращения репрессии в отношении участников акций протеста. Власти проведению мероприятия не препятствовали. Ранее, 12 сентября представители сирийской оппозиции встретились в Каире с генсеком ЛАГ Н. аль-Араби, заявив, что оппозиционеры не желают вступать в диалог с президентом САР Б. Асадом. Со своей стороны, сирийские власти проводят в Дамаске, Алеппо и других городах «форумы широкого диалога» с участием представителей общественности, в т. ч. оппозиционных кругов.

Министры иностранных дел стран-членов ЛАГ 13 сентября призвали руководство САР предпринять шаги по прекращению насилия и проведению в стране национального диалога. Днем ранее с более жестким заявлением выступили руководители внешнеполитических ведомств аравийских монархий, потребовавшие от правительства Сирии «остановить машину убийств» и начать реформы. Президент России Д. Медведев заявил, что Москва исходит из того, что по Сирии необходимо принять такую резолюцию, которая будет жесткой, но, в то же время, сбалансированной и адресованной как официальным властям САР, так и оппозиции. Д. Медведев также выступил против введения новых санкций в отношении Сирии.

Руководство Палестинской национальной администрации твердо намерено добиваться для Палестины полного членства в ООН. Это подтвердил 16 сентября в своем обращении к нации руководитель ПНА М. Аббас. Причем в случае, если США заблокируют решение вопроса в Совете Безопасности, палестинцы обратятся к Генеральной Ассамблее ООН. Против планов ПНА выступают США, Израиль и радикальное палестинское движение ХАМАС, которое считает, что данный шаг приведет к признанию Государства Израиль, против чего исламисты категорические возражают.

Президент Йемена А. А. Салех поручил вице-президенту страны А. Р. Хади в течение недели заключить соглашение о мирной передаче власти в республике, но оппозиция требует, чтобы этот документ подписал лично глава государства. Тем временем в столице Йемена Сане и некоторых других городах не прекращаются многотысячные демонстрации с требованием немедленной отставки А. А. Салеха, который не намерен покидать свой пост до избрания законного преемника. В Сане 18 сентября при разгоне демонстрации оппозиции погибли свыше 20 и получили ранения до 200 человек. Совет по правам человека ООН потребовал от властей Йемена прекратить насилие в отношении мирного населения.

Массовые антиправительственные демонстрации проходят в Бахрейне. Ведущие шиитские партии страны призвали население бойкотировать намеченные на 24 сентября довыборы депутатов парламента. В Ираке вновь обострились отношения между шиитской и суннитской общинами. Поводом для этого стало убийство 12 сентября в западной (суннитской) провинции Анбар 22 шиитских паломников. В Иордании оппозиции не удалось провести массовую демонстрацию протеста у посольства Израиля в Аммане. В акции 16 сентября приняли участие всего около 300 человек.

В столице Афганистана Кабуле исламистские боевики 13 сентября осуществили крупное террористическое нападение на иностранные военные и дипломатические представительства, а также некоторые афганские государственные учреждения. Бои с боевиками завершились 14 сентября. Президент Афганистана Х. Карзай после террористических нападений в столице пообещал прекратить любые контакты с террористами.

Иран стал проявлять в отношениях с МАГАТЭ «большие транспарентности, чем прежде», заявил гендиректор агентства Ю. Амано. Вместе с тем, он призвал Тегеран прояснить вызывающие озабоченность вопросы по ядерной деятельности, в т. ч. связанные с разработкой ядерных боезарядов для ракет. Это необходимо для того, «чтобы агентство могло предоставить надежные гарантии по поводу отсутствия в Иране незаявленного ядерного материала и незаявленной ядерной деятельности, а также могло сделать вывод, что весь ядерный материал в Иране используется исключительно в мирных целях». В Тегеране заявили, что пуск Бушерской АЭС не означает, что Иран должен остановить свою ядерную программу.

Турция отказалась от посредничества США в урегулировании кризиса в отношениях с Израилем. В Анкаре заявили, что нормализация отношений возможна лишь после израильских извинений в связи с инцидентом с т. н. «флотилией мира» в 2010г. Турция — страна-кандидат на присоединение к Евросоюзу — предупредила, что заморозит все отношения с ЕС, если Республика Кипр займет в 2012 г. пост председателя этой организации.

Кипр в ближайшее время начнет разведку углеводородов на своем шельфе, несмотря на протесты Турции, заявил 18 сентября президент этой страны Д. Христофиас.

Власти Судана запретили деятельность 17 политических партий, имеющих связи с Южным Суданом. В Хартуме мотивируют свои действия тем, что большинство лидеров и членов запрещенных партий находятся на южносуданской территории и являются гражданами другого государства. Судан и Южный Судан 18 сентября подписали соглашение об обеспечении безопасности на границе между двумя странами (ок. 2000 км) с целью снизить напряженность в приграничных районах.

Приложение

Военно-морские силы Турции

Военно-морские силы Турции (55 тыс. человек) являются самостоятельным видом национальных ВС и предназначены для решения следующих основных задач:

— ведение боевых действий на морских ТВД с целью уничтожения группировок противника в море и базах, нарушение его коммуникаций (как самостоятельно, так и в составе группировок объединенных ВМС НАТО);

— защита собственных морских коммуникаций (до 90 проц внешней торговли страны осуществляется морем);

— содействие сухопутным войскам в операциях на приморских направлениях;

— высадка морских десантов и отражение десантов противника;

— обеспечение охраны и обороны морских портов;

— участие в операциях по противодействию терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, контрабанды, а также в борьбе с браконьерством и незаконной миграцией;

— участие в международных миротворческих и гуманитарных операциях или проведение их самостоятельно.

Организационно ВМС состоят из четырех командований: военно-морского флота (основа ВМС), Северной и Южной военно-морских зон, учебного. Зона ответственности командования Северной военно-морской зоны включает в себя Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы, районы Черного моря вдоль побережья Турции. В зону ответственности командования Южной морской зоны входят районы у берегов Турции в Эгейском и Средиземном морях. Высшим соединением турецких ВМС является флотилия однородных сил (подводных, надводных, амфибийно-десантных, минно-тральных кораблей, ракетных и патрульных катеров). Каждая флотилия состоит из 2-5 дивизионов кораблей (катеров).

Командующий ВМС подчинен непосредственно начальнику генштаба ВС Турции. Штаб военно-морских сил находится в Анкаре. Главная военно-морская база – Гельджюк (Мраморное море), наиболее крупные военно-морские базы – Стамбул, Эрегли (Черное море), Измир (Эгейское море), Мерсин и Искандерун (обе на Средиземном соре). В оперативном подчинении командующего ВМС находится береговая охрана (2,1 тыс. человек, 70 патрульных катеров, 3 базовых патрульных самолета и 8 вертолетов).

Корабельный состав флота представлен 94 боевыми кораблями, 52 боевыми катерами и примерно 80 вспомогательными судами. Морская авиация (900 человек) имеет на вооружении 6 самолетов базовой патрульной авиации и 21 противолодочный и поисково-спасательный вертолет. Морская пехота (3,1 тыс. человек) представлена полком.

Ударную силу ВМС Турции составляют фрегаты (23), подводные лодки (14, все неатомные) и ракетные катера (26). Главным оружием фрегатов являются противокорабельные ракеты «Гарпун», зенитные и противолодочные ракетные комплексы. По своим боевым возможностям турецкие подводные лодки сопоставимы с греческими, но уступают израильским, которые оснащены крылатыми ракетами дальнего действия, способными поражать наземные цели. Кроме того, в составе ВМС имеется 19 минных тральщиков, 30 десантных кораблей, 10 патрульных и 16 десантных катеров.

Морская авиация ВМС Турции не имеет на вооружении ударных самолетов. Для действий в интересах флота выделяются подразделения военно-воздушных сил. Регулярно проводятся учения и другие мероприятия по отработке взаимодействия сил флота и ВВС.

Строительство ВМС осуществляется в соответствии с долгосрочной программой развития национальных вооруженных сил до 2012 г. В настоящее время ведется разработка новой программы военного строительства Турции.

Характерной чертой турецких ВМС является постоянное наращивание и совершенствование их возможностей. Прежде всего, это осуществляется путем постепенного обновления и модернизации корабельного состава. Страна располагает развитой судостроительной промышленностью, но отдельные корабли строятся за рубежом. Помощь в проектировании, постройке, техническом оснащении и вооружении кораблей и катеров оказывают главным образом Германия, Швеция, Норвегия, США и Южная Корея. В настоящее время ведется строительство двух корветов типа «Мильгем» с использованием технологий «стелс» в конструкции корпуса, двух ракетных катеров, двух минных тральщиков, двух ракетных и восьми патрульных катеров. Корветы типа «Мильгем» располагают повышенными возможностями для ведения разведки и несения патрульной службы. Планируется постройка шести фрегатов УРО-ПВО проекта TF-2000 нового поколения (первый корабль должен быть заложен в 2014 г.). Фрегаты будут оснащены боевой информационно-управляющей системой Aegis. Также планируется постройка еще десяти корветов типа «Мильгем», шести подводных лодок немецкого проекта 214, до десяти танко-десантных кораблей, новых минно-тральных кораблей типа «Алания», учебного корабля. Будет происходить обновление и наращивание парка самолетов и вертолетов морской авиации. Повышенное внимание уделяется созданию отвечающих современным требованиям систем управления силами флота и оружием, особенно тех, которые позволяют эффективно противостоять ассиметричным угрозам (системы раннего обнаружения и предупреждения, системы контроля морских границ и др.). Разрабатываются новые образцы вооружения для кораблей и катеров.

ВМС Турции принимают участие в коалиционных военных (в рамках НАТО), миротворческих и гуманитарных операциях. Так, турецкие корабли участвовали в борьбе с сомалийскими пиратами в Аденском заливе и Индийском океане. В 2011 г. турецкие моряки эвакуировали из Ливии несколько тысяч иностранных граждан, а группа боевых кораблей (подводная лодка, четыре фрегата и вспомогательное судно) были направлены в центральную часть Средиземного моря для участия в натовской операции по контролю за соблюдением эмбарго на поставки оружия в Ливию. Турецкие ВМС являются постоянными участниками военно-морских учений НАТО в средиземноморском бассейне, а совместно с флотами Болгарии, Румынии, Украины и российским Черноморским флотом проводят учения «Блэксифор». Кроме того, турецкие корабли задействуются в операции НАТО в Средиземном море и Гибралтарском проливе по защите судоходства от террористов, борьбе с наркоторговлей и незаконным оборотом оружия. С 2006 г. флот обеспечивает безопасность транспортировки нефти из трубопровода Баку — Тбилиси – Джейхан в Средиземном море. Особое внимание командование ВМС уделяет охране и обороне проливной зоны Босфор — Дарданеллы.

По информации СМИ, турецкое правительство недавно одобрило новую военно-морскую стратегию страны, получившую название «Операция Барбаросса – Эгейский щит» (названа в честь османского адмирала-корсара XVI века Хайреддина Барбароссы). Принятие этого документа связывают главным образом с происходящим в последнее время ухудшением турецко-израильских отношений, намерениями Анкары не допустить работ по разведке и последующей разработке месторождений природного газа на кипрском шельфе в пределах исключительной экономической зоны Республики Кипр и амбициозными планами руководства страны по превращению Турции в региональную сверхдержаву.

По утверждению премьер-министра страны Р. Т. Эрдогана, Турция не стремится к военному противостоянию с Израилем, но флот должен быть «готов к любому сценарию, даже самому худшему». Планируется перевести часть сил флота из Черного и Мраморного морей в восточное Средиземноморье. Речь идет о двух фрегатах, двух корветах, нескольких ракетных катерах и судах обеспечения. Постоянное патрулирование вод ближневосточного региона будет нести корабельное соединение, состоящее из четырех фрегатов и судна обеспечения с подразделением коммандос на борту. Не исключается и конвоирование боевыми кораблями гражданских судов в восточной части Средиземного моря при переходе в сектор Газа. Для прикрытия с воздуха создаваемой усиленной группировки ВМС выделяются самолеты, базирующиеся на авиабазах, расположенных близ Конья на юго-западе Турции и Измира на западе страны. На этих базах размещены тактические истребители F-16C/D.

Новая военно-морская стратегия предусматривает значительное расширение операционной зоны национальных ВМС в целом. Так, турецкие боевые корабли и суда обеспечения планируется направлять для несения постоянного боевого дежурства в Адриатическое и Красное моря, а также в Индийский океан.

Таким образом, военно-морские силы Турции представляют собой современный, технически хорошо оснащенный и динамично развивающийся вид вооруженных сил, способный решать задачи как самостоятельно, так и в составе объединенных ВМС НАТО.

52.27MB | MySQL:103 | 0,471sec