Судан: ситуация с миссией ООН

На фоне ожидаемой военной активности в Дарфуре накаляются страсти и по поводу нахождения миссии ООН в этом регионе. Хартум категорически против не только по вопросу расширения под любыми предлогами мандата ЮНАМИД, но и ее нахождения в стране в принципе.

В июле с.г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию 2003, в которой вновь подтвердил мандат ЮНАМИД в Дарфуре на очередной год, при этом правда не расширив (как ожидалось) ее мандат. Предполагалось, что ЮНАМИД возьмет на себя ряд функций по мониторингу ситуации на границе Cудана и Республики Южный Судан, чтобы предотвратить дальнейшее нарастание возможной эскалации напряженности между сторонами. Этому категорически воспротивился Хартум, более того миссия ЮНАМИД уже в зоне своей «традиционной ответственности» в Дарфуре начинает испытывать все более возрастающий прессинг со стороны суданских властей.

В резолюции 2003 по сравнению с предыдущей аналогичной резолюцией годичной давности допущена формулировка «способствовать защите мирного населения через активную деятельность в виде патрулирования районов повышенного риска в зоне ответственности миссии». Это оговорка вызвала резкую реакцию Хартума, который через своего министра иностранных дел А.Карти выразил полное неприятие указанного текста и пригрозил аннулировать миссию ЮНАМИД как таковую на своей территории. Это мотивировалось тем, что «данные действия не подпадают под условия соглашения между Хартумом и руководством гибридной миссии ООН-Афросоюза». Именно последнее обстоятельство останавливает Хартум от реальных шагов по прекращению мандата ЮНАМИД, поскольку в таком случае ему придется идти на жесткую конфронтацию с руководством Афросоюза. Отсюда пока только дипломатические демарши, и всяческое противодействие деятельности миссии. В частности только за этот год зафиксировано рекордное количество т.н. «ограничений» (117 случаев), предпринятых суданскими военными в отношении ооновских патрулей. То есть, говоря проще, им просто не дают посещать некоторые районы.

Хартум мотивирует свои действия «негативной реакцией общественного мнения внутри страны» на действия ооновских миротворцев. Здесь во главу угла ставится тезис «о недопустимости повторного задействования модели, которая привела к разделу страны». То есть Хартум явно испытывает сильную тревогу по вопросу усиления центробежных тенденций, чему лишним подтверждением являются события в штатах Голубой Нил и Южный Кордофан. Поэтому суданское руководство выступает категорически против любого иностранного посредничества в этих вопросах, справедливо опасаясь возникновения новых «всеобъемлющих мирных соглашений» и повторения «южносуданского сценария». А он возможен, по оценке суданских властей, только при условии международной поддержки сепаратистов под предлогом «защиты гуманитарных ценностей»…

Кроме того, расширение мандата ЮНАМИД входит в явное противоречие с планами суданского военного командования по вопросам противодействия повстанческим группировкам в Дарфуре. Налицо две противоречащие друг другу тенденции: Хартум проводит жесткую линию по ликвидации лагерей для перемещенных лиц, а ЮНАМИД соответственно расширяет их границы, мотивируя это «защитой мирного населения». Вопрос принципиальный, поскольку только после улучшения судано-чадских отношений в Дарфур вернулось порядка 11 тыс. беженцев, которые тут же отправились не в места своего прежнего проживания, а в лагеря для перемещенных лиц. Излишне говорить, что среди них фактически нет сторонников Хартума. При этом, кстати, суданцы открыли гуманитарные коридоры в районы, которые ранее контролировали повстанцы (Джебаль Марра), и куда, по идее, должны были вернуться беженцы из Чада.

Одновременно Хартум очень настороженно относится к идеям некоторых членов Совбеза ООН объявить Дарфур «бесполетной зоной». Такой сценарий сразу же лишает суданскую армию авиационной поддержки, как одного из основных механизмов воздействия на активность повстанцев. Кроме того, все прекрасно помнят, чем закончилось объявление «бесполетной зоны» в той же Ливии.

Есть и еще одно соображение, которое преследует Хартум. Его показная жесткость в вопросах лимитирования иностранного присутствия на своей территории связана и с тем, что Вашингтон фактически отказался от ранее данных суданскому руководству обещаний по снятию экономических санкций, исключения Судана из списка «стран-спонсоров терроризма» и решению проблемы долгов. Напомним, что об этом говорил президент США Б.Обама, жестко увязывая такие шаги с полным выполнением ВМС и образованием нового государства в Южном Судане. Хартум в этой связи чувствует себя обиженным и обманутым, и не собирается предпринимать никаких новых шагов-уступок. Кстати, этот момент прекрасно иллюстрирует «реалистичный подход» Вашингтона и его политику «по налаживанию отношений с мусульманским миром».

52.32MB | MySQL:103 | 0,476sec